Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе"
проект (7 класс) по теме
Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе нацелен на способствование формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат. В процессе реализации проекта решаются следующие задачи:
- создание и презентация творческих работ по теме «Мы разные, но мы вместе»;
- ознакомление воспитанников с основными понятиями, связанными с толерантными отношениями;
- способствование развитию внимательно слушать и слышать, не перебивая собеседника и не отвлекаясь от темы занятий;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение, проявление эмоций; привитие потребности в доброжелательных отношениях со сверстниками и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_raznye_no_my_vmeste.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» VIII вида
Социально-педагогический проект
«Мы разные, но мы вместе».
Нижегородская область
Дивеевский район
п. Сатис
2013-2014 год.
Руководитель проекта: Лубина Олеся Игоревна, социальный педагог.
Сроки реализации проекта: 3 недели
Направление проекта: социально-педагогический
Вид проекта: практико-ориентированный
Классификация проекта:
Надпредметный;
Внутриклассный;
Краткосрочный.
Актуальность.
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Всё это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе понимание и уважение к чужой культуре, уважение прав других, не похожих на тебя, людей.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Тем более это актуально для воспитанников детских домов, которые подверглись социальной и психической депривации.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. А ведь именно адаптация и социализация воспитанников является главной задачей социального педагога. Не имея социального опыта семейного воспитания, воспитанники детских домов нуждаются в социально-педагогическом сопровождении и восполнении социального опыта. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимые подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением.
Целесообразным считаю применение системы анкетирования, опросов, коллективной работы, сотворчества, организацию «питательной» и дружественной к ребенку среды.
Цель: способствовать формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат.
Задачи:
- создание и презентация творческих работ по теме «Мы разные, но мы вместе»;
- ознакомление воспитанников с основными понятиями, связанными с толерантными отношениями;
- способствование развитию внимательно слушать и слышать, не перебивая собеседника и не отвлекаясь от темы занятий;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение, проявление эмоций; привитие потребности в доброжелательных отношениях со сверстниками и педагогами.
Оборудование:
- плакат «Солнце» с лучами для надписей;
- «Конверт пожеланий» с шаблонами, содержащими надписи пожеланий.
План реализации проекта
Этап проекта | Содержание работы | Сроки | Исполнители |
Организационный | Выявление интересов детей, формулировка проблемы | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. |
Выбор темы проекта | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Формулировка цели проекта и задач | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Формирование исследовательских групп | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Распределение задач для каждой группы | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Установление сроков выполнения проекта | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Практический | Диагностика. Анализ диагностики | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. |
Конспект занятия-тренинга, проведение занятия-тренинга | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Проведение занятия-игры. | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Конспект мероприятия, проведение мероприятия. | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Конспект занятия. Проведение занятия. | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Презентация творческих работ. | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И., творческая группа | |
Аналитический | Защита проектов | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. |
Награждение участников проекта | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. | |
Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития | Март 2014 г. | Социальный педагог Лубина О.И. |
Анализ анкеты-опросника «Психосоциальный климат в классе»
Цель: проанализировать характер межличностных отношений в группе путем социометрической методики.
В опросе приняли участие 9 человек.
На вопрос «Чувствуешь ли ты себя нужным в классе?» ответили:
Да – 6 человек; Нет – 1 человека; Не задумывался – 2 человек.
На вопрос «Чувствуешь ли ты своё участие в жизни школы, свою важность и значимость?» ответили:
Да – 6 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 1 человек.
С твоим мнение считаются в классе?
Да – 8 человек; Нет – 0 человек; Не задумывался – 1 человек.
Обижают ли тебя одноклассники?
Да – 0 человек; Нет – 9 человек; Не задумывался – 0 человек.
Ощущаешь ли ты себя успешным в учёбе?
Да – 4 человек; Нет – 3 человека; Не задумывался – 2 человека.
Устраивают ли тебя твои отношения с учителями?
Да – 5 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 2 человека.
Устраивают ли тебя твои отношения с воспитателями?
Да – 6 человек; Нет – 2 человека; Не задумывался – 1 человек.
Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?
Да – 7 человек; Нет – 1 человек; Не задумывался – 1 человек.
Чувствуешь ли ты поддержку со стороны воспитателей и учителей школы?
Да – 7 человек; Нет – 1 человек; Не задумывался – 1 человек.
Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса?
Да – 4 человека; Нет – 3 человека; Не задумывался – 0 человек.
Выводы: психосоциальный климат в опрашиваемой группе удовлетворительный. Требуется дополнительная групповая работа, а также индивидуальная работа с А.В., К.А., М.М., С.А.
Тема занятия: «Что такое толерантность?»
Цель: знакомство с понятием толерантности.
Ход занятия:
- Формируются группы по 3-5 человек, и в каждой группе дается на обсуждение набор определённых понятий, каждое из которых предварительно поясняется мной.
