Программа по правовому воспитанию класса.
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа по правовому воспитанию составлена для 8 класса.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по правовому воспитанию класса. | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по правовому воспитанию 8 А класса на 2013-2014 год.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Методических рекомендациях о функциях классного руководителя сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что не достаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. Содержательное направление.
§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
§ Разработка лекций о правовых знаниях
§ Развитие деятельности ученического самоуправления класса.
2. Социально-педагогическое направление.
§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий,
§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
3. Управленческое направление.
§ Изучение и обобщение передового правового опыта в рамках реализации программы;
§ Создание условий для реализации основных направлений программы;
§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. Тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Содержание программы:
Раздел | Тема | Дата |
Правила общения | Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | Сентябрь |
Правила поведения | Беседа «Правила поведения в школе» Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» Беседа «Права и обязанности учащихся» Беседа «За что ставят на учет в милицию?» | Октябрь Ноябрь |
Я-гражданин | Беседа «Я – гражданин России» Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» | Декабрь |
Права ребенка | Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» | Январь |
Административная и уголовная ответственность | «Административная ответственность подростка перед законом» Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | Февраль Март |
Асоциальное поведение | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» Беседа «Алкоголь и правопорядок» | Апрель Май |
Знать | Уметь |
понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на дороге информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения; чем опасны религиозные объединения для подростков? способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков. | осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; не создавать криминальных ситуаций на дороге соблюдать правопорядок в общественных местах; противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
|
Тематика лекций для родителей:
Дата | Тема |
Ноябрь | Как уберечь подростка от насилия? |
Декабрь | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
Февраль | Как научить быть ответственным за свои поступки. |
Апрель | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
Используемая литература
1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
5. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9 – 11 классах, Ростов на Дону, 2006.
6. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
8. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ
9. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
11. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...
Программа по правовому воспитанию "Мы вместе"
ЦЕЛЬ: воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности....
Планы, анализ, отчет, программа "Академия правовой грамотности" соцпедагога
Планы работы, анализ и статистический отчет за год, программа правового воспитания социального педагога...
Программа клуба "Правовая азбука"
Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована на повышение правовой культуры и развитие коммуникативных навыков. Программа ориентирована...
Презентация программы "Нравственно-правовое воспитание"
данная программа создана по книгам Павла Астахова (серия книг "Детям о праве")...
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...