Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
методическая разработка на тему
Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 127
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района
Методическая разработка
социально-педагогического сопровождения учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
РАЕНКОВОЙ АННЫ АРКАДЬЕВНЫ
Санкт-Петербург, 2016
Методическая разработка
социально-педагогического сопровождения учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
Цель:
- изучение проблематики систематических прогулов;
- выявление причин, приводящих к пропускам занятий у учащихся;
- разработка социально-педагогических, учебно-воспитательных и административных мер по устранению этих причин.
Участники:
Директор ГОУ, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, классные руководители, учителя предметники, социальный педагог, ученики с данной проблемой и их родители.
Особенностью данного ОУ является отсутствие социально-психологической службы сопровождения, как объединяющей структуры, состоящей из соответствующих специалистов по работе с проблемными подростками.
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ
- Об образовании. Закон РФ.
- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон.
- Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приказ №731 от 01.07.2005
- Информационно-методическое письмо по совершенствованию работы органов управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних №1405 от 7.07.2005
- Устав ГОУ средняя школа №127 с углубленным изучением английского языка.
Аналитический этап
В 2007-2008 учебном году в школе было проведено анкетирование классных руководителей с целью определения круга проблем детей, обучающихся в 35 классах школы. (Приложение 1: «Анкета для классных руководителей»)
Всего в школе обучается 825 учеников[1]*
из них:
в 15 классах начальной школы — 359 учеников[2]*
в 16 классах средней школы — 364 ученика
в 4 старших классах — 102 ученика
Сложности испытывают 10 % учащихся школы — 81 ребенок
из них:
в начальной школе — 10 % учеников — 35 детей[3]*
в средней школе — 11 % учеников — 41 ребенок
в 4-х старших классах — 5 % учеников — 5 детей
При приблизительно одинаковом количестве детей в начальной и средней школе одинаковое количество детей, испытывают определенные сложности в ходе образовательного процесса.
Проблематика[4]** распределилась следующим образом (по убыванию):
№ | Значимость | 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы |
1 | 1 место | 6% - поведение | 5% - поведение | 3% - общение с одноклассниками |
2 | 2 место | 4% - общение с одноклассниками | 4% - успеваемость, посещаемость, общение с педагогами | 2% - посещаемость |
3 | 3 место | 3% - общение с педагогами | ||
4 | Незначительно | 0% - посещаемость | 0% - негативное событие | 0% - успеваемость, поведение, проблемы в семье |
Подготовительный этап
- обращение к социальному педагогу со стороны классного руководителя относительно пропуска уроков учащегося без уважительной причины;
- обращение родителей или классного руководителя относительно поведения (иногда – психического состояния конкретного ученика или его социальных трудностей)
Основные задачи социального педагога:
1. Сбор, обобщение и синтезирование информации, которая поступает от самого подростка, его одноклассников, его родителей, знакомых, классного руководителя, педагогов-предметников.
2. Параллельное селективное и строго конфиденциальное информирование задействованных лиц, с целью определения границ проблемы, распределения форм контроля и путей помощи и поддержки ребенка.
Введение
Данная схема мероприятий, применяемых к каждому конкретному ученику, может немного варьироваться в зависимости от его индивидуальных особенностей (психологических, социальных, медицинских, семейных). При достижении необходимого результата (т.е. ученик начинает регулярно посещать учебные занятия), в течении четверти сохраняется только контроль посещаемости (пп.1 – 2)
Так как школа несет ответственность за ребенка в учебное время (время, которое ребенок должен находиться на учебных занятиях в школе (или на территории школы) в сопровождении педагога), то ученик, отсутствующий в учебное время в школе без уважительных причин, рассматривается как субъект профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Важно отметить особенности работы данной схемы:
При активной позиции родителей результат достигается сразу же (пп.1 – 3).
В случае пассивной позиции родителей, а также ситуации «вы школа – вы и воспитывайте», процесс затягивается и, в сложных случаях, может повторяться (по циклу пп. 7 – 21).
Схема мероприятий
содержание | участники |
| Социальный педагог |
| классный руководитель, социальный педагог |
| классный руководитель, социальный педагог, родители (опекуны) |
| Социальный педагог, учащийся |
| Социальный педагог, родители (опекуны) |
| Социальный педагог, учащийся, родители |
| директор школы, завуч, родители, учащийся |
| Социальный педагог, родители |
| Директор школы, завуч, классный руководитель, педагоги-предметники, социальный педагог, родители, учащийся |
| Те же |
| Социальный педагог |
| Директор школы, социальный педагог |
| Инспектор ОДН, родители, учащийся |
| Директор школы, социальный педагог |
| Директор, социальный педагог |
| Инспектор ОДН, социальный педагог, родители, учащийся |
| Директор школы, социальный педагог |
| Представители КДН и ЗиП, социальный педагог, учащийся, родители |
| Социальный педагог, классный руководитель |
| Социальный педагог |
| Директор школы, социальный педагог |
На любом этапе ребенок может начать посещать занятия в школе. Это есть достижение результата.
Заключительный этап.
На этом этапе социальный педагог обеспечивает психологическую и учебно-педагогическую поддержку учащегося. Периодически проверяет посещаемость ребенка. Если в течении учебного года ситуация остается стабильной и положительной, то администрация школы может ходатайствовать о снятии учащегося с учета ОДН.
Литература:
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996. – 352 с.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 186 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: «Совершенство», 1998. – 432 с.
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. – СПб.: СПбГУПМ, 1998. – 370 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2000. – 150 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб.: ЗАО «Изд-во «Питер»», 1999. – 416 с.
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. Составители: Шилов Е.В., Иванова В.П., Колеченко А.К., Новоселов В.Н.. – Спб.: СПбГУПМ, 2000. – 223с
[1]* отсутствуют данные по 1В классу
[4]** Для конкретизации проблематики школьных трудностей выделены 7 категорий (см. бланк «Анкеты для классных руководителей» и сводную таблицу №1) и предложена графа «Другое»: она предполагалась для неожиданных происшествий или необычного поведения. То, что в этой графе практически не оказалось сведений, говорит, о достаточности предложенной категоризации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение учащихся
Данная презентация по теме: "Социально-педагогическое сопровождение учащихся" служит для социальных педагогов, в ней приведены документы, которые необходимы для сопровождения учащихся...
Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....
Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"
Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...
Индивидуальная карта социально-педагогического и психологического сопровождения учащегося
Индивидуальная карта заполняется специалистами (педагогами, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом)...
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации....
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...