Цикл лекций по профилактике ВИЧ/СПИДа «Зона риска»
классный час (9, 10, 11 класс) на тему
Цикл лекций по профилактике ВИЧ/СПИДа «Зона риска»
Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.
Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.
В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как не допустить беды | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовила социальный педагог
МКУДО «ДДЮТ» г. Ефремова Тульской области
Шевченко Галина Юрьевна
Цикл лекций по профилактике ВИЧ/СПИДа «Зона риска»
Обоснование курса лекций
Актуальность. Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.
Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.
В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.
Научная обоснованность. Вопросам профилактики и борьбы с заражением ВИЧ-инфекцией /СПИДом посвящены работы, затрагивающие различные аспекты этой проблемы. Так, исследованиями вирусной природы инфекции занимались как зарубежные ученые, в частности, Л. Монтанье, Р.К. Галло, Д. Чин, М. Эссекс, Т. Куинн, так и отечественные – В.В.Покровский, Р.М. Хаитов, Р.В. Петров, М.В. Жданов и др. Социальные и правовые аспекты проблемы рассматривались в трудах Н.Г. Андреевой, И.М. Баженова, Т.А. Бестимирова, А.И. Воробьева, А.И. Долговой, и др.
Тем не менее, проблемы правовой, социальной и медицинской защиты общества в целом и каждого гражданина в отдельности от заражения ВИЧ-инфекцией /СПИДом остаются актуальными и в настоящее время.
Новизна – использование одной из самых эффективных форм работы – подача информации нетрадиционными методами, используя в своей работе уже много лет широкий спектр технологий, являющихся важным условием эффективности профилактической работы. Наиболее важными из них являются следующие: использование видеоматериалов, технология, направленная на формирование у подростков эффективных копинг – стратегий, анализ тематических ситуаций, информационные и игровые технологии.
Цель курса лекций: предоставить достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа, развить у учащихся навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
Задачи курса лекций: определить уровень знаний школьников по изучаемой теме (методом анкетирования); предоставить достоверную информацию по данному вопросу; актуализировать мыслительную деятельность учащихся и закрепить полученные знания с помощью антинаркотических технологий; повысить ответственность за свое здоровье и научить учащихся способам избегания заражения ВИЧ-инфекцией.
Возраст детей. Лекции ориентированы на работу с подростками 15-18 лет.
Формы и методы проведения: лекции, видеофильмы, беседы, тренинговые упражнения, ситуативные игры.
Ожидаемые результаты
Подростки должны знать современные сведения о путях заражения ВИЧ о безопасности учебы и бытового общения с ВИЧ-инфицированными людьми, клинике, лечении и профилактики ВИЧ-инфекции.
Учащиеся должны уметь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией и грамотно отвечать на вопросы своих сверстников.
Выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, осознание личной ответственности за свое поведение и выбор жизненного пути.
Лекция 1
Тема: «Актуальность проблемы ВИЧ-инфекции»
Цель: активизация интереса учащихся к мероприятиям, направленным на сохранение здоровья, определить уровень знаний школьников по теме «СПИД», ожидания учащихся от изучаемого курса.
Задачи: формирование у учащихся познавательного интереса к предстоящим занятиям, понимание ими актуальности разговора о проблеме распространения «СПИДа».
- Упражнение «Мои ожидания».
Педагог просит каждого учащегося анонимно написать на листочке один самый главный вопрос, на который он/она хотели бы получить ответ на занятиях по профилактике СПИДа (для большей свободы выражения мыслей – заполнение анонимное). Затем педагог анализирует все карточки, группирует по тематике и прикрепляет к ватману (доске), чтобы при изложении материала на следующем занятии учесть все заданные вопросы.
- Проведение анкетирования.
Учащимся раздается анкета по выявлению уровня начальных знаний, которую педагог предлагает тут же заполнить и сдать.
Инструкция по заполнению анкеты: «внимательно прочитайте каждое утверждение, прежде чем обозначить свое мнение знаком «+» только в одной из колонок таблицы. Анкета анонимная, её не нужно подписывать, отметьте тот вариант ответа, который вы считаете правильным».
Анкета
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1 | На Ваш взгляд существует ли в нашем городе проблема ВИЧ/СПИДа? | * | ||
2 | СПИД – это то же самое, что и ВИЧ? | * | ||
3 | СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) | * | ||
4 | ВИЧ/СПИДом болеют только люди? | * | ||
5 | ВИЧ передается через кровь, половые жидкости? | * | ||
6 | Можно ли заразиться ВИЧ при употреблении наркотиков внутривенно? | * | ||
7 | Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуях? | * | ||
8 | Может ли ВИЧ передаваться при половых контактах? | * | ||
9 | Может ли ВИЧ-инфицированная мама родить здорового ребенка? | * | ||
10 | Можно ли заразиться, обнимая ВИЧ-инфицированного человека? | * | ||
11 | ВИЧ-инфекцией можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя? | * | ||
12 | Находиться в одном классе, аудитории с ВИЧ-инфицированным ребенком вполне безопасно? | * | ||
13 | Можно заразиться, если останавливать кровь ВИЧ- инфицированного человека без соответствующей защиты рук? | * | ||
14 | ВИЧ-инфицированные люди внешне выглядят так же, как здоровые люди? | * | ||
15 | ВИЧ-инфицированный человек может передавать ВИЧ на протяжении всей жизни? | * | ||
16 | ВИЧ-инфекция снижает способность организма сопротивляться другим инфекциям и болезням? | * | ||
17 | ВИЧ/СПИД излечим? | * | ||
18 | Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек инфицирован ВИЧ? | * | ||
19 | Если результат обследования на ВИЧ положительный будет ли он сохраняться на протяжении всей жизни? | * | ||
20 | Сразу ли после опасного контакта и возможного инфицирования тест на ВИЧ будет положительный? | * | ||
21 | Имеет ли право одноклассник, сокурсник отказаться от учебы вместе с ВИЧ-инфицированным школьником, студентом? | * |
* отмечены варианты правильных ответов для педагога.
Далее педагог собирает анкеты, анализирует их и при изложении материала на следующем занятии делает акцент на те моменты, на которые даны неправильные ответы.
Лекция 2.
Тема: «ВИЧ: что это такое? Медицинские аспекты проблемы» (информационный блок)
Цель: знакомство с понятием СПИД, ВИЧ, путями распространения.
Задачи: объяснить подросткам обозначение терминов ВИЧ и СПИД, условий протекания ВИЧ-инфекции, особенностей и длительность течения ВИЧ/СПИДа, ознакомить со статистикой распространения ВИЧ-инфекции в мире, России, области, городе.
- Теоретическая часть по теме «ВИЧ – инфекция. СПИД»
Синдром приобретенного иммунодефицита, или СПИД, был обнаружен впервые вначале 80-х годов XX века. В 1985 г. были разработаны методы анализа крови для обнаружения вируса иммунодефицита человека (сокращенно «ВИЧ»), который разрушает иммунную систему человека и является причиной развития СПИДа.
Анализ на ВИЧ-инфекцию – поиск в крови антител к вирусу иммунодефицита человека. На каждый вирус организм человека вырабатывает строго определенные антитела, поэтому обнаружение в крови антител к ВИЧ свидетельствует о наличии у человека ВИЧ-инфекции.
В период появления в крови антител к ВИЧ около половины ВИЧ-инфицированных отмечают наличие признаков болезни. У большинства больных в этот период увеличиваются лимфатические узлы, повышается температура тела до 38°-39°С. Могут быть боли в горле, в животе, тошнота, рвота, расстройства стула, появление сыпи на коже. Обычно острая ВИЧ-инфекция продолжается 1-2 недели, но иногда ее длительность увеличивается до 6 недель. У значительного числа ВИЧ-инфицированных период после заражения до появления антител протекает без заметных проявлений болезни.
Несмотря на то, что ВИЧ-инфицированный человек чувствует себя здоровым, вирус продолжает разрушать клетки иммунной системы, и когда количество клеток снижается ниже критического уровня, развиваются заболевания, свидетельствующие об иммунодефиците. Если больной не получает специализированное лечение, ВИЧ-инфекция продолжает развиваться, иммунодефицит увеличивается и через 8-10 лет от момента заражения появляются инфекционные заболевания и злокачественные опухоли, которые и определяют заключительную стадию ВИЧ-инфекции или собственно СПИД.
Сокращение СПИД обозначает синдром (ряд симптомов, указывающих на наличие болезни) приобретенного (передающегося от одного человека к другому) имунного (относящегося к иммунной системе, которая обеспечивает защиту от патогенных микроорганизмов) дефицита (отсутствие ответа со стороны иммунной системы на присутствие патогенных микроорганизмов). СПИД появляется тогда, когда вирус уже разрушил иммунную систему, в результате чего развиваются инфекции и раковые опухоли, ведущие к смерти.
Пути передачи ВИЧ - инфекции
Как и все другие вирусы человека, ВИЧ способен размножаться только путем заражения чувствительных клеток организма. Заразиться ВИЧ можно только от другого человека.
У людей, инфицированных ВИЧ, в крови, сперме, выделениях влагалища и грудном молоке содержится большое количество вируса. Если эти жидкости попадают в организм здорового человека, то может произойти заражение ВИЧ. Это может произойти во время половых контактов без использования презервативов, при пользовании общей иглой, шприцем или другими материалами для внутривенного введения наркотиков или при переливании зараженной крови. Вирус может передаться от беременной женщины к ее будущему ребенку внутриутробно, а также при кормлении ребенка грудью.
В кале, моче, слезах, поте и рвотных массах ВИЧ также присутствует, но в настолько малом количестве, что опасности заражения нет. Опасность заражения существует только тогда, когда в этих выделениях есть кровь.
ВИЧ не передается при прикосновении, рукопожатии, массаже, поцелуе, при совместном использовании постельного белья, питье из одного стакана. Нельзя заразиться через сиденье унитаза, при кашле, чихании или через укус комара.
Возможности профилактики ВИЧ
Профилактические мены распространения ВИЧ-инфекции связаны, в первую очередь, с прерыванием путей передачи инфекции. Такими способами можно считать:
- Использование барьерных контрацептивов (презервативов) при сексуальных контактах,
- Использование специально обработанных препаратов крови или ее компонентов при переливании и хирургических операциях,
- Применение только стерильного инъекционного или хирургического инструментария для введения каких-либо препаратов, прокалывания ушей, нанесения татуировок и других манипуляций, при которых могут быть повреждены кожные или слизистые покровы.
Жизнь с ВИЧ
Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, ВИЧ-инфицированные больные имеют все гражданские права и все права на получение любого вида медицинской помощи. Они не должны ограничиваться в гражданских правах. Инфицированные ВИЧ-инфекцией могут жить полноценной жизнью, соблюдая определенные меры предосторожности.
Статистика
По данным ООН, на земле насчитывается более 36 млн. зараженных ВИЧ. Каждый день в мире появляется 7400 новых ВИЧ-инфицированных, а 5500 человек умирают от заболеваний, вызванных СПИДом.
На 31.08.2013 года в России зарегистрировано 772751случай ВИЧ-инфекции.
На 1 ноября 2013 года в Тульской области зарегистрировано 8168 случаев ВИЧ – инфекции.
Наиболее поражаемой ВИЧ возрастной группой населения остаются молодые люди в возрасте 18-35 лет – 64% от общего числа заболевших.
Показатель заболеваемости ВИЧ по районам
За 11 мес. 2013 г. (на 100 тысяч населения) | Показатель |
Тула | 44,5 |
Алексинский | 61 |
Арсеньевский | 19,4 |
Белевский | 9,6 |
Богородицкий | 17,5 |
Веневский | 47,8 |
Ефремовский | 23,5 |
Кимовский | 21,1 |
Киреевский | 37,3 |
Новомосковский | 13,3 |
Щекинский | 74,3 |
2. Заключение
В конце занятия просматриваются листки с вопросами, записанными на первом занятии, просмотреть на все ли вопросы были даны ответы по данной теме. Если остались вопросы, на которые не даны ответы – обязательно дать ответ.
Лекция 3
Тема: «У опасной черты» (практический блок)
Цель: формирование навыков безопасного поведения, создание условий для позитивных изменений самооценки подростков.
Задачи: воспитать интерес учащихся к сохранению собственного здоровья, формирование у учащихся навыков уверенного поведения в процессе подробного представления участниками особенностей человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция.
- Ситуативная игра «Навыки поведения»
Учащимся раздаются карточки с ситуациями. Для проведения игры они должны распределить роли между собой.
Карточка 1. Двое молодых людей, в отдалении еще один. Один: «Видишь вон того парня? Держись от него подальше. Мне сказали, что он ВИЧ-инфицированный». Другой:
А) Я теперь за километр его обходить буду.
Б) СПИД бытовым путем не передается.
В) Его нужно немедленно изолировать от здоровых людей.
Карточка 2. Поликлиника, медсестра со шприцем. Девушка: «А почему вы используете не одноразовые шприцы?». Медсестра: «С одноразовыми проблемы: закончились. Но у нас все инструменты простерилизованы». Девушка:
А) Тогда ладно, делайте.
Б) Нет, я пойду куплю одноразовый шприц.
В) Вы должны использовать только одноразовые шприцы. Я отказываюсь делать укол.
Карточка 3. Молодой человек в кабинете врача. Врач: «Ваши анализы показали наличие ВИЧ – инфекции у вас в крови. Вам придется сдать повторные анализы и пройти другие обследования».
А) Разве у меня еще есть какая-то надежда?
Б) Я знаю, кто мог заразить меня. Я отомщу ему.
В) Что мне нужно делать и как себя вести, чтобы не заразить близких мне людей?
Карточка 4. Двое подростков: «Сегодня после уроков придет врач. Будет беседа про СПИД. Ты пойдешь?».
А) Конечно пойду! От этого никто не застрахован!
Б) Да ну его! И так уже все уши прожужжали!
В) Если будут отмечать, кто был, то пойду. Хотя мне это не интересно.
- Упражнение «Степной огонь»
Участникам говорится, что сейчас будет проведена игра.
Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Двигаясь вокруг стоящих с закрытыми глазами участников, ведущий говорит, что, по условию игры, об одном из участников известно, что он до этого имел сексуальный контакт с ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно заразился. Этого человека незаметно для остальных назначит ведущий – прикосновением во время обхода стоящих с закрытыми глазами участников. Человек, которого коснется ведущий, обязан при «контакте с партнером» передать ему предупреждение - определенный знак. В дальнейшем каждый из участников, получивший этот знак, должен передать его всем своим последующим «партнерам». Затем участники рукопожатиями обозначают «сексуальные контакты» с 3-4 разными «партнерами». Когда «контакты» закончатся, ведущий просит всех, кто получил знак, собратья в середине, а тех, кто знака не получил, - образовать внешний круг. Ведущий напоминает участникам, что о человеке, который «принес» знак в их общество, известно, что он имел до этого сексуальные контакты с ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно заразился ВИЧ. После этого всем, получившим знак, предлагается пройти тестирование на ВИЧ. После рассказа ведущего тем, кто решился пройти тестирование, наблюдатель раздает карточки с результатом. При этом нельзя предлагать участникам самим вытащить карточки. Участники смотрят результат по команде ведущего. После чего ведущий просит всех, у кого оказался отрицательный результат, встать во внешний круг, а всех с положительным или сомнительным результатом остаться в центре. Ведущий спрашивает тех, кто вышел во внешний круг, что они думают/чувствуют по отношению к тем, кто остался во внутреннем круге. Ведущий предлагает тем, у кого сомнительный или кто отказался проходить тестирование, сделать еще одну попытку. Повторение процедуры тестирования. После того как во внутреннем круге не останется сомнительных результатов, ведущий спрашивает участников во внутреннем круге, что они думают/чувствуют в отношении случившегося с ними и что они думают/чувствуют по поводу участников, находящихся во внешнем круге. Ведущий спрашивает участников: для кого первый же контакт оказался «заразным»: кто из них вступил больше чем в три контакта и зачем? Наконец ведущий просит всех участников встать в один круг и закрыть глаза. Обходя вокруг и касаясь спины каждого участника, он говорит, что все происходившее была игра.
3. Заключение
Участники делятся впечатлениями о том, какие чувства возникали во время игры, что они переживали, ожидая результатов «теста».
Лекция 4
Тема: «Оберегая жизнь»
Цель: формировать у учащихся стойкое негативное отношение к повреждающему поведению посредством применения видеоматериала, создание условий, способствующих осознанию подростками ответственности перед собой и другими людьми.
Задачи: актуализировать понимание учащимися различных аспектов влияния повреждающего поведения на жизнь человека, выявление эффективности мультимедийных технологий, использованных при проведении занятия.
- Просмотр видеофильма: «ВИЧ. Знать, чтобы жить» [8]
Обсуждение видеофильма.
Педагог. Скажите, какие эпизоды фильма произвели на вас наибольшее впечатление?
В конце дискуссии педагог обращает внимание учащихся на наиболее трагичные эпизоды фильма.
- Заполнение анкет (определение эффективности показа видеофильма по проблеме ВИЧ\СПИД).
1. Знали ли вы до просмотра видеофильма о последствиях заражения ВИЧ – инфекцией?
а) да; б) нет.
2. Если знали о последствиях заражения ВИЧ – инфекцией, то из каких источников?
а) из литературы и видеофильмов; в) по рассказам родственников;
б) по рассказам знакомых и друзей родственников; г) другое _____________
3. предполагали ли вы, что последствия заражения ВИЧ – инфекцией такие тяжелые?
а) да; б) нет.
4. Привлек ли ваше внимание данный видеоматериал?
а) подобного еще не видел; в) безразличное отношение;
б) смотрел с интересом; г) затрудняюсь ответить.
5. При просмотре документальных кадров ощущали ли вы:
а) сердцебиение; д) затрудненное дыхание, одышку;
б) тошноту; е) отвращение;
в) головокружение; ж) страх?
г) потливость;
6. После просмотра данного видео сможете ли вы отказаться от случайных предложений (наркотики, половые контакты)?
а) откажусь; в) затрудняюсь ответить.
б) не откажусь;
- Заключение
Педагог: «Каждый из нас в этой жизни делает свой выбор, каждый из нас стоит у опасной черты. И остается надеяться, что наша беседа поможет вам сделать правильный выбор – выбрать жизнь».
Лекция 5
Тема: «Мой выбор»
Цель: обобщить материал по теме «ВИЧ\СПИД», контроль полученных знаний и навыков с использованием анкетирования учащихся после изложенного материала, изменить взгляды на проблему ВИЧ – инфицированных.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на праве выбора, от которого зависит их жизнь, осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИД, ответить на интересующие ребят вопросы.
- Упражнение «Жизнь с болезнью»
Педагог выдает каждому по 12 листочков бумаги и просит написать по 4 названия любимых блюд, любимых занятий, увлечений, имен близких или любимых людей.
Педагог: «Давайте поставим себя на место человека, который заразился ВИЧ – инфекцией, для того, чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв. Поэтому я попрошу отдать по 1 карточке с любимым блюдом, занятием, увлечением и близким человеком».
Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листу у каждого участника. Это символизирует то обстоятельство, что ВИЧ – инфицированный человек не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, - это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
Затем проводится обсуждение того, какие чувства испытали участники при расставании с карточками, с чем было труднее расставаться, что они чувствуют после окончания упражнения.
- Заключительное анкетирование
Учащимся повторно выдается та же анкета, что и на первом занятии. Повторное анкетирование дает возможность проверить все ли сказанное усвоено подростками. После сдачи анкеты вопросы анкеты и правильные ответы на них разбираются всем классом вслух. При необходимости какие-то вопросы можно уточнить дополнительно.
Список литературы
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами - СПб.: «Речь», 2003
- Грибанова О. В. Информационные технологии профилактики наркомании: классные часы, занятия, диагностика наркотизации.- Волгоград: Учитель, 2015.
- Клейберг Ю.А. Психология дивиантного поведения - М.: ТЦ «Сфера», 2003
- Методическое пособие по информационно – профилактической программе «Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков, НПФ «Амалтея», СПб., 2003
- Можайская, Л. А. Социально-правовые проблемы профилактики ВИЧ-инфекции / СПИДа: Уголовно-правовые и медицинские аспекты: Екатеринбург,1993 -22 с.
- Подхватилин Н.В. «Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости» - М.: ТЦ «Сфера», 2002
- Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекции, передающихся половым путем, Я хочу провести тренинг - М.: изд. ГУП «Медицина для вас», 2003
- Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии - М.: изд. Института Психотерапии, 2002
- e-mail: info@cvart.ru, www.cvart.ru.
- http://cheloveknauka.com/sotsiologicheskiy-analiz-profilaktiki-vich-spida#ixzz3RpUzCY7k
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Цели урока: Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательн...
Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде)
Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде): Рек. указ. / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина; Информ.-библиогр. отд.; Сост. Л.Г. Куликова, С.Ю. Тынянкина. – Иркутск, 2003. –...
Опросник для детей и подростков "группы, зоны риска"
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ...
Лекция-сказка "Осторожно ВИЧ/СПИД"
ознакомить детей с информацией о болезни СПИД; формировать адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД, терпимость к ВИЧ-инфицированным, закрепить знания о способах заражения....
Воспитательное занятие "Подросток в зоне риска"
Тема занятия: Подросток в зоне риска.Цель: Учить детей видеть особенности своего возраста и предвидеть опасности, связанные с ним....
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"...
Виртуальное пространство как зона риска
Статья на тему "Виртуальное пространство как зона риска" . В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема...