Инновационный проект «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»
проект по истории (8 класс)
В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения,приобщение его к духовным ценностям и истокам народной культуры.Теоретическая значимость проекта состоит в том,что в нём определены принципы развития краеведческой деятельности в сельской школе,системно раскрывающие её непрерывность,познавательность и личностно-ориентированную направленность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный проект МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»
«Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»
Актуальность проекта:
В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, приобщение его к духовным ценностям и истокам народной культуры. Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, своего края, когда он стремится быть представителем культуры своего народа, когда включается в деятельность по улучшению жизни своего населённого пункта. Краеведение и социальное проектирование способствуют воспитанию гражданственности, социализации ребёнка в обществе.
Помимо этого, в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в нем определены принципы развития краеведческой деятельности в сельской школе, системно раскрывающие её непрерывность, познавательность и личностно-ориентированную направленность.
Практическая значимость проекта:
Разработано методическое обеспечение развития краеведческой и проектной деятельности.
Краеведческая и проектная деятельность способствуют:
- активному и творческому использованию свободного времени;
- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
- созданию благоприятных условий для формирования нравственных качеств личности ребенка: коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка;
- позволяет учащимся удовлетворять свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и исследовательские потребности;
- предоставляет свободу выбора, что способствует гармоничному и творческому развитию личности; воспитываются сознательная дисциплина, самоконтроль и саморегуляция, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе;
- учащиеся имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для создания любительских фильмов, электронных фотоальбомов, ученических презентаций для представления их на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Новизна данного проекта состоит в том, что в нашей школе краеведение и метод проектов являются одним целым, а не отдельно существующими направлениями деятельности школьников. Почти все социальные проекты, разработанные нашими детьми, основаны на глубоких краеведческих исследованиях.
Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, инструментом целевого формирования способности ребенка осваивать социокультурные ценности и развивать свой творческий потенциал и влияет на положительную мотивацию школьников.
Концепция проекта.
Основные положения.
Целью данного проекта является создание системы образовательно-воспитательной деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности, социализации обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности.
Управленческие задачи:
– создание организационно-педагогической модели эффективного управления краеведческой и проектной деятельностью и повышение эффективности участия детского самоуправления в организации образовательного пространства школы;
– повышение профессионального уровня педагогов по организации краеведческой и проектной деятельности обучающихся с использованием средств ИКТ;
– совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе посредством включения в краеведческую и проектную деятельность всех участников образовательного процесса;
– использование ресурсов школы для развития региона;
– развитие и систематическое обновление школьного сайта информацией о реализации проекта.
Образовательные задачи:
– вооружить учащихся комплексом краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе учебной и внеучебной деятельности;
– познакомить учащихся с проектно-исследовательской технологией и научить применять её на уроке;
– создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития способностей школьников.
Воспитательные задачи:
– формировать у школьников гражданственность и патриотизм, личностно-ценностное отношение к своему родному краю, потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
– расширять коммуникативное пространство школьников;
– укреплять семейные связи: заинтересовать содержанием проекта или исследования не только учащихся, но и родителей, привлекать к изучению истории края семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, участвовать в совместном решении задач (все это должно объективно работать на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
Развивающие задачи:
– развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
– выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей;
– формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Объект исследования – краеведческая и проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому и гражданскому воспитанию средствами краеведения и социального проектирования.
Гипотеза исследования – краеведение и социальное проектирование способствуют решению задач социальной адаптации учеников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах региона, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Принципы развития краеведческой и проектной деятельности школьников:
Краеведческая и проектная деятельность являются важным средством воспитания. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни:
– принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
– принцип добровольности;
– принцип доверия и поддержки;
– принцип гуманистической направленности воспитания;
– принципы соответствия содержания и методов работы уровню развития и подготовки учащихся;
– принцип систематичности и непрерывности деятельности;
– принцип природосообразности воспитания;
– принцип «проживания», который в большей степени реализуется в методе проектов, так как ребёнок проживает различные социальные роли.
Педагогические технологии, используемые при реализации проекта:
- проектно–исследовательская деятельность;
- КТД (коллективные творческие дела);
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- деятельностный подход в обучении и воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии.
Этапы реализации.
Этапы, сроки | Основные направления деятельности |
Первый этап. Организационный. (2018 г. – 2019г.г.): | – изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблемам управления, содержания и организации краеведческой и проектной деятельности; – анализ сложившегося в школе опыта становления и развития краеведческой и проектной деятельности; – практическая деятельность по разработке программ и нормативных документов; – участие в создании системы проведения массовых краеведческих, туристских и проектных мероприятий; – формирование творческих групп педагогов для разработки и внедрения новых форм и способов ведения краеведческой и проектной деятельности; – определение критериев, показателей, методов и приёмов изучения эффективности воспитательной работы; – изучение потребностей, интересов и запросов детей и их родителей; – формирование стиля отношений между участниками воспитательного процесса. |
Второй этап. Реализационный. (2020-2021гг.): | – планирование и реализация краеведческой деятельности школы в рамках основного и дополнительного образования; – создание условий для развития в школе краеведческой и проектной деятельности; – повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов; – установление договорных отношений между школой и её социальными партнёрами по организации краеведческой и проектной деятельности; – усиление роли семьи в краеведческой и проектной деятельности; – разработка программ интегрированных кружков по краеведению; - введение элективных курсов по краеведению; – организация мониторинга для изучения эффективности образовательного и воспитательного процессов; – заключение договоров о сотрудничестве и организации летних экологических лагерей и экспедиций; – разработка интерактивных программ по музееведению; – создание методической копилки по краеведению и применению метода проектов; – создание краеведческих маршрутов; – создание экологической тропы. |
Третий этап. Аналитический. (2022г.): | – оформление результатов исследования с использованием ИКТ (фильм, презентация, слайд-шоу, печатные издания); – создание новых программ по реализации краеведческой деятельности по району; – осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей, социальных партнёров процесса и результатов деятельности по реализации проекта; – определение перспектив дальнейшего развития школы как методической площадки района. |
Основное содержание проекта.
1. Построение системы управления учебно-воспитательным процессом согласно поставленной цели.
2. Использование ресурсов краеведения и метода проектов во всем образовательном процессе школы.
3. Интеграция основного и дополнительного образования на основе краеведения и применения метода проектов:
В основном образовании:
- элективные курсы, факультативы;
- включение краеведческого материала в урок;
- мини-проекты на уроке;
- исследовательские и творческие проекты.
Во внеурочной и внеклассной деятельности:
- разовые формы деятельности: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, краеведческие вечера, выставки, предметные недели;
- системные формы деятельности: краеведческие исследования, социальные проекты, выпуск газет, мультимедийных произведений и т.п., экскурсии, театрализованные представления;
- организация поисковых экспедиций;
- совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода;
- изучение родного края во время проведения экскурсий;
- семейное краеведение.
В дополнительном образовании:
- кружки краеведческие, интегрированные.
4. Включение в краеведческую и проектную деятельность всех учащихся школы, родителей.
5. Распространение опыта работы школы по краеведению и социальному проектированию.
Методологическая основа проекта.
Методологическую основу данного проекта составляют
• системный подход к построению воспитательного процесса (Аристотель, Платон, Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, И.Винер, Л.С.Выготский и другие);
• деятельностный подход в воспитании учащихся (Фихте, Гегель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков);
• личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Я. Корчак, С. Френе, Е. В. Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И. Турчининова, И.С. Якиманская); и др.)
В своей работе педагоги школы опираются на научные труды отечественных ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш. А. Амонашвили, С. Д. Поляков, В.В.Сухомлинский), используют публикации о возможностях и условиях влияния среды на становление личности ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, Ю.С.Мануйлов, В.Д. Семенов, В.А. Ясвин, Л.А.Байбородова и др.)
Нормативными документами, регулирующими воспитательный процесс, являются:
- Конституция РФ;
- закон об образовании в последней редакции;
- национальная доктрина образования в Российской Федерации;
- федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности»;
- Конвенция о правах ребёнка;
- концепция модернизации российского образования;
- устав школы;
- воспитательная система «Школа – социокультурный центр села»;
- программа развития школы на 2015-2019 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Конечным результатом реализации проекта должно стать:
- Повышение качества образования и воспитания школьников:
- расширение знаний обучающихся об истории родного края, народных традициях;
- развитие положительной мотивации к учению;
- развитие интереса школьников к истории родного края, татарской культуре, народным традициям;
- формирование у школьников осознанного отношения к ценностям татарской культуры;
- развитие личности детей, их социализация;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- овладение навыками поисковой и проектной работы, умениям научно-исследовательской деятельности;
- вовлечение школьников в созидательную общественно-полезную деятельность путём применения метода проектов;
- повышение общей культуры школьников;
- повышение показателей успешности каждого ребёнка.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
- Повышение авторитета школы.
- Расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями.
- Пополнение фондов школьного музея.
- Обобщение и распространение опыта работы коллектива через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления на научно-практических семинарах и заседаниях МО учителей-предметников района.
- Создание электронной базы лучших исследовательских работ детей, помещение их на сайте школы.
- Публикация краеведческих очерков в газете «Сельская горизонты»
- Выпуск школьниками газеты для жителей нашего села
- Появление желания у выпускников школы остаться в своей деревне и улучшить её положение.
Механизм реализации проекта.
Схема управления проектом.
Схема контроля и руководства.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику муниципального общеобразовательного учреждения
Для того чтобы сформировать новый тип учащегося, нужны такие методические подходы, которые были бы направлены на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.
С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит
- через использование Internet-ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;
- организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;
- проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению, экологии;
- проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;
- используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
Литература:
1. Исследовательская работа школьников: методическое пособие для учителей краеведов и педагогов дополнительного образования / Сост. О.Б.Карпова, - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2010. – 31 с.
2. Н.Л.Шашуков «Народная педагогика в практике современного воспитания», Вологда, 2003г.
3. Краеведческий вестник ОЦДиЮТиЭ, выпуск №2, - Вологда, 2007 г.
4. Аннотированный каталог детских исследовательских работ, части I и II, Вологда, 2007г, 2010г.
5. Сборники исследовательских работ школьников – участников областной олимпиады «Мир через культуру», ВОИСК.
6. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников/ Авт.- Сост. Т.М.Кузьмицкая, О.Е.Жиренко. – М. 2005г.
7. С.Ю.Баранов и др. «Культура Вологодского края»; Истоки; М; 2004г.
8. http://narkult.edu35.ru/ - сайт Областного детско-юношеского центра традиционной народной культуры.
9. http://nsportal.ru/site/19476 - сайт Сивитас – социальная сеть работников образования
10. А.Н.Иоффе, Методы и формы гражданского образования; электронное пособие.
11. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 176с.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128с.
13. Понизовская Л.И., Степанов Е.Н. Концепция воспитательной системы школы как социокультурного центра на селе.// Классный руководитель, 2005, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП...
Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»
Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей - историков республики...
Организация работы классного руководителя с социально тревожными детьми и семьями
Данную презентацию можно использовать при организации работы школьных методических объединений...
Презентация о реализации инновационного проекта по работе с одаренными детьми «От образованности ума к образованности души»
В презентации раскрыты цель, задачи, принципы организации, направления, а также результаты работы с одаренными детьми...
Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...
Профориентационная работа школьного библиотекаря через социальное проектирование.
Номинация «Пропаганда профессии педагога». Социальный проект «Учитель вечен на земле.»С самого раннего детства девчонки и мальчишки мечтают и размышляют, кем же они будут, когд...