Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.
классный час (8 класс)

Медведева Ирина Владимировна

Воспитание учащихся 6-8  классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.

Россия является многонациональной страной. Издавна на её территории проживает множество народов, каждый из которых самобытен и имеет богатые традиции. В городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа проживает около 117 тысяч жителей принадлежащих к более 11 нациям.

В 8 б классе обучается 23 человека 7 национальностей (башкир, татарин, чеченец, таджик, киргиз, украинцы и русские). Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацелено на то, чтобы класс стал толерантным, в котором проявлялось: умение внимательно слушать и слышать, стремление разобраться, расспрашивание, совет, предложение, похвала, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка.

Формирование этнической толерантности у подростков будет эффективным, если применить комплекс мероприятий (тренинг, диспут, беседа) направленных на повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности, эмпатичных установок, формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

 Процесс формирования этнической толерантности школьников-подростков осуществляется на основе аксиологического подхода, который способствует утверждению приоритета общечеловеческих ценностей. Этот подход акцентирует внимание как доминантный фактор формирования этнической толерантности школьников-подростков.

Краткая характеристика каждого подхода, использующихся для формирования этнической толерантности школьников-подростков.

  1. Аксиологический Помогает личности усвоить систему общечеловеческих ценностей, осуществляющей осознанный выбор своего поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не переступая при этом общечеловеческих, общезначимых ценностей. (А.Г. Здравомыслов А.В. Кирьякова, Никандров, В.А. Сластенин)
  2. Личностный Направлен на развитие смысловой сферы личности, способности к рефлексии, формирование личностного опыта, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития. (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн)
  3. Деятельностный  Основная идея - личность в активной форме присваивает исторический опыт человечества. Именно в процессе деятельности личность приобретает возможности познания сущности какого-либо явления, определяя ее личностную значимость и значимость для других. (Фельдштейн)
  4. Культурологический Формирование личности осуществляется в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. (Б.С. Гершунский, Б.С. Библер, Г.Д. Дмитриев, Н.В. Круглова, В.А. Тишков)  (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И)

Литература: 

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. — М. — 2000. — С.7.
  2. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С. 35.
  3. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / Н.М. Платонова. СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
  4. Гасанов, З.Т. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям / З.Т. Гасанов. М.: Наука, 1999. - 390 с.
  5. https://moluch.ru/archive/105/24808

Тренинг для подростков "Будь толерантным!"

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 14-16 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность». «Эмблема толерантности».

Задача:знакомство с определениями толерантности.

Материалы:бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  1. Сотрудничество, партнерство.
  2. Готовность мириться с мнением другого человека.
  3. Уважение чувства человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть другим.
  8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин.

«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача:знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  • уважение культурной самобытности и языков других наций;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;
  • отсутствие чувства солидарности;
  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия.Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  •  негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  •  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  •  мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  •  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  •  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  •  империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  • осквернение религиозных или культурных символов;
  •  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  •  изгнание (официальное или насильственное);
  •  репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.

Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит «плохой».

Вводный этап. Упражнение «Приветствия».

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

  • Самый важный предмет - математика.
  • Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
  • Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  • Самая классная музыка - рэп.
  • «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми

Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.

Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.

После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».

Цель: дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.

На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к таким людям.

Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

Упражнение «Ярлыки».

Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте отмеченных "ярлыком" людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: наклейки с надписями "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете? Всем ли досталась одинаковая работа? Как это связано с наклейками? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей? Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Упражнение «Разный старт».

Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Христиане – мусульмане».

Задача: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники. (Приложение 1).

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Обсуждение. Было ли трудно заполнять рабочие листы? Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?   Совпадают ли мнения всей группы? Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах? Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение? Влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Задача: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии. (Приложение 2)

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя. Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Оборудование: карточки по числу подгрупп (Приложение 3), разные предметы для костюмов.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Затем пара делает презентацию своей ситуации. После этого вся группа должна ответить на вопросы: что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию? что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию? могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение: попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни. Как они вели себя в таких случаях? Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным? Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Заключение к тренингу. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
  3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
  5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.        
  6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этническая толерантность среди подростков

В последнее время, в связи с ростом числа иностранных граждан, приезжающих на  работу или учебу и активным ростом агрессивности, экстремизма, ксенофобии, вновь становится актуальной проблема этни...

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...

Этническая толерантность подростков и средства ее воспитания.

В работе дана характеристика этнической толерантности, условия воспитания культуры этноса....

«Создание условий для формирования у детей и подростков осознанного принятия национальных и гуманистических ценностей»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...

Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».

Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к  людям различных социальных слоев, к старшему поколению....