- Группам предлагается показать сценки интолерантных ситуаций в соответствии с данным им словом, продолжительностью, приблизительно, по 1 минуте.
- Обсуждение увиденного (дискуссия).
Вопросы для дискуссии:
- Как часто вы сталкиваетесь с нетерпимостью к каким-либо категориям граждан? Видели ли вы это своими глазами?
- Участвовали ли вы в этом?
- Считаете ли вы, что это хорошо?
- Какой вывод нам следует сделать?
Анализ занятия.
Затруднения у ребят вызвали такие понятия, как апартеид, шовинизм, национализм, иммигрант. Однако, уточнив понятия, дети привели множество примеров, где они с этим сталкивались, и как реагировала в этих случаях большинство людей, вовлеченных в ситуацию.
Особенно детям удались сценки, где использовались такие понятия, как «инвалиды», «отверженные», «молодежь», «старики». Было приведено множество ситуаций, где дети сталкивались с негативным отношением к гражданам, попадающим под эти категории. Дети с сочувствие относились к стороне, терпящей притеснения. Были предложены конкретные действия для решения социальной проблемы стариков и инвалидов.
Бурно обсуждалась «война». Класс пришел к единому мнению о неблаговидности смоделированного ими интолерантного поведения в обществе и предложил множество выходов из различных ситуаций.
Обсуждая понятие «национализм», класс разделился на несколько групп, поскольку в связи с восприятием класса своей национальной значимости и нечетко осознавая потенциальные негативные последствия национализма, это понятие обсуждалось наиболее эмоционально и бурно.
Тема занятия: «Спешите делать добро».
Цель: формирование у обучающихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах.
Ход мероприятия:
Учитель: наш сегодняшний классный час мы начнем со стихотворения А. Чепурова. (читает стихотворение):
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,
Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
Учитель: Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Именно так надо жить каждому из нас. Ведь доброта, радость и переживание за судьбу других создают основу человеческого счастья.
Уже в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в 1 веке римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя - живи для других».
Ребята, давайте вместе подумаем и скажем, почему философ высказал такую мысль, что он хотел этим сказать?
Дети сформулировали свои ответы следующим образом:
- Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, в результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
- Такой человек не может понять других людей и общаться с ним неинтересно.
- Человек, который думает только о себе - эгоист. Он никогда не окажет помощи в трудную минуту. От общения с таким человеком остается неприятное чувство.
Учитель: Какого человека мы можем назвать добрым?
Дети ответили следующее:
- Того, кто всегда доброжелателен к людям, который думает не только о себе.
- Добрый человек - это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен.
Учитель: На сегодняшнем мероприятии мы приведем примеры из книг, художественных фильмов и мультфильмов. Какие высказывания о доброте и добрых делах мы найдем на страницах произведений известных писателей?
Ученики выходят к доске и прикрепляют к ней листочки с высказываниями и по очереди читают их вслух.
Ученик: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес).
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
(Чтобы быть добрым и вежливым, не надо затрачивать много усилий, но люди не могут не оценить этого).
Ученик: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж. Ж. Руссо).
(Под этим следует подразумевать то, что о человеке мы судим по его отношению к окружающим его людям. Если он желает добра другим, значит он по-настоящему добрый).
Ученик: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (В. Шекспир).
Учитель: Как нам следует понимать это высказывание?
(Человек, который не любит своих ближних, не способен понять, где плохо, а где хорошо. Добрый поступок может оценить только добрый человек.).
Ученик: «Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» (Блез Паскаль).
Учитель: Я думаю, это высказывание похоже на высказывание Шекспира. А понимать его следует так: добрый человек старается найти в других людях только хорошие качества, и, если сами люди проявляют к нему доброе отношение, то он поймет и оценит это.
Ученик: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л. Н. Толстой).
Учитель: Почему Толстой хотел приобрести именно это качество?
(Потому что это качество притягивает людей. У доброго человека всегда много друзей, и он никогда не останется один в трудную минуту).
Ученик: «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин).
(О добрых людях и добрых делах мы помним всю жизнь, а о плохих стараемся забыть. Добрые люди и их поступки навсегда остаются в памяти.).
Учитель: О доброте и добрых делах существует немало пословиц. Знаете ли вы их?
Ученики с помощью раздаточного материала предложили варианты ответов:
- делай другим добро - будешь сам без беды;
- добрый человек в добре живет век;
- злой не верит, что есть добрый;
- человека судят по делам, а не по словам.
Учитель: А теперь рассмотрим ситуации, которые происходили в жизни с вами, вашими друзьями и близкими, и проанализируем, кто не проявил в них настоящую доброту.
Ученик (читает карточку): Однажды мы с братом гуляли в парке и нашли сумку. Нам стало интересно, что в ней, и мы решили посмотреть. А в сумке мы нашли много денег и паспорт женщины, которой принадлежала сумка. Сначала нам захотелось взять себе сумку и деньги, но, подумав, мы решили в паспорте посмотреть адрес, где живет женщина, и вернуть все ей. Так мы и сделали. Эта женщина очень нас благодарила, а мы чувствовали радость оттого, что поступили честно.
Учащиеся высказывают свои мнения по поводу данной ситуации и говорят, как поступили бы в этом случае.
Ученик: А мы с папой каждую зиму делаем кормушки и кормим птиц. Ведь это наши меньшие братья, мы должны о них заботиться.
Ребята приводят в пример разные ситуации.
Учитель: Сегодня мы много говорили о доброте. Я думаю, после этого классного часа вы задумаетесь, правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли мы своих ближних. И давайте с этого момента делать только добро друг другу.
Тема занятия: «Толерантный Я в толерантном мире»
Цели:
- построение многоуровневой модели толерантного мира;
- формирование коллективного мнения по проблемам толерантности;
- приобретение навыков по работе в команде по принятию общих решений.
Ход занятия:
Учитель: Вопросы толерантности в мире и непосредственно вокруг волнуют многих. Никому не хочется жить в условиях войны, к широкомасштабной с бомбами и смертями, так и в междуусобных и межличностных - в школе, в классе, в семье. Но ведь толерантный мир создаем мы сами, он во многом зависит от того, насколько с вами толерантны.
Давайте попробуем построить некую модель под названием «Толерантный Я в толерантном мире».
Учащимся предлагается для заполнения на листе ватмана схема по уровням: Я - индивидуум; Я в семье; Я в школе, городе; Я - гражданин России, Я - Землянин.
2. Предлагается обсудить необходимые качества на каждом уровне, «нарисовать» образ человека, стремящегося к культуре мира и согласия.
3. Класс делится на 5 групп и каждая в течение 10 мин. С помощью педагога вырабатывает мнение по одному из уровней (на одном из 5 листов ватмана с названиями одного уровня).
4. Каждая группа выбирает своего представителя для презентации результатов работы, который зачитывает качества толерантного человека на каждом уровне.
5. Педагог комментирует схему модели: «Когда мир можно считать толерантным? Когда толерантен каждый уровень? Начинать надо с себя. Все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить? Давайте проголосуем.
6. Класс голосует цветными карточками: белая - «За», красная - «Против» (Если есть несогласные, педагог просит пояснить свою точку зрения).
Итог занятия:
Я:
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- знающий и уважающий права свои и других;
- вежливый и деликатный;
- спортивный, заботящийся о здоровье;
Семья:
- все здоровые, добрые, любящие, обеспеченные;
- все уважаемые всеми, понимающие меня и поддерживающие меня во всем, не ущемляющие мои права и не унижающие меня;
- окруженные заботой и уважением моими, своего окружения; государства;
- внимательные, отзывчивые, понимающие, не агрессивные, проявляющие интерес к моим планам и моим заботам.
Школа, «улица», город, природа:
- прохожие на улицах доброжелательные, без агрессии, вежливые, нарядные;
- чистый ухоженный город, ухоженные парки и скверы, где много мест для досуга молодежи;
- просторные, светлые школы с бассейнами, залами для спорта и досуга;
- чистые реки, чистый воздух; природа;
- учителя: умные, добрые и справедливые, вежливые, умеющие понимать нас, научить, поддержать, любящие свое дело, свою работу и нас;
- учащиеся: доброжелательные, не обзывающие никого, не унижающие друг друга, не ущемляющие ничьи интересы.
Страна:
- умные, знающие свое дело власти, справедливые и заботящиеся о своих гражданах, особенно о стариках, инвалидах, молодежи и детях - тех, кто наиболее зависим от государства;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, заботящийся о стране;
- никаких распрей и горячих точек, все люди - братья, сограждане свободные и справедливые, любящие и берегущие свой дом, свою страну, природу;
- красивая, миролюбивая, никаких войн, переворотов и террора; природа первозданная, здоровая, страны сотрудничают; нет нищеты, притеснений.
Результаты проекта.
- Улучшились навыки работы в команде.
- Закрепились знания основных понятий толерантности.
- Повысился уровень доброжелательной атмосферы среди обучающихся.
- Оформили «солнце пожеланий», как символ душевного света каждого человека.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности/Н.А. Бердяев.
- Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся/О.Я. Воробьева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).
- Пособие ИОО. Толерантность – дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
- Http://www.unesco.ruaoler/toler.html – Толерантность, международная программа ЮНЕСКО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мы очень разные, но мы вместе»
Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...
Социально-педагогический проект "Мы вместе"
Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...
Социально-педагогический проект "Мы вместе"
Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...
Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!
Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для с...
Проект социально-педагогической направленности «Играем вместе».
Данный проект направлен на оказание поддержки и необходимой помощи семьям, имеющим детей раннего возраста в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Некоторые молодые родит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»
Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности....