Инновационный проект «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе»
проект по истории (8 класс)

В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения,приобщение его к духовным ценностям и истокам народной культуры.Теоретическая значимость проекта состоит в том,что в нём определены принципы развития краеведческой деятельности в сельской школе,системно раскрывающие её непрерывность,познавательность и личностно-ориентированную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»

 «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской  школе»

Актуальность проекта:

        В современных условиях реформирования российской системы образования все более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, приобщение его к духовным ценностям и истокам народной культуры. Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи,  своего края, когда он стремится быть представителем культуры своего народа, когда включается в деятельность по улучшению жизни своего населённого пункта. Краеведение и социальное проектирование способствуют воспитанию гражданственности, социализации ребёнка в обществе.

        Помимо этого, в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в нем определены принципы развития краеведческой деятельности в сельской школе, системно раскрывающие её непрерывность, познавательность и личностно-ориентированную направленность.

Практическая значимость проекта:

Разработано методическое обеспечение развития краеведческой и проектной  деятельности.  

Краеведческая и проектная деятельность способствуют:

- активному и творческому использованию свободного времени;

- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;

- созданию благоприятных условий для формирования нравственных качеств личности ребенка: коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка;

- позволяет учащимся удовлетворять свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и исследовательские потребности;  

- предоставляет свободу выбора, что способствует гармоничному и творческому развитию личности; воспитываются сознательная дисциплина, самоконтроль и саморегуляция, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе;

- учащиеся имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для создания любительских фильмов, электронных фотоальбомов, ученических презентаций для представления их на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях.

        Новизна данного проекта состоит в том, что в нашей школе краеведение и метод проектов являются одним целым, а не отдельно существующими направлениями деятельности школьников. Почти все социальные проекты, разработанные нашими детьми, основаны на глубоких краеведческих исследованиях.

        Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, инструментом целевого формирования способности ребенка осваивать социокультурные ценности и развивать свой творческий потенциал и влияет на положительную мотивацию школьников.

Концепция проекта.

        

                                         Основные положения.

        

        Целью данного проекта является создание системы образовательно-воспитательной деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности, социализации обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности.

Управленческие задачи:

– создание организационно-педагогической модели эффективного управления краеведческой и проектной деятельностью и повышение эффективности участия детского самоуправления в организации образовательного пространства школы;

повышение профессионального уровня педагогов по организации краеведческой и проектной деятельности обучающихся с использованием средств ИКТ;

–  совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе посредством включения в краеведческую и проектную деятельность всех участников образовательного процесса;

–  использование ресурсов школы для развития региона;

–  развитие и систематическое обновление школьного сайта информацией о реализации проекта.

Образовательные задачи:

  –  вооружить учащихся комплексом краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе учебной и внеучебной деятельности;

  –  познакомить учащихся с проектно-исследовательской технологией и научить применять её на уроке;                                          

 – создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития способностей школьников.

Воспитательные задачи:

–  формировать у школьников гражданственность и патриотизм, личностно-ценностное отношение к своему родному краю, потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

– расширять коммуникативное пространство школьников;

– укреплять семейные связи: заинтересовать содержанием проекта или исследования не только учащихся, но и родителей, привлекать к изучению истории края семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, участвовать в совместном решении задач (все это должно объективно работать на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

Развивающие задачи:

– развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

–  выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей;

–  формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Объект исследования – краеведческая  и проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования  -  организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому и гражданскому воспитанию средствами краеведения и социального проектирования.

Гипотеза исследования –  краеведение и социальное проектирование способствуют решению задач социальной адаптации учеников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах региона, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Принципы развития краеведческой и проектной деятельности школьников:

Краеведческая и проектная деятельность являются важным средством воспитания. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни:

 – принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

 – принцип добровольности;

 – принцип доверия и поддержки;

 – принцип гуманистической направленности воспитания;

 – принципы соответствия содержания и методов работы уровню развития и подготовки учащихся;

принцип систематичности и непрерывности деятельности;

– принцип природосообразности воспитания;

– принцип «проживания», который в большей степени реализуется в методе проектов, так как ребёнок проживает различные социальные роли.

Педагогические технологии, используемые при реализации проекта:

  • проектно–исследовательская деятельность;
  • КТД (коллективные творческие дела);
  • личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
  • деятельностный подход в обучении и воспитании;
  • педагогика сотрудничества;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии.  

Этапы реализации.

Этапы, сроки

Основные направления деятельности

Первый этап. Организационный. (2018 г. – 2019г.г.):

–  изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблемам управления, содержания и организации краеведческой и проектной деятельности;

–  анализ сложившегося в школе опыта становления и развития краеведческой и проектной  деятельности;

– практическая деятельность по разработке программ и нормативных документов;

– участие в создании системы проведения массовых краеведческих, туристских и проектных мероприятий;

–  формирование творческих групп педагогов для разработки и внедрения новых форм и способов ведения краеведческой и проектной деятельности;

– определение критериев, показателей, методов и приёмов изучения эффективности воспитательной работы;

–  изучение потребностей, интересов и запросов детей и их родителей;

– формирование стиля отношений между участниками воспитательного процесса.

Второй этап. Реализационный.

(2020-2021гг.):

–  планирование и реализация  краеведческой деятельности школы в рамках основного и дополнительного образования;

– создание условий для развития в школе краеведческой и проектной деятельности;

–  повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов;

– установление договорных отношений между школой и её социальными партнёрами по организации краеведческой и проектной деятельности;

–  усиление роли семьи в краеведческой и проектной деятельности;

–  разработка программ интегрированных кружков по краеведению;

-  введение элективных курсов  по краеведению;

–  организация мониторинга для изучения  эффективности образовательного и воспитательного процессов;

– заключение договоров о сотрудничестве и организации летних экологических лагерей и экспедиций;

–  разработка интерактивных программ по музееведению;

–  создание методической копилки по краеведению и применению метода проектов;

–  создание краеведческих маршрутов;

–  создание экологической тропы.

Третий этап. Аналитический. (2022г.):

– оформление результатов исследования с использованием ИКТ (фильм, презентация, слайд-шоу, печатные издания);

–  создание новых программ по реализации  краеведческой деятельности по району;

– осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей, социальных партнёров процесса и результатов деятельности по реализации проекта;

–  определение перспектив дальнейшего развития школы как методической площадки района.

        Основное содержание проекта.

        

1. Построение системы управления учебно-воспитательным процессом согласно поставленной цели.

2. Использование ресурсов краеведения и метода проектов во всем образовательном процессе школы.

3. Интеграция основного и дополнительного образования на основе краеведения и  применения метода проектов:

        В основном образовании:

- элективные курсы, факультативы;

- включение краеведческого материала в урок;

- мини-проекты на уроке;

- исследовательские и творческие проекты.

        Во внеурочной и внеклассной деятельности:

- разовые формы деятельности: конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, краеведческие вечера, выставки, предметные недели;

- системные формы деятельности: краеведческие исследования,  социальные проекты, выпуск газет, мультимедийных произведений и т.п., экскурсии, театрализованные представления;

- организация поисковых экспедиций;

- совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода;

- изучение родного края во время проведения экскурсий;

- семейное краеведение.

        В дополнительном образовании:

- кружки краеведческие, интегрированные.

4. Включение в краеведческую и проектную деятельность всех учащихся школы, родителей.

5. Распространение опыта работы школы по краеведению и социальному проектированию.

Методологическая основа проекта.

Методологическую основу данного проекта составляют

•        системный подход к построению воспитательного процесса (Аристотель, Платон, Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, И.Винер, Л.С.Выготский и другие);

•        деятельностный подход в воспитании учащихся (Фихте, Гегель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков);

•        личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности                (А. Маслоу, К. Роджерс,  Р. Бернс, Я. Корчак, С. Френе, Е. В. Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И. Турчининова, И.С. Якиманская); и др.)

В своей работе педагоги школы опираются на научные труды отечественных  ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш. А. Амонашвили, С. Д. Поляков, В.В.Сухомлинский), используют публикации о возможностях и условиях влияния среды на становление личности  ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, Ю.С.Мануйлов, В.Д. Семенов, В.А. Ясвин, Л.А.Байбородова и др.)

Нормативными  документами, регулирующими воспитательный процесс, являются:

- Конституция РФ;

- закон об образовании в последней редакции;

- национальная доктрина образования в Российской Федерации;

- федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности»;

- Конвенция о правах ребёнка;

- концепция модернизации российского образования;

- устав школы;

- воспитательная система «Школа – социокультурный центр села»;

- программа развития школы на 2015-2019 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Конечным результатом реализации проекта должно стать:

  1. Повышение качества образования и воспитания школьников:

- расширение знаний обучающихся об истории родного края, народных традициях;

- развитие положительной мотивации к учению;

- развитие интереса школьников к истории родного края,   татарской  культуре, народным традициям;

- формирование у школьников осознанного отношения к ценностям татарской культуры;

- развитие личности детей, их социализация;

- воспитание патриотизма и любви к родному краю;

- овладение навыками поисковой и проектной работы, умениям научно-исследовательской деятельности;

- вовлечение школьников в созидательную общественно-полезную деятельность путём применения метода проектов;

- повышение общей культуры школьников;

- повышение показателей успешности каждого ребёнка.

  1. Повышение профессионального уровня педагогов.
  2. Повышение авторитета школы.
  3. Расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями.
  4. Пополнение фондов школьного музея.
  5. Обобщение и распространение опыта работы коллектива через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления на научно-практических семинарах и заседаниях МО учителей-предметников района.
  6. Создание электронной базы лучших исследовательских работ детей, помещение их на сайте школы.
  7.  Публикация краеведческих очерков в газете «Сельская горизонты»
  8. Выпуск школьниками газеты для жителей нашего села
  9.  Появление желания у выпускников школы остаться в своей деревне и улучшить её положение.

Механизм реализации проекта.

Схема управления проектом.

Схема контроля и руководства.

         Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику муниципального общеобразовательного учреждения

Для того чтобы сформировать новый тип учащегося, нужны такие методические подходы, которые были бы направлены  на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит

  • через использование Internet-ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;
  • организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;
  • проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению, экологии;
  • проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;
  • используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Литература:

1. Исследовательская работа школьников: методическое пособие для учителей краеведов и педагогов дополнительного образования / Сост. О.Б.Карпова, - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2010. – 31 с.

2. Н.Л.Шашуков «Народная педагогика в практике современного воспитания», Вологда, 2003г.

3. Краеведческий вестник ОЦДиЮТиЭ, выпуск №2, - Вологда,  2007 г.

4. Аннотированный каталог детских исследовательских работ, части I и II, Вологда, 2007г, 2010г.

5. Сборники исследовательских работ школьников – участников областной олимпиады «Мир через культуру», ВОИСК.

6. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников/ Авт.- Сост. Т.М.Кузьмицкая, О.Е.Жиренко. –  М. 2005г.

7. С.Ю.Баранов и др. «Культура Вологодского края»; Истоки; М; 2004г.

8. http://narkult.edu35.ru/ - сайт Областного детско-юношеского центра традиционной народной культуры.

9. http://nsportal.ru/site/19476 -  сайт Сивитас – социальная сеть работников образования

10. А.Н.Иоффе, Методы и формы гражданского образования; электронное пособие.

11. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 176с.

12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128с.

13. Понизовская Л.И., Степанов Е.Н. Концепция воспитательной системы школы как социокультурного центра на селе.// Классный руководитель, 2005, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП...

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

Организация работы классного руководителя с социально тревожными детьми и семьями

Данную презентацию можно использовать при организации работы школьных методических объединений...

Презентация о реализации инновационного проекта по работе с одаренными детьми «От образованности ума к образованности души»

В презентации раскрыты цель, задачи, принципы организации, направления, а также результаты  работы с одаренными детьми...

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...

Профориентационная работа школьного библиотекаря через социальное проектирование.

Номинация «Пропаганда профессии педагога». Социальный проект «Учитель вечен на земле.»С самого раннего детства девчонки и мальчишки мечтают и размышляют, кем же они будут, когд...