«Семья для ребенка, главное в жизни»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Степанова Людмила Владимировна

Даем понятие детям, что такое семья. Учим детей, как надо жить в семье.Что надо сделать, что бы у тебя была во взрослой жизни семья?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с детьми: «Семья для ребенка, главное в жизни»

Цели и задачи занятия:

- Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

- Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота, согласие, доброе имя семьи и др.

- Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии семьи;

- Воспитание заботливого отношения ко всем членам семьи, развитие способности дарить им любовь;

- Развитие позитивной мотивации на работу в группе, общение в паре.

- Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование:

- карточки с разрезанными пословицами;

- сердце и лучики для кластера;

- стихотворение о любви;

- оборудование: плакат «Дружба - какое чудесное слово», грамзапись песни «Улыбка», карточки со словами - качествами друга, пословицы о дружбе написать на доске.

- магнитофон, телевизор, видеомагнитофон;

- видеофильм;

- картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»;

- творческие работы учеников на тему « Моя семья».

Ход занятия

1. Определение темы занятия.

 - Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.

18

6

13

22

33

 

 

 

 

 

(Семья)

2. Психологический настрой

Снег, снег, белый снег.
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепил,
Потом куклу смастерили.

У: - Как вы думаете, какое у меня настроение?

У: - Хочу поделиться с вами своей радостью, хорошим настроением и поэтому подарю вам маленькую частичку своего сердца. Пусть на протяжении всего занятия  оно вас согревает и помогает вам. (У детей прикреплено маленькое сердечко).

У:  - Предлагаю и вам определить настроение, с которым вы пришли сегодня на занятие. Выберите то, что вам подходит и нарисуйте у себя на листочке в верхнем углу.

http://festival.1september.ru/articles/533147/img1.jpg

3. Сообщение темызанятия

В: - Занятие сегодня необычный. Мы будем говорить о простом, а в то же время о сложном; о близком для каждого человека и в то же время о далеком, и совсем непонятном.

В:  - Я  предлагаю вам послушать стихотворение. Затем, вы должны ответить на вопрос:

Что и кто помогает человеку преодолеть все беды? (на фоне музыки читается стихотворение В. Лифшица « Баллада о черством куске»).

Выслушиваются ответы детей

В:  - Верно, ребята, в трудных ситуациях  людям помогают выжить любовь и семья.

4. Постановка проблемного вопроса

 В: - Можете ли вы ответить сейчас, что такое любовь? Затрудняетесь? К концу занятия попытаемся ответить на вопрос: «Что такое ЛЮБОВЬ?»

(На доску прикрепляется сердце – это начало составления кластера).

5. Присоединение к теме. Беседа с творческим заданием

В:  - А теперь предлагаю вам на своем листочке « посадить семечко» (рисуют). Семечко прорастает и появляется крепкий росток,  а на нем расцветают первые цветочки. Цветов должно быть столько, сколько у вас в будущем будет членов семьи.

В: - Расскажите, что вы нарисовали?

Д:  Цветки должны расти кучно

В: - Кто поможет в трудную минуту?

Д:  Родители, Воспитатели..

В: -  С кем поделитесь радостью?

Д: С воспитателями.

В:- Дети, мы говорим о будущем и о том, чего бы вы хотели. Если есть семья, то конечно надо делиться радостью с родителями и родными людьми.

В: Сделайте вывод.

Д: Семья для человека играет определяющую роль

В:- А как  вы думаете, что является ценностями семьи?

Д: Забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

В:  - Вы нарисовали семью. А что такое семья? (дети делятся мнениями).

Совместный вывод: Одни думают  - это те, с кем мы живем (мама  и папа), другие говорят так: семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, те люди, которые в трудную минуту с тобой. Некоторые говорят просто: семья – это дом и люди, которые тебя окружают, но были дети, которые вообще не ответили на этот вопрос, так как их родители постоянно на работе.

В пределах семьи определяется два мира: мир людей, т.е. общество (мама, папа и т.д.) и мир вещей, служащих человеку (место для отдыха, место для домашней работы и свой любимый уголок и т.д.).

У каждой из этих сторон микромира есть свой творец.

У: - Мы с вами к концу урока ответим на вопрос: - А как же появляется семья?

6. Составление кластера (Все лучики ведём от сердца)

Супружеская любовь

(Лучик кластера).

Люди встречаются,

Люди влюбляются,…женятся…

В: Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.

- А какие еще качества у них появились? (дети отвечают)

В: - Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская. (На доске начинаем составлять кластер: в центре слово «любовь», а на лучиках её виды).

Родительская любовь

(лучик кластера).

В:  - В семье рождаются дети. К любви супружеской добавляется любовь родительская: отцовская и материнская.

В: Задание:  - Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их смысл. (Работа в паре. Дети собирают их из разрезных  карточек).

Семья вместе – так и душа на месте.

Когда нет семьи – так и дома нет.

Согласье да лад – в семье клад.

7. Физкультминутка

У: После хорошей  работы, следует расслабиться и отдохнуть.

(на фоне легкой музыки, учитель с завораживающей интонацией произносит)

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем… (руки в стороны).

Любовь сыновей и дочерей

(лучик кластера)

В: - На родительскую любовь отвечают  любовью сыновней и дочерней. Я думаю, что вы сможете рассказать об этой любви. (Для закрепления проводится работа в тетрадях стр. 5, зад. 1,2.)

8. Работа по картине

В:   - А сейчас обращаю ваше внимание на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»

(Демонстрация картины сопровождается  комментарием о покаянном возвращении сына и бескорыстном прощении отца).

В:- В картине господствует только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким благословляющем жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына, не обращая внимания на отрепья, в которые тот одет.

Сын стоит перед отцом на коленях. Нигде с таким чувством не проявляется объединяющая человеческая сила. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно – красные одеяния. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд опускается к остриженному наголо преступному черепу сына, к его беспорядочно  висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу  зрителю. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства должен также держаться за сына, как и держать его. Второстепенные фигуры братьев  и сестры также присутствуют на картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели. Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили и ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии.

Вывод: когда дети вырастают, они покидают родительский дом, но могут вернуться туда всегда, при любых обстоятельствах и в  этом – самое яркое проявление родительской любви и взаимной любви детей. Закон любви и согласия переходит на всех членов семьи: дети любят родителей, и наоборот, брат сестру и т.д. Этот закон указан в 5 из заповедей Божиих, который звучит так:

«Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества».

9. Тренинг: «За что я благодарен своим родителям?...»

Братская и сестринская любовь

(лучик кластера).

В: - Есть в семье и любовь братская и сестринская. Расскажите о ней.

Дети рассказывают примеры из своей семьи.

Итоговый вывод:- Все разновидности любви, всё вместе – это и создает удивительное единение, которое является настоящей семьёй.

- Хранить это единство непросто! Семейная любовь сохраняется лишь там, где жалеют друг друга, где терпеливы и правдивы, любовь – это созидательный процесс души и тела. Как мы говорили ранее, творцами семейного очага являются родители, но в его благоустройстве учувствуют все (у каждого есть свои обязанности перед семьей). К вечеру все соберутся в доме, в нем уютно и спокойно.

10. Просмотр фильма (О святыне города Кострома)

Святая любовь

(лучик кластера сверху).

В:- Мы с вами назвали все лучики любви. Но выше их есть такая любовь, которая сотворила мир и человека. - Наши предки считали, что такая любовь – святая и она есть у Бога. Именно она вдохнула в человека душу и совесть, научила любить ближнего и иметь друзей, даровала человеку счастье семейной  любви.

- Православные люди бесконечно благодарны Богу за его любовь. Первая и наибольшая заповедь христиан – любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом своим. Любить сердцем – значит творить добро, поступать по совести, жить по правде. Любить всей душой – значит веровать в Него искренне, надеяться на Его милость. А любить всем разумом своим – значит познавать Его волю.

11. Ресурсный круг

В: Занятие закончим ресурсным кругом: (воспитатель, ученики и все присутствующие гости образовали  большой круг, взявшись за руки)

- «О чём  вы задумались, и что вам захотелось сделать после сегодняшней встречи?»

12. Итог занятия

В: - Сделаем вывод: семья – это компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого.

В:  - Ответьте теперь на главный вопрос: «Что же такое любовь?»

Дети отвечают.

- С каким настроением вы заканчиваете занятие?

- Нарисуйте его?

В: - У вас на груди находятся маленькие сердечки. Если вы хотите, то подарите их своим любимым людям, пусть в их и в ваших сердцах добавится любовь этого маленького сердечка и друг друга.

13. Использованная литература

1. Учебник: А. В. Камкин «Истоки»

2. О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова: «Рабочая тетрадь»

3. «Истоковедение» - методические рекомендации



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : «СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО» для учащихся 5-6 классов...

Буклет "Семья, главное в жизни!"

В своей работе применяю памятки в форме буклетов с целью психолого-педагогического просвещения родителей. Надеюсь, мой опыт в данном направлении будет полезен специалистам ОО....

Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс "Семья это главное в жизни"

Презентация "Семья это главное в жизни"...

Финансовая грамотность или как обучить ребенка главным реалиям современной жизни товарно-денежных отношений

Финансовая грамотность имеет огромную значимость в подготовке ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении эконо...

Методическая работа воспитательного мероприятия "Семья - самое главное в жизни!"

Методическая работа воспитательного мероприятия "Семья - самое главное в жизни!"....

Классный час: "Семья - главное в жизни человека".

Данная разработка способствует формированию у учеников ценностного отношения к семье....