ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ И ПОТОНЦИАЛ
статья на тему

Скобликова Анастасия Павловна

материал для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoblikova_ek_vospit_-_kopiya.doc105.51 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ И ПОТОНЦИАЛ

Введение

Окружающий нас мир, несмотря на его многогранность, очень раним. Сейчас все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, почвы теряют свое плодородие, флора и фауна из года в год становится все скуднее. Кислотные дожди, озоновые дыры - это все следствия действия человека на природу. Видя это людям пора задуматься о том, что к окружающему нас миру необходимо разумно относится. В связи с этим тема экологического воспитания в социальном развитии детей актуальна как никогда.

Сейчас человек неотъемлемая часть природы.  Необходимо рассматривать процесс экологического воспитания как творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личностные ценности, что придает всему воспитанию новое качество. Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Нам как педагогическому сообществу необходимо, во время обучающего и воспитывающего процесса решать следующие задачи:

- воспитание у детей и подростков нового экологического сознания, основанное на щадящем, ценностном отношении к природе.

- развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с природными ресурсами.

- формирование культуры взаимодействия с природной и социальной средой, за основу которой взяты духовно-нравственные ценности.

- развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно -эстетического восприятия окружающего мира.

- создание условий для формирования личности обучающегося которая будет занимать созидательную позицию в экологической деятельности.

      Под экологической культурой  воспитываемой в социальной среде понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.[1]

Экологическая культура отражает эмоционально-чувственный мир личности, культуру духовных отношений с природой. Все природные объекты и явления, стихотворения, поэмы, фильмы изобразительное искусство, музыка способствуют пониманию ценности природы, становлению у школьника культуры отношения ко всей окружающей его среде, к себе самому как части природы.

Уже с ранних лет начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Общение с природой обогащает внутренний мир человека, развивает дар воображения, чувственной отзывчивости, образного восприятия окружающего и внутреннего мира. Руководствуясь системой ценностей добра, гуманности, самоограничения, созидания, ответственности, ребенок осознает природу как объект своей постоянной заботы, ощущая с ней глубокую эмоциональную связь, воспринимая себя частью окружающего его мира. Такое объединение способствует возникновению у молодежи желания не нарушать гармонию в природе, не наносить вред другому существу, помогать ему, сострадать, сопереживать, любить.

Так же важно в личности обучающегося формировать чувство меры нравственного аспекта экологической культуры. В окружающей среде, социуме и человеке действует один из важнейших экологических законов, определяющих сущность экологического равновесия: закон меры, соразмерности, умеренности. Пребывание в состоянии меры, размерного бытия и ритмичного движения является важнейшим условием нормально-оптимального функционирования всех систем в природе, обществе и человеке. И напротив, нарушение меры приводит к дисбалансу во взаимодействиях систем и явлений, к кризису их действия и взаимодействия.

       Значимой составляющей экологического воспитания личности человека является опыт экологической деятельности. При этом под экологической деятельностью подразумеваются все виды и формы деятельности людей в окружающем его мире, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания.[2]

     Человека, экологически правильно воспитанного, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним. В детские годы это умение формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Только сплав знаний, опыта эмоциональных переживаний и практического участия в улучшении среды обитания позволяет судить о том или ином уровне экологической воспитанности подростка, о том, насколько экологические ценности стали достоянием его личности.
      Принцип гармоничного существования человека согласуется с актуальной идеей воспитания толерантной личности, развивающейся в многогранном общественном пространстве. Таким образом, экологическое воспитание социального развития личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.[3]
      Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности. В понимании феномена «экологическая культура» тесно переплетаются идеи экологического, духовно-нравственного, эстетического воспитания и самосовершенствование с акцентом на развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка.         В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее, развивать чувство меры в потреблении ее ресурсов. Этому могут способствовать создание в школе особой эколого-развивающей среды, насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами, включение в учебно-воспитательный процесс школы специальных методик, технологий формирования и развития экологической культуры обучающихся.

Использованная литература

1.http://tvm.web-box.ru/formirovanie-ekologicheskoj-kultury/

2. Баландин Р.К; Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

3. http://biofile.ru/geo/

4.http://nsportal.ru/ vzaimodeistvie-cheloveka-s-prirodoi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание- приоритетное направление развития современной школы.

Цель: формирование и воспитание экологически развитой личности, способной использовать экологические принципы в своей деятельности....

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Влияние экологического воспитания на духовное развитие лицеиста

laquo;Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев...