Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
материал на тему

Русских Юлия Владимировна

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.

Авторами и разработчиками сценария являются специалитсы "ГМЦ" . мое участие заключалось в качестве ведущей . данного круглого стола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvernutyy_stsenarnyy_hod.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный ход круглого стола 

Подростковые  проблемы  и формирование этнической толерантности в  образовательной  среде

Вступительная часть

14.00-14.10

Открытие круглого стола начальником управления образования городского округа Кинешма З.В. Лялюхиной.

Тема нашего круглого стола «Подростковые  проблемы  и формирование  этнической толерантности в  образовательной  среде»

На круглом столе мы с вами  попытаемся осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.

Представление  участников круглого стола:

Клюхина Инесса Юрьевна – заместитель главы администрации г.о. Кинешма

Рыжих Елена Александровна – председатель комитета по культуре и туризму

Фомин Сергей Евгеньевич – главный специалист комитета по социальной и молодежной политике администрации г.о. Кинешма

Мисюра Андрей Анатольевич – руководитель региональной организации немецкой национально-культурной автономии Ивановской области «Глаубен» (г. Кинешма)

Таланова Асия Якубовна – руководитель татарской общины г. Кинешма

Шлюндина Людмида Шлюмовна – председатель религиозной организации «Еврейская община г. Кинешма»

Барвенко Валерий Григорьевич – заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин ИРО ИО, кандидат исторических наук

Калинин Александр Константинович – преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ИРО ИО, кандидат исторических наук

Щеглова Галина Алексеевна – руководитель городской психолого-педагогической медико-социальной службы «Преображение»

Заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, психологи, социальные педагоги, омбудсмены, лидеры ученического самоуправления, педагоги дополнительного образования, методисты.

Дерево толерантности

Тема круглого стола

Цель работы круглого стола:

осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.

14.10-14.15

Слово для приветствия предоставляется И.Ю. Клюхиной

14.15- 14.25

Представление ведущего круглого стола: Русских Юлия Владимировна.

Ведущий:

Уважаемые друзья регламент работы круглого стола вы можете увидеть в программах.

По итогам круглого стола нам предстоит принять консолидированное решение, исполнение которого будет способствовать созданию условий для толерантного воспитания подрастающего поколения в нашем городе.

Проект решения находится в раздаточных материалах. По ходу работы просим вас вносить в него дополнения и коррективы.

Ведущий: Сегодняшняя тема актуальна: Толерантность является сегодня одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета  сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на  ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

В 1995 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла "Декларацию принципов терпимости".

Я прошу вашего внимания на слайд, где обозначены результаты анкетирования подростков в отношении данного документа.

И так знакомы ли наши подростки с этим документом? (озвучить диаграмму)

Из детских анкет – знакомы ли с декларацией подростки города. Ведущий-Комментарий. : мы видим почти из трехсот опрошенных больше половины, это 70%  вообще не слышали о существовании данной декларации, и лишь 30 % знакомы или изучали в школе.

Вопрос омбудсменам (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. : (например Ольга Львовна Рычагова________________________________________________________________________    Как вы думаете, в чем причина незнания нашими подростками Декларации?  (обсуждение)

Вопрос ребятам: Необходимо ли вам знать о данном документе? (ответы)

Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве.

Правительство РФ 28.августа 2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Однако (мы все понимаем, что )без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно.

Вид Декларации

Диаграмма

Название программы

Особенности национальной политики в Кинешме

14.25-14.40

Ведущий: А теперь давайте попробуем разобраться, дать определение – Национоальности. Итак  НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. 

Вновь ваше внимание я попрошу на таблицы с результатами анкетирования  можно видеть :

Как подростки определяют национальность человека?    (мы хотим обратиться к психологам: Алена_______________________________                                                                   Комментарии. Выводы

Пункт 1 статьи 26 современной конституции Российской Федерации, 20-летие принятия которой мы отвечаем в этом году, гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности».

Вместе с раздаточным материалом вам были выданы три разноцветных листочка с символа нашего круглого стола – дерева толерантности.

Пожалуйста, поднимите желтые листочки – если в вашей семье есть представители разных национальностей;

красные листочки – если среди ваших коллег есть представители разных национальностей;

синие листочки – если среди вашего ближайшего окружения есть представители разных национальностей.

Вывод: яркая картинка – так или иначе, все имеем опыт общения с представителями разных национальностей. Сохраним картинку – прикрепим листочки к одежде. Мы вернемся к ним при завершении работы круглого стола.

Определение национальности

Обработка анкеты диаграммы

Вид Конституции

Текст статьи

Дерево толерантности

Значения цветов

Россия многонациональное государство, что отражено в ее Конституции.

На первое января 2013 года по оценке Росстата в России было 143.347.059 жителей. Перепись населения 2010 года выявила более 180 (ста восьмидесяти) национальностей (этнических групп). 81% населения России составляют русские.

Давайте посмотрим, как наши подростки оценивают современную национальную политику Российского государства.

(вновь ваше внимание на таблицы из детских анкет ответы на 18 вопрос)

 В экономическом обзоре две тысячи десятого  года «Национальный состав Ивановской области» говорится, что на территории нашей области кроме русской проживают представители более 30 национальностей, (95,6%). Из них наиболее многочисленные (от 0,1% до 0,01%) – украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы, цыгане. За последние годы количество представителей разных национальностей возрастает по причине, как естественного воспроизводства, так и миграции.

И сегодня на нашей встрече присутствуют представители разных национальностей Уважаемая Людмила Шлюмовна    (Асия Якубовна, Андрей Анатольевич)           Как представителям Ваших  народов живется в Кинешме? Сколько представителей народностей проживает в нашем городе? Как давно? Есть ли сложности или трудности у подрастающего поколения? Выступления представителей национальных меньшинств (Шлюндинолй, Мисюры, Талановой):

Карта РФ

Выдержка из Конституции

Цифры

Обработка анкет Диаграммы

Карта Ивановской области

цифры

Карта и герб Кинешмы

Фото: национальные праздники, лица

Фото выступающих

Основные понятия

14.40-14.50

Ведущий: Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», имеет более яркую активную направленность. 

Термины «толерантность», «толерантное общество», «толерантная школа», «толерантный человек»

14.50-14.55

Ведущий: Понятия «толерантное общество», «толерантный человек» попытались определить подростки.

Вновь ваше внимание на таблицы :Большинство ребят затруднилось ответить на поставленный вопрос, в основном были даны определения :терпеливый , воспитанный, понимающий, уважающий интересы других.

Алена                                                                   просим Вас прокомментировать                 Комментарий психолога

Можно напрямую задать вопрос присутствующим подросткам.

Для всех присутствующих важно, чтобы именно школа являлась пространством толерантности.

Уважаемые    Ермакова Наталья Михайловна,  и Моисеева Людмила Львовн   : Как вы могли бы определить понятие «толерантная школа»? – обращение к замам по воспитательной работе (комментарии)

Удивительная трактовка понятия «толерантность» принадлежит учительнице из Амурской области Татьяне Николаевне Загитовой (мы попросим АнюМиронову , озвучить, пожалуйста)

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Ведущий: Этническая толерантность – это принятие, разумное отношение к представителям иных национальностей.

Обработка анкет Диаграммы

Текст: Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Опыт работы по воспитанию толерантного поведения подростков в образовательных учреждениях

14.55-15.15

Ведущий:

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции.

Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации.

Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории. Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия  царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка.

Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. 

И такой опыт работы в наших образовательных учреждениях есть и продолжает нарабатываться.

Обращение к Шепелевой: Наталья Рудольфовна, именно ваша, 5 школа, является самой многонациональной среди школ города. Расскажите об особенностях вашей школы и опыта воспитательной работы, взаимодействия с родителями. (Выступление Шепелевой Н.Р.)

Обращение к Доркиной: Людмила Анатольевна, а что отличает лицей в отношении взаимодействия детей-представителей разных национальностей, и что есть в многолетнем опыте ваших педагогов, в традициях школы?  (Выступление Доркиной Л.А.)

Обращение к Смирновой О.Б.: Ольга Борисовна, что вы можете рассказать о работе с педагогами по проблемам этнической толерантности подростков? (Выступление Смирновой О.Б..)

Обращение к классным руководителям:

 Классный руководитель ближе всего к ребенку и его родителям. Он первый узнает о любых детских конфликтах, на нем, прежде всего, лежит ответственность за воспитание. Коллеги, расскажите о своем опыте по воспитанию толерантного поведения, по взаимодействию с родителями. (Выступления КР)

Обращение к Ляменкову: Виктор Николаевич, в ЦВР вы занимаетесь с представителями разных школ и национальностей. Расскажите об особенностях работы в вашем центре. (Выступление Ляменкова В.Н.)

Название раздела «Опыт работы по воспитанию толерантного поведения подростков в образовательных учреждениях»

Особенности этнической толерантности/ интолерантности в образовательных учреждениях Кинешмы

15.15-15.35

Ведущий: Опыт  по воспитанию толерантного поведения есть в каждой школе, он разный, зависит от особенностей образовательного учреждения (многонационально оно, или относительно мононационально).

Как следует из доклада уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области за 2012 год – не было зафиксировано ни одного обращения по разрешению конфликта на национальной почве.

Вот их действительно нет или просто «не выносится сор из избы»?

Давайте посмотрим новостной сюжет из «Воскресного времени», эфир 1 канала 15.сентября.2013 года

Комментарии___________________________________________________

А я предлагаю вновь обратиться к результатам анкетирования :

Как подростки оценивают национальные отношения в школе, в классе. Из анкет педагогов ответы на вопросы 7,8,9

Из детских анкет ответы на вопросы 2-5. 8, 11-13, 17, 21

Комментарии психологов. Выводы. Можно спросить отношение участников круглого стола.

Вновь обращаюсь к омбудсменам: Приходилось ли вам рассматривать и помогать разрешать конфликты на национальной почве? И  Если нет, то по какой причине? Их, действительно нет в школах?

Ведущий: А вот  как подростки и педагоги оценивают состояние этнической недоброжелательности в школах.

Из анкет педагогов ответы на вопросы 11,12

Из детских анкет ответы на вопросы 6, 9, 10, 14, 15, 16, 19

Комментарий психолога. Выводы

Хочется обратиться к нашим учащимся  – действительно ли для вас не имеет значение национальность для межличностных отношений?

Вывод ведущего: состояние в ОУ города достаточно благополучное. Благодаря совместным усилиям педагогов, в том числе.

Видео (7 мин)

Обработка анкет Диаграммы

Прогнозы. Что необходимо делать, чтобы город (школа) продолжали оставаться (стали) пространством толерантности?

15.35-15.45

(абсолютно понятно, что ) процессы миграции, увеличение представителей иных национальностей даже в нашем провинциальном городке будет возрастать.

 К чему нам необходимо быть готовыми?

Александр Константинович, что Вы можете сказать по национальному вопросу и отношении к этому молодежи в современной России?

Выступление Калинина А.К. 

Ведущий: В будущем главными героями станут те, с кем мы сегодня работаем. А как им видится их будущее? Будущее нашего города?

Выступления детей: представления о будущем нашего города. О том, что они сами могут предпринять для того, чтобы город был пространством толерантности

Фото Кинешмы

Презентация

(его)

Принятие решения

15.45-15.55

И по итогам работы нашего стола , необходимо принять решение. У кого есть предложения и дополнения в проект решения?

??????

Процедура голосования.

Текст решения

Завершение работы

15.55-16.00

Ведущий: Семантика слова «толерантность» очень разнообразна. Оно выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость, допустимое отклонение. Толерантность – это социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом обществе.

Это особенно актуально для России, которая из страны монокултьтуры превратилось в государство плюрализма.

У нашей страны есть два пути: или мы найдем возможность существования разных наций, культур или будет работать формула «кто не с нами, тот против нас».


Я приглашаю Аню вновь озвучить                                                                  
Приглашается ребенок, читавший «Молитву о встрече», и напоминает последние строки:

 … я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Обращение к участникам круглого стола: если нам сегодня удалось понять друг друга, то оставьте свои разноцветные листочки на своей одежде, если нет, то снимите их.

 

Дерево толерантности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Поговорим о толерантности в 8-м классе"

Сценарий проведения круглого стола "Поговорим о толерантности"...

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....

Конспект урока по обществознанию «Круглый стол» по проблеме толерантности «Мы - одна семья»

материал может быть использован и на уроке и как внеклассное мероприятие...

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.

Воспитание учащихся 6-8  классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...

Круглый стол МО «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса"

Тема круглого стола:«Управление  формированием универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС  в классах основного общего образования»...