Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
материал на тему
Цель: Попытаться осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.
Авторами и разработчиками сценария являются специалитсы "ГМЦ" . мое участие заключалось в качестве ведущей . данного круглого стола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyy_stsenarnyy_hod.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный ход круглого стола
Подростковые проблемы и формирование этнической толерантности в образовательной среде
Вступительная часть | 14.00-14.10 | Открытие круглого стола начальником управления образования городского округа Кинешма З.В. Лялюхиной. Тема нашего круглого стола «Подростковые проблемы и формирование этнической толерантности в образовательной среде» На круглом столе мы с вами попытаемся осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений. Представление участников круглого стола: Клюхина Инесса Юрьевна – заместитель главы администрации г.о. Кинешма Рыжих Елена Александровна – председатель комитета по культуре и туризму Фомин Сергей Евгеньевич – главный специалист комитета по социальной и молодежной политике администрации г.о. Кинешма Мисюра Андрей Анатольевич – руководитель региональной организации немецкой национально-культурной автономии Ивановской области «Глаубен» (г. Кинешма) Таланова Асия Якубовна – руководитель татарской общины г. Кинешма Шлюндина Людмида Шлюмовна – председатель религиозной организации «Еврейская община г. Кинешма» Барвенко Валерий Григорьевич – заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин ИРО ИО, кандидат исторических наук Калинин Александр Константинович – преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ИРО ИО, кандидат исторических наук Щеглова Галина Алексеевна – руководитель городской психолого-педагогической медико-социальной службы «Преображение» Заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, психологи, социальные педагоги, омбудсмены, лидеры ученического самоуправления, педагоги дополнительного образования, методисты. | Дерево толерантности Тема круглого стола Цель работы круглого стола: осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений. |
14.10-14.15 | Слово для приветствия предоставляется И.Ю. Клюхиной | ||
14.15- 14.25 | Представление ведущего круглого стола: Русских Юлия Владимировна. Ведущий: Уважаемые друзья регламент работы круглого стола вы можете увидеть в программах. По итогам круглого стола нам предстоит принять консолидированное решение, исполнение которого будет способствовать созданию условий для толерантного воспитания подрастающего поколения в нашем городе. Проект решения находится в раздаточных материалах. По ходу работы просим вас вносить в него дополнения и коррективы. Ведущий: Сегодняшняя тема актуальна: Толерантность является сегодня одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В 1995 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла "Декларацию принципов терпимости". Я прошу вашего внимания на слайд, где обозначены результаты анкетирования подростков в отношении данного документа. И так знакомы ли наши подростки с этим документом? (озвучить диаграмму) Из детских анкет – знакомы ли с декларацией подростки города. Ведущий-Комментарий. : мы видим почти из трехсот опрошенных больше половины, это 70% вообще не слышали о существовании данной декларации, и лишь 30 % знакомы или изучали в школе. Вопрос омбудсменам (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. : (например Ольга Львовна Рычагова________________________________________________________________________ Как вы думаете, в чем причина незнания нашими подростками Декларации? (обсуждение) Вопрос ребятам: Необходимо ли вам знать о данном документе? (ответы) Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве. Правительство РФ 28.августа 2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Однако (мы все понимаем, что )без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно. | Вид Декларации Диаграмма Название программы | |
Особенности национальной политики в Кинешме | 14.25-14.40 | Ведущий: А теперь давайте попробуем разобраться, дать определение – Национоальности. Итак НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Вновь ваше внимание я попрошу на таблицы с результатами анкетирования можно видеть : Как подростки определяют национальность человека? (мы хотим обратиться к психологам: Алена_______________________________ Комментарии. Выводы Пункт 1 статьи 26 современной конституции Российской Федерации, 20-летие принятия которой мы отвечаем в этом году, гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности». Вместе с раздаточным материалом вам были выданы три разноцветных листочка с символа нашего круглого стола – дерева толерантности. Пожалуйста, поднимите желтые листочки – если в вашей семье есть представители разных национальностей; красные листочки – если среди ваших коллег есть представители разных национальностей; синие листочки – если среди вашего ближайшего окружения есть представители разных национальностей. Вывод: яркая картинка – так или иначе, все имеем опыт общения с представителями разных национальностей. Сохраним картинку – прикрепим листочки к одежде. Мы вернемся к ним при завершении работы круглого стола. | Определение национальности Обработка анкеты диаграммы Вид Конституции Текст статьи Дерево толерантности Значения цветов |
Россия многонациональное государство, что отражено в ее Конституции. На первое января 2013 года по оценке Росстата в России было 143.347.059 жителей. Перепись населения 2010 года выявила более 180 (ста восьмидесяти) национальностей (этнических групп). 81% населения России составляют русские. Давайте посмотрим, как наши подростки оценивают современную национальную политику Российского государства. (вновь ваше внимание на таблицы из детских анкет ответы на 18 вопрос) В экономическом обзоре две тысячи десятого года «Национальный состав Ивановской области» говорится, что на территории нашей области кроме русской проживают представители более 30 национальностей, (95,6%). Из них наиболее многочисленные (от 0,1% до 0,01%) – украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы, цыгане. За последние годы количество представителей разных национальностей возрастает по причине, как естественного воспроизводства, так и миграции. И сегодня на нашей встрече присутствуют представители разных национальностей Уважаемая Людмила Шлюмовна (Асия Якубовна, Андрей Анатольевич) Как представителям Ваших народов живется в Кинешме? Сколько представителей народностей проживает в нашем городе? Как давно? Есть ли сложности или трудности у подрастающего поколения? Выступления представителей национальных меньшинств (Шлюндинолй, Мисюры, Талановой): | Карта РФ Выдержка из Конституции Цифры Обработка анкет Диаграммы Карта Ивановской области цифры Карта и герб Кинешмы Фото: национальные праздники, лица Фото выступающих | ||
Основные понятия | 14.40-14.50 | Ведущий: Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», имеет более яркую активную направленность. | Термины «толерантность», «толерантное общество», «толерантная школа», «толерантный человек» |
14.50-14.55 | Ведущий: Понятия «толерантное общество», «толерантный человек» попытались определить подростки. Вновь ваше внимание на таблицы :Большинство ребят затруднилось ответить на поставленный вопрос, в основном были даны определения :терпеливый , воспитанный, понимающий, уважающий интересы других. Алена просим Вас прокомментировать Комментарий психолога Можно напрямую задать вопрос присутствующим подросткам. Для всех присутствующих важно, чтобы именно школа являлась пространством толерантности. Уважаемые Ермакова Наталья Михайловна, и Моисеева Людмила Львовн : Как вы могли бы определить понятие «толерантная школа»? – обращение к замам по воспитательной работе (комментарии) Удивительная трактовка понятия «толерантность» принадлежит учительнице из Амурской области Татьяне Николаевне Загитовой (мы попросим АнюМиронову , озвучить, пожалуйста) Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. Ведущий: Этническая толерантность – это принятие, разумное отношение к представителям иных национальностей. | Обработка анкет Диаграммы Текст: Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. | |
Опыт работы по воспитанию толерантного поведения подростков в образовательных учреждениях | 14.55-15.15 | Ведущий: Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории. Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. И такой опыт работы в наших образовательных учреждениях есть и продолжает нарабатываться. Обращение к Шепелевой: Наталья Рудольфовна, именно ваша, 5 школа, является самой многонациональной среди школ города. Расскажите об особенностях вашей школы и опыта воспитательной работы, взаимодействия с родителями. (Выступление Шепелевой Н.Р.) Обращение к Доркиной: Людмила Анатольевна, а что отличает лицей в отношении взаимодействия детей-представителей разных национальностей, и что есть в многолетнем опыте ваших педагогов, в традициях школы? (Выступление Доркиной Л.А.) Обращение к Смирновой О.Б.: Ольга Борисовна, что вы можете рассказать о работе с педагогами по проблемам этнической толерантности подростков? (Выступление Смирновой О.Б..) Обращение к классным руководителям: Классный руководитель ближе всего к ребенку и его родителям. Он первый узнает о любых детских конфликтах, на нем, прежде всего, лежит ответственность за воспитание. Коллеги, расскажите о своем опыте по воспитанию толерантного поведения, по взаимодействию с родителями. (Выступления КР) Обращение к Ляменкову: Виктор Николаевич, в ЦВР вы занимаетесь с представителями разных школ и национальностей. Расскажите об особенностях работы в вашем центре. (Выступление Ляменкова В.Н.) | Название раздела «Опыт работы по воспитанию толерантного поведения подростков в образовательных учреждениях» |
Особенности этнической толерантности/ интолерантности в образовательных учреждениях Кинешмы | 15.15-15.35 | Ведущий: Опыт по воспитанию толерантного поведения есть в каждой школе, он разный, зависит от особенностей образовательного учреждения (многонационально оно, или относительно мононационально). Как следует из доклада уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области за 2012 год – не было зафиксировано ни одного обращения по разрешению конфликта на национальной почве. Вот их действительно нет или просто «не выносится сор из избы»? Давайте посмотрим новостной сюжет из «Воскресного времени», эфир 1 канала 15.сентября.2013 года Комментарии___________________________________________________ А я предлагаю вновь обратиться к результатам анкетирования : Как подростки оценивают национальные отношения в школе, в классе. Из анкет педагогов ответы на вопросы 7,8,9 Из детских анкет ответы на вопросы 2-5. 8, 11-13, 17, 21 Комментарии психологов. Выводы. Можно спросить отношение участников круглого стола. Вновь обращаюсь к омбудсменам: Приходилось ли вам рассматривать и помогать разрешать конфликты на национальной почве? И Если нет, то по какой причине? Их, действительно нет в школах? Ведущий: А вот как подростки и педагоги оценивают состояние этнической недоброжелательности в школах. Из анкет педагогов ответы на вопросы 11,12 Из детских анкет ответы на вопросы 6, 9, 10, 14, 15, 16, 19 Комментарий психолога. Выводы Хочется обратиться к нашим учащимся – действительно ли для вас не имеет значение национальность для межличностных отношений? Вывод ведущего: состояние в ОУ города достаточно благополучное. Благодаря совместным усилиям педагогов, в том числе. | Видео (7 мин) Обработка анкет Диаграммы |
Прогнозы. Что необходимо делать, чтобы город (школа) продолжали оставаться (стали) пространством толерантности? | 15.35-15.45 | (абсолютно понятно, что ) процессы миграции, увеличение представителей иных национальностей даже в нашем провинциальном городке будет возрастать. К чему нам необходимо быть готовыми? Александр Константинович, что Вы можете сказать по национальному вопросу и отношении к этому молодежи в современной России? Выступление Калинина А.К. Ведущий: В будущем главными героями станут те, с кем мы сегодня работаем. А как им видится их будущее? Будущее нашего города? Выступления детей: представления о будущем нашего города. О том, что они сами могут предпринять для того, чтобы город был пространством толерантности | Фото Кинешмы Презентация (его) |
Принятие решения | 15.45-15.55 | И по итогам работы нашего стола , необходимо принять решение. У кого есть предложения и дополнения в проект решения? ?????? Процедура голосования. | Текст решения |
Завершение работы | 15.55-16.00 | Ведущий: Семантика слова «толерантность» очень разнообразна. Оно выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость, допустимое отклонение. Толерантность – это социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом обществе. Это особенно актуально для России, которая из страны монокултьтуры превратилось в государство плюрализма. У нашей страны есть два пути: или мы найдем возможность существования разных наций, культур или будет работать формула «кто не с нами, тот против нас».
… я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. Обращение к участникам круглого стола: если нам сегодня удалось понять друг друга, то оставьте свои разноцветные листочки на своей одежде, если нет, то снимите их. |
Дерево толерантности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Поговорим о толерантности в 8-м классе"
Сценарий проведения круглого стола "Поговорим о толерантности"...
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....
Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"
Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....
Конспект урока по обществознанию «Круглый стол» по проблеме толерантности «Мы - одна семья»
материал может быть использован и на уроке и как внеклассное мероприятие...
Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО
В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...
Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.
Воспитание учащихся 6-8 классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...
Круглый стол МО «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса"
Тема круглого стола:«Управление формированием универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС в классах основного общего образования»...