Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ
статья по физкультуре по теме

Михайлова Марина Вячеславовна

В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизни. Для слепых и слабовидящих детей эта проблема является более значимой, так как потеря или снижение зрения значительно затрудняет все сферы их деятельности: познавательную, образовательную, двигательную, трудовую и др.

Это отрицательно сказывается на интеграции выпускников спец. учреждений.

В этой связи на современном этапе развития системы образования важное место должно отвадиться подготовки слепых и слабовидящих детей к социальной адаптации и интеграции их в общество зрячих. В данном направлении большое значение имеет формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков соблюдения опрятного внешнего вида, манеры движений, хорошей осанки, походки и т.д., так как от этого во многом зависит первое впечатление о человеке и стремление к общению с ним. У слепых и слабовидящих детей, как показывают многочисленные литературные данные и опыт работы, имеются разнообразные нарушения осанки, походки, манеры движения, поэтому решение этих вопросов является для них практически значимым.

   Во всем мире около 19 миллионов детей до 15 лет страдают от нарушений зрения, из которых 1,4 миллиона детей являются необратимо слепыми на всю оставшуюся жизнь и 12 миллионов имеют нарушения зрения из-за аномалий рефракции.

   «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.  Так в развитии детей с нарушением зрения можно отметить три характерные особенности. Первая заключается в некотором общем отставании развития ребенка с нарушением зрения по сравнению с развитием здорового ребенка, что обусловлено меньшей активностью при познавании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Вторая особенность развития состоит в том, что периоды развития этих детей не совпадают с периодом здоровых детей. До того времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Третьей особенностью является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые  менее страдают от отсутствия хорошего зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие медленно (движения, овладение пространством).

   За последние годы в нашей стране наблюдается тенденция  роста частоты глазных заболеваний у детей школьного возраста. Доказано, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.  Исследования Г.Г.Демирчогляна (1998), Л.Н.Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья детей школьного возраста тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболеваниями внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

  Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, при выполнении статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве; нарушается точность и соразмерность движений; замедлена скорость выполнения отдельных движений. Малоподвижный образ жизни обуславливает вторичные отклонения: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника (лордозы, кифозы, сколиозы).

  Для предупреждения вторичных нарушений и ликвидации нарушенных двигательных способностей важную роль играют оздоровительные занятия  лыжной подготовкой. Благодаря проведению занятий в естественно изменяющихся природных условий (температура воздуха, направление ветра, влажность, состояние снежного покрова, рельеф трассы) происходит совершенствование адаптационных возможностей и повышение сопротивляемости организма. Проведение занятий на свежем, морозном, естественно очищенном воздухе позволяет использовать комплекс оздоровительных факторов природной среды, целительное воздействие живой природы на биологическую, психическую, социальную и духовную сущность человека. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, повышается работоспособность цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы и осанки особенно в младшем школьном возрасте.

  Отмечено, что младший школьный возраст – эффективный период для:         

    -коррекции и исправления вторичных отклонений;                                     

- формирование привычек у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- развития мышечно-двигательных ощущений;

- развития зрительного и осязательного контроля за выполнением движений;

- развития навыка правильной осанки, так как продолжается формирование изгибов позвоночника;

- развития многих физических качеств.

  Эти факты создают благоприятные предпосылки для проведения занятий лыжной подготовки в данный возрастной период и обязывают педагогов подбирать необходимые упражнения для оздоровления детей.                                                                                                                                                          

   В связи с этим, особое внимание должно быть уделено физическому состоянию  детей с отклонениями в развитии и возможности коррекции этих отклонений средствами физического воспитания, в частности лыжной подготовки. Актуальность выбранной темы объясняется ещё и тем фактом, что исследователи неоднократно заявляли о пользе занятий лыжной подготовкой для лиц с нарушением зрения, но недостаточно источников по использованию лыжной подготовки для лиц с нарушением зрения во внеурочных формах занятий, а также в системе адаптивной физкультуры. Имеется также потребность в дополнительном изучении особенностей организаций физкультурно-оздоровительной деятельности с использованием передвижения на лыжах лиц с нарушением зрения. Отсутствуют достаточно обоснованные дифференцированные методики по лыжной подготовке в зависимости от специфики глазных заболеваний, что не позволяет достаточно широко использовать этот важный для физкультурно-оздоровительной деятельности вид активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulpin_konferenciya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ

 В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизни. Для слепых и слабовидящих детей эта проблема является более значимой, так как потеря или снижение зрения значительно затрудняет все сферы их деятельности: познавательную, образовательную, двигательную, трудовую и др.

