Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»
план-конспект на тему

Незямзинова Наталья Александровна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_nezyamzinovoy_n.a.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия по развитию речи

 «Зима. Новогодний праздник»

Подготовил:

логопед

отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Незямзинова Н.А.

г. Когалым

Цель: уточнение и расширение  словаря по теме «Зима. Новогодний праздник».

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;

- развивать общие речевые навыки; артикуляционную, тонкую, общую моторику и конструктивный праксис.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность;

- воспитывать эстетические чувства в общении с природой.

Социальные задачи:

- стимулировать и развивать разные виды контакта и средств общения.

Материалы к занятию: 

демонстрационный – плоскостные изображения: елка с наклеенными на нее «липучками», елочные игрушки (барабан, дудочка, колокольчик, часы), «вьюга»; персонаж – снеговик, мультимедийная презентация «Веселая артикуляционная гимнастика», логопедический экран;

 раздаточный - комочки ваты, сборные снеговики, готовые ватные снежки.

Предварительная работа.

- наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями;

- разучивание упражнения самомассажа «Снеговик»;

- чтение «Сказки про ёлочные игрушки» Нищевой Н.В.;

- беседа по сюжетной картинке «Мальчик у новогодней ёлки»;

- разучивание пальчиковой игры «Снежок»;

- разучивание игры на развитие силы голоса «Вьюга»;

- индивидуальные занятия с использованием мультимедийной презентации «Веселая гимнастика»;

- дидактические игры «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Чего не стало?».

Организационный момент.

1. Дидактическая игра «Песенка колокольчика»

Цель: организация детей на занятие, активизация внимания.

  Песенка колокольчика: «Колокольчик поет - на занятие зовет!»

- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Скажите "здравствуйте" мне и друг другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, тому, кто стоит рядом. Вы почувствовали, какие теплые наши ладошки, и что вместе с улыбкой мы передали друг другу хорошее настроение. Ну что, вы готовы к занятию? А о чем мы будем говорить на занятии, вы сейчас сами догадаетесь.

I. Вводная часть.

1. Наблюдение из окна

Цель: активизация детей на занятие, развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление умения договаривать предложение, развитие умений пользоваться своим жизненным опытом.

- Подойдите к окну, что вы видите?  (Снег.)

- Правильно. На дорожках снег, на деревьях снег,

                      И на крыше…..(Снег.)

                      На крылечке..(Снег.)

 - Какое это время года? (Зима.)

- Да, ребята, это зимушка-зима много снега намела.

- Как вы думаете, на улице сейчас тепло? (Холодно.)

- Что люди носят зимой, чтобы не замерзнуть? (Шубу, теплую шапку, валенки, варежки….)

- Какой веселый праздник бывает зимой? (Новый год, ёлка.)

- Во что можно играть на улице зимой? (В снежки, делать снеговика,  кататься с горки.)

- Ребята, а я забыла, как нужно делать снеговика? (Комочки лепить разные.)

- Сегодня на занятии мы и ёлочку увидим, и снеговика слепим, и  в снежки поиграем. Но для этого нужно подготовиться.

2. Пальчиковая игра «Снежок»

Цель:  развитие мелкой моторики рук; координация речи с движением.

- Сначала мы разогреем ручки.

Раз, два, три, четыре

сжимать и разжимать кисти рук

Мы с тобой снежок лепили

имитировать лепку снежка

Круглый,

соединить пальцы обеих рук в шар

Крепкий,

соединить пальцы в замок

Очень гладкий,

гладить одной рукой кулак другой

Но совсем-совсем не сладкий.

грозить пальцем

Раз - подбросим,

имитировать бросок – руки вверху

Два - поймаем

«поймать» на уровне груди

Три - уроним

разжать руки

И сломаем.

хлопнуть в ладоши и растереть

3. Дыхательное упражнение «Сдуй снежок»

Цель: развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.

- Что-то снега маловато. Давайте поможем зимушке снег намести.

  ( Дети сдувают с ладошки ватный комочек)

- Мало снега получилось, придется вьюгу на помощь звать (показать картинку).

4. Упражнение на развитие силы голоса «Вьюга»

Цель: развитие силы голоса.

- Вьюга начинается (Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть:  у-у-у..., рука внизу).

- Сильная вьюга (Дети увеличивают силу голоса, рука медленно поднимается).

- Вьюга затихает (Дети уменьшают силу голоса и затихают, рука опускается вниз).

5. Мультимедийная презентации «Веселая гимнастика»

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата.

- А теперь давайте разомнем язычки и губы, чтобы мы могли красиво разговаривать.

II. Основная часть.

1. Беседа «Наша елка»

Цель:  развитие диалогической речи, координации звукоподражаний и движений, закрепление умения изменять силу голоса; развитие мышления, фантазии, творческого воображения, создание у детей атмосферы праздничного настроения.

 - Какой скоро будет праздник? (Ёлка, Новый год.)

- И у нас есть красивая, нарядная ёлочка, вся в игрушках (открыть ёлочку на мольберте, несколько игрушек лежат на столике).

- Ой, ребята, а несколько игрушек упало. Почему? Что же могло случиться? (Кот уронил, мальчик играл….)

-Хорошо, что игрушки не разбились. Давайте посмотрим на них.

- Что это? (Барабан.)

- Как громко стучит барабан? (Бом-бом.)

- Что это? (Дудочка.)

- Как громко играет дудочка? (Ду-ду.)

- Что это? (Часы.)

-  Как тихо тикают часы? (Тик-так.)

