социально-педагогическая адаптация учащихся НПО
материал на тему

Выступление на августовской педагогической конференции в честь 65-летия системы НПО "Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskaya_adaptatsiya_uchashchihsya_npo.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция

65-лет системе НПО

«Начальное профессиональное образование области: тенденции и приоритетные направления развития»

Секция 4. Социально-педагогическая адаптация учащихся

Докладчик: Чагаева Виктория Владимировна,

социальный педагог ГОУНПОПУ № 7 г. Тында

Август, 2007 г.

Социально-педагогическая адаптация учащихся

        

      Важной особенностью учреждений начального профессионального образования является возрастной состав (в основном подростки 14-17 лет). Это возраст интенсивного социально-психологического развития.  Именно в этом возрасте учащиеся настойчиво ищут свое призвание, стремятся проверить свои способности и возможности, утвердить свою самостоятельность. У них формируется самосознание, профессиональные интересы. Период юности самый сложный в жизни человека. Именно в эти годы подростки, еще не созревшие биологически и психически, вынуждены принимать жизненно важные решения. А, сделав выбор, продолжить обучение в профессиональном училище, подростки сомневаются в его правильности.

        Такими сомневающимися, неуверенными в себе они переступают порог нового для себя учебного заведения, где их ждут непривычные условия учебы, новый ученический коллектив, новые преподаватели, новый социальный статус.

        С первых дней своего обучения в училище молодой человек получает представление,  прежде всего, о том, что принимается – отвергается в данном коллективе, как следует выполнять свои функции, обязанности. Учащийся вынужден не только осмыслить, оценивать предложенную ему модель поведения в группе, училище, но и корректировать в ходе взаимодействий свои отношения. То есть, личность учащегося начинает более последовательно и определенно  самоопределяться, первоначально не  столько по отношению к профессии, сколько к ходу событий в училище.

        Адаптация учащихся имеет огромное значение в воспитательной системе училища.

        Не все успешно преодолевают трудности адаптационного периода. Не сложившиеся отношения с соучениками, преподавателями могут привести к отсеву первокурсников в первом полугодии.

        Проблема адаптации первокурсников УНПО имеет свои специфические особенности. Учебные группы комплектуются из подростков, пришедших из разных школьных коллективов, где каждый занимал определенное место, у них уже имеется опыт межличностных отношений, но они еще плохо разбираются в себе, в окружающих, не учеют правильно оценить складывающуюся вокруг себя ситуацию и находить верные решения.

        В силу этого формируется определенный тип поведения. Кто-то был в школе лидером, привык подчинять себе одноклассников, поэтому в новом коллективе пытается завоевать такие же позиции. А ведь подобных в одной группе может оказаться несколько. Есть и другой тип подростков. В школе они были «ведомыми», «подчиненными», и, придя в новый коллектив, хотят занять новое положение, зачастую делая это за счет подавления еще более слабых. В таком еще не сложившемся подростковом коллективе, конечно же, возникают ситуации, когда все, что сформировано в каждом подростке до поступления в училище, может им переоцениваться, и не всегда в лучшую сторону. Лидеры нового ученического коллектива навязывают более слабым свои ценности, свои нормы и стереотипы поведения. Чтобы не выделяться, некоторые члены учебной группы принимают эти правила, отказываясь от свои ценностных ориентаций, выбирая для себя не всегда благоприятный путь.

        Термин «адаптация» означает приспособление человека к условиям среды. Но важно понимать, что при этом самом приспособлении личность должна сохранить свою индивидуальность, право на проявление собственных переживаний и чувств.

        При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае включается механизм переадаптации. Под переадаптацией понимается процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых  непривычных (измененных) условиях существования. Результат переадаптации сожжет носить характер успешного приспособления к новым условиям социальной среды, не потеряв при этом своей индивидуальности, а может привести к дезадаптации.

        Среди различных видов дезадаптации остановимся на социальной дезадаптации, выраженную в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций ценностных ориентаций, социальных установок. Социальная дезадаптация характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации семьи и училища. Социально дезадаптированные подростки нуждаются в более серьезной педагогической и социально-психологической помощи.

        Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения выступают:

- раняя диагностика учащихся;

- консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;

- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости  от уровня дезадаптации;

- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

        Для успешной адаптации новичков ку новому социальному статусу необходимо  активное педагогическое руководство этим процессом. В связи с этим появляется совокупность компонентов, предъявляемых к педагогам, такие как:

- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;

- способность воспринимать, различать, интерпретировать и анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения;

- способность ситуативного разъяснения нескольких социальных процессов;

- знание и умение применять психологические приемы диагностики и изучения личности учащегося, его семьи и социума.

        Умение не указывать и не приказывать, а также советовать первокурснику, как войти в новую среду, как реализовать свои  ожидания и надежды, раскрывать свои потенциальные творческие и личностные возможности, профессиональные склонности и т.п. Разъяснять , советовать, помогать разобраться в себе и в окружающих, совместно искать пути быстрой и «мягкой» адаптации к новому коллективу, новым условиям – залог обретения первокурсниками уверенности в себе.  Обучение учащихся способам самосознания и самосовершенствования, нормам и правилам безконфликтного общения; целенаправленное влияние на личность обучающегося.

        В разрешении этих проблем огромную помощь оказывает социально-психологическая служба нашего училища, главными задачами которой являются:

- укрепление социально-психологического здоровья подростков;

- оказание социальной, педагогической и психологической помощи в процессе воспитания;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому;

- создание условий для полноценного развития учащихся, современного прогнозирования и предупреждения правонарушений.

        Работа службы ведется по различным направлениям:

- оказание социально-бытовой помощи;

- социально-правовой и реабилитационной;

- медико-социальной и психологической;

- информационной и т.д.

        При организации помощи первокурсникам в адаптационный период создаются необходимые условия для реализации прав родителей на воспитание своих детей, на преодоление ошибок и различных конфликтных ситуаций; используются все возможности социальной деятельности службы и спектры оказываемых услуг в социально-образовательном пространстве.

        Нами разрабатываеются и проводятся в течение года следующие мероприятия:

- знакомство вновь прибывших учащихся и их родителей в работой педагогического коллектива;

- индивидуальная работа с семьями по фактам жестокого обращения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций (с родителями, сверстниками, педколлективом);
- информирование учащихся и их родителей по вопросам социальной защиты, помощи, поддержки и оказанию всевозможных услуг;

- организация встреч с ведущими специалистами медико-социального центра «Гармония»;

- проведение классных часов;

- круглые столы с участием сотрудников ПДН, ОВД;

- совлечение обучающихся в работу кружков, секций;

- тематические родительские собрания;

- психологическое консультирование и многое другое.

        Таким образом, включая учащихся в совместную деятельность, кружки, секции, подчеркивая их значимость в выполненном деле, профилактика правонарушений, воспитание здорового образа жизни помогают учащимся реализовать себя в различных сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования

Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...

Социально-педагогические условия адаптации кадет.

Социально-педагогические условия адаптации кадет. Главным в адаптационной работе педагов кадетского корпуса является создание таких социально-педагогических условий, которые способствуют наиболее быст...