Это отрицательно сказывается на интеграции выпускников спец. учреждений.

В этой связи на современном этапе развития системы образования важное место должно отвадиться подготовки слепых и слабовидящих детей к социальной адаптации и интеграции их в общество зрячих. В данном направлении большое значение имеет формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков соблюдения опрятного внешнего вида, манеры движений, хорошей осанки, походки и т.д., так как от этого во многом зависит первое впечатление о человеке и стремление к общению с ним. У слепых и слабовидящих детей, как показывают многочисленные литературные данные и опыт работы, имеются разнообразные нарушения осанки, походки, манеры движения, поэтому решение этих вопросов является для них практически значимым.

   Во всем мире около 19 миллионов детей до 15 лет страдают от нарушений зрения, из которых 1,4 миллиона детей являются необратимо слепыми на всю оставшуюся жизнь и 12 миллионов имеют нарушения зрения из-за аномалий рефракции.

   «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.  Так в развитии детей с нарушением зрения можно отметить три характерные особенности. Первая заключается в некотором общем отставании развития ребенка с нарушением зрения по сравнению с развитием здорового ребенка, что обусловлено меньшей активностью при познавании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Вторая особенность развития состоит в том, что периоды развития этих детей не совпадают с периодом здоровых детей. До того времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Третьей особенностью является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые  менее страдают от отсутствия хорошего зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие медленно (движения, овладение пространством).

   За последние годы в нашей стране наблюдается тенденция  роста частоты глазных заболеваний у детей школьного возраста. Доказано, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.  Исследования Г.Г.Демирчогляна (1998), Л.Н.Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья детей школьного возраста тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболеваниями внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

  Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, при выполнении статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве; нарушается точность и соразмерность движений; замедлена скорость выполнения отдельных движений. Малоподвижный образ жизни обуславливает вторичные отклонения: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника (лордозы, кифозы, сколиозы).

  Для предупреждения вторичных нарушений и ликвидации нарушенных двигательных способностей важную роль играют оздоровительные занятия  лыжной подготовкой. Благодаря проведению занятий в естественно изменяющихся природных условий (температура воздуха, направление ветра, влажность, состояние снежного покрова, рельеф трассы) происходит совершенствование адаптационных возможностей и повышение сопротивляемости организма. Проведение занятий на свежем, морозном, естественно очищенном воздухе позволяет использовать комплекс оздоровительных факторов природной среды, целительное воздействие живой природы на биологическую, психическую, социальную и духовную сущность человека. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, повышается работоспособность цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы и осанки особенно в младшем школьном возрасте.

  Отмечено, что младший школьный возраст – эффективный период для:          

    -коррекции и исправления вторичных отклонений;                                      

- формирование привычек у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- развития мышечно-двигательных ощущений;

- развития зрительного и осязательного контроля за выполнением движений;

- развития навыка правильной осанки, так как продолжается формирование изгибов позвоночника;

- развития многих физических качеств.

  Эти факты создают благоприятные предпосылки для проведения занятий лыжной подготовки в данный возрастной период и обязывают педагогов подбирать необходимые упражнения для оздоровления детей.                                                                                                                                                          

   В связи с этим, особое внимание должно быть уделено физическому состоянию  детей с отклонениями в развитии и возможности коррекции этих отклонений средствами физического воспитания, в частности лыжной подготовки. Актуальность выбранной темы объясняется ещё и тем фактом, что исследователи неоднократно заявляли о пользе занятий лыжной подготовкой для лиц с нарушением зрения, но недостаточно источников по использованию лыжной подготовки для лиц с нарушением зрения во внеурочных формах занятий, а также в системе адаптивной физкультуры. Имеется также потребность в дополнительном изучении особенностей организаций физкультурно-оздоровительной деятельности с использованием передвижения на лыжах лиц с нарушением зрения. Отсутствуют достаточно обоснованные дифференцированные методики по лыжной подготовке в зависимости от специфики глазных заболеваний, что не позволяет достаточно широко использовать этот важный для физкультурно-оздоровительной деятельности вид активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического воспитания у детей с нарушением зрения

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не см...

Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...

Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...