Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
классный час (9 класс) по теме

Марковкина Ольга Владимировна

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час проводится в форме ток-шоу (обсуждения)  по фильму "Внук Гагарина".  Фильм  очень спорный, неоднозначный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.  Ток- шоу, для   учащихся  9 класса.

« Мы   разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила».

Цель:     формирование  понятий  «толерантность», «нацизм», «ксенофобия», « дискриминация», «национализм»;

воспитание молодежи  на принципах  толерантности   (понимание  ценности личности  каждого члена общества, признание  права людей на собственные взгляды и убеждения);

развитие навыков межличностного общения, уважения к точке зрения всех участников классного часа.

Предварительное задание: просмотр кинофильма «Внук  Гагарина»

Тип занятия:  Ток-шоу по  фильму «Внук Гагарина», реж. А. Панин, Т. Владимирцева.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, фильм «Внук Гагарина»,  глоссарий по теме толерантность.

Медоты:  многоплановая беседа, наглядность с использованием ИКТ, работа с терминами.

Структура  классного часа:

  1. Орг. Момент-2 мин.
  2. Вступительное слово учителя- 5-6 мин.
  3. Основная часть- 25- 30 мин
  4. Рефлексия -7 мин.

Классная комната превращена в студию, таким образом, что учащиеся вынуждены поделиться на две группы, обращенные лицом друг к другу, учитель занимает место впереди или  между группами. На интерактивной доске: афиша фильма «Внук Гагарина». На доске тема классного часа  (Эпиграф). Ведущим может быть классный руководитель, но лучше,  если это будет учащийся класса, обладающий  умением вести  многоплановую беседу и лидерскими качествами.  В ходе мероприятия можно обращаться к рецензии на фильм, к  высказываниям пользователей интернета. Успех  и направление беседы зависит от умения ведущего  быстро реагировать на  ситуацию.

Ход классного часа.

  1. Орг. момент – 2 мин.

Приветствие классного руководителя:

Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас необычный классный час, посвященный  обсуждению фильма, который вы посмотрели  к сегодняшнему  занятию.  Я прошу, вас,  мысленно определить для себя   понравился вам фильм или нет и  занять  места в соответствующем ряду, при этом оценивать надо не зрелищность фильма, а сюжет  и   проблемы, поднимаемые в нем. Прислушайтесь к  себе:  остались ли, вы, равнодушны  или нет после  финальных кадров.  (Дети пересаживаются  или остаются на своих местах) Если же все занимают один ряд, то учитель предлагает все же  пересесть для того, чтобы удобнее было  вести дискуссию.

 Выступление ведущего  – до 6 мин.

Сегодня   мы  живем в стране  более открытой, чем жили, скажем, 20 лет назад. Сейчас каждый из нас имеет возможность ездить за границу в любую точку земного  шара, было бы желание и соответствующий  источник  дохода.  Вместе с этим преимуществом, мы получили и ряд проблем:

  1. К нам хлынули потоки людей из-за границы: это беженцы, студенты из  разных стран, легальные и нелегальные мигранты – рабочие.  Они не всегда ведут  себя  как гости…
  2. В  нашем  обществе появились люди нетерпимые не  только  к иностранцам,  но даже к гражданам нашей страны с юга или востока…
  3. Некоторые политики в личных корыстных целях настраивают определённые группы   русских против людей другой национальностей, получая какие-то политические выгоды.

В нашем алфавите появились новые слова: ксенофобия, толерантность…

Сегодня на примере проблемы поднимаемой в фильме «Внук Гагарина» мы  попробуем определиться как  должен вести себя гражданин  многонациональной страны, с весьма условными (местами)  границами…

3.Основная часть  – до 30 мин

Ведущий.  

Начнём мы с того, что напомним основные моменты фильма…

Ученик (подготовленный заранее) представляет учащимся подборку эпизодов, отражающих сюжетную линию фильма(3-5 мин)

Ведущий.

Для начала попытайтесь объяснить,  почему фильм понравился или нет…

Учащиеся высказываются.

На доске появляется страница из   интернета, с обсуждением фильма

«…В целом весьма неплохо!

…Скин+негр=дерьмо, у нас со своих  проблем хватает, а толерасты зовут негров и кавказ.

…Посмотрел, ребята, что писали до меня - не обманули: фильм действительно хороший.

…Не удержусь и дам расшифровку: если ждете комедию до упада - фильм не для вас, если хотите призадуматься, при этом не сильно не напрягаясь, то фильм пойдёт.

…Один из лучших фильмов в постсоветское время. Приятно шокирован. 5++. Смотреть обязательно!

…хороший, добрый Русский фильм..5…

…Радует, что из прекрасных русских актеров, таких как Машков, Панин, выросли замечательные режиссеры, снимающие доброе и хорошее кино. При этом фильмы идолов Г. (де Ниро, Клуни) явно оставляют желать лучшего, а жаль…»

Ведущий.

Перед вами страница из интернета, на ней вы видите высказывания людей разных возрастов, убеждений и места жительства, посмотревших фильм. Их суждения так же неоднозначны, как и ваши…  Давайте подумаем..

Вопросы для обсуждения.

  1. Как вы думаете, почему нет однозначной оценки этому фильму?
  2. Какое высказывание относится явно не к фильму, а к проблеме ?
  3. Какую эмоциональную окраску имеет это высказывание?
  4. Можно ли по высказыванию судить об отношении автора к проблеме?
  5. Кого автор называет  «толерасами»?  Что бы ответить на вопрос загляните в глоссарий… что означают слова  «толерантность», «ксенофобия»,  «дискриминация», «нацизм», «национализм»?
  6. Как вы поняли эти определения? Попытайтесь объяснить их своими словами…
  7. Кого же автор называет толерасами? Как относится к ним?
  8. Какой герой фильма  по сюжетной линии стоит на позициях толерантности? В чем это проявляется?
  9. Кто меняет свою точку зрения в течение фильма?
  10. Какие маски срывает с  благополучных героев фильма появление Гены Гагарина?
  11. Каким вам показался главный герой фильма Гена Гагарин?  Какое будущее его ждет?
  12. Какие  высказывания фильма вам запомнились?

4.Рефлексия.

В завершении нашей сегодняшней дискуссии я прошу вас выразить своё отношение  к проблеме  фильма следующим образом:  на моем столе стоит две коробки в одной белые и разноцветные человечки, те,  кто считает, что в России есть место только для белых прикрепите на доску белого человечка.   Те,  кто  считает, что в России могут жить люди разных национальностей, соблюдающие  законы страны,  возьмите разноцветного человечка и прикрепите его на ту же доску.  (Общая картина видна сразу)

Во второй  коробке  вы найдете красные и синие флажки. Тот,  кто считает дискуссию полезной,  возьмите красный флажок и прикрепите на второе поле доски, кто считает разговор   не нужным,   прикрепите синий  флажок. (Общее отношение так же видно сразу)

Если преобладают разноцветные человечки и красные флажки, то классный час достиг своей цели. Если белые  человечки и синие флажки, то работа должна быть продолжена. Как показала практика,  в моем классе  дети понимают, что Россия страна многонациональная, и, что в современном мире нельзя руководствоваться идеями национализма, фашизма (в какой бы форме он не проявлялся).

Заключительные слова педагога:

Наша беседа закончена, а проблема осталась. Хватит ли нам мужества, честности стоять на сложных позициях толерантного отношения к людям в нашем многонациональном мире. В будущем жизнь потребует от нас не простых решений.  Но если мы будем руководствоваться простым  правилом, сформулированным ещё древними  « Quod tibi fiery non vis, alter  ne  teceris»  лат.  (Чего не  желаешь себе,  не делай другому!), то наша жизнь станет лучше!

P.S.

Успех классного часа зависит от умения педагога вести   многоплановую дискуссию, правильно расставлять акценты, направлять беседу в нужное русло.  Идея классного часа появилась так: ко мне пришла моя бывшая ученица, ныне студентка 1 курса одного из  вузов.  Им дали темы для разработки классного часа,  она  выбрала  дискуссию по фильму «Внук Гагарина». Эту разработку мы с ней делали вместе, при этом:  посмотрели фильм, нашли в интернете отзывы о  фильме, выбрали наиболее подходящие, подобрали форму для классного часа, разработали вопросы и провели его, причем вели  классный  час вместе. После защиты классного часа в вузе, она позвонила мне и сообщила, что преподаватель  отметила наш классный час, как наиболее серьезно подготовленный, неоднозначный, но также дала ему лучшую рецензию.

 

Рецензия на  фильм «Внук Гагарина»

Сюжет фильмов о дружбе взрослых с трудными подростками остается неизменным со времен Чарли Чаплина. Сделать что-то принципиально новое в подобных лентах, наверное, невозможно, а успех зависит от достоверного сценария и хорошей игры актеров.

В исполнении Андрея Панина даже самые одиозные персонажи (например, могущественный мафиози-импотент или безжалостный террорист) становятся живыми людьми со сложными и неоднозначными характерами. Такой же безупречный вкус актер проявил и в своем режиссерском дебюте в большом кино – картине "Внук Гагарина". Панину и сорежиссеру ленты Тамаре Владимирцевой удалось найти верную интонацию, которая в значительной мере компенсирует отсутствие в фильме яркого киноязыка и каких-то чисто режиссерских находок.

Еще одно достоинство "Внука Гагарина" – потрясающие актерские работы. Лента длится менее полутора часов, но за это время мы узнаем о персонажах и их взаимоотношениях больше, чем о многих героях длинных телесериалов. Каждый актер, появляющийся в кадре даже на пару секунд, абсолютно достоверен, но особого внимания заслуживают шесть главных героев.

Прекрасно справился с очень сложной ролью дебютант Данэ Лукомбо. Уверенностью в себе, обаянием и несгибаемым чувством собственного достоинства сыгранный им Генка Гагарин напоминает героя Роберто Бениньи в фильме "Жизнь прекрасна". Наверное, российскому чернокожему детдомовцу трудно сохранить в себе эти качества в таком объеме, как они показаны во "Внуке Гагарина". Но, глядя на упрямого парнишку, хочется верить, что похожие на него люди реально существуют. Несгибаемые и веселые борцы со злом и несправедливостью сейчас очень нужны в России.

Линда Табагари играет Дочь Олигарха. Хотя положительные героини в сценариях всегда прописаны слабее других персонажей, юная актриса очень достоверна в роли доброй, искренней, не испорченной богатством девочки.

Геннадий Назаров, исполнивший роль Художника, сумел в своем герое воплотить все лучшие черты русских людей. Играть настолько положительных персонажей очень трудно, но Назаров делает это так просто, без всякой слащавости и пафоса, что невольно вспоминаешь Евгения Леонова. Очень наивный, немного лукавый и невероятно добрый, Художник порой кажется смешным, но его искренность и бескорыстие не вызывают ни малейших сомнений. Побольше бы таких людей и на экране, и в жизни…

Наталья Рогожкина великолепна в роли жесткой Галерейщицы, настоящей акулы арт-бизнеса, в которой еще живет застенчивая девочка-художница, мечтавшая покорить мир своим искусством.

Олигарх в исполнении Сергея Угрюмова лишен пафосных манер, но наделен немалой внутренней силой. А желание этого человека защитить маленькую дочь от наглого детдомовца, который пьет, курит и матерится, вполне понятно. Социальное положение девочки и цвет кожи ее незадачливого кавалера никакого значения не имеют.

Андрей Панин, сыгравший бывшего рокера, а ныне Алкоголика-Расиста, снова доказал, что способен самого гротескового персонажа сделать убедительным и вызывающим если не сочувствие, то понимание.

Если бы сюжетные линии картины были прописаны хоть наполовину так хорошо, как характеры героев, "Внук Гагарина" стал бы шедевром. Увы, после просмотра остается очень много непонятного. И в самом деле, серьезная болезнь Художника – это убедительная причина перенести дату выставки, зачем же так суетиться? Опять же, даже умеренный скинхед вряд ли перевоспитается сразу после того, как объект его ненависти уронит ему на голову тяжелую полку. И далеко не каждая межрасовая драка в школе способна привести к столь страшным последствиям… Впрочем, в реальной жизни тоже не всегда ясна логика событий, а "Внук Гагарина" заслуживает того, чтобы о нем думать.

Помимо актеров, в фильме очень важен еще один персонаж – Москва. Столица нашей родины, наверное, не самый красивый город мира, но симпатичные уголки здесь найти можно, причем не только в Кремле и на Тверской, но и в менее престижных районах. Однако во "Внуке Гагарина" Москва – это уродские небоскребы, грязные стройплощадки, промерзшие электрички, огромные дымящие заводские трубы и снег всех цветов радуги. Только добряк-Художник способен найти здесь что-то красивое.

И такой выбор натуры не случаен. Мы не видим в фильме ужасов детдомовской жизни, а выставляющийся в галереях художник хотя и не шикует, но уж точно не голодает. Страшный образ города-людоеда придает фильму необходимую жесткость.

Тем не менее, при просмотре "Внука Гагарина" не сомневаешься, что картина закончится счастливо: плохих людей на экране нет, да и Олигарх выглядит вполне разумным. Однако незадолго до финала неторопливый сюжет словно взрывается, напоминая, что с каждым конкретным человеком можно найти общий язык, но с агрессивной толпой договориться не удавалось никому. Формально счастливый конец фильма может быть всего лишь предсмертными видениями мальчика, который уже никогда не станет первым чернокожим президентом России.

"Внук Гагарина" просто и без всякого пафоса предупреждает: если в России олигархи и бессребреники, белые и черные, красные и зеленые не договорятся между собой как можно скорее, то однажды, проснувшись, они обнаружат, что те, у кого уже давно все решено, перекрасили яркий, многокрасочный мир в сплошной коричневый цвет.

Светлана Степнова

Интернет-страница:

«В целом весьма неплохо!

Скин+негр=дерьмо, у нас сосвоими прблем хватает,а толерасты зовут негров и кавказ

Посмотрел, ребята, что писали до меня не обманули : фильм действительно хороший.

Не удержусь и дам расшифровку : если ждете комедию до упада - фильм не для вас, если хотите призадуматься, при этом не сильно не напрягаясь, то фильм пойдёт.

Один из лучших фильмов в постсоветское время. Приятно шокирован. 5++. Смотреть обязательно!

хороший,добрый Русский фильм..5

Радует, что из прекрасных русских актеров, таких как Машков, Панин, выросли замечательные режиссеры, снимающие доброе и хорошее кино. При этом фильмы идолов Г. (де Ниро, Клуни) явно оставляют желать лучшего, а жаль.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Классный час "Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила" раскрывает тему взаимоотношений людей в нашем большом мире. Нас таких разных живет очень много и мы принимаем каждого так...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...