Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!
методическая разработка по музыке
Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для системы дополнительного образования является вопрос самореализации и художественного самовыражения детей. Образовательный процесс в Детской школе искусств удовлетворяет познавательный интерес детей и реализует потребность детей в занятиях искусством, потребность выражать себя, свои мысли и чувства.
Активные виды деятельности и формы работы с детьми позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности; позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности, и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_veselo_shagat.docx | 26.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Социально-педагогический проект
«Вместе весело шагать»
Подарите детям праздник!
Подготовили: преподаватели МОУ ДО «ДШИ»
Г.Я. Пьянкова
В.Н.Ромашов
Л.Н.Чегадаева
А.В.Евсеенко
г. Нефтеюганск
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно – творческий;
Сроки реализации: долгосрочный проект;
Участники проекта: педагоги, учащиеся, воспитанники детского сада;
По содержанию: познавательно-игровая деятельность;
По характеру контактов: совместное творчество воспитанников детского сада и учащихся школы искусств;
Цель проекта:
- формирование духовности, культуры и музыкально-эстетического вкуса у
детей школьного и дошкольного возраста;
- создание условий для возникновения интереса к профессиональному
музыкальному образованию;
- содействие развитию и повышению качества художественно-эстетического
образования детей.
Задачи проекта:
- знакомство детей с разнообразными музыкальными произведениями;
- развитие кругозора, через знакомство с музыкальными произведениями;
- развитие социальной активности детей через приобщение к высоким
образцам народного творчества:
- воспитание патриотических чувств, любви к искусству родного края.
- воспитание культуры восприятия музыки и интереса к миру искусства в
целом.
Направленность: Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусства.
В условиях проекта воспитанникам детского сада прививается интерес к исполнению произведений на народных инструментах, как вариант - организация детского шумового оркестра.
Расширяются познания в области музыкального искусства. Создаются благоприятные условия для воспитания в детях любви и интереса к народному творчеству.
Форма реализации проекта: концертная деятельность музыкально-просветительского направления.
Краткое обоснование проекта: Сегодня достаточно актуальным для системы дополнительного образования является вопрос самореализации и художественного самовыражения детей. Образовательный процесс в Детской школе искусств удовлетворяет познавательный интерес детей и реализует потребность детей в занятиях искусством, потребность выражать себя, свои мысли и чувства.
Активные виды деятельности и формы работы с детьми позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности; позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности, и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению.
Актуальность реализации проекта: в наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения культурного наследия. Актуальна проблема возрождения русского народного творчества, привлечения к нему подрастающего поколения. Также существует проблема заинтересованности детей в профессиональном музыкальном образовании. Эти задачи частично может решить работа данного проекта.
Занятие представляет собой концерт – беседу с играми, танцами, сказками и исполнением музыкальных номеров с использованием различных инструментов. Дети не только приобщаются, но и становятся активными участниками концерта.
Данный проект необходим:
- учащимся МОУ ДО «Детской школы искусств»
- дошкольникам МДОУ Детский сад «Гусельки»
Социально-значимый проект «Вместе весело шагать» действует в рамках Детской школы искусств и представляет собой цикл тематических занятий, которые реализуются в виде музыкально-просветительских программ для воспитанников детского сада.
Проблема, на решение которой направлен проект: Преподавание предмета специальности (аккордеон, баян, домра, гитара) в детской школе искусств ведется по разработанным программам – индивидуально. Форма предъявления результата – контрольные уроки, экзамены, технические зачеты. Система эта во многом себя оправдывает, но, тем не менее, не позволяет выявить в специфику учреждения дополнительного образования и не может вместить в себя весь спектр уже существующих форм, видов деятельности, которые требуют совершенно новых методов, подходов, принципов работы. Усиливающая ориентация образовательной деятельности на потребности ребенка, на преодоление стандартных форм обучения и традиционности услуг, предлагаемых музыкальным образованием, стала решающим условием возникновение социально-значимого проекта «Вместе весело шагать».
Основные этапы и формы работы:
Первый этап – возникновение идеи. Данный этап можно считать по содержанию организационно-подготовительным, так как ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности (определяются временные рамки, анализируются необходимые условия для выполнения – изучение литературы и выбор музыкальных произведений по теме, намечаются этапы выполнения работы).
Второй этап – разработка тематического занятия – концерта. На данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, разрабатываются идеи, происходит их обсуждение, моделирование, прогнозирование, составляется план проведения занятия.
Третий этап – реализация проекта на практике, заключительный (презентационный) этап. Проведение тематического занятия – концерта, подведение итогов, анализ результатов и оценка деятельности (успехов и ошибок, коррекция и определение перспектив данного проекта.)
Ожидаемы результат: Все дети разные, с самыми разными способностями, с разной степенью музыкальной одаренности, но все они должны найти свою «нишу», свое маленькое поле деятельности, и почувствовать себя успешным.
Дошкольники будут приобщаться к искусству, получат яркие впечатления от мира музыки, познакомятся с новыми для них музыкальными инструментами.
Благодаря проекту у детей появятся возможность проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, выявить способность к самообразованию и самоорганизации.
Дальнейшее развитие проекта: Оказалось, что ребенку очень важно знать, что деятельность, имеющая значение только для него, может приобрести широкую социальную значимость. Он получает удовлетворение и радость не только оттого, что поделился с другими тем, чему научился сам.
Результатом работы стали восторженные отзывы детей, положительное отношение родителей и воспитателей, что подтверждают данные проведенного анкетирования, благодарственные письма и желание многих детей тоже стать музыкантами.
Таким образом, активные виды деятельности и формы работы с детьми (а это социально-значимые проекты, концертно-просветительская деятельность, свобода выбора деятельности, богатая содержательная среда позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности, позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению).
Примерный музыкальный репертуар
В. Савелов «Непоседа»
А. Бакиров «Татарский танец»
А.Доренский «Весёлое настроение»
Н.Чайкин «Утушка луговая»
Русская нар. песня в обр. Г.Бойцовой «Пойду ль я, выйду ль я»
Б.Райчев «Ручеёк»
Польская н.п. «Шла девица по лесочку»
Дуссек «Старинный танец»
Г.Гладков «Песенка черепахи и львёнка»
А.Доренский «Джазовые произведения»
М.Качурбин «Мишка с куклой танцуют полечку»
В.Козлов «Дедушкин рок-н-рол»
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
Р.н.п. «Куманечек»
Р.н.п. «Во саду, ли в огороде»
Н.Шишкин «Ночь светла»
Р.н.п. «Калинка»
Р.н.п. «Я с комариком плясала»
План график выступлений ДШИ
дата | содержание |
октябрь | История возникновения и развития гитарного искусства. Концерт учащихся и преподавателей |
ноябрь | История возникновения и развития искусства игры на баяне. Концерт учащихся и преподавателей |
январь | История возникновения и развития искусства игры на аккордеоне. Концерт учащихся и преподавателей |
февраль | История возникновения и развития искусства игры на домре. Концерт учащихся и преподавателей |
март | Искусство ансамблевой игры. Концерт учащихся и преподавателей |
Содержание бесед об искусстве:
Народные инструменты.
В старые времена жили-были такие люди – скоморохи. Ходили они по городам и селам, устраивали представления на площадях, веселили народ, пели и играли на разных инструментах. Простые люди любили эти представления и с удовольствием слушали скоморохов, отдавая им мелкие монетки, угощение. Но не только простые люди любили слушать скоморохов. Даже грозный царь Иван IV любил приглашать к себе в палаты скоморохов, слушал их игру и пение, а иногда и танцевал под их песни. В разных странах существуют свои национальные музыкальные инструменты, про которые мы вам сегодня расскажем.
ГИТАРА
У нее мало конкурентов. Конечно, рояль и скрипка солиднее, но на гитаре во всем мире играет несравнимо больше людей, чем на скрипке и на рояле. Гитара идеально аккомпанирует, а в руках у мастера – прекрасный солист. Звук извлекается «броском» или «ударом» пальцев, можно играть специальной пластиночкой - медиатором. По форме гитара похожа на струнные смычковые инструменты и скорее всего происходит родом из Древней Греции, хотя инструменты подобной конструкции есть у разных народов на разных материках. Их Греции гитара перекочевала на Пиренейский полуостров, который занимает современная Испания, и там в 8-9 веке получила широкое распространение. В Испании это поистине народный инструмент. Самые великие гитаристы – испанцы. Были известны и русские исполнители. Гитару любили многие композиторы, играли на ней и сочиняли музыку для нее. Гитары бывают 6-ти и 7-миструнные (русская гитара). В начале 20 века появилась гитара джазовая, а в 30-е годы целое семейство электрогитар. На них играют со звукоусилителем и возможности этого инструмента стали безграничными.
МАРАКАСЫ
В тех странах, где любят играть на гитаре, в ходу такие интересные инструменты – маракасы. Они изготавливаются из различных материалов, например, из кокоса, и издают характерный шуршащий звук.
БАЯН
Один из самых любимых российских инструментов – гармоника. Она так популярна в России, что кажется своей, родной, русской. А сколько ей посвящено стихов и песен – не сосчитать. И все-таки гармоника была изобретена не у нас, а в Берлине, почти двести лет назад. Она очень быстро распространилась по всему миру. И скоро уже в России, в Тульской и Вятской губерниях, вовсю выпускали гармони. На гармонике можно было одновременно сыграть мелодию и аккомпанемент. Гармоника все время совершенствовалась, из нее вышли аккордеоны и баяны.
Баян очень похож на гармонику, только он намного больше по размеру. Слева и справа у него кнопки. Баян появился в около ста лет назад. Назван он был по имени древнерусского певца - Бояна.
ЛОЖКИ
Это русский народный инструмент, который и теперь используют в различных ансамблях. Две деревянные ложки, ударяясь друг о друга, издают четкий щелчок. Иногда к ложкам привязывают бубенчики.
АККОРДЕОН
Его все знают, хотя он сейчас не так популярен, как после Великой Отечественной войны. Тогда наши воины, вернувшиеся с победой из фашистской Германии, привезли с собой много отличных аккордеонов. Однако аккордеон был придуман не в Германии, а рядом, в Чехии, в городе Праге в 1829 году. А во Франции стал любимым инструментом уличных певцов и музыкантов. Чтобы аккордеон запел своим серебристым сочным голосом, нужно растягивать и сжимать меха. Струя воздуха проходит через узкие отверстия, прикрытые металлическими язычками, и появляется звук. Пальцы правой руки играют на клавишах, как на рояле, а пальцы левой руки – на кнопочках с готовыми аккордами. Аккордеон бывает различных видов и типов. Наиболее выразительно звучат большие, так называемые концертные инструменты, на которых исполнитель, включая разные регистры, может менять окраску звука.
ЖАЛЕЙКА
Это русский народный духовой инструмент. Звук у нее пронзительный и резкий, а по названию можно подумать, будто она жалуется или жалеет. А жалуется она на то, что сегодня ее можно встретить только в оркестре русских народных инструментов, а ведь раньше на ней играли не только в России, но и на Украине, и в Литве, и в Белоруссии. Это небольшая трубка из дерева или камыша, на которую надевают коровий рог, который усиливает звук.
ДОМРА
Она известна очень давно – более 2000 лет. В Россию проникла из Персии, и, кроме России, под другими названиями распространилась и среди многих других народов. У грузин – это чонгури, у туркменов и узбеков – дутар, у башкир – думбыра. Она относится к щипковым инструментам и напоминает балалайку: тоже длинный гриф и всего три струны. Но корпус у нее овальный. С домрой в прошлом связана печальная история, которую нельзя не рассказать. Дело в том, что на ней очень любили играть скоморохи. Играли и пели песни, в которых высмеивали попов и бояр. Разгневались попы и бояре и решили собрать все домры вместе и сжечь. Их сожгли на берегу Москвы-реки в 1654 году. Конечно, не все домры исчезли, но музыканты уже не осмеливались брать их в руки. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века, когда известный балалаечник Василий Васильевич Андреев создавал первый в России оркестр русских народных инструментов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Как Вы относитесь к проведению дополнительных занятий для детей в саду в рамках проекта «Вместе весело шагать»:
- Положительно
- Отрицательно
- Затрудняюсь ответить
- Какое количество занятий Вы считаете достаточным:
- 5
- 3
- 0
- Нравятся ли детям занятия и делятся ли они впечатлениями о них:
- Да
- Нет
- Хотели ли бы Вы принять участие в проведении занятий:
- С удовольствием
- Не имею возможности
- Доверяю руководителю проекта
- Считаете ли Вы дополнительные занятия в рамках проекта нужными для развития Ваших детей?
- Да, занятия детям нужны
- Нет, занятия не нужны
- Затрудняюсь ответить
Прогнозируемый результат:
- воспитание культуры восприятия музыки
- развитие социальной активности детей через приобщение к высоким
образцам народного творчества:
-формирование у детей интереса к исполнительству на народных
инструментах.
- зачисление детей на отделение народных инструментов в ДШИ
Технические средства:
-инструменты: гитара, баян, аккордеон, домра;
- нотный материал;
- ресурсы интернета;
-литература;
- фонограммы.
Литература:
- Кузовлёв Вл., Самойлов Д. Азбука баяниста
- Доренский А. Виртуозные пьесы. Ростов-на Дону«Феникс» 1998г.
- Шахов Г. Чудный месяц М. «Кифара»1998г.
- Семёнов В.Современная школа игры на баяне М. 2003г
- Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне М. 2005г.
- Шарнассе Э. Шестиструнная гитара М. 1991г.
- Кузнецов В. Как научить играть на гитаре М. 2007г.
- Александрова М. Испанская гитара М. 2008г.
______________ Г.Я. Пьянкова _____________20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....
Проект. Вместе весело шагать
Проект. Вместе весело шагать...
Проект " Вместе весело шагать"
Проект осуществлялся в рамках шефской работы между 2 и 7 классами "Санаторной школы-интернат №2" и был направлен на формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности и заботы о младши...
Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...