Программа по правовому воспитанию "Страна особых правил"
рабочая программа на тему
Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Возраст участников программы: 13-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strana_osobyh_pravil.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию и развитию правовых знаний
и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитию правового самопознания;
оптимизации познавательной деятельности, профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитанию основ безопасности.
«Страна особых правил»
Составитель:
Гладкова Надежда Валерьевна,
социальный педагог муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы п. Малиновский»
май 2017 г.
Пояснительная записка.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Программа внеурочной деятельности «Страна особых правил» ориентирована на решение целей и задач программы Развития школы, где выделены основные аспекты правового воспитания: правопорядок, законопослушное поведение, дисциплина, толерантное отношение. Основные аспекты программы взаимосвязаны с направлениями ФГОС: программа социализации обучающихся в разделах: «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека», «Воспитание нравственных чувств и этического сознания». Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится:
- знание системы основных правовых предписаний,
- понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
- активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Программа внеурочной деятельности « Страна особых правил» учитывает особенности развития образования в регионе, в частности гражданско-патриотического, гражданско – правового, что позволяет обеспечить реализацию мероприятий различного характера, позволяющих обучающимся актуализировать и оформить свои гражданско-патриотические ценности и установки, сформировать или развить основные компетентности, обеспечивающие реализацию гражданско-патриотических ценностей и установок. Позволяет осуществлять партнерские связи с полицией, администрацией поселения, с медицинскими центрами.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание учащихся приобретает актуальность в 13-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания в школе является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В программе уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
- Воспитание у школьников уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
- Формировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
Программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.
- Концепции гражданско- патриотического воспитания граждан Ханты- Мансийского автономного округа- Югры., от 20.05.2016 г.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях
6. Декларацией прав ребенка
7. Конституцией РФ
8. Программой Развития МБОУ СОШ п. Малиновский
9. Уставом МБОУ СОШ п. Малиновский
Срок реализации программы: 2017 - 2018учебный год
Возраст участников программы: 13-15 лет
Этапы и сроки реализации программы:
Этапы реализации | Содержание этапа |
I Этап подготовительный (май 2017- август 2017 года) | – определение стратегии и тактики деятельности; – укрепление межведомственного сотрудничества; - разработка плана и проектов деятельности |
II Этап апробирующий. (сентябрь 2017- май 2018) | -Практическая апробация разработанных идей, использование форм и методов на практике, проектирование. |
III Этап аналитический (май, сентябрь- 2018) | -обобщение результатов работы; -экспертная оценка результатов работы; -разработка рекомендаций для последующей работы. |
Место реализации программы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
Планируемые результаты:
Реализация Программы « Страна особых правил» нацелена на реализацию воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы; жить по законам морали и государства; быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве; быть толерантным во всех областях общественной жизни; осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации Программы « Страна особых правил» возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
В рамках программы 2 Страна особых правил» реализуются УУД:
Личностные универсальные учебные действия:
-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.
-уважение к личности, ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение контролировать и разрешать конфликты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.
Познавательные универсальные учебные действия:
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования.
Социальные партнеры:
- КДН
- Отдел полиции №1 ОМВД России по Советскому району;
- Совет Ветеранов городского поселения Малиновский;
- Администрация городского поселения Малиновский;
- Психоневрологический диспансер п. Алябьевский;
- Библиотека городского поселения;
Развитие образовательной среды
Реализация программы внеурочной деятельности «Страна особых правил» предусматривает формирование определенной образовательной среды:
- Распространение памяток «Я имею право» среди учащихся младших классов;
- Создание кабинета «Правовых знаний»;
- Проведение классных часов учащимися;
- Создание учащимися газеты «Правовая помощь ребенку»;
- Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах по праву;
- Привлечение специалистов правовых и юридических специальностей к сотрудничеству;
- Формирование ИКТ компетенций;
- Обеспечение психолого- педагогического сопровождения;
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности (Система оценки планируемых результатов)
Программа внеурочной деятельности по формированию законопослушного послушного поведения «Страна особых правил» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей законопослушного поведения; второй — гражданско- правовой, позволяющий закрепить правовые знания;
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, тестирование. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Описание содержания программы.
Программа состоит из двух блоков:
- Блок «Я и мое поведение»», включает в себя 17 часов
- Блок «Я- гражданин», включает в себя 18 часов.
Программа внеурочной деятельности реализуется среди учащихся 7-9 классов в течение учебного года, занятия проводятся один раз в неделю, в течение года процесс занимает – 35 часов.
Формы и методы работы:
- мини – проекты;
- ролевые игры;
- игры – викторины;
- дискуссии;
- встречи;
- конкурсы;
- тренинги.
- защита мини-проектов;
Использование современных образовательных технологий:
Программа предусматривает использование методов личностно -ориентированного обучения, метода проектов, исследовательского метода, метода проблемного обучения, игровую технологию.
Использование современных учебных материалов:
В ходе реализации программы педагог использует интерактивные средства обучения: интернет- ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску.
Календарно - тематический план
№ | Темы мероприятий | Форма проведения | Привлекаемые социальные партнеры | Дата проведения | ||
« Я и мое поведение» 17 часов. | ||||||
1 | Правила поведения. Понятия. Возникновение. | Беседа |
| сентябрь | ||
2 | Правила домашнего очага. | Ролевая игра | сентябрь | |||
3 | Правила поведения в школе. | Ролевая игра | сентябрь | |||
4 | Медиалекторий: Безопасность школьного имущества, имущества товарищей. | Медиалекторий | сентябрь | |||
5 | Правила поведения в общественных местах. | Практическая работа. | Заместитель главы городского поселения | сентябрь | ||
6 | Понятие дисциплины. | Беседа | октябрь | |||
7 | Воля и характер. | Ролевая игра | октябрь | |||
8 | Что такое хорошо? Что такое плохо? | Беседа | Совет ветеранов | октябрь | ||
9 | Мой внутренний мир. | Тренинг | Психоневротический диспансер | октябрь | ||
10 | Мы все разные. | Викторина | Сотрудники поселковой библиотеки | октябрь | ||
11 | Компания. Законы улицы. | Просмотр видеофильма | ноябрь | |||
12 | Вырабатываем умения отказа. | тренинг | Психоневротический диспансер | ноябрь | ||
13 | За что ставят на учет в полицию? | Беседа | МВД Советский | ноябрь | ||
14 | Органы КДН. Система профилактики | Круглый стол | КДН | ноябрь | ||
15 | Безопасное пространство. | Практическое занятие | ГИБДД | ноябрь | ||
16 | Я в мире правил. | Ролевая игра | Сотрудники ДК «Орфей» | декабрь | ||
17 | Я в мире прав. | Защита мини- проектов | МВД Советский | декабрь | ||
«Я - гражданин», 18 часов. | ||||||
№ | Мероприятие | Форма проведения | Социальные партнеры | Дата проведения | ||
1 | Понятие гражданин. | Дискуссия | Администрация поселения | декабрь | ||
2 | Основной закон страны. | Викторина | декабрь | |||
3 | Конституция Р.Ф. о правах граждан. | Медиалекторий | Юрист администрации п. Малиновский | декабрь | ||
4 | Равенство прав от рождения. | Ролевая игра | январь | |||
5 | Естественные права. | Защита мини - проектов | январь | |||
6 | Конвенция о правах ребенка. История создания. | Беседа | январь | |||
7 | Конвенция о правах ребенка. Содержание. | Круглый стол | Юрист администрации п. Малиновский | февраль | ||
8 | Подростку о трудовом праве. | Беседа | ||||
9 | Административные нарушения. | Медиалекторий | Администрация поселения | февраль | ||
10 | Уголовные наказания. | Круглый стол | МВД Советский | февраль | ||
11 | Что делать если ты нарушил закон? | Беседа | КДН | февраль | ||
12 | Виды наказания подростков. Исправительная колония. | Медиалекторий | КДН | март | ||
13 | Наказания за противодействия экстремизму и радикализму. | Медиалекторий | МВД Советский | март | ||
14 | Неформальные объединения. | Медиалекторий | МВД Советский | март | ||
15 | Семейный кодекс. | Ролевая игра | апрель | |||
16 | Меры наказания за нарушения правил дорожного движения. | Беседа | ГИБДД | апрель | ||
17 | Защити свои права. | Ролевая игра | МВД Советский | апрель | ||
18 | Государство. Гражданин. Закон. | Защита мини- проектов | Администрация поселения | май |
Список литературы.
1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 2016.
2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
3. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
Приложение №1
Тематика мини- проектов:
№ | Наименование | Блоки |
1 | История возникновения прав и правил. | «Я и мое поведение»» |
2 | Права ребенка в школе | |
3 | Права ребенка дома. | |
4 | Как формировать волю и характер. | |
5 | Из чего складываются хорошие поступки. | |
6 | Значение естественного права в жизни человека. | «Я- гражданин» |
7 | Конвенция о правах ребенка. Её значение для полноценного существования детей. | |
8 | История становления правого государства в России. |
Приложение №2
Тест «Права и обязанности граждан»
Тест позволяет выявить уровень правовых знаний обучающихся . Для прохождения теста необходимо выбрать правильный ответ. Проверить выбранные вами ответы и провести самооценку.
1. Правильно выполнены все задания- достаточный уровень правовых знаний;
2. Правильно выполнены 5-6 заданий- средний уровень правовых знаний;
3. Правильно выполнены 4-3 задания-уровень правовых знаний недостаточный.
1.Наказание за нарушение установленных правил:
а) мораль б) санкция в) конституция г) действие
2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:
а) привычка б) ритуал в) обряд г) закон
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
А. Этикет – четко зафиксированное в письменной форме правило
Б. Этикет – правила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
а) верно только А б) верно только Б в) оба верны г) нет верного ответа
4. Гражданские права:
А. Могут быть названы исходными.
Б. Обеспечивают право на духовное развитие личности.
а) верно только А б) верно только Б в) оба верны г) нет верного ответа
5. Какое право не относится к правам человека?
а) политические б) гражданские в) парламентские г) экономические д) культурные
6. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 декабря 1961 г. б) 12 декабря 1993 г. в) 12 декабря 1999 г.
7.Вставьте пропущенные слова:
« С развитием человечества государства осознали, что … … являются вопросом обсуждения всего человечества. Был признан …, … и … характер прав человека».
8. Верны ли суждения:
А. Твоя свобода заключается в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.
Б. Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважение твоих прав.
а) верно только А б) верно только Б в) оба верны г) нет верного ответа
Приложение №3
Анкета.
Моя правовая культура
Выбери верные на твой взгляд суждения, оцени свои правовые знания согласно установленной шкале.
1. Правильно сделаны все задания- высокий уровень правовой культуры;
2. Правильно выполнено 6-5 заданий- средний уровень правовой культуры
3. Правильно выполнено 4-3 задания- низкий уровень правовой культуры.
- Закончи предложение:
Ты – гражданин своего государства - ____________________.
2. Как называется документ, защищающий права ребенка?
А. Конвенция о правах ребенка.;
Б. Конституция
3.Как назвать человека, которому еще не исполнилось 18 лет?
А. Ребенок;
Б. Взрослый
4. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства – это:
А. Гражданин;
Б. Гость;
В. Друг.
5.Выбери, какие права ты имеешь (несколько вариантов):
А. Право на любовь;
Б. Право на образование;
В. Право на вредные привычки;
Г. Право на насилие;
Д. Право на игры;
Е. Право на питание;
Ё Право жизнь;
Ж. Право на жестокость.
6.Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому обращению?
А. Дровосеки Красную шапочку и бабушку.
Б. Дровосеки Волка;
В. Мама Красную шапочку;
Г. Волк бабушку и Красную шапочку;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения политико-правовой игры «Конституционное право как гарант демократических свобод граждан»
Сценарий правовой игры по Конституционному праву для 9-11 классов...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...
Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"
"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...
Правовая викторина "Мои права и обязанности"
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·...
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"
Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регу...