СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
статья (5 класс)
Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для успешного функционирования и самореализации в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Условия адаптации кадет-первокурсников | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
АДАПТАЦИИ КАДЕТ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Подростки, поступающие на обучение в кадетский корпус, испытывают ещё большие трудности, обусловленные не только новыми условиям обучения, но и новыми условиями жизнедеятельности.
Система воспитания и образования воспитанников кадетского корпуса выстроена на основе военного уклада жизни. Попадая в новые специфические условия жизни, подросток испытывает трудности, связанные с процессом адаптации.
Адаптация к жизнедеятельности в кадетском корпусе - это процесс и результат вхождения воспитанника в новый социум, освоение различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для успешного функционирования и самореализации в новых условиях.
Выделяют следующие виды адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса:
Социально-бытовая адаптация предполагает приспособление к новым бытовым условиям (казарменный образ жизни; режим дня и т. п.), выработку навыков самообслуживания, привычки соблюдения нового распорядка дня.
Учебная адаптация - активное и творческое приспособление к новым условиям обучения, в процессе которого происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности подростка. Необходимость учебной адаптации кадетов-первокурсников обусловлена требованиями усложненной учебной программы кадетского корпуса, новыми формами учебной деятельности, включая самоподготовку.
Профессионально-служебная адаптация воспитанников заключается в освоении роли кадета, связанных с ней служебных обязанностей, в приспособлении к повышенным психофизиологическим нагрузкам.
Социально-психологическая адаптация воспитанников кадетского корпуса представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу воинского подразделения. В ходе этого процесса кадет включается в общественную деятельность, приобретает новых друзей и товарищей, постепенно у него формируется активная жизненная позиция.
Главным в адаптационной работе педагогического коллектива кадетского корпуса является создание таких социально-педагогических условий, которые способствуют наиболее быстрому вхождению первокурсника в новую социальную среду и успешному функционированию в ней.
В ходе различных исследований были обоснованы следующие социально-педагогические условия, способствующие успешной адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса.
- проведение с абитуриентами кадетского корпуса профориентационно-разъяснительной работы, способствующей уяснению требований к личностным качествам кадета и объективной самооценке;
- формирование у первокурсников военно-профессиональной мотивации, предполагающей стремление к успешному обучению в кадетском корпусе и продолжению военного образования;
- обучение кадетов приемам рациональной организации самоподготовки и навыкам самостоятельной учебной работы;
- организация шефства старших кадетов над младшими;
- использование возможностей военно-полевых сборов для интенсивного освоения первокурсниками особенностей отношений в военном социуме и сплочения группы;
- включение первокурсников в систему кадетского самоуправления;
- оказание индивидуальной социально-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим особые трудности в адаптации.
Адаптация кадет – сложный процесс. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....
Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
За последние десятилетия наблюдается с каждым годом увеличивающийся поток населения к столице республики и близлежащим населенным пунктам, следовательно, наш...
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...