Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
методическая разработка на тему

Раенкова Анна Аркадьевна

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 127

с  углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района

        

Методическая разработка

социально-педагогического сопровождения учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

РАЕНКОВОЙ АННЫ АРКАДЬЕВНЫ

Санкт-Петербург, 2016

Методическая разработка

социально-педагогического сопровождения учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»

Цель:

-    изучение проблематики систематических прогулов;

  • выявление причин, приводящих к пропускам занятий у учащихся;
  • разработка социально-педагогических, учебно-воспитательных и административных мер по устранению этих причин.

Участники:

           Директор ГОУ, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, классные руководители, учителя предметники, социальный педагог, ученики с данной проблемой и их родители.

Особенностью данного ОУ является отсутствие социально-психологической службы сопровождения, как объединяющей структуры, состоящей из соответствующих специалистов по работе с проблемными подростками.

Нормативно-правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ
  • Об образовании. Закон РФ.
  • Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон.
  • Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон.
  • Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приказ №731 от 01.07.2005
  • Информационно-методическое письмо по совершенствованию работы органов управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних №1405 от 7.07.2005
  • Устав ГОУ средняя школа №127 с углубленным изучением английского языка.

Аналитический этап

В 2007-2008 учебном году в школе было проведено анкетирование классных руководителей с целью определения круга проблем детей, обучающихся в 35 классах школы. (Приложение 1: «Анкета для классных руководителей»)

Всего в школе обучается 825 учеников[1]*

из них:

в 15 классах начальной школы — 359 учеников[2]*

в 16 классах средней школы — 364 ученика

в 4 старших классах — 102 ученика

Сложности испытывают 10 % учащихся школы — 81 ребенок

из них:

в начальной школе — 10 % учеников — 35 детей[3]*

в средней школе — 11 % учеников — 41 ребенок

в 4-х старших классах — 5 % учеников — 5 детей

 При приблизительно одинаковом количестве детей в начальной и средней школе одинаковое количество детей, испытывают определенные сложности в ходе образовательного процесса.

Проблематика[4]** распределилась следующим образом (по убыванию):

Значимость

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

1

1 место

6% - поведение  

5% - поведение

3% - общение с одноклассниками

2

2 место

4% - общение с одноклассниками

4% - успеваемость, посещаемость, общение с педагогами

2% - посещаемость

3

3 место

3% - общение с педагогами

4

Незначительно

0% - посещаемость

0% - негативное событие

0% - успеваемость, поведение, проблемы в семье

Подготовительный этап

  • обращение к социальному педагогу со стороны классного руководителя относительно пропуска уроков учащегося без уважительной причины;
  • обращение родителей или классного руководителя относительно поведения (иногда – психического состояния конкретного ученика или его социальных трудностей)

Основные задачи социального педагога:

1. Сбор, обобщение и синтезирование информации, которая поступает от самого подростка, его одноклассников, его родителей, знакомых, классного руководителя, педагогов-предметников.

2. Параллельное селективное и строго конфиденциальное информирование задействованных лиц, с целью определения границ проблемы, распределения форм контроля и путей помощи и поддержки ребенка.

Введение

Данная схема мероприятий, применяемых к каждому конкретному ученику, может немного варьироваться в зависимости от его индивидуальных особенностей (психологических, социальных, медицинских, семейных). При достижении необходимого результата (т.е. ученик начинает регулярно посещать учебные занятия), в течении четверти сохраняется только контроль посещаемости (пп.1 – 2)

Так как школа несет ответственность за ребенка в учебное время (время, которое ребенок должен находиться на учебных занятиях в школе (или на территории школы) в сопровождении педагога), то ученик, отсутствующий в учебное время в школе без уважительных причин, рассматривается как субъект профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Важно отметить особенности работы данной схемы:

При активной позиции родителей результат достигается сразу же (пп.1 – 3).

В случае пассивной позиции родителей, а также ситуации «вы школа – вы и воспитывайте», процесс затягивается и, в сложных случаях, может повторяться (по циклу пп. 7 – 21).  

