мы разные и в этом наше богатство
статья на тему
размышления на тему патриотизма, толерантности, проблемы культуры общения, воспитание культуры толерантности учащихся в школе, организация воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_raznye_i_v_etom_nashe_bogatstvo_avtosohranennyy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы разные и в этом наше богатство
Вольтер сказал: «Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать его». Может быть, это и есть формула толерантности?
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
В выступлении Председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО, Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой 23 ноября 2009 года говорилось: «Среди многих проблем, которые требуют решений и пристального внимания ЮНЕСКО на современном этапе развития человечества, я бы хотела выделить толерантность, как ключевой фактор предотвращения региональных и глобальных конфликтов, повышающий степень взаимного доверия.
Терпимое, толерантное отношение ко всему непривычному, непохожему на тебя, к чужим традициям и обычаям, к другой культуре, к меньшинствам и уязвимым группам населения – это то, что должно культивироваться в умах и душах людей»
В своем обращение к школьникам президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности.
«Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу». «Эта идея хорошая, чтобы 1 сентября проходили уроки национального многообразия, или толерантности. Такого рода занятия должны быть», – сказал Медведев в ходе видеомоста с участниками молодежного форума «Селигер-2009».
Таким образом, актуальность данной проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов ). Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Когда мы росли, вроде бы и не ставился этот вопрос, но постоянно и дома, и в школе нас учили быть добрыми, тому что мы все равны, какой бы национальности не были. Мы были всегда вместе - не важно кто ты русский, татарин, узбек А сейчас после развала СССР многие стали по разным сторонам границы и начались разногласия.
Что же такое толерантность?
Понятие толерантности многозначно и разнообразно. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
- to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerance (фр.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- tolerencia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul’ (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо.»
Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть.
Слово толерантность ворвалось в нашу жизнь и стало ее смыслом. Оно высветило грань между горем и радостью, безобразием и красотой, безумием и умом, между Злом и Добром. Оно вобрало в себя столько емких понятий: отношение к себе, к людям, к миру, общение с людьми и миром – и все это на щемящей ноте Доброты, Любви, Терпения и Терпимости. Да, Добро и Зло – две реальности мира. Они борются не только в жизни, но и в наших душах! Это вечное противостояние помогает нам сделать выбор в пользу того или другого.
Мы педагоги. А это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Это непреложная истина: Добро воспитывается Добром, а Зло соответственно Злом. Можно продолжить этот перечень умных высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка. Что посеешь, то и пожнешь. Яблоко от яблони недалеко падает. От плохого семени, не жди доброго племени и т.д. Поэтому нам обязательно нужно оглядываться на себя, задумываться, тормошить себя, воспитывать себя, прежде чем принимать участие в воспитании детей, вести их по пути накопления Добра и Радости.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности надо исходить из следующих принципов:
- принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен;
- верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
- уважать личность ученика, стараться создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- не унижать достоинство личности;
- не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
- каждый имеет право на ошибку;
- каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет право смеяться над суждениями окружающих.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
В нашей школе практически в каждом классе учатся дети разных национальностей, дети разных социальных классов,
и очень важно, чтобы их принял коллектив, чтобы эти дети чувствовали себя уютно. Поэтому надо внушать ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Необходимо обращать внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), стараться развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь.
Толерантность — не просто увидеть, что человек нуждается в поддержке, в друзьях, в доброте и даже не просто рассказать другим об этом, а помочь человеку, может быть, просто поговорив с ним. Иногда хватает 10 минут перемены для того, чтобы поддержать ребенка, придать ему уверенности в своих силах, сгладить конфликты, возникшие на уроке.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Значит в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Следовательно, ведущими ключевыми идеями воспитания толерантности выступают следующие:
- Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
- Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- Формирование традиций классного коллектива
Задачи:
– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;
– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
– помочь школьникам быть понятыми и признанными.
Формы организации деятельности:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.
5. Беседы, классные часы.
6. Организация внеклассных мероприятий.
7. Различные акции.
8. Родительские собрания.
Подходы к воспитанию толерантности
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.
Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, просмотров кинофильмов, дети удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность.
Воспитание культуры толерантности учащихся помогает мне научить детей следующему:
1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
8. Ценить свою и чужую жизнь.
9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.
Организация воспитывающей деятельности
Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся. Принцип толерантности должен творчески применяться прежде всего во взаимоотношениях учителя и ученика. Важную роль играет и семейное воспитание.
Чтобы воспитание было успешным, надо:
1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов:
– диалогичности;
– эмпатического понимания;
– доверия к возможностям ребёнка;
– безоценочного отношения к ребёнку как суверенной личности;
– конгруэнтного самовыражения (открытости для ребёнка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.
3. Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
4. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
5. Создавать условия для воспитательной среды, которая должна быть:
– мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);
– вариативной;
– коллективной (характер развития задаётся уровнем группы, в которую личность интегрирована);
– гомогенной для данного ученика.
6. Сочетать активную деятельность детей и подростков, организуемой учителем, с активной деятельностью, организуемой самими воспитанниками («педагогика разумной опеки»).
Выбирая приёмы и методы работы, учитываю разнообразие форм проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Аспекты толерантности | Формы реализации |
Правовой | Классные часы: «О правах человека», «Я – гражданин России» «Государственная символика». |
Нравственный | Классные часы: «Битва под Москвой» «Волшебная сила доброго слова». «Добро и зло» Диспут: «Права и обязанности ученика», психологическая игра «Как научиться прощать?». |
Семейный | Праздник, посвящённый Дню Матери «Мой самый близкий человек», классный час ко Дню пожилого человека «Как мы выполняем закон старости?», чаепитие с приглашением мам, бабушек, концерт учащихся класса, весёлые конкурсы, песни, танцы в День 8 марта |
Коммуникативный а) межнациональное общение | Классный час «Правила нашего коллектива», «Обычаи и традиции народов мира» новогодний праздник «Как справляют Новый Год в разных странах |
б) межличностное общение (я и ты) | Классные часы: «Наши общие дела», «Многообразие, которое нас окружает», «Мир моих увлечений», «Умение слушать и слышать другого. Я и ты», « |
в) межличностное общение (я и мы). | Классные часы «Горячие точки планеты Земля» «Мы все такие разные», «Уважение? Терпимость? Бесконфликтность «Встреча с ветеранами войны»; классные праздники «День рождения одноклассника»; «Делать добро спешите», «Кто мы такие?», Изучение коллектива» анкетирование, ранжирование, социометрия» |
Спортивный
| Дни здоровья; игры-соревнование «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», Веселые старты |
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение самим учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Система классных часов и коллективно-творческих дел, проводимых в классе, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Учитывая возрастные особенности своих учеников, стараться проводить коллективные дела, которые помогли бы каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, опираться необходимо на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и по возможности привлекать родителей к делам класса. Стараться помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
Таким образом, в классе создается благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна ...
Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".
Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....
Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"
Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...
Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
Данный классный час разработан для учащихся 9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины. Классный час ...
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...
Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»
Классный час: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...