- Что это? (Колокольчик.)

-  Как тихо звенит колокольчик? (Динь-динь.)

2. Упражнение «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания при восприятии и воспроизведении тихих и громких звуков.

(На мольберте изображение елки с наклеенными на нее «липучками», под елочкой на столике изображение елочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)       

-А сейчас, ребята, давайте поиграем (логопед закрывает рот экраном). Я буду петь разные песенки, а вы угадайте и покажите руками, какая игрушка так звучит?

 -Бом-бом-бом.              Хоровой ответ: «Барабан» (имитируют барабанные палочки).

-Ду-ду-ду.                      Хоровой ответ: «Дудочка» (имитируют игру на дудочке) и т.д.

3. Упражнение «Украсим елку»

Цель: формирование правильного интонационно-ритмического рисунка в словах разной слоговой структуры: часы, барабан, колокольчик и др.; образование и использование в речи глагола 1-го лица единственного числа вешаю; уточнение понимания предлогов на, под. 

(На мольберте изображение ёлки с наклеенными на нее «липучками», под ёлочкой на столике изображение ёлочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)     

-  Ребята, давайте повесим наши игрушки обратно на елочку.

 - Даша, что ты вешаешь? ( Я вешаю часы.)

- Саша, а ты что вешаешь? (Барабан.)  и т. д.

- Посмотрите на нашу елочку! Какая она красивая! Как много на ней игрушек! Давайте назовем все игрушки, а  наши ладошки нам помогут (прохлопывание ритмического рисунка слов: шары, бусы, часы, рыба, дудочка, лодочка, лисичка, лягушка, петушок, колобок, барабан, ракета, колокольчик). Молодцы, ребята! Как весело и правильно мы называли слова.

 - Ребята, а где теперь наши игрушки – под елочкой (логопед показывает рукой) или на елочке? (На ёлочке.)

- Маша, посмотри, а под елочкой больше ничего нет? (Маша находит сломанного снеговика)

 - Давайте вспомним, как нужно лепить снеговика. (Дети выходят на ковер)

4.  Массаж тела «Снеговик»

Цель: закрепление умения выполнять элементарные приемы самомассажа.

Раз – рука, два – рука                    

Вытянуть вперед руки.

Лепим мы снеговика                    

Имитировать лепку снежков.

Мы скатаем снежный ком

Круговые движения ладонями по бедрам.

Вот такой,                                      

Развести руки широко в стороны.

А потом поменьше ком -            

Растирать ладонями грудь.

Вот такой,                                    

Показать руками комок поменьше.

А наверх поставим мы                

Погладить ладонями щеки.

Маленький комок.                      

Соединить пальцы в маленький комок.

Вот и вышел снеговик  -  Снеговичок          

Поставить руки на пояс и делать повороты вправо-влево.

Вспомнили? А теперь подойдите к столу  и  соберите снеговиков из деталей.

5. Упражнение «Собери снеговика»

Цели: совершенствование зрительно – моторной координации; закрепление умения в составлении целого предмета из его частей.

(У каждого ребенка набор из трех кругов разного размера и ведерко)

- Не забудьте, внизу самый большой ком, потом поменьше, а сверху самый маленький.

- Украсьте снеговика ведерком.

- Даша, помоги Саше собрать снеговика. Подскажи с чего начать? (Сначала большой комок, потом поменьше, маленький наверху и ведро.)

6. Сюрпризный момент

Цель: поддержание у детей позитивного настроения.

Ребята, а вы хотите настоящего снеговика увидеть? (Хотим.)

Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Снеговик – снеговичок!

Стань живым, наш толстячок!

(Появляется персонаж Снеговик с корзинкой)

- Вот и наш Снеговик, только что-то он грустный.

Снеговик. Мне у вас жарко, мне хочется чего-нибудь холодненького.

-  Что же нам делать? Как помочь Снеговику? (Надо снег.) Правильно, ребята, надо охладить Снеговика, снежки в него покидать.

7. Подвижная игра «Снежки»

Цель: удовлетворение двигательной активности детей, снятие физического и эмоционального напряжение.

 Каждому ребенку раздаются готовые мягкие снежки.

Снег глубокий я найду

И слеплю снежочек.                            

Имитация лепки снежка.

Вот сейчас я попаду-

Берегись, дружочек.

Раз, два, три –

Снеговик, снежки лови!                    

Бросать снежки в Снеговика.

Снеговик. Вот спасибо, стало прохладней. Но  я лучше пойду на улицу, боюсь   растаю. А вам гостинец от меня (отдает корзинку).

III. Заключение.

1. Дидактическая игра «Расскажи по порядку»

Цель: обобщение пройденного материала; поощрение детей.

- Давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали, как зиме помогали? (Снежки сдували, пальчиками играли - лепили снежки, снеговика собирали, елку наряжали, зарядку для язычка делали, со Снеговиком играли).

- Вот сколько дел переделали и, конечно, заслужили подарки от Снеговика (логопед предлагает детям выбрать себе подарок – игрушку  снеговика).

- Дома вы будете смотреть на снеговичков и вспоминать, как мы зимушке-зиме помогали.

2. Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на занятие конструктивные умения и навыки при тесном взаимодействии с родителями.

- Вечером, по дороге домой  расскажете родителям о своем подарке, а около дома вместе с папой или мамой  слепите из снега настоящего веселого снеговика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект занятия по развитию речи ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе для родителей. Цель- формирование лексико-грамматических средств языка; расширение кругозора детей....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...