Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.
статья по теме
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения.
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.(слайд№2)
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило чётко обозначить их основные трудности при выполнении любой деятельности:
- слабая ориентация в учебной и практической ситуации,
- непродуманность действий при выполнении определенной задачи,
- невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков,
- неумение анализировать,
- импульсивность действий, неспособность к планированию,
- несамостоятельность,
- отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.
Эти проблемы решаются только комплексно,
а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. И вот тут в деятельности классного руководителя возникают
задачи
социально – педагогического сопровождения каждого учащегося . (Слайд№3)
- овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса
- создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци, самоутверждению и самооценке.
Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: (Слайд№4)
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
- непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: (слайд№5)
- выявление детей группы риска;
- диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
- составление определенной программы профилактики или коррекции;
- воплощение программы в жизнь;
- подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: (слайд№6)
- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
- заинтересованность;
- содействие;
- доверие.
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: (слайд№7)
1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
- личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы;
- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска: (слайд№8)
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, самое главное в диагностике-это педагогическое наблюдение, которое определяет успешность как диагностики, так и последующих мер самой службы сопровождения (слайд №9)
- выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»;
- Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы:
- педагогом-организатором,
- психологом,
- социальным педагогом,
- медицинским работником, учителями-предметниками,
- педагогами дополнительного образования,
- школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
Что включает в себя сама программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска ??
Это:
- Само взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
- организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
- помощь в преодолении учебных затруднений;
- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
- организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
- обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;
- классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения).
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
- Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
- Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
- Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
- Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов;
- классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- приемлемые (позитивные) качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
- каково влияние семьи;
- имеют ли место конфликты в классе и их причины;
- эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. (слайд№10)
- Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
- Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
- Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Если вся работа классного руководителя проведена на должном уровне ,то далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска!
Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждого проблемного ребёнка особой программой социально-педагогической поддержки.
Хочется напомнить всем педагогам принципы работы с детьми группы риска(слайд№11)
1. Не навреди.
2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).
3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому.
4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.
5.Всегда на стороне ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним , рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Задачи социально – педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классного руководителя 1 . Овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса 2 . Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци , самоутверждению и самооценке.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие : -выявление детей этой категории в классе и организация работы с ними ; - непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Ступеньки работы классного руководителя: - выявление детей группы риска ; -диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; -составление определенной программы профилактики или коррекции; -воплощение программы в жизнь; -подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основные принципы организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье : -эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; -заинтересованность ; -содействие ; -доверие
Этапы работы классного руководителя в школе: 1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: личные дела учащихся; результаты медицинского обследования; психолого-педагогические характеристики; результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; результаты диагностирования педагога-психолога; жизнедеятельность учащихся вне школы; в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска: -составляет карту класса по выявлению детей группы риска ; -выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; -составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе
3 этап – Диагностирование детей группы риска. 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «группы риска ». 5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий. 6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Соблюдение этих условий даёт возможность помочь ребёнку и создать условия для компенсации трудностей. Общие правила, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с детьми группы риска - любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе . -необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка -следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации .
1. Не навреди. 2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения ). 3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому. 4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится. 5.Всегда на стороне ребенка. Принципы работы педагога с детьми группы риска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС....
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...