Виртуальное пространство как зона риска
статья по информатике и икт

Шибаева Оксана Викторовна

Статья на тему "Виртуальное пространство как зона риска" . В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей.  В статье идет речь о том, какие риски таит в себе сеть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальное пространство как зона риска

Шибаева О.В., учитель информатики

Термин «виртуальное пространство» в контексте его применения к проблемам Интернет впервые предложил социолог М.Кастельс. Виртуальное сообщество, по его мнению, это группа людей, использующих сеть для общения и взаимодействия, а также совокупность связей между ними. Появление интернета очень быстро поменяло не только нашу повседневность, но и психологию. Мы расширили границы общения,  получили возможность отдыхать, заниматься творчеством и работать в сети. В наше время Интернет предоставляет невероятные возможности для детей и молодежи и при этом он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей, может использоваться со злым умыслом: например, применяться для рассылки компьютерных вирусов и спама.

В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не родители и взрослые? Тревожная статистика: 44% детей подвергались сексуальным домогательствам в Интернете, 28% детей посещают порнографические веб-страницы, 50% детей выходят в Интернет одни. Однако думать, что взрослые в меньшей степени подвержены потенциальным рискам, беспечная уверенность, которая часто становится причиной больших и малых проблем. Поэтому, сделать пребывание в сети максимально безопасным и научиться хорошо ориентироваться в цифровом пространстве – это важная задача для детей и взрослых.

Все риски, которые таит в себе сеть, можно разделить на несколько групп.

Технические риски - кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусную атаку, опасные ссылки, спамминг, взлом страниц и т.д. С помощью подобных методов происходит распространение вредоносных программ, реклама товаров и сайтов, которые содержат запрещенные препараты или поддельную продукцию. Вредоносная программа – это любая программа, которая наносит вред компьютеру или пользователю. Некоторые виды рекламы считаются вредоносными программами. Применение способов чрезмерного похудения, самолечение по статьям на сомнительных медицинских сайтах, переизбыток шокирующей информации, негативно влияющей на наше эмоциональное состояние, – это лишь немногочисленные примеры того, как контент может нанести вред здоровью человека.

Что делать? Безопасность = Личная бдительность+ Технические средства. Нужно помнить, что безопасный Интернет начинается с сомнения. Умение «фильтровать» получаемую информацию, отсеивать неавторитетные источники, понимать какой контент полезен, а какой способен нанести вред – базовые навыки для современного пользователя. Нужно объяснить детям, что нельзя скачивать файлы, присланные незнакомыми людьми. Установить антивирусную программу и регулярно делать резервные копии файлов. Отключить автозапуск переносных устройств и использовать разные и сложные пароли – вот не сложные способы оградить себя и детей от возможных опасностей сети.

Коммуникационные риски в интернете связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей. Виртуальное общение - это мир фантазий. Собеседник в Интернете может выдавать себя за кого-то другого. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности. Почти каждый скрыт под аватарками,  вымышленными именами и своими фантазиями. Для подобных целей используются чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д. Это потенциальные опасности, которые таит в себе интернет-общение. Сеть создает иллюзию доверительности. 80% пользователей доверяют мнению своих онлайн-друзей больше, чем своим реальным друзьям. Одна из проблем, с которой можно столкнуться в социальных сетях - это оскорбления - троллинг. Иногда это выглядит как обычное развлечение, своеобразная переписка, но очень часто тролль (так называют таких людей) выходит за рамки дозволенного и давит на самые болевые точки. Очень часто подростки, которые имеют влияние на определенную аудиторию, начинают терроризировать сверстников через интернет. Порой это приводит к необратимым последствиям. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется всегда придерживаться базовых правил безопасного Интернета:

  • оставлять меньше информации о себе (телефоны, адреса, места работы);
  • руководствоваться правилами сетевой этики;
  • не провоцировать оппонента агрессией;
  • игнорировать сообщения от подозрительных лиц, добавляя их в «черный список».

Опасность интернет-мошенничества. Мошенничество в Интернете приобретает все большие масштабы. Изобретаются новые уловки доступа злоумышленников к компьютерам пользователей с целью выкачивания у них денег. Можно выделить ряд наиболее типичных схем одурачивания наивных пользователей:

  • Социальная инженерия. Это метод управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным. Сегодня социальную инженерию зачастую используют в интернете для получения закрытой информации, или информации, которая представляет большую ценность.
  • Фишинг – разновидность сетевого мошенничества, целью которого является получение недоброжелателем платежных данных вашей банковской карты.
  • Интернет-попрошайничество – размещение фиктивных объявлений с просьбой о благотворительной помощи.

Что делать? Следует избегать совершение покупок в интернет-магазинах на непроверенных сайтах по предоплате. Не разрешать детям самостоятельно оплачивать покупки в сети банковскими картами родителей, вводить какую-либо информацию о карте (номер, пин-код, CVV-CVC коды и пр.). У ребенка на счету сотового телефона не должна находиться значительная сумма денег. Следует обсудить с ребенком принципы мошенничества, правила безопасности и способы защиты. Объяснить, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона.

Согласно статистике, чаще других на удочку мошенников попадаются новички и дети, но это не значит, что даже самые уверенные пользователи не сталкиваются с подобными проблемами. Знание правил поведения в сети, основных ловушек и умение их обходить лишь часть тех навыков, которые обеспечивают безопасность в Интернете. Многое в этом вопросе также зависит от личностных особенностей самого человека и его воспитания. И все же главный вывод, который следует сделать – безопасность детей в Интернете невозможна без доверия и уважения в семье, искренней заинтересованности родителей в сотрудничестве с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"

Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика"  - "Чернобыль - 24 года спустя"....

Создание виртуального пространства взаимодействия с помощью интерактивной доски на уроках биологии.

Данная статья помогает осмыслить и понять важность использования интерактивной доски на уроках билогии. Описаны различные способы работы с интерактивной доской на уроках. В статье приведены примеры ме...

Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде)

Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде): Рек. указ. / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина; Информ.-библиогр. отд.; Сост. Л.Г. Куликова, С.Ю. Тынянкина. – Иркутск, 2003. –...

Цикл лекций по профилактике ВИЧ/СПИДа «Зона риска»

Цикл лекций по профилактике ВИЧ/СПИДа «Зона риска»Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)  стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения....

Опросник для детей и подростков "группы, зоны риска"

ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ...

Воспитательное занятие "Подросток в зоне риска"

Тема занятия: Подросток в зоне риска.Цель: Учить детей видеть особенности своего возраста и предвидеть опасности, связанные с ним....

Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"

Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"...