Тренинг толерантностности "Мы разные, но мы вместе"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Абрашина Кристина Викторовна

Тренинг формирует у обучающихся установки на толерантное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tolerantnosti.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг толерантности

«Мы разные, но мы вместе»

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся  с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
  • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  1. Развивающая:
  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

    Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

1. Упражнение «В чем мы похожи?»

Участники садятся по кругу. Ведущий выбирает из учеников одного, похожего на него какой-либо реальной или воображаемой чертой,

и приглашает его в центр круга. Избранный обращается к кому-нибудь из участников по такому же принципу, но уже по другому признаку. Так

продолжается до тех пор, пока все участники не

окажутся в центре круга.

Показа фильма «Мы разные , но мы вместе»

2.Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. Приложение 3.1).

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника.

Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

«0» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3 – 5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим                                

Снисходительность  

Терпение  

Чувство юмора                                                      

Чуткость      

Доверие

. Альтруизм                                                            

Терпимость к различиям                                    

Гуманизм    

Умение владеть собой                                        

Доброжелательность    

Умение не осуждать других                            

Умение слушать                                              

Любознательность

Способность к сопереживанию                      

3. Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

    Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.

Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

4.Упражнение «Групповая картинка» - 10 минут.

Цели:

- осознание стереотипов поведения различных групп;

- активизация, повышение настроения у участников группы.

Процедура проведения: Каждая  группа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображении можно использовать мимику, жесты, возгласы, но нельзя использовать слова. Дается несколько минут на подготовку задания, затем подгруппы представляют свою пантомиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изображает данная подгруппа.

  1. Упражнение «Цветок толерантности»

Учитель. Дети, у меня есть цветок. Помогите мне

сделать его красивым. Ему нужны не простые ле-

пестки, а лепестки с признаками толерантности,

поскольку это — ЦВЕТОК ТОЛЕРАНТНОСТИ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Похвала терпимости // Курьер ЮНЕСКО, 1992, сентябрь.
  2. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., «Ювента», 1999.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990. 10. Соядатова У. Межэтническая напряженность. М., «Смысл», 1998.
  4. . Спид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., «Генезис», 1999.
  5. . Терпимость: преддверие мира // ЮНЕСКО, 1994.
  6. . Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  7. . Толерантность и согласие / Под ред. В.А. Тишкова, М., ИЭА / РАН, 1997.
  8. . Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? М., «Генезис», 1998.
  9. . Уолцер М. О терпимости. М., «Идея–Пресс», 2000.

                                                        Цветок

                                         толерантности

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим                                

Снисходительность  

Терпение  

Чувство юмора                                                      

Чуткость      

Доверие

. Альтруизм                                                            

Терпимость к различиям                                    

Гуманизм    

Умение владеть собой                                        

Доброжелательность    

Умение не осуждать других                            

Умение слушать                                              

Любознательность

Способность к сопереживанию                      

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим                                

Снисходительность  

Терпение  

Чувство юмора                                                      

Чуткость      

Доверие

. Альтруизм                                                            

Терпимость к различиям                                    

Гуманизм    

Умение владеть собой                                        

Доброжелательность    

Умение не осуждать других                            

Умение слушать                                              

Любознательность

Способность к сопереживанию                      

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

Расположенность к другим                                

Снисходительность  

Терпение  

Чувство юмора                                                      

Чуткость      

Доверие

. Альтруизм                                                            

Терпимость к различиям                                    

Гуманизм    

Умение владеть собой                                        

Доброжелательность    

Умение не осуждать других                            

Умение слушать                                              

Любознательность

Способность к сопереживанию                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

«Мы разные, но мы вместе»

Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»

Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся....

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса "Мы разные, но мы вместе"

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....

Тренинг "Мы разные, но мы вместе"

Тренинг "Мы разные, но мы вместе"...