ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Социальное проектирование в современной школе»
проект на тему
Проект озеленения школьного участка - «Школьный двор моей мечты!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_chumakova_s.g._sosh_26.doc | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ №26 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГО ХИМКИ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема «Социальное проектирование в современной школе»
Проект озеленения школьного участка «Школьный двор моей мечты!»
Чумакова Светлана Геннадьевна
Учитель английского языка МБОУ СОШ № 26
г. Химки
2015 г.
- Введение
В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.
Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.
2. Роль социального проектирования в современной школе
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы
В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.
Преимуществами применения проектной деятельности в школьной практике являются: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.
Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
4.Достигнутые результаты:
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки.
- Заключение
Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Оно используется в социальной практике как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно также применяется при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Социальное проектирование, кроме макросоциальных процессов также касается микросоциальных процессов, в основе которых лежат жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: во-первых, при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных мероприятий учитывать личностные предпосылки социального развития общества (соотносить социальные последствия с благосостоянием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами - с другой). Во-вторых, исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в жизненные проблемные ситуации.
Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для конструирования не только отдельных, конкретных сторон общественной жизни, но также имеет своей целью комплексное моделирование всей системы социальных взаимоотношений. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений.
Социальное проектирование образа жизни по основным его направлениям предусматривает следующее:
Внедрение социальных проектов необходимо не только для развития производства, но и для подготовки населения к трудовой деятельности в условиях трудной жизненной ситуации
В сфере образования социальное проектирование предусматривает внедрение непрерывного образования в существующую образовательную систему, расширение вариативной системы обучения с новыми спецкурсами и факультативами, модернизацию социально-педагогических комплексов и развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Проектирование культурной сферы предусматривает, в первую очередь, обеспечения высокого уровня потребления (восприятия, использования, коллекционирования) ценностей и благ художественной культуры; развитие самостоятельного художественного творчества; повышение художественно-эстетического образования и др. Проектирование культуры включает также создание эффективного механизма включения культуры в экономическую систему для использования культурного потенциала туристической деятельности, бизнес, ориентированный на развитие культурно-коммерческой сферы.
В области проектирования оздоровительно-экологических программ выдвигаются меры по совершенствованию деятельности учреждений и качества услуг, направленных на восстановление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни. В частности, предусматривается подготовка семейных врачей (знающих все о детстве, зрелости и старости); в практике лечащих учреждений использовать методы народной медицины (например, тибетской медицины), природотерапии; возможное внедрение негосударственных лечебных учреждений и медицинских комплексов с частной практикой.
Таким образом, мы пришли к выводу: образ жизни составляет важное звено всей жизнедеятельности человека и может проектироваться по основным его блокам. В процессе проектирования образа жизни должны максимально учитываться проблемы развития человека как субъекта многообразной социокультурной деятельности.
Так, сегодня стало особенно очевидным, что благополучие современного россиянина, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже к качеству его жизни, оцениваемым в среднестатистических показателях. Социальное самочувствие и благополучие человека в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения реально жизненно важных проблем. Именно этому способствует многоаспектная, встроенная в систему социального управления подсистема жизнеобеспечения, которая проектируется как единый рекреационный комплекс, охватывающий все направления взаимодействия человека с его природной, культурной и социальной средой обитания.
Социальное проектирование образа жизни предполагает всесторонний учета интересов и потребностей человека, что находит отражение в планируемом образе жизни. Последний может не совпадать с реально существующим образом жизни, но в то же время призван выражать в идеальном виде тенденции его изменения. В итоге, при проектировании важно, с одной стороны, как можно более полно учитывать желания и устремления людей, а с другой - соотносить их с реальным состоянием дел и с идеальными целями. Степень совпадения или расхождения между реальным и проектируемом образом жизни должна учитываться при выработке оптимального, научно-обоснованного проекта.
В перспективе можно выработать идеальную модель образа жизни, к которой будут стремиться многие люди, и что одновременно будет являться показателем развитости и цивилизованности российского общества.
Список литературы:
1. Социальные творческие проекты в школе; Н.В.Белобородов; М.: Аркти, 2006.
- Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.
- Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
- Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
- Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 2007.
- Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2007.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2006.
- Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. М., 2006.
- Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2006
- Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 2006
- Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 2006
- Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. Л., 2006.
- Рабочая книга по прогнозированию. М., 2006.
- Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лаин Я.И. Социальное проектирование. М., 1982.
- Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. М., 2005.
- Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. М., 2006.
- В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2006 г. - 416 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая проблема современной школы:агрессивное поведение учащихся.
Выступление на НПС: "Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учереждения и семьи в усдовиях введения ФГОС:теория и практика."...
Социальный педагог в современной школе.
В статье изложены современные требования к работе социального педагога...
Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы
Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки...
Статья "Проектная технология как образовательная среда современной школы"
Описание опыта работы по использованию метода проектов....
Инновационный проект «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»
В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения,приобщение его к духовным ценностям и...
Проектная работа «Социальные сети в жизни учащихся нашей школы»
Проектная работа рассматриает проблемуСоциальные сети -это польза или вред...