«Семья для ребенка, главное в жизни»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Даем понятие детям, что такое семья. Учим детей, как надо жить в семье.Что надо сделать, что бы у тебя была во взрослой жизни семья?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учим детей жить в семье. Прививаем семейные ценности | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с детьми: «Семья для ребенка, главное в жизни»
Цели и задачи занятия:
- Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
- Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота, согласие, доброе имя семьи и др.
- Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии семьи;
- Воспитание заботливого отношения ко всем членам семьи, развитие способности дарить им любовь;
- Развитие позитивной мотивации на работу в группе, общение в паре.
- Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Оборудование:
- карточки с разрезанными пословицами;
- сердце и лучики для кластера;
- стихотворение о любви;
- оборудование: плакат «Дружба - какое чудесное слово», грамзапись песни «Улыбка», карточки со словами - качествами друга, пословицы о дружбе написать на доске.
- магнитофон, телевизор, видеомагнитофон;
- видеофильм;
- картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»;
- творческие работы учеников на тему « Моя семья».
Ход занятия
1. Определение темы занятия.
- Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
18 | 6 | 13 | 22 | 33 |
|
|
|
|
|
(Семья)
2. Психологический настрой
Снег, снег, белый снег.
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепил,
Потом куклу смастерили.
У: - Как вы думаете, какое у меня настроение?
У: - Хочу поделиться с вами своей радостью, хорошим настроением и поэтому подарю вам маленькую частичку своего сердца. Пусть на протяжении всего занятия оно вас согревает и помогает вам. (У детей прикреплено маленькое сердечко).
У: - Предлагаю и вам определить настроение, с которым вы пришли сегодня на занятие. Выберите то, что вам подходит и нарисуйте у себя на листочке в верхнем углу.
3. Сообщение темызанятия
В: - Занятие сегодня необычный. Мы будем говорить о простом, а в то же время о сложном; о близком для каждого человека и в то же время о далеком, и совсем непонятном.
В: - Я предлагаю вам послушать стихотворение. Затем, вы должны ответить на вопрос:
Что и кто помогает человеку преодолеть все беды? (на фоне музыки читается стихотворение В. Лифшица « Баллада о черством куске»).
Выслушиваются ответы детей
В: - Верно, ребята, в трудных ситуациях людям помогают выжить любовь и семья.
4. Постановка проблемного вопроса
В: - Можете ли вы ответить сейчас, что такое любовь? Затрудняетесь? К концу занятия попытаемся ответить на вопрос: «Что такое ЛЮБОВЬ?»
(На доску прикрепляется сердце – это начало составления кластера).
5. Присоединение к теме. Беседа с творческим заданием
В: - А теперь предлагаю вам на своем листочке « посадить семечко» (рисуют). Семечко прорастает и появляется крепкий росток, а на нем расцветают первые цветочки. Цветов должно быть столько, сколько у вас в будущем будет членов семьи.
В: - Расскажите, что вы нарисовали?
Д: Цветки должны расти кучно
В: - Кто поможет в трудную минуту?
Д: Родители, Воспитатели..
В: - С кем поделитесь радостью?
Д: С воспитателями.
В:- Дети, мы говорим о будущем и о том, чего бы вы хотели. Если есть семья, то конечно надо делиться радостью с родителями и родными людьми.
В: Сделайте вывод.
Д: Семья для человека играет определяющую роль
В:- А как вы думаете, что является ценностями семьи?
Д: Забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.
В: - Вы нарисовали семью. А что такое семья? (дети делятся мнениями).
Совместный вывод: Одни думают - это те, с кем мы живем (мама и папа), другие говорят так: семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, те люди, которые в трудную минуту с тобой. Некоторые говорят просто: семья – это дом и люди, которые тебя окружают, но были дети, которые вообще не ответили на этот вопрос, так как их родители постоянно на работе.
В пределах семьи определяется два мира: мир людей, т.е. общество (мама, папа и т.д.) и мир вещей, служащих человеку (место для отдыха, место для домашней работы и свой любимый уголок и т.д.).
У каждой из этих сторон микромира есть свой творец.
У: - Мы с вами к концу урока ответим на вопрос: - А как же появляется семья?
6. Составление кластера (Все лучики ведём от сердца)
Супружеская любовь
(Лучик кластера).
Люди встречаются,
Люди влюбляются,…женятся…
В: Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.
- А какие еще качества у них появились? (дети отвечают)
В: - Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская. (На доске начинаем составлять кластер: в центре слово «любовь», а на лучиках её виды).
Родительская любовь
(лучик кластера).
В: - В семье рождаются дети. К любви супружеской добавляется любовь родительская: отцовская и материнская.
В: Задание: - Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их смысл. (Работа в паре. Дети собирают их из разрезных карточек).
Семья вместе – так и душа на месте.
Когда нет семьи – так и дома нет.
Согласье да лад – в семье клад.
7. Физкультминутка
У: После хорошей работы, следует расслабиться и отдохнуть.
(на фоне легкой музыки, учитель с завораживающей интонацией произносит)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем… (руки в стороны).
Любовь сыновей и дочерей
(лучик кластера)
В: - На родительскую любовь отвечают любовью сыновней и дочерней. Я думаю, что вы сможете рассказать об этой любви. (Для закрепления проводится работа в тетрадях стр. 5, зад. 1,2.)
8. Работа по картине
В: - А сейчас обращаю ваше внимание на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»
(Демонстрация картины сопровождается комментарием о покаянном возвращении сына и бескорыстном прощении отца).
В:- В картине господствует только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким благословляющем жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына, не обращая внимания на отрепья, в которые тот одет.
Сын стоит перед отцом на коленях. Нигде с таким чувством не проявляется объединяющая человеческая сила. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно – красные одеяния. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд опускается к остриженному наголо преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства должен также держаться за сына, как и держать его. Второстепенные фигуры братьев и сестры также присутствуют на картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели. Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили и ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии.
Вывод: когда дети вырастают, они покидают родительский дом, но могут вернуться туда всегда, при любых обстоятельствах и в этом – самое яркое проявление родительской любви и взаимной любви детей. Закон любви и согласия переходит на всех членов семьи: дети любят родителей, и наоборот, брат сестру и т.д. Этот закон указан в 5 из заповедей Божиих, который звучит так:
«Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества».
9. Тренинг: «За что я благодарен своим родителям?...»
Братская и сестринская любовь
(лучик кластера).
В: - Есть в семье и любовь братская и сестринская. Расскажите о ней.
Дети рассказывают примеры из своей семьи.
Итоговый вывод:- Все разновидности любви, всё вместе – это и создает удивительное единение, которое является настоящей семьёй.
- Хранить это единство непросто! Семейная любовь сохраняется лишь там, где жалеют друг друга, где терпеливы и правдивы, любовь – это созидательный процесс души и тела. Как мы говорили ранее, творцами семейного очага являются родители, но в его благоустройстве учувствуют все (у каждого есть свои обязанности перед семьей). К вечеру все соберутся в доме, в нем уютно и спокойно.
10. Просмотр фильма (О святыне города Кострома)
Святая любовь
(лучик кластера сверху).
В:- Мы с вами назвали все лучики любви. Но выше их есть такая любовь, которая сотворила мир и человека. - Наши предки считали, что такая любовь – святая и она есть у Бога. Именно она вдохнула в человека душу и совесть, научила любить ближнего и иметь друзей, даровала человеку счастье семейной любви.
- Православные люди бесконечно благодарны Богу за его любовь. Первая и наибольшая заповедь христиан – любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом своим. Любить сердцем – значит творить добро, поступать по совести, жить по правде. Любить всей душой – значит веровать в Него искренне, надеяться на Его милость. А любить всем разумом своим – значит познавать Его волю.
11. Ресурсный круг
В: Занятие закончим ресурсным кругом: (воспитатель, ученики и все присутствующие гости образовали большой круг, взявшись за руки)
- «О чём вы задумались, и что вам захотелось сделать после сегодняшней встречи?»
12. Итог занятия
В: - Сделаем вывод: семья – это компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого.
В: - Ответьте теперь на главный вопрос: «Что же такое любовь?»
Дети отвечают.
- С каким настроением вы заканчиваете занятие?
- Нарисуйте его?
В: - У вас на груди находятся маленькие сердечки. Если вы хотите, то подарите их своим любимым людям, пусть в их и в ваших сердцах добавится любовь этого маленького сердечка и друг друга.
13. Использованная литература
1. Учебник: А. В. Камкин «Истоки»
2. О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова: «Рабочая тетрадь»
3. «Истоковедение» - методические рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : «СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО» для учащихся 5-6 классов...
Буклет "Семья, главное в жизни!"
В своей работе применяю памятки в форме буклетов с целью психолого-педагогического просвещения родителей. Надеюсь, мой опыт в данном направлении будет полезен специалистам ОО....
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс "Семья это главное в жизни"
Презентация "Семья это главное в жизни"...
Финансовая грамотность или как обучить ребенка главным реалиям современной жизни товарно-денежных отношений
Финансовая грамотность имеет огромную значимость в подготовке ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении эконо...
Методическая работа воспитательного мероприятия "Семья - самое главное в жизни!"
Методическая работа воспитательного мероприятия "Семья - самое главное в жизни!"....
Классный час: "Семья - главное в жизни человека".
Данная разработка способствует формированию у учеников ценностного отношения к семье....