Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.
статья по теме

Лебедева Оксана Анатольевна


Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения.

Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.(слайд№2)

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило чётко обозначить их основные трудности при выполнении любой деятельности: 

  • слабая ориентация в учебной и практической ситуации,
  • непродуманность действий при выполнении определенной задачи,
  • невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков,
  • неумение анализировать,
  • импульсивность действий, неспособность к планированию,
  • несамостоятельность,
  • отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. 

Эти проблемы решаются только комплексно,

 а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. И вот тут в деятельности классного руководителя возникают  

задачи

социально – педагогического сопровождения каждого учащегося . (Слайд№3)

 - овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса

- создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци, самоутверждению и самооценке.

Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации.

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: (Слайд№4)

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 

Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: (слайд№5)

  • выявление детей группы риска; 
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 
  • воплощение программы в жизнь; 
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 

Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: (слайд№6)

  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
  • заинтересованность; 
  • содействие; 
  • доверие. 

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: (слайд№7)

1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: 

  • личные дела учащихся; 
  • результаты медицинского обследования; 
  • психолого-педагогические характеристики; 
  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 
  • результаты диагностирования педагога-психолога; 
  • жизнедеятельность учащихся вне школы; 
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 

2 этап - Выявление учащихся группы риска: (слайд№8)

  • составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 
  • выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; 
  • составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, самое главное в диагностике-это педагогическое наблюдение, которое определяет успешность как диагностики, так и последующих мер самой службы сопровождения     (слайд №9)

  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; 

  • Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы:
  •  педагогом-организатором,
  • психологом,
  • социальным педагогом,
  • медицинским работником, учителями-предметниками,
  •  педагогами дополнительного образования,
  •  школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 

Что  включает в себя сама программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска ??

Это:

  • Само взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 
  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 
  • помощь в преодолении учебных затруднений
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 

       защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей      ближайшего окружения

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий; 

  • классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). 

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение 

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; 

  • классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 
  • участие учащегося в общественной жизни класса; 
  • приемлемые (позитивные) качества личности; 
  • взаимоотношения со сверстниками; 
  • досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); 
  • каково влияние семьи; 
  • имеют ли место конфликты в классе и их причины; 
  • эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности). 

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 

На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.

 

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. (слайд№10)

  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 
  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 
  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Если вся работа классного руководителя проведена на должном уровне ,то далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска!

Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждого проблемного ребёнка особой программой социально-педагогической поддержки. 

Хочется напомнить всем педагогам принципы работы с детьми группы риска(слайд№11)

1. Не навреди.

2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).

3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому.

4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.

5.Всегда на стороне ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет ГБОУ школы№320 Тема выступления: Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения . Подготовила Лебедева О.А .

Слайд 2

Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним , рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Слайд 3

Задачи социально – педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классного руководителя 1 . Овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса 2 . Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци , самоутверждению и самооценке.

Слайд 4

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие : -выявление детей этой категории в классе и организация работы с ними ; - непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».

Слайд 5

Ступеньки работы классного руководителя: - выявление детей группы риска ; -диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; -составление определенной программы профилактики или коррекции; -воплощение программы в жизнь; -подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Слайд 6

Основные принципы организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье : -эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; -заинтересованность ; -содействие ; -доверие

Слайд 7

Этапы работы классного руководителя в школе: 1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: личные дела учащихся; результаты медицинского обследования; психолого-педагогические характеристики; результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; результаты диагностирования педагога-психолога; жизнедеятельность учащихся вне школы; в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

Слайд 8

2 этап - Выявление учащихся группы риска: -составляет карту класса по выявлению детей группы риска ; -выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; -составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе

Слайд 9

3 этап – Диагностирование детей группы риска. 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «группы риска ». 5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий. 6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Слайд 10

Соблюдение этих условий даёт возможность помочь ребёнку и создать условия для компенсации трудностей. Общие правила, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с детьми группы риска - любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе . -необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка -следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации .

Слайд 11

1. Не навреди. 2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения ). 3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому. 4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится. 5.Всегда на стороне ребенка. Принципы работы педагога с детьми группы риска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...