Схема мероприятий 

содержание

участники

  1. Постановка на учет у социального педагога (см. «Карта индивидуального учета»)

Социальный педагог

  1. Регулярный контроль посещаемости (см. «Лист посещаемости»)

классный руководитель,  социальный педагог

  1. Регулярное информирование родителей о пребывании-отсутствии их ребенка в школе, в том числе письменно с уведомлением

классный руководитель,  социальный педагог, родители (опекуны)

  1. Индивидуальные беседы с ребенком с целью поиска причин прогулов и возможной коррекции поведения

Социальный педагог, учащийся

  1. Индивидуальные беседы с родителями с целью поиска причин прогулов и дополнительного сбора социально-психологической информации.

Социальный педагог, родители (опекуны)

  1. Возможно, психологическое тестирование учащегося и родителей с целью получения информации о взаимоотношениях между членами семьи, которая могла бы объяснить сложности воспитания данного ребенка (тест школьной тревожности Филлипса, опросник родительского отношения, шкала семейного окружения, анализ семейного воспитания, проективные методы и др.)

Социальный педагог, учащийся, родители

  1. Индивидуальные беседы с родителями и ребенком администрации школы

директор школы, завуч, родители, учащийся

  1. Предложение родителям обращения в соответствующие службы (социально-психологический центр, отдел социального развития, охраны семьи и детства)

Социальный педагог, родители

  1. Вынос проблемы на малый педагогический совет с целью обобщения информации, информирования о трудностях в обучении и возможных способах исправления ситуации

Директор школы, завуч, классный руководитель, педагоги-предметники, социальный педагог, родители, учащийся

  1. Информирования ребенка и его родителей о возможном обращении в отдел по делам несовершеннолетних РУВД с просьбой постановки на учет с целью профилактики правонарушений

Те же

  1. Консультация по проблеме данного ребенка (а также сбор информации) в различных социальных службах, ведомствах и административных органах.

Социальный педагог

  1. Представление в Отдел по делам несовершеннолетних районного управления внутренних дел.

Директор школы, социальный педагог

  1. Предварительная беседа инспектора ОДН РУВД с ребенком и его родителями

Инспектор ОДН, родители, учащийся

  1. Информирование различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Директор школы, социальный педагог

  1. Передача сведений об учащемся в районный отдел образования («Скрытый отсев»)

Директор, социальный педагог

  1. Беседа инспектора ОДН РУВД с ребенком и его родителями с составлением административного протокола

Инспектор ОДН, социальный педагог, родители, учащийся

  1. Представление материалов на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

Директор школы, социальный педагог

  1. Рассмотрение ситуации конкретного ребенка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Представители КДН и ЗиП, социальный педагог, учащийся, родители

  1. Ознакомление с постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участников учебного процесса

Социальный педагог, классный руководитель

  1. Внесение данных по учащемуся в компьютерную базу данных «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», с последующей передачей их в отдел образования

Социальный педагог

  1. Информирование социальных служб, ведомств и административных органов по результатам проведенных мероприятий

Директор школы, социальный педагог

На любом этапе ребенок может начать посещать занятия в школе. Это есть достижение результата.

Заключительный этап.

На этом этапе социальный педагог обеспечивает психологическую и учебно-педагогическую поддержку учащегося. Периодически проверяет посещаемость ребенка. Если в течении учебного года ситуация остается стабильной и положительной, то администрация школы может ходатайствовать о снятии учащегося  с учета ОДН.

Литература:

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
  2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996. – 352 с.
  3. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 186 с.
  4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: «Совершенство», 1998. – 432 с.
  5. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с.
  6. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. – СПб.: СПбГУПМ, 1998. – 370 с.
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2000. – 150 с.
  8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб.: ЗАО «Изд-во «Питер»», 1999. – 416 с.
  9. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. Составители: Шилов Е.В., Иванова В.П., Колеченко А.К., Новоселов В.Н.. – Спб.: СПбГУПМ, 2000. – 223с

[1]* отсутствуют данные по 1В классу

[4]** Для конкретизации проблематики школьных трудностей выделены 7 категорий (см. бланк «Анкеты для классных руководителей» и сводную таблицу №1) и предложена графа «Другое»: она предполагалась для неожиданных происшествий или необычного поведения. То, что в этой графе практически не оказалось сведений, говорит, о достаточности предложенной категоризации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение учащихся

Данная презентация по теме: "Социально-педагогическое сопровождение учащихся" служит для социальных педагогов, в ней приведены документы, которые необходимы для сопровождения учащихся...

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Индивидуальная карта социально-педагогического и психологического сопровождения учащегося

Индивидуальная карта заполняется специалистами (педагогами, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом)...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...