социально-педагогическая адаптация учащихся НПО
материал на тему
Выступление на августовской педагогической конференции в честь 65-летия системы НПО "Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_adaptatsiya_uchashchihsya_npo.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская педагогическая конференция
65-лет системе НПО
«Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития»
Секция 4. Социально-педагогическая адаптация учащихся
Докладчик: Чагаева Виктория Владимировна,
социальный педагог ГОУНПОПУ № 7 г. Тында
Август, 2007 г.
Социально-педагогическая адаптация учащихся
Важной особенностью учреждений начального профессионального образования является возрастной состав (в основном подростки 14-17 лет). Это возраст интенсивного социально-психологического развития. Именно в этом возрасте учащиеся настойчиво ищут свое призвание, стремятся проверить свои способности и возможности, утвердить свою самостоятельность. У них формируется самосознание, профессиональные интересы. Период юности самый сложный в жизни человека. Именно в эти годы подростки, еще не созревшие биологически и психически, вынуждены принимать жизненно важные решения. А, сделав выбор, продолжить обучение в профессиональном училище, подростки сомневаются в его правильности.
Такими сомневающимися, неуверенными в себе они переступают порог нового для себя учебного заведения, где их ждут непривычные условия учебы, новый ученический коллектив, новые преподаватели, новый социальный статус.
С первых дней своего обучения в училище молодой человек получает представление, прежде всего, о том, что принимается – отвергается в данном коллективе, как следует выполнять свои функции, обязанности. Учащийся вынужден не только осмыслить, оценивать предложенную ему модель поведения в группе, училище, но и корректировать в ходе взаимодействий свои отношения. То есть, личность учащегося начинает более последовательно и определенно самоопределяться, первоначально не столько по отношению к профессии, сколько к ходу событий в училище.
Адаптация учащихся имеет огромное значение в воспитательной системе училища.
Не все успешно преодолевают трудности адаптационного периода. Не сложившиеся отношения с соучениками, преподавателями могут привести к отсеву первокурсников в первом полугодии.
Проблема адаптации первокурсников УНПО имеет свои специфические особенности. Учебные группы комплектуются из подростков, пришедших из разных школьных коллективов, где каждый занимал определенное место, у них уже имеется опыт межличностных отношений, но они еще плохо разбираются в себе, в окружающих, не учеют правильно оценить складывающуюся вокруг себя ситуацию и находить верные решения.
В силу этого формируется определенный тип поведения. Кто-то был в школе лидером, привык подчинять себе одноклассников, поэтому в новом коллективе пытается завоевать такие же позиции. А ведь подобных в одной группе может оказаться несколько. Есть и другой тип подростков. В школе они были «ведомыми», «подчиненными», и, придя в новый коллектив, хотят занять новое положение, зачастую делая это за счет подавления еще более слабых. В таком еще не сложившемся подростковом коллективе, конечно же, возникают ситуации, когда все, что сформировано в каждом подростке до поступления в училище, может им переоцениваться, и не всегда в лучшую сторону. Лидеры нового ученического коллектива навязывают более слабым свои ценности, свои нормы и стереотипы поведения. Чтобы не выделяться, некоторые члены учебной группы принимают эти правила, отказываясь от свои ценностных ориентаций, выбирая для себя не всегда благоприятный путь.
Термин «адаптация» означает приспособление человека к условиям среды. Но важно понимать, что при этом самом приспособлении личность должна сохранить свою индивидуальность, право на проявление собственных переживаний и чувств.
При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае включается механизм переадаптации. Под переадаптацией понимается процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования. Результат переадаптации сожжет носить характер успешного приспособления к новым условиям социальной среды, не потеряв при этом своей индивидуальности, а может привести к дезадаптации.
Среди различных видов дезадаптации остановимся на социальной дезадаптации, выраженную в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций ценностных ориентаций, социальных установок. Социальная дезадаптация характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации семьи и училища. Социально дезадаптированные подростки нуждаются в более серьезной педагогической и социально-психологической помощи.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения выступают:
- раняя диагностика учащихся;
- консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;
- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Для успешной адаптации новичков ку новому социальному статусу необходимо активное педагогическое руководство этим процессом. В связи с этим появляется совокупность компонентов, предъявляемых к педагогам, такие как:
- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;
- способность воспринимать, различать, интерпретировать и анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения;
- способность ситуативного разъяснения нескольких социальных процессов;
- знание и умение применять психологические приемы диагностики и изучения личности учащегося, его семьи и социума.
Умение не указывать и не приказывать, а также советовать первокурснику, как войти в новую среду, как реализовать свои ожидания и надежды, раскрывать свои потенциальные творческие и личностные возможности, профессиональные склонности и т.п. Разъяснять , советовать, помогать разобраться в себе и в окружающих, совместно искать пути быстрой и «мягкой» адаптации к новому коллективу, новым условиям – залог обретения первокурсниками уверенности в себе. Обучение учащихся способам самосознания и самосовершенствования, нормам и правилам безконфликтного общения; целенаправленное влияние на личность обучающегося.
В разрешении этих проблем огромную помощь оказывает социально-психологическая служба нашего училища, главными задачами которой являются:
- укрепление социально-психологического здоровья подростков;
- оказание социальной, педагогической и психологической помощи в процессе воспитания;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому;
- создание условий для полноценного развития учащихся, современного прогнозирования и предупреждения правонарушений.
Работа службы ведется по различным направлениям:
- оказание социально-бытовой помощи;
- социально-правовой и реабилитационной;
- медико-социальной и психологической;
- информационной и т.д.
При организации помощи первокурсникам в адаптационный период создаются необходимые условия для реализации прав родителей на воспитание своих детей, на преодоление ошибок и различных конфликтных ситуаций; используются все возможности социальной деятельности службы и спектры оказываемых услуг в социально-образовательном пространстве.
Нами разрабатываеются и проводятся в течение года следующие мероприятия:
- знакомство вновь прибывших учащихся и их родителей в работой педагогического коллектива;
- индивидуальная работа с семьями по фактам жестокого обращения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций (с родителями, сверстниками, педколлективом);
- информирование учащихся и их родителей по вопросам социальной защиты, помощи, поддержки и оказанию всевозможных услуг;
- организация встреч с ведущими специалистами медико-социального центра «Гармония»;
- проведение классных часов;
- круглые столы с участием сотрудников ПДН, ОВД;
- совлечение обучающихся в работу кружков, секций;
- тематические родительские собрания;
- психологическое консультирование и многое другое.
Таким образом, включая учащихся в совместную деятельность, кружки, секции, подчеркивая их значимость в выполненном деле, профилактика правонарушений, воспитание здорового образа жизни помогают учащимся реализовать себя в различных сферах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Социально-педагогическая адаптация детей группы риска в учреждении дополнительного образования".
Статья полезна социальным педагогам и классным руководителям....
Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации....
Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования
Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для...
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...
Социально-педагогические условия адаптации кадет.
Социально-педагогические условия адаптации кадет. Главным в адаптационной работе педагов кадетского корпуса является создание таких социально-педагогических условий, которые способствуют наиболее быст...