Социально-педагогический проект "Мы вместе"
проект по теме
Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным членом творческого объединения с 2012 года. Занятия художественной лепкой из глины являются для моего ученика и его семьи ярким, эмоциональным и доступным средством социализации. Идея создания проекта реализовалась в рамках областного конкурса методических разработок «Семья – основа воспитания», который прошел в этом учебном году (2014-2015).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.ped_.proekt_my_vmeste._pravovoy_aspekt.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубрика «Программа ― проект ― результат»
Е. С. ДЕМИДОВА, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Подростковый центр Пильнинского района, руководитель творческого объединения «Аленький цветочек» (лепка из глины)
Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным членом творческого объединения с 2012 года. Занятия художественной лепкой из глины являются для моего ученика и его семьи ярким, эмоциональным и доступным средством социализации. Идея создания проекта реализовалась в рамках областного конкурса методических разработок «Семья – основа воспитания», который прошел в этом учебном году.
Проект «Мы вместе» (далее проект) может быть рекомендован для работы педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, педагогам – организаторам образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также педагогам и воспитателям центров реабилитации, помощи семье и детям. Возможно, содержание проекта подскажет им направление поиска эффективных, приоритетных приемов работы с семьями учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же поможет обобщить их собственный социально - педагогический опыт.
Проект включает в себя: пояснительную записку; план индивидуальной работы на учебный год (2014-2015гг.); рекомендации по организации и реализации проекта; заключение; список литературы.
Пояснительная записка
…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.
Л.С Выготский
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993), законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), «Конвенцией развития дополнительного образования детей» (от 4.09.2014 года N 1726) каждому ребенку гарантированно право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, поддержку его семьи.
Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка и реализации его прав предоставляет важная составляющая единого образовательного пространства – дополнительное образование. Переход на новый образовательный стандарт предусматривает качественное развитие практики дополнительного образования, в котором учащиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие и сохранные личностные качества. Современный педагог дополнительного образования не может не учитывать в своей работе прогрессивные тенденции развития образования в России – его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, поддержку не только одаренных и талантливых учеников, но и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
К сожалению, большинство педагогов не готовы принять, а родители привести в дополнительное образование своих детей с ОВЗ. Личная практика показала, что основными причинами этого являются: отсутствие должной подготовки педагога к работе не только с детьми, но и семьей такого ученика; низкая правовая культура и социальная «стеснительность» родителей; не готовность детского коллектива принять «не такого, как они». Все это приводит к «выпадению» ребенка с ОВЗ из традиционного образовательного пространства, нарушаются условия для «врастания ребенка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества (Л.С.Выготский).
Значимость представленного проекта заключается в правовой и социально – педагогической поддержке семьи учащегося с синдромом Дауна, повышение толерантного отношения к нему со стороны детского и педагогического коллектива. Активное включение учащегося и его семьи в специально организованную деятельность, вариативность форм работы, связь с жизнью, культуросообразность содержания проекта будут способствовать постепенному расширению познавательного, творческого, социального и правового кругозора у всех участников проекта.
Цель: повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации учащегося и его семьи средствами художественного творчества.
Задачи:
- Расширять границы образовательного пространства учащегося, включив его в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
- Создавать социально-педагогические условия для развития личности ребенка.
- Прививать учащемуся творческо-трудовые навыки.
- Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимся и его семьей.
- Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством.
- Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
- Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
- Повышать уровень правовой и педагогической культуры родителей, их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
- Демонстрировать достижения педагогического опыта.
- Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.
Теоретической основой проекта являются положения отечественного ученого – классика Л.С. Выготского:
1. Положение об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка.
2. Положение о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, в процессе специально организованной деятельности.
3. Культурно-историческая концепция, раскрывающая значение изобразительной деятельности в развитии ребенка. Занятия изобразительной деятельностью позволяют через значимые переживания ребенка войти в пласты человеческой культуры, осуществлять присвоение общечеловеческого опыта, развивать его репродуктивные и творческие способности.
Рекомендации по организации и реализации проекта
- Принципы организации и реализации проекта:
- Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
- Принцип личностно - ориентированного подхода. Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка, так и его специфические особенности. Избирательное использование необходимых в конкретном случае форм, методов и средств обучения.
- Принцип социально – адаптирующей направленности образования. Участие ребенка и его семьи в социально – педагогической деятельности позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Участие ребенка и его семьи в специально организованной деятельности под руководством педагога способствует становлению и всестороннему развитию личности, формированию сотрудничества и способов усвоения общественного опыта.
- Психолого - педагогическое обеспечение проекта:
- Знание педагогом основ специальной психологии и педагогики.
- Руководство общедидактическими и специальными принципами обучения и воспитания.
- Включение учащегося и его семьи во все виды и формы социальной жизни.
- Методическое обеспечение проекта:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Возможность корректировки содержания проекта (дополнение, исключение) на выделенных этапах в зависимости от педагогических и социальных ситуаций, запросов, предложений.
- Наличие учебно – методического комплекса.
- Наличие материально – технических средств.
- Методы и приемы реализации проекта:
- Собеседование.
- Беседа.
- Метод изучения истории развития ребенка.
- Наблюдение.
- Метод проектов.
- Методы педагогической поддержки (поощрение, похвала, помощь педагога, сверстника, создание ситуации успеха, мотивация деятельности, благодарность, восхищение).
- Методы убеждения (внушение, разъяснения, пример).
- Демонстрация способов и приемов лепки, способов усвоения программного материала, способов усвоения общественного опыта.
- Метод совместных действий, планирования и творчества.
- Анализ процесса и продуктов детской деятельности.
Площадка и сроки реализации проекта
Площадкой для реализации проекта является творческое объединение «Аленький цветочек» МОУДОД Подростковый центр, где дети учатся художественной лепке из глины.
Срок реализации проекта – один учебный год, в котором предусматривается работа с учащимся и его семьей на следующих этапах:
- Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащегося и его семьи к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году. Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семьи; пропаганда семейного воспитания; индивидуальная консультация; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия).
- Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащегося и его семьи в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытое занятие; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне образовательного учреждения и района.
- Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащегося, реализация творческого потенциала семьи.
Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах.
- Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащегося и семьи. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря.
Механизм оценки реализации проекта
Основной формой оценки реализации проекта являются:
- Самоанализ педагога.
- Итоговый отчет на педагогическом совете образовательного учреждения, на районном методическом совете.
- Демонстрация презентации «Мы вместе!».
- Участие в областных конкурсах методических разработок, конференциях по проблемам интеграции детей с ОВЗ средствами художественного творчества.
Планирование социально-педагогической деятельности
на 2014-2015 учебный год
№ | Этапы и содержание | Организаторы мероприятия | Сроки реализации |
1 | Адаптационный 1-я учебная четверть | ||
1.1 | Посещение семьи:
| Родители (по приглашению) | Август |
1.2 | Индивидуальная консультация:
| Педагог дополнительного образования (далее ДО) | Первая половина сентября |
1.3 | День открытых дверей:
| Образовательное учреждение ДОД Подростковый центр | Сентябрь По плану ОУ |
1.4 | Родительский день (посещение учебного занятия по учебному плану) | Педагог ДО | 1 раз в полугодие |
1.5 | Пропаганда семейного воспитания
| Педагог ДО | Октябрь |
2 | Интеграционный 2-я и 3-я учебные четверти | ||
2.1 | Педагогические консультации | Родители Педагог ДО | В течение года по пед.ситуации |
2.2 | Игровая программа в осенние каникулы «Путешествие с цветиком - семицветиком» | Педагог – организатор ПЦ | По плану ОУ |
2.3 | Районный праздник «Все на свете могут наши мамы»:
| Администрация района | Ноябрь По плану администрации района |
2.4 | Районный фестиваль «Вместе – мы сила!» в рамках декады инвалидов:
| Администрация района; Управление образования; Управление соц.защиты; Отдел культуры района | Декабрь По плану администрации района |
2.5 | Представление во время зимних каникул «Новогоднее похищение Снегурочки» | Педагоги ПЦ | По плану ОУ |
2.6 | Веселые старты во время весенних каникул «По страницам любимых сказок» | Педагоги ПЦ | По плану ОУ |
3 | Творческий 4-я учебная четверть | ||
3.1 | Творческий проект «Сказку сделаем из глины» (в рамках Года литературы):
| Педагог ДО; Детская районная библиотека | Март-апрель |
3.2 | Выставка «Радуга творчества» в рамках фольклорного праздника «Делу-время, потехе-час» (по итогам учебного года) | Педагоги – организаторы ПЦ Педагог ДО | Май По плану ОУ |
3.3 | Всероссийский творческий конкурс «Я имею право жить, развиваться и дружить!» Номинация: фотография; Тема: «О людях, не таких, как все» | Редакция Всероссийской газеты для детей и подростков «Пионерская правда» и детско-юношеский интернет-портал «Пионерка.ру» | Май По положению конкурса |
4 | Культурно - досуговый Летние каникулы | ||
4.1 | Посещение прогулочного лагеря Мероприятия по плану прогулочного лагеря | Образовательное учреждение ДОД Подростковый центр | Июнь – август |
4.2 | День защиты детей
| Администрация района; Управление образования; Подростковый центр |
|
Заключение
Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов, регламентирующих образовательную деятельность и прав ребенка, а также владение методикой по организации дополнительного образования и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют современному педагогу и родителям не дать ребенку «выпасть» из традиционного образовательного пространства. Реализация данного проекта показала, чем выше правовая и педагогическая культура у его участников, тем более социально – адаптированной и творческой становится личность ребенка с синдромом Дауна.
Список литературы для педагога
- Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 23, п.3 «О правах детей с ограниченными возможностями». – 1989.
- Закон "Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273.
- Конвенция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 года N 1726.
- Выготский Л.С. Собр.соч. 5 том. – М., 1983.
- Педагогика: Учебное пособие/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2000.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
- Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова. – Ростов н/Д., 2005.
- Специальная педагогика: Учебное пособие/Н.М.Назарова. – М., 2001.
Список литературы для родителей
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
- Филпс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?». – М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Социально-педагогический проект "Мы вместе"
Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...
Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе"
Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе нацелен на способствование формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат. В...
Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!
Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для с...
Проект социально-педагогической направленности «Играем вместе».
Данный проект направлен на оказание поддержки и необходимой помощи семьям, имеющим детей раннего возраста в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Некоторые молодые родит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»
Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности....