Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО
проект на тему
В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления для реализации комплекса мероприятий, формы деятельности в рамках внедрения проекта, этапы реализации проекта, ожидаемые результаты и критерии оценки результатов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etnicheskaya_tolerantnost.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Оймяконская средняя общеобразовательная школа им. Н.О. Кривошапкина»
ПРОЕКТ
« Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО»
Автор проекта: Сивцева Ирина Федоровна
учитель русского и английского языка
МБОУ «Оймяконская СОШ им. Н.О. Кривошапкина»
1 | Анализ социокультурной ситуации | МБОУ «Оймяконская СОШ им. Н.О.Кривошапкина» функционирует в селе Оймякон Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия). Оймяконский улус с восточной стороны граничит с Магаданской областью, с южной - Хабаровским краем, с западной стороны граничит с Томпонским улусом и с северной стороны- с Момским улусом. На территории улуса проходит федеральная автодорога «Колыма», которая является ключевым связующим звеном между Магаданом и Якутией, а для северо-восточных районов Республики Саха она - единственный путь выхода к Охотскому морю. Протяженность дороги - более 2 тыс. км, из которых 834 км проходит по территории Магаданской области и более 1200 км - по Якутии, а для жителей Оймяконского улуса- это круглогодичный проезд до столицы республики — Якутск, а также до города Магадан. Село Оймякон – одно из четырех сельских поселений улуса - находится в 400 километрах от улусного центра п.Усть-Нера. По состоянию на 1 января 2015 года численность населения составляет 908 человек. Из них женщин-453, мужчин-455; жителей в возрасте до 18 лет -261, молодежи от 18 до 35 лет- 243; количество родившихся в 2013 году-13, в 2014 году-4; число убывших за 2014 год -4, число прибывших в 2014 году -14; по национальному составу: якутов-836, эвенов-34,эвенков- 35, бурятов -2, другие национальности- 4. Наш поселок известен во всем мире как «Полюс холода». Из года в год растет количество иностранцев, посещающих с. Оймякон. У нас побывали в гостях экспедиция Яцека Палкевича, метеорологическая экспедиция из Германии, метеорологи из штата Аляска (США), канал «Дискавери» из Новой Зеландии, журналисты из Японии, Австрии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д. Об Оймяконе снято 12 документальных фильмов иностранными журналистами из Италии («Арктик Видеопродакшен»), Германии (Телекомпании «RTL», «Maxsimis Film Gmbi»), из Новой Зеландии (телеканал «Дискавери»), из Японии (телепередача «Иттекю»). Съемочная группа Международного канала RT (Russia Today») из Мексики сняла документальный фильм для программы «Специальный репортаж», который будет транслироваться в США, странах Латинской Америки, Испании. В школе села Оймякон - МБОУ «Оймяконская СОШ имени Н.О.Кривошапкина» - обучается 140 учащихся, работает 25 педагогов. При школе имеется интернат, где проживают дети из близлежащих населенных пунктов ( с. Б –Юрдэ -7 км; с. Х – Ттумул – 3 км.). Обучение в школе ведется на якутском языке Социальный паспорт школы на январь 2015 года представляет собой следующую картин:
Школьники МБОУ «Оймяконская СОШ имени Н.О. Кривошапкина», в отличие от своих сверстников из других сельских школ, имеют возможность тесно общаться, взаимодействовать с представителями различных национальностей. Учащиеся с удовольствием представляют культуру, традиции, обычаи своего народа иностранным туристам. Особым успехом у иностранных туристов пользуются музыкальные аранжировки народных якутских песен, игры на хомусе в исполнении фольклорного ансамбля «Айылгы», лауреата и победителя многочисленных республиканских, всероссийских, международных конкурсов. Танцевальные номера как якутские, так и народов мира в исполнении ансамбля «Индигирские волны» - лауреата и дипломанта многих республиканских конкурсов - тоже постоянные участники встреч с иностранцами. Настольные игры народа саха: хабылык, хаамыска; игры на ловкость, выносливость, силу: «Кулун тардыһыыта», «Ойбонтон уулааһын» и другие, привлекают иностранцев тем, что они сами становятся участниками национальных спортивных соревнований с детьми и, в основном, проигрывают, в силу не владения техникой национальных спортивных игр. Национальную одежду народа саха иностранцам демонстрируют дети, занимающиеся в кружке «Театр моды». Своеобразие, красочность, сложность техники исполнения якутских нарядов, украшений, выполненных в национальном колорите, вызывают огромный интерес и восхищение у гостей. Таким образом, у школьников МБОУ «Оймяконская СОШ имени Н.О. Кривошапкина» есть условия для межкультурного диалога. |
2 | Проблематика проекта | Глава Республики Е.А.Борисов в своем выступлении на семинаре-совещании при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по вопросам реализации государственной национальной политики в субъектах РФ ( 04.06.2015 г), наряду с достижениях республики в области национальной политики, затронул проблему межэтнических отношений. Согласно данным социологических исследований, абсолютное большинство якутян, испытывающих раздражение по отношению к представителям других национальностей, в качестве лиц, вызывающих у них антипатию, назвали представителей приезжих этносов, мигрантов. И такая направленность интолерантных установок на приезжее население базируется в большей степени на защитной реакции якутян, на страхе потерять свою культуру и привычную среду обитания. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей могут оказать негативное влияние на нравственное воспитание подростков. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни. В 2013-2014 учебном году в МБОУ «Оймяконская СОШ имени Н О. Кривошапкина» проделана работа по выявлению уровня этнокультурной толерантности среди школьников, выпускников школы, молодых учителей и учителей с многолетним стажем. Выбор групп респондентов сделан с условием того, что три группы – это группы, прошедшие разные этапы развития общества. Группа учителей с многолетним стажем - это учителя, воспитывавшиеся и воспитывавшие школьников, до определенного времени, в условиях коммунистической нравственности, в том числе в духе интернациональной дружбы между народами союзных республик, в духе атеизма. Все западное, включая международные связи, опровергалось. Коммунистическая идеология учила тому, что в ближайшем будущем в СССР будет единая нация – советский народ. Молодые учителя – это бывшие школьники, которые воспитывались в условиях развала СССР, смены общественно – политического уклада жизни. Молодые педагоги нашей школы - это дети, воспитывавшиеся в условиях коренной перестройки жизни общества по принципам демократизации и гуманизации. Так же наметилось стремление народов к возрождению родного языка и культуры, к активному формированию этносознания. С принятием Концепции обновления и развития национальных школ (автор Е.П. Жирков) произошли большие изменения в системе образования. Базовой Программой воспитательной работы в школах республики, утвержденной Правительством РС(Я) ( Указ №384 от 24.08.95 г.) стала Программа «Эркээйи», разработанная под руководством профессора, доктора психологических наук А.П.Оконешниковой. Формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных способностей и традиций народной педагогики, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно – эстетическим ценностям с учетом возрастных особенностей детей - принципами воспитания поколения посткоммунистического периода. Введенные 20 лет тому назад курсы «Ураанхай саха о5ото», «Кыыс куо», «Урун уолан», «Национальная культура коренных народов Якутии» и другие, не потеряли свою актуальность и в наши дни. Третья группа респондентов – это школьники старших классов. Основной целью образовательной системы является воспитание людей, восприимчивых к новым знаниям, способных стать активными участниками международного сообщества, обладающих широким мировоззрением, хорошо знающих культуру своего народа и способных понимать и оценивать другие национальные культуры. Современный социум требует от молодых людей высоких академических знаний, нравственности и понимания и применения на практике информационных, биоинформационных, а также нанотехнологий, что позволит им в свою очередь позитивно, смело, творчески и критически мыслить на высоком уровне, быть конкурентно способным в современном быстроменяющемся обществе. В ходе эксперимента была добавлена четвертая группа респондентов. Это выпускники МБОУ «Оймяконская СОШ имени Н. О. Кривошапкина» 2012 – 2013 учебного года. Группа добавлена с целью выявления влияния социума на толерантность выпускников. Анализ результатов по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса показал высокую социальную дистанцию по отношению к представителям некоторых национальностей, что может быть связано, с одной стороны, с незнанием обычаев, традиций, особенностей поведения данных этносов, а также, с другой стороны, с наличием предубежденности и негативных стереотипов. При диагностике с помощью методики «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой было выявлено, что доминирующим типом этнической идентичности является «Позитивная этническая идентичность» (14,94 баллов из 20 возможных), а также наблюдается тенденция к этнической индифферентности (10,69) и этнофанатизму (10,36). Уровень этноэгоизма составляет 8,73, уровень этноизоляционизма – 7,94, уровень этнонигилизма – 6,25. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» показывают, что наиболее важными жизненными ценностями (терминальные ценности) для ребят являются: здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь, активная деятельная жизнь. Менее важны для них: творчество, счастье других, развлечения. Важными человеческими качествами (инструментальные ценности) ребята считают воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, независимость. Наименее важными – терпимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, твердую волю и эффективность в делах. На основании полученных результатов были выделены три группы подростков: подростки с высоким, средним и низким уровнем толерантности. Для подростков с низким уровнем толерантности характерно наличие выраженных интолерантных установок по отношению к представителям других этносов, высокий уровень социальной дистанции (нежелание видеть представителей других этносов в своей стране), высокий уровень этнофанатизма, который представляет собой ступень гиперболизации этнической идентичности. Для подростков со средним уровнем этнической толерантности характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, наличие позитивной этнической идентичности, но при этом у некоторых подростков наблюдается тенденция к размыванию этнической идентичности, то есть к неопределенности в своей этнической принадлежности. Для данных подростков характерна позитивная оценка представителей других этносов, однако некоторые этносы оценивались негативно. На наш взгляд, это происходило из-за незнания особенностей данного этноса, что подтверждалось репликами и вопросами подростков. Подростки с высоким уровнем толерантности характеризуются наличием позитивной этнической идентичности, уважительным и заинтересованным отношением к представителям «другой» нации, низким уровнем социальной дистанции (допускают видеть представителей других этносов в качестве друзей, близких родственников, коллег по работе, соседей). Проведенная диагностическая работа показала, что с изменением места жительства изменился и средний показатель уровня толерантности наших выпускников, повысилась шкала интолерантной установки по отношению к людям другой национальности ( мигрантам из ближнего зарубежья). Разница в среднем показателе составляет 16, 1 единицу. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что в образовательном пространстве школы необходима работа по организации комплексной системы психолого-педагогических условий, направленных на формирование и укрепление толерантного поведения учащихся. |
3 | Философские основания | Проект нацелен на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции. Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами. Цель проекта – Формирование культуры толерантности у учащихся сельской школы Задачи:
|
4 | Психологическая концепция | В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст. Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место и направленность его личности зависит от того, как он будет относиться к себе и другим в этом мире. В этом возрасте формируется этническое самосознание учащихся, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Поэтому именно для подростков особо актуальной становится проблема толерантности. |
5 | Содержание образования | Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых стандартов к личностным результатам Программные методы достижения цели и решения задач Проект предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
|
6 | Этапы реализации проекта | Проект рассчитан на поэтапную реализацию в течение 2014 -2019 гг.: I этап (2015 – 2016 учебный год)
II этап (2015 – 2019 гг)
|
7 | Предполагаемые результаты | Проект предполагает достижение трех уровней воспитательных результатов: первый — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий — получение школьниками опыта самостоятельного действия. В результате осуществления программы ожидается:
|
8 | Критерии оценки предполагаемых результатов | Отслеживание результатов рекомендуется организовывать с помощью психолого - педагогического сопровождения в форме: диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование), мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.) |
9 | Эффект проекта в долгосрочной перспективе | Одним из принципов формирования толерантности является долгосрочная ориентация. Первое, наиболее очевидное значение этого принципа состоит в том, что само формирование толерантных установок должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу. Дальнейшее развитие проекта предполагает:
(целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».
Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...
Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
Цель: Попытаться осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...
Этническая толерантность подростков и средства ее воспитания.
В работе дана характеристика этнической толерантности, условия воспитания культуры этноса....
Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы....
Формирование математической профессиональной ориентации у школьников в контексте ФГОС.
Я занимаюсь профориентацией постоянно, с момента прихода ребенка ко мне в пятый класс. Одним из путей повышения интереса к профессии математика, является хорошо организованная внеклассная работа...
Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.
Воспитание учащихся 6-8 классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...
Педагогический проект «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подр...