Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»
план-конспект на тему
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nezyamzinovoy_n.a.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина»
Конспект
коррекционно-развивающего занятия по развитию речи
«Зима. Новогодний праздник»
Подготовил:
логопед
отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Незямзинова Н.А.
г. Когалым
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зима. Новогодний праздник».
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
- развивать общие речевые навыки; артикуляционную, тонкую, общую моторику и конструктивный праксис.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность;
- воспитывать эстетические чувства в общении с природой.
Социальные задачи:
- стимулировать и развивать разные виды контакта и средств общения.
Материалы к занятию:
демонстрационный – плоскостные изображения: елка с наклеенными на нее «липучками», елочные игрушки (барабан, дудочка, колокольчик, часы), «вьюга»; персонаж – снеговик, мультимедийная презентация «Веселая артикуляционная гимнастика», логопедический экран;
раздаточный - комочки ваты, сборные снеговики, готовые ватные снежки.
Предварительная работа.
- наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями;
- разучивание упражнения самомассажа «Снеговик»;
- чтение «Сказки про ёлочные игрушки» Нищевой Н.В.;
- беседа по сюжетной картинке «Мальчик у новогодней ёлки»;
- разучивание пальчиковой игры «Снежок»;
- разучивание игры на развитие силы голоса «Вьюга»;
- индивидуальные занятия с использованием мультимедийной презентации «Веселая гимнастика»;
- дидактические игры «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Чего не стало?».
Организационный момент.
1. Дидактическая игра «Песенка колокольчика»
Цель: организация детей на занятие, активизация внимания.
Песенка колокольчика: «Колокольчик поет - на занятие зовет!»
- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Скажите "здравствуйте" мне и друг другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, тому, кто стоит рядом. Вы почувствовали, какие теплые наши ладошки, и что вместе с улыбкой мы передали друг другу хорошее настроение. Ну что, вы готовы к занятию? А о чем мы будем говорить на занятии, вы сейчас сами догадаетесь.
I. Вводная часть.
1. Наблюдение из окна
Цель: активизация детей на занятие, развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление умения договаривать предложение, развитие умений пользоваться своим жизненным опытом.
- Подойдите к окну, что вы видите? (Снег.)
- Правильно. На дорожках снег, на деревьях снег,
И на крыше…..(Снег.)
На крылечке…..(Снег.)
- Какое это время года? (Зима.)
- Да, ребята, это зимушка-зима много снега намела.
- Как вы думаете, на улице сейчас тепло? (Холодно.)
- Что люди носят зимой, чтобы не замерзнуть? (Шубу, теплую шапку, валенки, варежки….)
- Какой веселый праздник бывает зимой? (Новый год, ёлка.)
- Во что можно играть на улице зимой? (В снежки, делать снеговика, кататься с горки.)
- Ребята, а я забыла, как нужно делать снеговика? (Комочки лепить разные.)
- Сегодня на занятии мы и ёлочку увидим, и снеговика слепим, и в снежки поиграем. Но для этого нужно подготовиться.
2. Пальчиковая игра «Снежок»
Цель: развитие мелкой моторики рук; координация речи с движением.
- Сначала мы разогреем ручки.
Раз, два, три, четыре | сжимать и разжимать кисти рук |
Мы с тобой снежок лепили | имитировать лепку снежка |
Круглый, | соединить пальцы обеих рук в шар |
Крепкий, | соединить пальцы в замок |
Очень гладкий, | гладить одной рукой кулак другой |
Но совсем-совсем не сладкий. | грозить пальцем |
Раз - подбросим, | имитировать бросок – руки вверху |
Два - поймаем | «поймать» на уровне груди |
Три - уроним | разжать руки |
И сломаем. | хлопнуть в ладоши и растереть |
3. Дыхательное упражнение «Сдуй снежок»
Цель: развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
- Что-то снега маловато. Давайте поможем зимушке снег намести.
( Дети сдувают с ладошки ватный комочек)
- Мало снега получилось, придется вьюгу на помощь звать (показать картинку).
4. Упражнение на развитие силы голоса «Вьюга»
Цель: развитие силы голоса.
- Вьюга начинается (Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у..., рука внизу).
- Сильная вьюга (Дети увеличивают силу голоса, рука медленно поднимается).
- Вьюга затихает (Дети уменьшают силу голоса и затихают, рука опускается вниз).
5. Мультимедийная презентации «Веселая гимнастика»
Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- А теперь давайте разомнем язычки и губы, чтобы мы могли красиво разговаривать.
II. Основная часть.
1. Беседа «Наша елка»
Цель: развитие диалогической речи, координации звукоподражаний и движений, закрепление умения изменять силу голоса; развитие мышления, фантазии, творческого воображения, создание у детей атмосферы праздничного настроения.
- Какой скоро будет праздник? (Ёлка, Новый год.)
- И у нас есть красивая, нарядная ёлочка, вся в игрушках (открыть ёлочку на мольберте, несколько игрушек лежат на столике).
- Ой, ребята, а несколько игрушек упало. Почему? Что же могло случиться? (Кот уронил, мальчик играл….)
-Хорошо, что игрушки не разбились. Давайте посмотрим на них.
- Что это? (Барабан.)
- Как громко стучит барабан? (Бом-бом.)
- Что это? (Дудочка.)
- Как громко играет дудочка? (Ду-ду.)
- Что это? (Часы.)
- Как тихо тикают часы? (Тик-так.)
- Что это? (Колокольчик.)
- Как тихо звенит колокольчик? (Динь-динь.)
2. Упражнение «Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания при восприятии и воспроизведении тихих и громких звуков.
(На мольберте изображение елки с наклеенными на нее «липучками», под елочкой на столике изображение елочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)
-А сейчас, ребята, давайте поиграем (логопед закрывает рот экраном). Я буду петь разные песенки, а вы угадайте и покажите руками, какая игрушка так звучит?
-Бом-бом-бом. Хоровой ответ: «Барабан» (имитируют барабанные палочки).
-Ду-ду-ду. Хоровой ответ: «Дудочка» (имитируют игру на дудочке) и т.д.
3. Упражнение «Украсим елку»
Цель: формирование правильного интонационно-ритмического рисунка в словах разной слоговой структуры: часы, барабан, колокольчик и др.; образование и использование в речи глагола 1-го лица единственного числа вешаю; уточнение понимания предлогов на, под.
(На мольберте изображение ёлки с наклеенными на нее «липучками», под ёлочкой на столике изображение ёлочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)
- Ребята, давайте повесим наши игрушки обратно на елочку.
- Даша, что ты вешаешь? ( Я вешаю часы.)
- Саша, а ты что вешаешь? (Барабан.) и т. д.
- Посмотрите на нашу елочку! Какая она красивая! Как много на ней игрушек! Давайте назовем все игрушки, а наши ладошки нам помогут (прохлопывание ритмического рисунка слов: шары, бусы, часы, рыба, дудочка, лодочка, лисичка, лягушка, петушок, колобок, барабан, ракета, колокольчик). Молодцы, ребята! Как весело и правильно мы называли слова.
- Ребята, а где теперь наши игрушки – под елочкой (логопед показывает рукой) или на елочке? (На ёлочке.)
- Маша, посмотри, а под елочкой больше ничего нет? (Маша находит сломанного снеговика)
- Давайте вспомним, как нужно лепить снеговика. (Дети выходят на ковер)
4. Массаж тела «Снеговик»
Цель: закрепление умения выполнять элементарные приемы самомассажа.
Раз – рука, два – рука | Вытянуть вперед руки. |
Лепим мы снеговика | Имитировать лепку снежков. |
Мы скатаем снежный ком | Круговые движения ладонями по бедрам. |
Вот такой, | Развести руки широко в стороны. |
А потом поменьше ком - | Растирать ладонями грудь. |
Вот такой, | Показать руками комок поменьше. |
А наверх поставим мы | Погладить ладонями щеки. |
Маленький комок. | Соединить пальцы в маленький комок. |
Вот и вышел снеговик - Снеговичок | Поставить руки на пояс и делать повороты вправо-влево. |
Вспомнили? А теперь подойдите к столу и соберите снеговиков из деталей.
5. Упражнение «Собери снеговика»
Цели: совершенствование зрительно – моторной координации; закрепление умения в составлении целого предмета из его частей.
(У каждого ребенка набор из трех кругов разного размера и ведерко)
- Не забудьте, внизу самый большой ком, потом поменьше, а сверху самый маленький.
- Украсьте снеговика ведерком.
- Даша, помоги Саше собрать снеговика. Подскажи с чего начать? (Сначала большой комок, потом поменьше, маленький наверху и ведро.)
6. Сюрпризный момент
Цель: поддержание у детей позитивного настроения.
Ребята, а вы хотите настоящего снеговика увидеть? (Хотим.)
Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Снеговик – снеговичок!
Стань живым, наш толстячок!
(Появляется персонаж Снеговик с корзинкой)
- Вот и наш Снеговик, только что-то он грустный.
Снеговик. Мне у вас жарко, мне хочется чего-нибудь холодненького.
- Что же нам делать? Как помочь Снеговику? (Надо снег.) Правильно, ребята, надо охладить Снеговика, снежки в него покидать.
7. Подвижная игра «Снежки»
Цель: удовлетворение двигательной активности детей, снятие физического и эмоционального напряжение.
Каждому ребенку раздаются готовые мягкие снежки.
Снег глубокий я найду И слеплю снежочек. | Имитация лепки снежка. |
Вот сейчас я попаду- Берегись, дружочек. Раз, два, три – Снеговик, снежки лови! | Бросать снежки в Снеговика. |
Снеговик. Вот спасибо, стало прохладней. Но я лучше пойду на улицу, боюсь растаю. А вам гостинец от меня (отдает корзинку).
III. Заключение.
1. Дидактическая игра «Расскажи по порядку»
Цель: обобщение пройденного материала; поощрение детей.
- Давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали, как зиме помогали? (Снежки сдували, пальчиками играли - лепили снежки, снеговика собирали, елку наряжали, зарядку для язычка делали, со Снеговиком играли).
- Вот сколько дел переделали и, конечно, заслужили подарки от Снеговика (логопед предлагает детям выбрать себе подарок – игрушку снеговика).
- Дома вы будете смотреть на снеговичков и вспоминать, как мы зимушке-зиме помогали.
2. Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на занятие конструктивные умения и навыки при тесном взаимодействии с родителями.
- Вечером, по дороге домой расскажете родителям о своем подарке, а около дома вместе с папой или мамой слепите из снега настоящего веселого снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1. Познакоми...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Конспект занятия по развитию речи ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе для родителей. Цель- формирование лексико-грамматических средств языка; расширение кругозора детей....
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра...