Программа по правовому воспитанию школьников "Подросток и Закон" 5-9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Хлопова Светлана Владимировна

  Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно  растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный  и  групповой  характер.  Почти  каждое третье  правонарушение совершается  неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные  деяния  до  достижения возраста уголовной ответственности. Данная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok_i_zakon_.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                            ГОРОДА КУРГАНА

                                      «Средняя общеобразовательная школа № 55»

                                         

                                               ПРОГРАММА

                     по правовому воспитанию обучающихся

               в  условиях общеобразовательного учреждения

               

                               «Подросток   и    ЗАКОН»

                                         

                                             

                                                      2011 г

 

Автор-составитель:    Хлопова С.В., социальный педагог школы № 55

Рецензенты:    Карпова Л.В., директор школы № 55

                            Руденко Л.В., заместитель директора по УВР школы № 55

  1. Обоснование актуальности

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем в настоящее время свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые как в России, так и за рубежом.

Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

  Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно  растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный  и  групповой  характер.  Почти  каждое третье  правонарушение совершается  неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные  деяния  до  достижения возраста уголовной ответственности.

Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются  одними  из  основных причин  формирования  противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей  по  воспитанию  детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.

        

Социальный паспорт МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 55»     2011-2012 учебный год

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Кургана расположена по адресу микрорайон Глинки, улица Центральная 24.

На начало 2011-2012 учебного года -212  обучающихся из 7 населенных пунктов:

  • Глинки  -            160 человек,
  • Затобольный –      33 человек,                 
  • Челноково -          1 человек,
  • Храпово –            13 человек,
  • Керамзитный -      1 человек,
  • г. Курган        -         3 человека,
  • Шепотково – 1 человек.

Такой разброс представляет особые трудности в работе ОУ. Большинство обучающихся удалены по месту жительства от школы.  Добираются  до школы на общественном транспорте или самостоятельно.  Основная школа работает в 2 смены, а начальные классы даже в 3 смены.

Количество обучающихся за последние годы снижается:

  • 2007-2008 учебный год -    234
  • 2008-2009 учебный год -   221
  • 2009-2010 учебный год -  214
  • 2010-2011 учебный год – 203
  • 2011-2012 учебный год - 212

Растет количество обучающихся из неполных семей, где воспитанием занимается чаще всего одна мать, реже один отец ( 3 семьи)

Всего детей из неполных семей – 68 ( это 59 семей)

Количество обучающихся из многодетных семей – 42 ( из 25 семей)

В микрорайоне школы проживают дети, которые воспитываются в замещающих семьях.

Детей без попечения родителей -13 в микрорайоне, из них обучающиеся  школы – 7.

Эта категория семей также требует особого внимания.

В настоящее время растет количество малообеспеченных семей, их в школе - 29

это 13,6% от общего количества обучающихся.

Имеются в ОУ и семьи, родители в которых ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности, требуют пристального внимания и  контроля, им необходима и психолого-педагогическая поддержка.

        

Ежегодно в школе имеются обучающиеся, которые состоят на ВШК

Причины постановки на учет:

  • Правонарушения (кражи)
  • Бродяжничество
  • Употребление спиртных напитков

Резкий скачок по количеству обучающихся, поставленных на учет в ОПДН,  произошел в 2010-2011 году, что подтолкнуло к разработке данного проекта.

Контингент обучающихся различный  по материальному и  социальному положению семей. Но в целом большинство учащихся из благополучных семей. Семьи, где оба родителя допоздна заняты на работе, отнюдь не редкость. Подчас именно те дети, которых по анкетным данным трудно причислить к «группе риска», особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность. Ведь работающие родители, как правило, сводят свои воспитательные функции к минимуму: телефонная связь с ребенком в течение дня, контроль и проверка (порой несистематическая), разумеется, материальное обеспечение потребностей растущего ребенка.

Именно эта группа детей и подростков зачастую не хочет уходить из школы домой, т. к. ему там просто нечего делать. И из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений, попадания подростка в различные криминальные ситуации, ведь в детском возрасте не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние, но и одним из распространенных мотивов правонарушений становится «от скуки», «от нечего делать».

Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, научить говорить «нет» в тех ситуациях, которые могут привести к неприятным последствиям, познакомить их с основами правовых знаний, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Необходимость усиления работы по правовому воспитанию была выявлена при диагностике родителей:

№ п/п

                                Вопрос

Процент ответивших «ЗА»

Считаете ли вы, что правовое воспитание детей в школе необходимо?

1.

Да необходимо

96%

2.

Необязательно

2%

3.

Не знаю

2%

В нашей школе с 2011-2012 учебного года введено кадетское движение, поэтому перед школой стоит задача дать подросткам глубокие знания права, позволяющие сдать им вступительные экзамены,  как по праву, так и по обществознанию, модулем которого является право. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за  правовой  безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Следует учесть, что правовые знания необходимы не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

 Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Кроме того, в процесс формирования знаний, умений и навыков по правовому воспитанию необходимо включить несколько сторон: дети, родители, педагоги и специалисты ОУ и социума.

                                                                                                                                         Новизна проекта:

•   предполагает всестороннее развитие личности;

•   все наработки проекта могут быть использованы отдельно, как самостоятельные части;

• занятия предполагают различные виды работ и интерактивные формы проведения мероприятий, что позволяет участникам прочувствовать атмосферу равенства и позволяют безбоязненно раскрыться. Кроме того, такие виды предполагают участие в работе всех его членов без исключения. 

 Психологическая целесообразность:

•   работа на занятиях позволяет увидеть подростку значимость своего «Я» среди сверстников;

•   работа на занятиях позволяет увидеть подростку собственные положительные и отрицательные стороны;

•   работа на занятиях способствует формированию у подростков представлений о своей жизни как о результате собственных поступков и решений, ответственности за свои решения и поступки;

• формы проведения занятий активизируют внутренние ресурсы подростка, включая его в модели жизненных ситуаций.

ОБЪЕКТ – учебно-воспитательный процесс

ПРЕДМЕТ – правовое воспитание школьников

Цель: 

Добиться снижения уровня правонарушений среди обучающихся  путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания с обучающимися и их родителями, расширяя их кругозор по вопросам правовой культуры.

Задачи:

1.     Провести диагностику правовых знаний обучающихся;

2.     Способствовать вовлечению 70% обучающихся в спортивные кружки, секции, объединения дополнительного образования;

3.Сформировать у детей полезные привычки, снизить количество обучающихся употребляющих ПАВ;

4. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

5. Организовать эффективное взаимодействие всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, социально-психологической службы, педагогов) в работе с подростками «группы риска»;

6. Способствовать внедрению методологических подходов к профилактической деятельности  в повседневную практику работы учителей и классных руководителей.

Основные направления деятельности по реализации программы

1.Содержательное направление

  • Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
  • Отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
  • Развитие деятельности органа ученического самоуправления в школе

(«Школьная республика»).

     2.Социально-педагогическое направление

  • Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям и педагогам;
  • Проведение социально-педагогического мониторинга с целью выявления и планирования коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3.Управленческое направление

  • Изучение и обобщение правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
  • Создание условий для реализации основных направлений программы;
  • Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Формы и методы работы

              Формы и методы нравственного и правового воспитания обучающихся могут быть различными, главное - результат: воспитать человека честным, порядочным, гуманным; чтобы он сам радовался и своими  поступками доставлял радость окружающим.

Хочется выделить основные моменты:

1.Нравственно- правовое воспитание процесс длительный и сложный.

2.Основной формой взаимодействия учителя и обучающегося должно быть  сотрудничество.

3.Следующая особенность - интеграция, т.е. взаимодействие всех сфер воспитательного процесса.

4.Использование групповых форм работы.

5.Взаимосвязь с реальной жизнью.

 Для проведения работы по любому вопросу необходимо проведение мониторинга и диагностики. Данная работа может проводиться как классным руководителем, так и специалистами школы: психологом и социальным педагогом.

          Содержание курса реализуется с обучающимися целого класса на классных часах, внеклассных мероприятиях, а также  и в индивидуальной работе или с группой обучающихся.

         Наряду с беседами, дающими основные теоретические знания, предполагается очень широко использовать активные и интерактивные методы работы. Такие  как:  деловая игра, практикумы, тренинги, устный журнал, круглый стол, конкурсы  рисунков и плакатов, викторины.

           

Связи школы по осуществлению правового воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Тема

Класс

 

 

 

 

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»   

1

Главные ценности нашей жизни  

1

Беседа «Правила личной безопасности»

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»           

7

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»    

9

 

 

 

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

1

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»       

2

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

4

Беседа «Правила поведения в школе»

3

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

4

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»  

4

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» 

5

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

2

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»          

3

Беседа «Гражданин и обыватель»

5

Беседа «Твоя воинская обязанность»

9

 

 

 

 

 

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

2

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

Деловая игра «Главные вопросы»

4

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

5

Беседа «Права детей – забота государства»

6

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

6

Беседа «Подростку о трудовом праве»

9

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»    

8

Конкурс проектов  «Твой вариант декларации прав человека»           

5-9

 

 

 

 

Административная и уголовная ответственность

Беседа «Шалости на железной дороге»           

3

Беседа «Преступления и правонарушения»   

6

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

6

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»  

7

Беседа «Об ответственности подростка за преступления»           

7

Викторина «Уроки Фемиды» 

8

«Административная ответственность подростка перед законом»   

8

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

9

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

9

 

 

 

 

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «Умей сказать «НЕТ»

6-7

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»        

8

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»      

9

Круглый стол «Суицид среди подростков» 

9

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 

8-9

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9

  

 

Класс

Знать

Уметь

 

1

правила поведения в школе («Правила для обучающихся»)

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице и дома

 

 

2

Какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

 

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

 

3

Что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать на  дороге? 

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

 

 

4

Элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности. 

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

 

 

5

Права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

 

6

Сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

 

7

Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних 

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

 

 

8

Понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

 

 

9

Мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

 

 

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка 

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

 

 

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?  

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?     

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в милицию?

6

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

7

Как уберечь подростка от насилия?

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. 

9

Как научить подростка быть  ответственным за свои поступки.

Прогнозируемые результаты

  • Реализация проекта «Подросток и Закон» способствует формированию у обучающихся и их родителей правовой культуры;
  •  способствует формированию у обучающихся законопослушного поведения, что приведет к снижению количества обучающихся, состоящих на ВШК и на учете в ОПДН.
  • в результате обучающиеся ОУ должны обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • педагогами будут разработаны конспекты мероприятий по правовому воспиттнию

Сроки реализации проекта

Планируемые сроки реализации проекта 2011-2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по правовому воспитанию "Мы вместе"

ЦЕЛЬ:  воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности....

Презентация программы "Нравственно-правовое воспитание"

данная программа создана по книгам Павла Астахова (серия книг "Детям о праве")...

Программа по правовому воспитанию класса.

Программа по правовому воспитанию составлена для 8 класса.Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в под...

Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Программа по правовому воспитанию «Я и закон»

  Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...

Программа по правовому воспитанию "Страна особых правил"

Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавате...