УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
методическая разработка (биология, 11 класс) по теме
УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Цели урока:
Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательную роль на здоровье человека, способов передачи и способов защиты.
Воспитательные: выработка активной жизненной позиции по предотвращению поведенческих рисков, связанных с возможностью заражения ВИЧ;
формировать убеждения в необходимости соблюдения здорового образа жизни с целью профилактики ВИЧ-инфекции и представления о реальных масштабах распространения ВИЧ.
Задачи:формировать у учащихся представления о происхождении вируса иммунодефицита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе:
«СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Учитель Кожушная Т.Г.
2010 - 2011г.
Цели урока:
Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательную роль на здоровье человека, способов передачи и способов защиты.
Воспитательные: выработка активной жизненной позиции по предотвращению пове денческих рисков, связанных с возможностью заражения ВИЧ;
формировать убеждения в необ ходимости соблюдения здорового образа жизни с целью профилактики ВИЧ-инфекции и представления о реальных масштабах распро странения ВИЧ.
Задачи: формировать у учащихся пред ставления о происхождении вируса иммунодефи цита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты.
Оборудование: плакат о способах передачи ВИЧ-инфекции, схема строения вируса.
Тип урока: лекция.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Лекция.
- Анкетирование учащихся.
- Итог урока.
Одна из серьез нейших проблем, которую двадцатый век передал веку двадцать первому — это проблема распростра нения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Россия и соседние страны — в настоящий момент эпицентры глобаль ной эпидемии, они имеют самые высокие в мире темпы распространения инфекции. Распростра нение СПИДа— проблема политической, экономической и социальной безопасности мирового сообщества, которая может затронуть любо го человека. Глобальная задача — это обеспечение всесторонней и точной информации о путях зара жения ВИЧ и мерах их предупреждения, обстоя тельствах, повышающих риск заражения. Сегодня наиболее эффективным способом сдерживания развития эпидемии является изменение поведения людей. Это непросто, так как на этот процесс вли яют множество факторов: социальное окружение, традиции, воспитание, реклама, средства массовой информации и др. Об этом мы и будем говорить на уроке.
Что такое ВИЧ'?
Что такое СПИД?
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Расшифровывают это сокращение сле дующим образом: «В» — вирус — микроорганизм, который не может воспроизводить себя самостоя тельно, а размножается, только находясь в живой клетке, используя ее механизмы; «И» — иммуноде фицит— нарушение нормальной работы иммун ной системы организма, приводящее к снижению иммунитета; «Ч» — человека, поскольку этот вирус поражает людей. СПИД — синдром приобретенно го иммунодефицита: «С» — синдром, т.е. сочетание признаков, имеющих общий механизм возникно вения и характеризующих определенное болезнен ное состояние организма (заражение происходит главным образом при половых контактах и через кровь; в результате при поражении лимфатической системы ослабляются защитные силы организма); «П» — приобретенный, поскольку это состояние приобретают, а не получают через гены. «И» — им мунного; «Д» — дефицита, поскольку это заболева ние приводит к ослаблению иммунной системы, которая отвечает за уничтожение болезнетворных бактерий и вирусов.
Когда был открыт вирус?
Врач-эпидемиолог. В 1981 г. Центром по конт ролю заболеваемости США было отмечено новое инфекционное заболевание у пациентов, посту пивших в клиники с диагнозом «воспаление лег ких с необычными свойствами». Лабораторные исследования показали, что возбудителем явля лась пневмоциста — микроорганизм, который жи вет в верхних дыхательных путях большинства лю дей, но не вызывает воспалительного процесса. В крови этих пациентов практически отсутствовали Т4-лимфоциты (в норме их порядка 1000 в мкм3). Заболевание назвали — СПИД. Несмотря на еди ничное число первых заболевших, в США в том же 1981 г. была объявлена эпидемиологическая готовность на национальном уровне. Были нача ты работы по поиску инфекционного агента-воз будителя. В 1983 г. американский ученый Роберт ГаллоиЛюк Мотанье из Института Пастера во Франции открывают неизвестный ранее ретровирус — ВИЧ, которого считают причиной СПИДа. К концу 80-х гг. XX в. мировое медицинское сообщес тво, ВОЗ вынуждены были сделать неутешитель ные выводы: ВИЧ-инфекция приняла характер эпидемии, самой опасной в истории человечества. На данном этапе развития этого заболевания нет «здорового вирусоносительства», т.е. такого поло жения, когда вирус в организме есть, но с ним мож но жить до естественной смерти, не болея. В нача ле 90-х гг. официальное название «СПИД» сменили на ВИЧ-инфекцию. СПИД — конечная стадия забо левания ВИЧ-инфекции. Заболевание на данном этапе признано неконтролируемым медициной со 100%-ой летальностью. Среднее время между зара жением ВИЧ-инфекцией и проявлением первых симптомов, позволяющих диагностировать СПИД, составляет 8—15 лет.
Какое строение имеет ВИЧ?
ВИЧ, как и все вирусы, имеет очень простое строение. Состоит из двух оболо чек (внешней и внутренней), РНК и специальных ферментов, участвующих в процессе размноже ния вируса. Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к клетке-хозяину; внутрен няя оболочка (капсид) — для проникновения ви руса в клетку, в ее ядро. Ферменты внедряют ви русную информацию в ДНК клетки, и начинается процесс выработки новых вирусов.
Как иммунная система человека борется с инфекционными заболеваниями?
Функция иммунной системы заключается в том, чтобы адекватно реагировать на вторжение чужеродных организмов и бороться с ними. Белки вирусов, бактерий несут чужерод ную генетическую информацию, т.е. являются ан тигенами. Иммунная система организма в ответ на наличие антигенов вырабатывает защитные бел ки — антитела. В работе иммунной системы задейс твовано много типов клеток. Клетки CD4 (Т-хелперы) регулируют работу других клеток, отвечающих за выработку антител и уничтожающих антигены. Допустим, в организм попал вирус краснухи. Клет ки CD4 опознают его и посылают сигналы другим клеткам иммунной системы об обнаружении анти гена. Через некоторое время начинают вырабаты ваться антитела, которые воздействуют на вирус.
Антигены и зараженные клетки уничтожаются. При повторном попадании вируса краснухи в орга низм иммунная система сразу опознает знакомый антиген и уничтожает его, не дав заболеванию раз виться. Этот процесс лежит в основе формирова ния иммунитета, т.е. невосприимчивости организ ма к различного рода инфекциям.
Что происходит в организме при попадании ВИЧ-инфекции?
Особенность вируса иммуно дефицита человека состоит в том, что он разру шает клетки CD4. Иммунная система теряет спо собность к уничтожению зараженных вирусом клеток. Когда человек заражается ВИЧ, многие клетки CD4 гибнут, оставшиеся теряют «бдитель ность» и перестают реагировать на чужеродные тела: бактерии, раковые клетки, вирусы. Иммун ная система «засыпает». Это состояние называют иммунодефицитом. Чем больше копий вируса в ор ганизме, тем хуже состояние здоровья инфициро ванного — повышается количество сопутствующих ВИЧ-заболеваний инфекционной природы.
Каковы пути передачи ВИЧ-ин фекции?
ВИЧ содержится во всех жидкостях организма. В 1985 г. установлены инфекционно-опасные жидкости: кровь, сперма, сек реция половых органов, грудное молоко. В слюне ВИЧ содержится, но его концентрация слишком мала для заражения, поэтому ВИЧ не передается при поцелуе, через общую посуду. В крови концен трация ВИЧ самая высокая, и вероятность зараже ния самая значительная. Различают вертикальный и горизонтальный пути передачи. Вертикальный путь — это передача вируса от матери ребенку: во время беременности, во время родов, при груд ном вскармливании. Горизонтальный путь— поло вой контакт, инфицирование через кровь: при переливании крови, пересадке органов, через за раженный медицинский инструмент, в том числе при инъекционном введении наркотиков, через оборудование для пирсинга и татуировки. Более 90% новых случаев ВИЧ-инфекции приходится на потребителей инъекционных наркотиков. Также существует теоретический риск передачи ВИЧ-ин фекции во время драк, контактных видов боевого искусства, при условии контакта поврежденной кожи с кровью инфицированного партнера.
Как можно обнаружить наличие ВИЧ в организме?
Проводится тестирование кро ви на определение антител к вирусу ВИЧ. Первый тест — анализ на антитела — иммуноферментный анализ (ИФА). Если он дает положительный ре зультат, то ВИЧ в организме присутствует. Второй тест — анализ на определение специфических ан тител к вирусу ВИЧ — иммуноблот. Его называют подтверждающим, на основании этого теста ста вится диагноз «ВИЧ-инфекция».
Почему тесты могут давать ошибочные результаты ?
Тестирование на ВИЧ-инфек цию осложнено тем, что антитела к вирусу ВИЧ начинают вырабатываться в достаточном для оп ределения количестве только через 3—6 месяцев с момента попадания вируса в организм. Период между инфицированием и возможностью опре деления антител называют периодом окна. Если человек сдает анализы на ВИЧ в этот период, то результаты теста будут отрицательные даже при наличии инфекции.
Каковы правила прохождения тестирования на ВИЧ?
В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Россий ской Федерации заболевания, вызываемого виру сом иммунодефицита человека» тестирование про водится добровольно. По желанию человека, сдаю щего анализ, оно может быть анонимным (статьи 7 и 8). Право пациента на неразглашение его диагно за охраняется законом. При нарушении этого пра ва предусмотрена административная или уголовная ответственность. Таким образом, гарантируется конфиденциальность. Согласно ст. 9 Федерального закона в обязательном порядке обследование на на личие ВИЧ-инфекции проходят доноры, лица, на ходящиеся в местах лишения свободы, работники отдельных предприятий, организаций (перечень установлен Правительством РФ).
Каковы признаки течения ВИЧ-инфекции ?
Течение болезни можно раз делить на несколько стадий. Первая стадия длится примерно б месяцев. Вскоре после заражения от мечают симптомы простуды: головная боль, ка шель, повышенная температура, увеличение лим фатических узлов. Вторая стадия — бессимптомная, длится от полугода до 10 лет. Носитель вируса мо жет не подозревать о болезни и подвергать риску инфицирования других людей. Третья стадия — кли нически развернутая ВИЧ-инфекция: лихорадка, сильное похудание, диарея, увеличение лимфоуз лов. На фоне ослабленной иммунной системы раз виваются сопутствующие инфекции: герпес, поражение головного мозга, глаз, печени, грибковые заболевания кожи и слизистых оболочек. Причина их развития — живущие в каждом из нас микроорга низмы. Для человека, иммунитет которого борется с инфекцией, они не опасны. При ослабленном им мунитете эти же микроорганизмы вызывают серь езные проблемы. Четвертая стадия — СПИД, такое состояние иммунной системы, при котором она не может бороться с болезнями. У больных развивает ся пневмоцистное воспаление легких, саркома Ка лоши — злокачественное образование. С момента постановки диагноза СПИДа до смерти больного проходит в среднем 2 года.
Корреспондент.
Можно ли вылечить ВИЧ-инфек цию?
Полностью уничтожить ви рус в организме человека современная медици на не в состоянии. Лечение позволяет продлить жизнь больного путем подавления размножения вируса. Антиретровирусная терапия сталкивается с рядом проблем:
вирус быстро адаптируется к препаратам, сни жая их эффективность;
терапия предполагает сложный режим приема медикаментов: строго по графику, соблюдая все условия, что приводит к психологической уста лости больного;
развиваются побочные эффекты: токсическое воздействие на печень, поражение периферичес кой нервной системы, нарушение обмена жиров, тяжелые психологические расстройства;
высокая стоимость лекарств: терапевтический курс стоит от 5 до 8 тыс. долларов в год.
Является ли проблема ВИЧ-ин фекции угрозой национальной безопасности ?
Проблема ВИЧ/СПИДа превратилась в одну из ключевых проблем безопасности и выживания на селения в мире, в том числе и в Российской Феде рации. По оценкам экспертов ВОЗ, ежедневно в России ВИЧ-инфицированных становятся 100 че ловек. Потери от СПИДа, включая умерших и тя желобольных, уже превышают потери во Второй мировой войне. Необходимо в ближайшее время в законодательной форме переломить отношение к этой проблеме. В противном случае страна будет терять от СПИДа сотни тысяч молодых граждан. Одна из задач — организация лечения больных. В результате высокой стоимости лечения и ухода за больными ВИЧ/СПИДом эпидемия оказыва ет сильнейшее влияние на рост затрат системы здравоохранения. Препараты для лечения ВИЧ разработаны крупными фармацевтическими ком паниями и цены на их продукцию высокие. За рубежом налажено производство более дешевых копий этих лекарств, и лечение составляет 200— 300 долларов в год. В России используются толь ко дорогие препараты. Если подобная тенденция продолжится, то к 2012 г. в России из-за нехватки медицинской помощи умрут около 400 тыс. ВИЧ-инфицированных. При этом большинству из них на тот момент будет 25—28 лет, что приведет к де фициту рабочей силы — по данным экспертов, он составит 5—7%.
Каков демографический аспект данной проблемы ?
Основная часть населения, поража емая ВИЧ — молодые люди в возрасте 15—49 лет — это главная производительная сила общества и его детородная часть. Следствием высокой смерт ности от СПИДа станет снижение рождаемости и продолжительности жизни, усугубляя нарастаю щий в России демографический кризис. Увеличи вается социальное сиротство детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Каков экономический прогноз в связи с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции?
По прогнозу ООН, у России к 2020 г. возникнут серьезные экономические проблемы из-за эпидемии ВИЧ-инфекции. К 2020 г. она будет сто ить стране 5% ВВП. Если не будут приняты необхо димые меры, то объемы производства к 2020 г. будут меньше на 14%. Бесконтрольное распространение инфекции приведет к поражению людей трудоспо собного возраста, к снижению производительнос ти труда, подорвет темпы экономического роста. К сожалению, за Россией закрепляется имидж стра ны с высокими темпами роста эпидемии, что явля ется неблагоприятным прогнозом для инвесторов. Предполагаемое снижение инвестиций: 5,5% — в 2010 г., 14,5%-в 2020 г.
Каков характер и прогноз разви тия эпидемии ВИЧ-инфекции в России ?
Россия вошла в «тройку лидеров» по темпам роста числа заражения ВИЧ. На сентябрь 2005 г. зафиксировано 318 794 случая ВИЧ-инфицированных. Реальное количество, по данным независимых российских и международ ных экспертов, — 800 тыс.—1,5млн (2% взрослого населения). Эпидемиологи предупреждают, что к 2011 г. вирусом ВИЧ могут быть инфицирова ны до 8 млн россиян — это более 10% взрослого населения. Эпидемия в России имеет взрывной характер развития, преобладающий путь заражения — внутривенное введение наркотиков (до 68% от зарегистрированных случаев заражения). Рас пространение ВИЧ-инфекции совпадает с ростом других заболеваний, передающихся половым пу тем: сифилис, гепатит В и С.
Как мы должны относиться к больным СПИДом ?
Проведенное исследование среди подростков (см. приложение) показало, что только 29% опрошенных не будут выделять ВИЧ-инфицированных из своей среды; 55% оп рошенных проявят терпимость к ВИЧ-инфициро ванным, но будут избегать контакта с ними; 16% считают, что необходима изоляция инфициро ванных. Люди очень боятся этого заболевания, и можно опасаться травли больных людей. ВИЧ-ин фекция не является болезнью аморальных распу щенных и греховных людей. Несколько тысяч лю дей заразились в результате переливания крови, родились от ВИЧ-инфицированных матерей. Мы должны воспитывать терпимое и внимательное отношение друг к другу, проявлять милосердие, соблюдать гигиенические правила.
Предусмотрено ли наказание за умышленное заражение ВИЧ-инфекцией ?
В Уголовном кодексе Российской Феде рации есть статья 122, по которой лицо, знавшее о наличии у него инфекции и умышленно заразив шее другое лицо, подвергается наказанию. Кроме того, предусмотрено наказание за халатное и не брежное отношение к своим обязанностям меди цинского персонала, приводящее к заражению ВИЧ-инфекции.
Какие международные органи зации занимаются проблемой распространения ВИЧ/ СПИДа в мире?
Со здана Объединенная программа ООН по СПИДу (UNAIDS), в деятельности которой участвуют шесть агентств ООН: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, UNPA (Фонд ООН по народонаселению), UNDP (Фонд ООН по развитию) и Всемирный банк.
Заключительная часть
Начиная с 1999 г. распространение ВИЧ-инфекции носит угрожаю щий характер. Более 14 тыс. инфицированных — дети до 14 лет. Каждый четвертый из людей, живу щих с ВИЧ, моложе 21 года. Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что в основном зара жение обусловлено «рискованным» поведением | (злоупотребление наркотических средств, распу щенное сексуальное поведение), способствующим I реализации ведущих путей передачи вируса от человека человеку — через кровь и половые контак ты. Незащищенные сексуальные контакты среди подростков приводят не только к распростране нию ВИЧ, но и других инфекций, передаваемых половым путем. Для эффективности профилакти ки распространения ВИЧ-инфекции необходимо:
формирование гигиенических навыков, пре пятствующих заражению ВИЧ (использование
I одноразовых инъекционных материалов, средств личной гигиены и др.);
использование средств массовой информации с целью пропаганды риска заражения ВИЧ;
привитие учащимся основных навыков обще ния и взаимопонимания, способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений;
формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, их ориентации на здоровый образ жизни.
Таким образом, профилактика ВИЧ-инфекции состоит из множества составляющих и ее цель — защитить как можно больше подростков и молоде жи от эпидемии СПИДа.
Приложение
Анкета «Проблема толерантного отношения учащихся к ВИЧ-инфицированным»
1. Обсуждали ли вы проблемы ВИЧ-инфициро-ванности и СПИДа?
А) нет
Б) дома, в семье
В) с друзьями
Г) с учителем
Д) с врачом
2. Что послужило поводом для беседы?
А)личный интерес
Б) реклама, акции «Анти СПИД»,
В)телепередача
страх заразиться
Г) статистика высокой заболеваемости
Д) болезнь знакомых или друзей
3.Из каких источников получаете информацию?
А) родители, родственники
Б) друзья
В)учителя
Г) Интернет
Д) телепередачи
Е) газеты, журналы
Ж) рекламные проспекты и плакаты
4. Необходимо ли обсуждение этой проблемы сре ди населения, в том числе среди учащихся?
А) необходимо, чтобы избежать заражения
Б) необходимо, чтобы знать, как вести себя рядом с инфицированным
В) не нужно
5. Готовы ли вы участвовать в мероприятиях по пропаганде образа жизни, который позволит избежать опасности заражения ВИЧ-инфекцией?
А) да, готов
Б) не готов участвовать
В) затрудняюсь ответить
6. Как общество должно относиться к ВИЧ-инфици рованным?
А) как к обычным гражданам
Б) как к обычным гражданам, но избегать контакта с ними
В) их нужно изолировать от здоровых людей
7. Ваше поведение, если узнаете, что в коллективе есть ВИЧ-инфицированный?
А) сделаю вид, что ничего не случилось, отношение к нему останется прежним
Б) обеспокоенность, перестану контактировать с ВИЧ-инфицированным
В) известие возмутит, потребую, чтобы его удалили из коллектива
Г) уйду из учебного заведения, если ВИЧ-инфициро ванного не удалят
Д) затрудняюсь ответить, как поступить
8. Ваше личное отношение к ВИЧ-инфицирован ным.
А) они такие же люди, должны жить среди людей, с ними можно контактировать и дружить
Б) они могут учиться и работать в обычном коллек тиве, но контактировать с ними надо осторожно
В) не хочу учиться с ними в одном коллективе
Г) для ВИЧ-инфицированных надо создать отде льные условия учебы, чтобы они меньше контактирова ли со здоровыми людьми;
Д) их надо содержать в отдельных диспансерах, не допускать контакта со здоровыми людьми
9. Что вы испытываете к ВИЧ-инфицированным
А) сострадание
Б) сочувствие
В) жалость
Г) отвращение
Д) презрение
10. Как избежать заражения ВИЧ-инфекцией?
А) иметь навыки безопасного сексуального поведе ния
Б) «держаться на расстоянии» от ВИЧ-инфициро ванного
В) не пользоваться совместно предметами личной гигиены
Г) отказ от инъекционных наркотиков
Д) не пользоваться местами общего пользования (ту алет, ванна, бассейн).
Рекомендуемая литература
Покровский В.В., Ермак Т.Н. и др. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. — М.: ГЕО-ТАР-МЕД, 2003.
Мазус А.И., Мартынов Ю.В. и др. Рекомен дации по проведению специального урока для школьни ков 9—11 классов, посвященного Всемирному дню борь бы со СПИДом - 1 декабря. - М., 2004.
Интернет-ресурсы, освещающие тему ВИЧ/СПИД: www.aids.ru. www.aidsmap.com. www.aidsmeds.com. www. hopkinsaids.edu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Внеклассное мероприятие в 8-11 классах "Спид - глобальная проблема человечества"
Внеклассное мероприятие в 8-11 классах "Спид - глобальная проблема человечества". Проведена в виде конференции. Предварительно проведено анкетирование обучающихся "Что я знаю о СПИДе?"...
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....
«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»
методическая разработка урока географии 10 класс...
Глобальные проблемы человечества. Проблемы войны и мира.
Проблема войны и мира очень актуальна в современном мире. Человечеству известны возможности уничтожения жизни на планете, в том числе климатические войны. Но всегда существует альтернатива. Человечест...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...