Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!
методическая разработка по музыке

Пьянкова Галина Яковлевна

Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для системы дополнительного образования является вопрос самореализации и художественного самовыражения детей. Образовательный процесс в Детской школе искусств удовлетворяет познавательный интерес детей и реализует потребность детей в занятиях искусством, потребность выражать себя, свои мысли и чувства.

Активные виды деятельности и формы работы с детьми позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности; позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности, и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vmeste_veselo_shagat.docx26.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Социально-педагогический проект

«Вместе весело шагать»

Подарите детям праздник!

                              Подготовили: преподаватели МОУ ДО «ДШИ»

   Г.Я. Пьянкова

                                              В.Н.Ромашов

                       Л.Н.Чегадаева

                     А.В.Евсеенко

                                                                                   

           

                                                                   

г. Нефтеюганск

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно – творческий;

Сроки реализации: долгосрочный проект;

 

Участники проекта: педагоги, учащиеся, воспитанники детского сада;

По содержанию: познавательно-игровая деятельность;

По характеру контактов: совместное творчество воспитанников детского сада и учащихся школы искусств;

Цель проекта:

- формирование духовности, культуры и музыкально-эстетического вкуса у  

   детей школьного и дошкольного возраста;

- создание условий для возникновения интереса к профессиональному

  музыкальному образованию;

- содействие развитию и повышению качества художественно-эстетического

  образования детей.

Задачи проекта:

- знакомство детей с разнообразными музыкальными произведениями;

- развитие кругозора, через знакомство с музыкальными произведениями;

- развитие социальной активности детей через приобщение к высоким

   образцам народного творчества:

- воспитание патриотических чувств, любви к искусству родного края.

- воспитание культуры восприятия музыки и интереса к миру искусства в  

   целом.

Направленность: Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусства.

        В условиях проекта воспитанникам детского сада прививается интерес к исполнению произведений на народных инструментах, как вариант -  организация детского шумового оркестра.

        Расширяются познания в области музыкального искусства. Создаются благоприятные условия для воспитания в детях любви и интереса к народному творчеству.

Форма реализации проекта: концертная деятельность музыкально-просветительского направления.

Краткое обоснование проекта: Сегодня достаточно актуальным для системы дополнительного образования является вопрос самореализации и художественного самовыражения детей. Образовательный процесс в Детской школе искусств удовлетворяет познавательный интерес детей и реализует потребность детей в занятиях искусством, потребность выражать себя, свои мысли и чувства.

Активные виды деятельности и формы работы с детьми позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности; позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности, и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению.

Актуальность реализации проекта: в наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения культурного наследия. Актуальна проблема возрождения русского народного творчества, привлечения к нему подрастающего поколения. Также существует проблема заинтересованности детей в профессиональном музыкальном образовании. Эти задачи частично может решить работа данного проекта.

Занятие представляет собой концерт – беседу с играми, танцами, сказками и исполнением музыкальных номеров с использованием различных инструментов. Дети не только приобщаются, но и становятся активными участниками концерта.

Данный проект необходим:

  • учащимся МОУ ДО «Детской школы искусств»
  • дошкольникам МДОУ Детский сад «Гусельки»

           Социально-значимый проект «Вместе весело шагать» действует в рамках Детской школы искусств и представляет собой цикл тематических занятий, которые реализуются в виде музыкально-просветительских программ для воспитанников детского сада.

    Проблема, на решение которой направлен проект: Преподавание предмета специальности (аккордеон, баян, домра, гитара) в детской школе искусств ведется по разработанным программам – индивидуально. Форма предъявления результата – контрольные уроки, экзамены, технические зачеты. Система эта во многом себя оправдывает, но, тем не менее, не позволяет выявить в специфику учреждения дополнительного образования и не может вместить в себя весь спектр уже существующих форм, видов деятельности, которые требуют совершенно новых методов, подходов, принципов работы. Усиливающая ориентация образовательной деятельности на потребности ребенка, на преодоление стандартных форм обучения и традиционности услуг, предлагаемых музыкальным образованием, стала решающим условием возникновение социально-значимого проекта «Вместе весело шагать».

Основные этапы и формы работы:

Первый этап – возникновение идеи. Данный этап можно считать по содержанию организационно-подготовительным, так как ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности (определяются временные рамки, анализируются необходимые условия для выполнения – изучение литературы и выбор музыкальных произведений по теме, намечаются этапы выполнения работы).

Второй этап – разработка тематического занятия – концерта. На данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, разрабатываются идеи, происходит их обсуждение, моделирование, прогнозирование, составляется план проведения занятия.

Третий этап – реализация проекта на практике, заключительный (презентационный) этап. Проведение тематического занятия – концерта, подведение итогов, анализ результатов и оценка деятельности (успехов и ошибок, коррекция и определение перспектив данного проекта.)

Ожидаемы результат: Все дети разные, с самыми разными способностями, с разной степенью музыкальной одаренности, но все они должны найти свою «нишу», свое маленькое поле деятельности, и почувствовать себя успешным.

Дошкольники будут приобщаться к искусству, получат яркие впечатления от мира музыки, познакомятся с новыми для них музыкальными инструментами.

Благодаря проекту у детей появятся возможность проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, выявить способность к самообразованию и самоорганизации.

Дальнейшее развитие проекта: Оказалось, что ребенку очень важно знать, что деятельность, имеющая значение только для него, может приобрести широкую социальную значимость. Он получает удовлетворение и радость не только оттого, что поделился с другими тем, чему научился сам.

Результатом работы стали восторженные отзывы детей, положительное отношение родителей и воспитателей, что подтверждают данные проведенного анкетирования, благодарственные письма и желание многих детей тоже стать музыкантами.

Таким образом, активные виды деятельности и формы работы с детьми (а это социально-значимые проекты, концертно-просветительская деятельность, свобода выбора деятельности, богатая содержательная среда позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности, позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению).

Примерный музыкальный репертуар

В. Савелов «Непоседа»

А. Бакиров «Татарский танец»

А.Доренский «Весёлое настроение»  

Н.Чайкин «Утушка луговая»

Русская нар. песня в обр. Г.Бойцовой  «Пойду ль я, выйду ль я»

Б.Райчев «Ручеёк»

Польская н.п. «Шла девица по лесочку»

Дуссек «Старинный танец»

Г.Гладков «Песенка черепахи и львёнка»

А.Доренский «Джазовые произведения»

М.Качурбин «Мишка с куклой танцуют полечку»

В.Козлов «Дедушкин  рок-н-рол»

Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

Р.н.п.  «Куманечек»

Р.н.п. «Во саду, ли в огороде»

Н.Шишкин «Ночь светла»

Р.н.п. «Калинка»

Р.н.п. «Я с комариком плясала»

План график выступлений ДШИ

дата

содержание

октябрь

История возникновения и развития гитарного искусства. Концерт учащихся и преподавателей

ноябрь

История возникновения и развития искусства игры на баяне. Концерт учащихся и преподавателей

январь

История возникновения и развития искусства игры на аккордеоне. Концерт учащихся и преподавателей

февраль

История возникновения и развития искусства игры на домре. Концерт учащихся и преподавателей

март

Искусство ансамблевой игры. Концерт учащихся и преподавателей

Содержание бесед об искусстве:

Народные инструменты.

В старые времена жили-были такие люди – скоморохи. Ходили они по городам и селам, устраивали представления на площадях, веселили народ, пели и играли на разных инструментах. Простые люди любили эти представления и с удовольствием слушали скоморохов, отдавая им мелкие монетки, угощение. Но не только простые люди любили слушать скоморохов. Даже грозный царь Иван IV любил приглашать к себе в палаты скоморохов, слушал их игру и пение, а иногда и танцевал под их песни. В разных странах существуют свои национальные музыкальные инструменты, про которые мы вам сегодня расскажем.

ГИТАРА

У нее мало конкурентов. Конечно, рояль и скрипка солиднее, но на гитаре во всем мире играет несравнимо больше людей, чем на скрипке и на рояле. Гитара идеально аккомпанирует, а в руках у мастера – прекрасный солист. Звук извлекается «броском» или «ударом» пальцев, можно играть специальной пластиночкой - медиатором. По форме гитара похожа на струнные смычковые инструменты и скорее всего происходит родом из Древней Греции, хотя инструменты подобной конструкции есть у разных народов на разных материках. Их Греции гитара перекочевала на Пиренейский полуостров, который занимает современная Испания, и там в 8-9 веке получила широкое распространение. В Испании это поистине народный инструмент. Самые великие гитаристы – испанцы. Были известны и русские  исполнители. Гитару любили многие композиторы, играли на ней и сочиняли музыку для нее. Гитары бывают 6-ти и 7-миструнные (русская гитара). В начале 20 века появилась гитара джазовая, а в 30-е годы целое семейство электрогитар. На них играют со звукоусилителем и возможности этого инструмента стали безграничными.

МАРАКАСЫ

В тех странах, где любят играть на гитаре, в ходу такие интересные инструменты – маракасы. Они изготавливаются из различных материалов, например, из кокоса, и издают характерный шуршащий звук.

БАЯН

Один из самых любимых российских инструментов – гармоника. Она так популярна в России, что кажется своей, родной, русской. А сколько ей посвящено стихов и песен – не сосчитать. И все-таки гармоника была изобретена не у нас, а в Берлине, почти двести лет назад. Она очень быстро распространилась по всему миру. И скоро уже в России, в Тульской и Вятской губерниях, вовсю выпускали гармони. На гармонике можно было одновременно сыграть мелодию и аккомпанемент. Гармоника все время совершенствовалась, из нее вышли аккордеоны и баяны.

Баян очень похож на гармонику, только он намного больше по размеру. Слева и справа у него кнопки. Баян появился в около ста лет назад. Назван он был по имени древнерусского певца -  Бояна.

ЛОЖКИ

Это русский народный инструмент, который и теперь используют в различных ансамблях. Две деревянные ложки, ударяясь друг о друга, издают четкий щелчок. Иногда к ложкам привязывают бубенчики.

АККОРДЕОН

Его все знают, хотя он сейчас не так популярен, как после Великой Отечественной войны. Тогда наши воины, вернувшиеся с победой из фашистской Германии, привезли с собой много отличных аккордеонов. Однако аккордеон был придуман не в Германии, а рядом, в Чехии, в городе Праге в 1829 году. А во Франции стал любимым инструментом уличных певцов и музыкантов. Чтобы аккордеон запел своим серебристым сочным голосом, нужно растягивать и сжимать меха. Струя воздуха проходит через узкие отверстия, прикрытые металлическими язычками,  и появляется звук. Пальцы правой руки играют на клавишах, как на рояле, а пальцы левой руки – на кнопочках с готовыми аккордами. Аккордеон бывает различных видов и типов. Наиболее выразительно звучат большие, так называемые концертные инструменты, на которых исполнитель, включая разные регистры, может менять окраску звука.

ЖАЛЕЙКА

Это русский народный духовой инструмент. Звук у нее пронзительный и резкий, а по названию можно подумать, будто она жалуется или жалеет. А жалуется она на то, что сегодня ее можно встретить только в оркестре русских народных инструментов, а ведь раньше на ней играли не только в России, но и на Украине, и в Литве, и в Белоруссии. Это небольшая трубка из дерева или камыша, на которую надевают коровий рог, который усиливает звук.

ДОМРА

Она известна очень давно – более 2000 лет. В Россию проникла из Персии, и, кроме России, под другими названиями распространилась и среди многих других народов. У грузин – это чонгури, у туркменов и узбеков – дутар, у башкир – думбыра. Она относится к  щипковым инструментам и напоминает балалайку: тоже длинный гриф и всего три струны. Но корпус у нее овальный. С домрой в прошлом связана печальная история, которую нельзя не рассказать. Дело в том, что на ней очень любили играть скоморохи. Играли и пели песни, в которых высмеивали попов и бояр. Разгневались попы и бояре и решили собрать все домры вместе и сжечь. Их сожгли на берегу Москвы-реки в 1654 году. Конечно, не все домры исчезли, но музыканты уже не осмеливались брать их в руки. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века, когда известный балалаечник Василий Васильевич Андреев создавал первый в России оркестр русских народных инструментов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Как Вы относитесь к проведению дополнительных занятий для детей в саду в рамках проекта «Вместе весело шагать»:
  • Положительно
  • Отрицательно
  • Затрудняюсь ответить
  1. Какое количество занятий Вы считаете достаточным:
  • 5
  • 3
  • 0
  1. Нравятся ли детям занятия и делятся ли они впечатлениями о них:
  • Да
  • Нет
  1. Хотели ли бы Вы принять участие в проведении занятий:
  • С удовольствием
  • Не имею возможности
  • Доверяю руководителю проекта
  1. Считаете ли Вы дополнительные занятия в рамках проекта нужными для развития Ваших детей?
  • Да, занятия детям нужны
  • Нет, занятия не нужны
  • Затрудняюсь ответить

Прогнозируемый результат:

- воспитание культуры восприятия музыки

- развитие социальной активности детей через приобщение к высоким

   образцам народного творчества:

-формирование у детей интереса к исполнительству на народных

  инструментах.

- зачисление детей на отделение народных инструментов в ДШИ

Технические средства:

-инструменты: гитара, баян, аккордеон, домра;

- нотный материал;

- ресурсы интернета;

-литература;

- фонограммы.

Литература:

  1. Кузовлёв Вл., Самойлов Д. Азбука баяниста
  2. Доренский А. Виртуозные пьесы.  Ростов-на Дону«Феникс» 1998г.
  3. Шахов Г.  Чудный месяц   М. «Кифара»1998г.
  4. Семёнов В.Современная школа игры на баяне  М. 2003г
  5. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне   М. 2005г.
  6. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара М. 1991г.
  7. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре М. 2007г.
  8. Александрова М. Испанская гитара М. 2008г.

______________ Г.Я. Пьянкова                           _____________20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

Проект. Вместе весело шагать

Проект. Вместе весело шагать...

Проект " Вместе весело шагать"

Проект осуществлялся в рамках шефской работы между 2 и 7 классами "Санаторной школы-интернат №2" и был направлен на формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности и заботы о младши...

Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...