Социально-педагогическая проблема современной школы:агрессивное поведение учащихся.
материал по теме
Выступление на НПС: "Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учереждения и семьи в усдовиях введения ФГОС:теория и практика."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-педагогической проблемой современной школы является агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель", нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка, снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной агрессии и др.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, врачей, психологов, но и для общества в целом. Число детей с агрессивным поведением стремительно растет. Психологи выделяют несколько видов агрессии: физическая агрессия ( физические действия против кого-либо); раздражение ( вспыльчивость, грубость); косвенная агрессия ( направленная - сплетни, злобные шутки; ненаправленная- крики, топанье); негативизм ( оппозиционная манера поведения).
Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:
-увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;
-влиянием СМИ;
-ухудшением социальных условий жизни;
-глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками.
-кризисом семейного воспитания;
-неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания);
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и сти лями воспитания в семье. Так, если ребенка стро го наказывать за любое проявление агрессив ности, то он учится скрывать свой гнев в при сутствии родителей, но это не гарантирует по давления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отноше ние взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрес сивных черт личности. Дети часто используют аг рессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители ко торых отличаются чрезмерной уступчивостью, не уверенностью, а иногда и беспомощностью в вос питательном процессе провоцируют ребен ка на капризы и вспышки гнева. Следует заметить, что упал авторитет семьи: неполные семьи, семьи где большим авторитетом пользуется лишь тот, кто хорошо зарабатывает!!!
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей – воспитание детей_это самовоспитание родителей!!! Через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т.д.
2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению
психологов конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать
следующее:
¨ всегда помнить об индивидуальности ребенка;
¨ учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
¨ стараться понять требования ребенка;
¨ помнить, что для перемен нужно время;
¨ противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
¨ проявлять постоянство по отношению к ребенку;
¨ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
¨ одобрять разные варианты конструктивного поведения;
¨ совместно искать выход путем перемены в ситуации;
¨ ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и
необходимость;
¨ дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных
последствий его проступков;
¨ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
¨ использовать положительный пример других детей и родителей;
Коррекционную ра боту с агрессивными детьми, на мой взгляд, целе сообразно проводить по следующим направлениям:
-обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т.е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если ре бенок, который делал все втихаря, вдруг от крыто заявляет о своих чувствах, это будет ин дикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. Чем больше гне ва выплеснется в словах, тем меньше его оста нется, чтобы проявиться потом через ложь, во ровство, грубость и все другие образцы пассивно-аг рессивного поведения. Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева ( словесные оскорбления, бросание предметов и т.д.) Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Причем взрослые должны подавать положительный пример и демонстрировать образец правильного поведения. Другой способ выражения гнева – перенос чувств на неопасные предметы ( в арсенале резиновые игрушки, мячики, шарики, спортивный инвентарь, дротики и т.д.). Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а перено сил его на неодушевленные предметы, выплес кивал его в игровой форме.
-обучение детей приемам саморегуля ции, умению владеть собой в различных си туациях.
Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т.д.) В процессе коррекционной работы можно го ворить с ребенком о том, что такое гнев и ка ковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и вла деть своими отрицательными эмоциями.
-отработка навыков общения в воз можных конфликтных ситуациях.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуа цию часто встречающихся кон фликтов.
Ролевая игра «Услышать ребенка».
Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит, что не пойдет в школу!!!
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
- «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестуети т.д.;
- «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
- «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
- «бабушка» демонстрирует непоследовательный стиль поведения .
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой педагог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- это приказы, команды, угрозы
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения;
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Упражнение «Идеальный родитель»
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе.
О семье: -модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;
- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;
- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни ( лозунг таких родителей – чтобы «не хуже, чем у других». Классический пример - Митрофанушка и его матушка госпожа Простакова. Итог – «Да отвяжитесь, матушка, ей богу, как навязались!»)
Методика незавершенных предложений, классный-час-беседа «Как приручить своих драконов»
-формирование таких качеств как толерантность, доверие к людям уважение и умение принимать конструктивные решения через диалоги-общения.
На службе у педагогв новые методы обучения и социализации личности - тренинги, проектная деятельность, использование шоу-технологий (основные механизмы: эмоциональное заражение, соревновательность и импровизация), организация коллективных дел и т.д.
Тренинг - это метод психологической коррекции поведения подростков или родителей.
Важной особенностью тренинга является его диагностическая функция, причем речь идет о диагностике особого рода — о са модиагностике как активной позиции человека, позволяющей ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения. Существует огромное количество тренингов:
Социально-психологический тренинг поведения на правлен на изучение социального поведения через отношение че ловека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заклю чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз витии навыков саморегуляции. Основу тренинга - два уровня человеческого поведения: импульсивное и объективное (разрушение выученного поведения и создание новых ориентиров поведения)
Когнитивный тренинг (мыслетренинг) направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд ностей
Тренинг навыков межличностного взаимодействия ориентирует на выработку определенной системы коммуникативных навыков, спо собствующих интерактивному общению.
Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать по веденческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, пре дупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.
Обращаться за помощью к профессиональному психологу!!!
Организация досуга подростков: сотрудничество с организациями дополнительного образования. На базе лицея организован кружок современного танца преподаватель – мастер спорта международного класса, секция баскетбола, настольного тенниса, карате
Исторически сложившийся менталитет человечества предполагает бенарность восприятия мира: свой - чужой, чёрный - белый, хороший -плохой. На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен.
Делами доказывать, что подростки - не социальная проблема, а важнейший социальный резерв.
К педагогическим мерам предупреждения агрессивного поведения школьников относится создание условий для:
-построения гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса;
-включения родителей в образовательный процесс;
- организации свободного времени школьников в соответствии с их интересами;
- самоконтроля собственного поведения;
-повышения познавательной и социальной активности учащихся;
-внедрения в практику инновационных идей воспитательной деятельности.
. Воспитательная работа в школе будет успешной, если она базируется на таких принципах как принцип гуманизации (в центре педагогического процесса личность ребенка), принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей, принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Испытывая трудности с организацией воспитательной работы, современный педагог должен помнить, что воспитание – процесс творческий и созидающий, требующий новейших знаний инновационных методик воспитания и применения их на практике.
В условиях модернизации российского образования классный руководитель, несомненно, является важным звеном целостного воспитательного процесса и у него необычная миссия: не только руководить и воспитывать, но и направлять, защищать воспитанника, быть его наставником и помощником, выступать в роли посредника между детьми и их родителями.
Поэтому современный классный руководитель нуждается в научно-методической поддержке( курсы, факультативы, семинары-тренинги, практикумы, образовательные модули и т.д.).
Только успешный классный руководитель может воспитать успешную личность. Современный этап развития воспитания и образования характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся участниками своеобразного «взрыва» педагогических идей, решений, способствующих развитию позитивной «Я - концепции» ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»
Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...
Презентация к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема"
Предоставляю Вашему вниманию презентацию к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема" и тестовые вопросы для проведения диагностики детей (этика поведения, ж...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...
Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»
Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»...
Проект программы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся
Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойс...
Семья "группы риска" как социально-педагогическая проблема современного общества
Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...
Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации
Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...