Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»
методическая разработка (5 класс) на тему

Борзова Светлана Сергеевна

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borzova_s._s.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гарбузовская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевского района Белгородской области

Районный конкурс учебно – методических материалов по развитию толерантности у молодежи среди педагогов общеобразовательных учреждений Алексеевского района.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленная на развитие толерантности среди молодежи.

Классный час

«Мы разные - в этом наше богатство,  

мы вместе - в этом наша сила!»

Разработала : Борзова Светлана Сергеевна

Учитель математики и информатики

 муниципального общеобразовательного  учреждения  «Гарбузовская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевского района Белгородской области


Цель:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование:   презентация, бланк с тестом «Толерантность», карточки для Акропрозы


Ход внеклассного мероприятия.

I. Создания эмоционального настроя, положительной мотивации к проведению мероприятия

Дорогие, друзья! У человека есть многое, что предназначено самому себе. Глаза - чтобы видеть, уши – чтобы слышать и т.д. Но есть у него и что - то особенное, предназначенное другим людям, чтобы окружающим было с нами уютно, комфортно, приятно.  

- Как вы думаете, что это?  (Улыбка)

  Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе.  Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.

II.  Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.

Ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, отношением к другим людям.

Тема нашего классного часа  «Мы разные - в этом наше богатство,  мы вместе - в этом наша сила!» (Слайд 1)
         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
  Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Историческая справка.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. (Слайд 2) Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

- Как вы думаете, что значит проявлять толерантность?
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантному человеку присущи такие черты: (Слайд 3)

  •  снисходительность;
  • терпение, чуткость;
  • готовность бескорыстно помогать другим;
  • умение владеть собой;
  • доброжелательность, тактичность;
  • умение слушать собеседника;
  •  умение не осуждать других;
  • способность к сопереживанию

III.  Проанализировать ситуацию.  Найти нужные решения.

Прослушайте отрывок из  сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Учитель:  «…Утки оглядывали их и громко говорили: «Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один – то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

- Оставьте его! – сказала утка-мать.- Он ведь вам ничего не сделал!

- Это так, но он такой большой и странный! – отвечал забияка.- Ему надо задать хорошенькую трёпку!

- Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного…  Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

- Никак нельзя, ваша милость! – ответила утка-мать.- Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.

И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка».

Обсуждение.

  • Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?
  • Почему гадкого утёнка обижают? (Он не похож на других утят).
  • Какие черты гадкого утёнка называет его мать?  (Доброе сердце, умение хорошо плавать).
  • В каком праве отказывали гадкому утёнку обитатели птичьего двора? (Сохранять свою внешнюю индивидуальность, то есть быть самим собой).
  • Что пришлось сделать утенку?
  • Кто помнит, как сложилась его судьба дальше?
  • Изменилось ли его отношение к окружающим, когда он вырос?
  • Чему нас учит это произведение?

IV. Игра (Слайд 3)

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

V.  Тестирование
У вас на столах лежат тексты с тестом возьмите их и ответьте так как вы считаете правильным.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Взаимопроверка. (Слайд 4)

Теперь поменяйтесь с соседом бланком и оцените его уровень толерантности. Если на вопрос ответом служит 1 вариант, то вы ставите напротив задания единичку, если 2 вариант, то ноль. Посчитайте в итоге сколько баллов получилось.

6 баллов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливы.

VI. Тренинг. (Слайд 4)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
астливо жить дети и никогда не будет войны..

VII.  Итог мероприятия. 

Умение принять другого человека таким, каков он есть, - основной признак толерантной личности.

Предлагаю вам сыграть в игру, я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на нее хором сказать: « Это я, это я, это все мои друзья!» и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя, то промолчать и потопать.

 Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

 Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

 Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

 Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холе?

 А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

 Сколько будет пять плюс пять, кто мне может подсказать?

 Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

 - Молодцы! С заданием вы справились.

VIII. Рефлексия. (Слайд 5)

В заключении любого дела принято размышлять о своих чувствах, анализировать свои переживания, я предлагаю вам поиграть в игру, в которую любили играть в России в 19 веке, называлась она АКРОСТИХ, в переводе с греческого – КРАЕСТИШИЕ, а у нас будет АКРОПРОЗА. Каждую букву из слова толерантность, мы превратим в качество. У вас на столах карточки с написанными на них словами, выберите те карточки, которые вы могли бы использовать при составлении Акропрозы. И составьте схему.

Т

Терпимость

О

Отзывчивость

Л

Ласка

Е

Единство

Р

Разумность

А

Аккуратность

Н

Надежность

Т

Тактичность

Н

Неповторимость

О

Ответственность

С

Справедливость

Т

Трудолюбие

Ь


        


Литература

  1. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
  2. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  3. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.


Приложение 1.

Ф.И.___________________________________

Класс________  Набрано баллов____________

Тестирование

  1. Миша плохо одет…
  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.
  1. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.
  1. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
  1. Пожилая женщина медленно идет…
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  1. На твоих глазах на кого – то нападают…
  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
  1. К тебе подходит ребенок – инвалид…
  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


Приложение 2.

Акропроза.

Т

О

Л

Е

Р

А

Н

Т

Н

О

С

Т

Ь

Разрезные карточки:

Терпимость

Надежность

Жадность

Гордыня

Злость

Тактичность

Безответственность

Неповторимость

Отзывчивость

Ответственность

Корысть

Справедливость

Ласка

Трудолюбие

Единство

Отвращение

Разумность

Зависть

Ненависть

Аккуратность

Лживость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Классный час "Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила" раскрывает тему взаимоотношений людей в нашем большом мире. Нас таких разных живет очень много и мы принимаем каждого так...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...


 

Комментарии

Писарева Татьяна Максимовна

Спасибо, Светлана Сергеевна! Я думаю, что Ваш материал можно использовать не только для учащихся 5-х классов, но и четвероклассников и шестиклассников.