Программа по правовому воспитанию школьников "Подросток и Закон" 5-9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Данная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostok_i_zakon_.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КУРГАНА
«Средняя общеобразовательная школа № 55»
ПРОГРАММА
по правовому воспитанию обучающихся
в условиях общеобразовательного учреждения
«Подросток и ЗАКОН»
2011 г
Автор-составитель: Хлопова С.В., социальный педагог школы № 55
Рецензенты: Карпова Л.В., директор школы № 55
Руденко Л.В., заместитель директора по УВР школы № 55
- Обоснование актуальности
Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем в настоящее время свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые как в России, так и за рубежом.
Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.
Социальный паспорт МОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 55» 2011-2012 учебный год
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Кургана расположена по адресу микрорайон Глинки, улица Центральная 24.
На начало 2011-2012 учебного года -212 обучающихся из 7 населенных пунктов:
- Глинки - 160 человек,
- Затобольный – 33 человек,
- Челноково - 1 человек,
- Храпово – 13 человек,
- Керамзитный - 1 человек,
- г. Курган - 3 человека,
- Шепотково – 1 человек.
Такой разброс представляет особые трудности в работе ОУ. Большинство обучающихся удалены по месту жительства от школы. Добираются до школы на общественном транспорте или самостоятельно. Основная школа работает в 2 смены, а начальные классы даже в 3 смены.
Количество обучающихся за последние годы снижается:
- 2007-2008 учебный год - 234
- 2008-2009 учебный год - 221
- 2009-2010 учебный год - 214
- 2010-2011 учебный год – 203
- 2011-2012 учебный год - 212
Растет количество обучающихся из неполных семей, где воспитанием занимается чаще всего одна мать, реже один отец ( 3 семьи)
Всего детей из неполных семей – 68 ( это 59 семей)
Количество обучающихся из многодетных семей – 42 ( из 25 семей)
В микрорайоне школы проживают дети, которые воспитываются в замещающих семьях.
Детей без попечения родителей -13 в микрорайоне, из них обучающиеся школы – 7.
Эта категория семей также требует особого внимания.
В настоящее время растет количество малообеспеченных семей, их в школе - 29
это 13,6% от общего количества обучающихся.
Имеются в ОУ и семьи, родители в которых ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности, требуют пристального внимания и контроля, им необходима и психолого-педагогическая поддержка.
Ежегодно в школе имеются обучающиеся, которые состоят на ВШК
Причины постановки на учет:
- Правонарушения (кражи)
- Бродяжничество
- Употребление спиртных напитков
Резкий скачок по количеству обучающихся, поставленных на учет в ОПДН, произошел в 2010-2011 году, что подтолкнуло к разработке данного проекта.
Контингент обучающихся различный по материальному и социальному положению семей. Но в целом большинство учащихся из благополучных семей. Семьи, где оба родителя допоздна заняты на работе, отнюдь не редкость. Подчас именно те дети, которых по анкетным данным трудно причислить к «группе риска», особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность. Ведь работающие родители, как правило, сводят свои воспитательные функции к минимуму: телефонная связь с ребенком в течение дня, контроль и проверка (порой несистематическая), разумеется, материальное обеспечение потребностей растущего ребенка.
Именно эта группа детей и подростков зачастую не хочет уходить из школы домой, т. к. ему там просто нечего делать. И из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений, попадания подростка в различные криминальные ситуации, ведь в детском возрасте не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние, но и одним из распространенных мотивов правонарушений становится «от скуки», «от нечего делать».
Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, научить говорить «нет» в тех ситуациях, которые могут привести к неприятным последствиям, познакомить их с основами правовых знаний, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Необходимость усиления работы по правовому воспитанию была выявлена при диагностике родителей:
№ п/п | Вопрос | Процент ответивших «ЗА» |
Считаете ли вы, что правовое воспитание детей в школе необходимо? | ||
1. | Да необходимо | 96% |
2. | Необязательно | 2% |
3. | Не знаю | 2% |
В нашей школе с 2011-2012 учебного года введено кадетское движение, поэтому перед школой стоит задача дать подросткам глубокие знания права, позволяющие сдать им вступительные экзамены, как по праву, так и по обществознанию, модулем которого является право. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.
Следует учесть, что правовые знания необходимы не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Кроме того, в процесс формирования знаний, умений и навыков по правовому воспитанию необходимо включить несколько сторон: дети, родители, педагоги и специалисты ОУ и социума.
Новизна проекта:
• предполагает всестороннее развитие личности;
• все наработки проекта могут быть использованы отдельно, как самостоятельные части;
• занятия предполагают различные виды работ и интерактивные формы проведения мероприятий, что позволяет участникам прочувствовать атмосферу равенства и позволяют безбоязненно раскрыться. Кроме того, такие виды предполагают участие в работе всех его членов без исключения.
Психологическая целесообразность:
• работа на занятиях позволяет увидеть подростку значимость своего «Я» среди сверстников;
• работа на занятиях позволяет увидеть подростку собственные положительные и отрицательные стороны;
• работа на занятиях способствует формированию у подростков представлений о своей жизни как о результате собственных поступков и решений, ответственности за свои решения и поступки;
• формы проведения занятий активизируют внутренние ресурсы подростка, включая его в модели жизненных ситуаций.
ОБЪЕКТ – учебно-воспитательный процесс
ПРЕДМЕТ – правовое воспитание школьников
Цель:
Добиться снижения уровня правонарушений среди обучающихся путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания с обучающимися и их родителями, расширяя их кругозор по вопросам правовой культуры.
Задачи:
1. Провести диагностику правовых знаний обучающихся;
2. Способствовать вовлечению 70% обучающихся в спортивные кружки, секции, объединения дополнительного образования;
3.Сформировать у детей полезные привычки, снизить количество обучающихся употребляющих ПАВ;
4. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
5. Организовать эффективное взаимодействие всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, социально-психологической службы, педагогов) в работе с подростками «группы риска»;
6. Способствовать внедрению методологических подходов к профилактической деятельности в повседневную практику работы учителей и классных руководителей.
Основные направления деятельности по реализации программы
1.Содержательное направление
- Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
- Отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
- Развитие деятельности органа ученического самоуправления в школе
(«Школьная республика»).
2.Социально-педагогическое направление
- Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям и педагогам;
- Проведение социально-педагогического мониторинга с целью выявления и планирования коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
3.Управленческое направление
- Изучение и обобщение правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
- Создание условий для реализации основных направлений программы;
- Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Формы и методы работы
Формы и методы нравственного и правового воспитания обучающихся могут быть различными, главное - результат: воспитать человека честным, порядочным, гуманным; чтобы он сам радовался и своими поступками доставлял радость окружающим.
Хочется выделить основные моменты:
1.Нравственно- правовое воспитание процесс длительный и сложный.
2.Основной формой взаимодействия учителя и обучающегося должно быть сотрудничество.
3.Следующая особенность - интеграция, т.е. взаимодействие всех сфер воспитательного процесса.
4.Использование групповых форм работы.
5.Взаимосвязь с реальной жизнью.
Для проведения работы по любому вопросу необходимо проведение мониторинга и диагностики. Данная работа может проводиться как классным руководителем, так и специалистами школы: психологом и социальным педагогом.
Содержание курса реализуется с обучающимися целого класса на классных часах, внеклассных мероприятиях, а также и в индивидуальной работе или с группой обучающихся.
Наряду с беседами, дающими основные теоретические знания, предполагается очень широко использовать активные и интерактивные методы работы. Такие как: деловая игра, практикумы, тренинги, устный журнал, круглый стол, конкурсы рисунков и плакатов, викторины.
Связи школы по осуществлению правового воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел | Тема | Класс |
Правила общения | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» | 1 |
Главные ценности нашей жизни | 1 | |
Беседа «Правила личной безопасности» | 1 | |
Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | 2 | |
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 7 | |
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» | 9 | |
Правила поведения | Беседа «Человек в мире правил» | 1 |
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» | 2 | |
Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» | 4 | |
Беседа «Правила поведения в школе» | 3 | |
Беседа «За что ставят на учет в милицию?» | 4 | |
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» | 4 | |
Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» | 5 | |
Я-гражданин | Беседа «Я – гражданин России» | 2 |
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» | 3 | |
Беседа «Гражданин и обыватель» | 5 | |
Беседа «Твоя воинская обязанность» | 9 | |
Права ребенка | Беседа «Твои права и обязанности» | 2 |
Беседа «Равенство прав людей от рождения» | 4 | |
Деловая игра «Главные вопросы» | 4 | |
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» | 5 | |
Беседа «Права детей – забота государства» | 6 | |
Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка | 6 | |
Беседа «Подростку о трудовом праве» | 9 | |
Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» | 8 | |
Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека» | 5-9 | |
Административная и уголовная ответственность | Беседа «Шалости на железной дороге» | 3 |
Беседа «Преступления и правонарушения» | 6 | |
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» | 6 | |
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» | 7 | |
Беседа «Об ответственности подростка за преступления» | 7 | |
Викторина «Уроки Фемиды» | 8 | |
«Административная ответственность подростка перед законом» | 8 | |
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | 9 | |
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | 9 | |
Асоциальное поведение | Конкурс сочинений «Умей сказать «НЕТ» | 6-7 |
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» | 8 | |
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» | 9 | |
Круглый стол «Суицид среди подростков» | 9 | |
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | 8-9 | |
Беседа «Алкоголь и правопорядок» | 9 |
Класс | Знать | Уметь |
1 | правила поведения в школе («Правила для обучающихся») названия государства и государственную символику; законы класса; правила личной безопасности. | соблюдать правила поведения в школе; выполнять законы класса; соблюдать безопасность на улице и дома
|
2 | Какого человека называют гражданином? качество человека, необходимые достойному гражданину; основные обязанности и права ученика; правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
| различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни; высказывать негативное отношение к плохим поступкам. приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 | Что такое закон? как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина? какие поступки нарушают устав школы? Какие правила поведения надо соблюдать на дороге? | дисциплинированно вести себя на дороге; соотносить моральные нормы с повседневным поведением
|
4 | Элементарные права людей; какие правонарушения и преступления может совершить школьник? первоначальные представления о юридической ответственности. | уважать людей; бережно относиться к своему и чужому имуществу
|
5 | Права и обязанности учащихся школ; название основного документа о правах ребенка, основные его статьи; меру наказания за нарушение Правил дорожного движения. | дисциплинированно вести себя на автодороге; защищать свои права; выполнять обязанности школьника |
6 | Сущность преступления и правонарушения; отличие правовых норм от норм морали; как государство может защитить права ребенка? какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации? | различать административный проступок и преступление; правильно оценивать поступки людей; предупреждать создание травмоопасной ситуации |
7 | Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на дороге информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних | осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; не создавать криминальных ситуаций на дороге
|
8 | Понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения; чем опасны религиозные объединения для подростков? способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков. | соблюдать правопорядок в общественных местах; противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
|
9 | Мотивы, которые могут привести человека к преступлению; права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу; способы поведения в критической ситуации. | защищать себя при нарушении трудовых прав; помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
|
| о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; свои права и обязанности при общении с органами правопорядка; меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков; основные положения Декларации прав человека. негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы; отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка | негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы; отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
|
Тематика лекций для родителей:
Класс | Тема |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? |
2 | Воспитание ненасилием в семье. |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. |
5 | За что ставят на учет в милицию? |
6 | Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? |
7 | Как уберечь подростка от насилия? |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
9 | Как научить подростка быть ответственным за свои поступки. |
Прогнозируемые результаты
- Реализация проекта «Подросток и Закон» способствует формированию у обучающихся и их родителей правовой культуры;
- способствует формированию у обучающихся законопослушного поведения, что приведет к снижению количества обучающихся, состоящих на ВШК и на учете в ОПДН.
- в результате обучающиеся ОУ должны обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- педагогами будут разработаны конспекты мероприятий по правовому воспиттнию
Сроки реализации проекта
Планируемые сроки реализации проекта 2011-2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правовому воспитанию "Мы вместе"
ЦЕЛЬ: воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности....
Презентация программы "Нравственно-правовое воспитание"
данная программа создана по книгам Павла Астахова (серия книг "Детям о праве")...
Программа по правовому воспитанию класса.
Программа по правовому воспитанию составлена для 8 класса.Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в под...
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Программа по правовому воспитанию «Я и закон»
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...
Программа по правовому воспитанию "Страна особых правил"
Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавате...