Финансовая грамотность или как обучить ребенка главным реалиям современной жизни товарно-денежных отношений
план-конспект по экономике

Глодова Ирина Александровна

Финансовая грамотность имеет огромную значимость в подготовке ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по финансовой грамотности

«Приключение монетки»


Занятие по финансовой грамотности «Приключение монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

Задачи: 

• познакомить детей с деньгами Российской Федерации;

• научить различать монеты разного достоинства;

• показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

Оборудование: 

• магнитная доска;

• изображения российских монет, распечатанные на плотной бумаге диаметром от 11 до 18 см, номиналами: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей;

• настоящие деньги (монеты) в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок мог взять в руки и рассмотреть.

Ход занятия

Воспитатель читает детям сказку, договариваясь с ребятами быть внимательными, по возможности участвовать в сказке, отвечать на вопросы рассказчика. На протяжении всей сказки вслух проговариваются названия монет (копейки, рубли), при желании дети могут повторять хором. По окончании прослушивания сказки детям предлагается расставить монеты по порядку: ряд копеек, ряд рублей, все монеты. Если дети стесняются выходить по одному, можно делать это парами с другом. Детям дается до 5 минут на знакомство с настоящими монетами. Приключение монетки.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ МОНЕТКИ

 Жили у Алеши в кошельке восемь монет: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. Сначала монетам было очень весело и интересно, они рассказывали друг другу, где побывали и на какие товары их меняли, но со временем, когда все истории были пересказаны уже по нескольку раз, монетки загрустили.

Однажды солнечным утром монета 2 рубля предложила:

— А давайте укатимся из кошелька и опять будем путешествовать?

— Нет, — возразила ей монета 10 рублей, она была самая старшая и мудрая, — это будет нехорошо, ведь Алеше нас подарили. Если мы все укатимся, то он подумает, что потерял нас, и расстроится. Давайте сделаем вот что: мы будем исчезать по одной, по очереди, а вместо себя оставлять для Алеши подарки.

— Здорово ты придумала! — восхитилась монетка 5 копеек.

 — Я даже знаю, что Алеше можно подарить. Он как-то рассказывал, что ему очень нравится ручка с синими кристалликами из магазина напротив.

 Все монетки с радостью поддержали эту идею, только они никак не могли решить, кто же первым покатится в магазин. Сколько стоит ручка с кристалликами, они не знали, поэтому каждая думала, что именно ее можно обменять на эту ручку. — Я буду первая!

 Нет — я! — кричали и спорили они. Мудрая монета 10 рублей опять пришла на выручку.

Она предложила:

 — Пусть первой катится в магазин и попробует обменяться на ручку с кристалликами самая младшая монетка.

— А кто у нас самый младший?

— заволновались монетки.

— Ну вот! Спорили, кричали, а самого главного-то и не знаете, — усмехнулась монета 10 рублей.

— Самая младшая — это монетка 1 копейка, дальше идет 5 копеек, потом 10 копеек и, наконец, 50 копеек. Монетка 50 копеек— самая главная. Но только среди монеток копеек! А дальше идут монеты-рубли: 1 рубль, 5 рублей и, конечно, я — монетка 10 рублей. Я самая старшая и главная из всех монет.

— Значит, я самая старшая среди монеток-копеек?!

— загордилась монетка 50 копеек.

— Среди копеек-то ты старшая, но я главнее тебя, потому что я монета-рубль, — сказал 1 рубль.

 — А ну-ка, монеты, стройтесь по порядку! — скомандовала монета 10 рублей. Монетки покатились и встали в шеренгу: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.

— Молодцы! — похвалила монета 10 рублей и встала последней как самая старшая. — Теперь вы поняли, кто из нас самая младшая и покатится в магазин первой? — спросила монетка 10 рублей.

— Еще бы! Конечно, понятно! Первой покатится монетка 1 копейка! — почти хором прокричали монеты. Счастливая монетка 1 копейка укатилась, а остальные монеты, позвякивая, стали ждать. Монетка 1 копейка вернулась довольно быстро.

— Ну что? — обступили ее монеты.

— Я не смогла обменяться на ручку. Я одна ни на что не смогла бы обменяться в этом магазине, — расстроилась монета 1 копейка.

— Ничего страшного, — успокоила ее монета 10 рублей.

— Вспомни, ведь ты и раньше не обменивалась на товары одна, а всегда в компании. — Точно! — обрадовалась монета 1 копейка.

— Я так долго пролежала в кошельке, что уже и забыла. Теперь в магазин покатились вместе монета 1 копейка и следующая за ней монета 5 копеек. Однако и они вскоре вернулись.

— Опять не хватает, — разочарованно протянули они. Они взяли с собой следующую по очереди монету 10 копеек и покатились вместе.

— Нас слишком мало, — сказали они, вернувшись. Тогда с ними покатилась и самая главная из монет-копеек — монетка 50 копеек. Уж она-то не сомневалась, что вместе с ней они обязательно обменяются на ручку с кристалликами!

     Когда и они вернулись, монета 10 рублей решила уточнить, сколько же стоит эта ручка из магазина напротив. Оказалось, что монеты-копейки не очень хорошо умеют считать, поэтому не поняли, что написано на ценнике.

— Да... — неодобрительно покачала головой монета 10 рублей.

— Что же, 1 рубль, отправляйся и ты с ними! С монетами-копейками покатились монеты 1 рубль, потом 2 рубля и 5 рублей, но и они не смогли обменяться на желаемую ручку.

— Ладно, давайте и я с вами покачусь — разберемся, что к чему, — решила монета 10 рублей, и они, блестя на солнце боками, покатились в магазин.

— Вот! Вот эта ручка с синими кристалликами! — закричали монеты, остановившись у витрины. — О-о-о, опять вы... — лениво протянула ручка.

— Моя цена — 18 рублей 66 копеек. Сначала посчитайтесь как следует, потом приходите. Не дергайте меня зря. — Монетки, становись по порядку и давайте считаться! — скомандовала монета 10 рублей. Монетки построились, посчитались и выяснили, что их сумма — ровно 18 рублей 66 копеек.

Все обрадовались! Ручка была рада, что ей больше не придется лежать без дела и у нее появится хозяин — мальчик Алеша, а монетки — что они опять начнут путешествовать.

Монетки объяснили ручке, где живет Алеша, а сами, довольные, покатились в кассу магазина, договорившись как-нибудь встретиться и рассказать друг другу о своих новых приключениях. ... Когда Алеша вернулся из школы, он нашел пустой кошелек, а рядом — красивую ручку с синими кристалликами. Он понял, что это монетки сделали ему подарок, и был очень доволен.

Воспитатель: Ребята о чем сказка? Что больше всего запомнилось? Что вы можете рассказать о монетах? (ответы детей). Молодцы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 пгт Серышево

План-конспект

образовательной деятельности с

дошкольниками старшего дошкольного возраста «Основы финансовой грамотности»

на тему: «Тратим разумно, сберегаем и экономим семейный бюджет с утенком Скруджом Макдаком»

Подготовила:

Воспитатель Глодова Ирина Александровна

Юридический адрес:

676355, Амурская область, Серышевский район,

поселок городского типа Серышево, Комсомольская улица, 3

2020 год


Цель: Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Задачи:

  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;
  • формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая внимание на их полезные свойства;
  • показать, что, сберегая деньги и аккуратно относясь к купленным вещам и товарам, мы показываем уважение к труду родителей, участвуем в повышении благосостояния семьи;
  • учить детей понимать ограниченности денежных ресурсов и необходимости их сбережения;
  • закрепить понятие «Семейный бюджет»
  • сформировать представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.
  • Продолжать развивать умение вести диалог, пополняя словарный запас.

Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Материал: презентация к занятию, карточки с изображением товаров: с одной стороны изображения красивых упаковок с яркими рисунками, красивые пакеты, с другой стороны  изображения товаров (всякая ерунда): очки, хлопушки, веники, гвозди, соски, клей, ложки, шишки, бантики, шарики, грабли, кубики; шаблоны монет из бумаги (условные деньги).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем становятся в кружок.

В: Здравствуйте, девчонки, здравствуйте, мальчишки,

Я сегодня очень рада видеть вас.

Предлагаю улыбнуться, дружно за руки всем взяться (сделать из рук солнышко)

И солнечная дружба, пусть согреет нас.

В: Теперь ребята присаживайтесь на стульчики, не забывайте, что спина должна быть прямой, не сутулимся.

Сегодня я вас познакомлю с мультяшным персонажем Скруджом Макдаком из мультфильма Утиные истории. Может кто из вас его помнит (ответы детей)?

Правильно, он был очень богатым утенком в мультике. Он сегодня не зря к нам пришел. А почему мы сейчас и узнаем!

Утенок: Здравствуете, дети! (ответы детей) Я вам сегодня открою свой секрет успеха, как можно разбогатеть! Вы готовы узнать?

Для начала ребята вспомните, для чего нужны деньги?

Дети: Чтобы покупать еду, вещи, игрушки и т.д.

Утенок: Безусловно, деньги мы в первую очередь расходуем на жизненно важные потребности. Только вот что такое потребности?

Дети: Жизненно важные потребности  это то, без чего человек не может жить, обходиться.

Воспитатель: Правильно, ребята я вам предлагаю по очереди подойти к столу взять карточки с изображением жизненно важных потребностей и прикрепить их на мольберт.

Воспитатель: Так назовите же жизненно важные потребности человека?

Дети: Солнце, воздух, вода, жильё, одежда, пища. Без них человек действительно не может обходиться.

Утенок: Ребята, а вы скажите, а откуда берутся деньги в нашей семье?

Дети: Родители ходят на работу и им платят заработную плату, получают бабушки и дедушки пенсии, сестра или брат учатся в институте и получают стипендии, на детей – детские пособии.

Воспитатель: Верно и все это называется семейный бюджет? А что это такое?

Дети: Семейный бюджет  это подсчёт доходов и расходов.

Утенок: Что такое доход?

Дети: Доход  это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Утенок: Вспомните, а что такое расход?

Дети: Расход  это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Утенок: Ребята, а кто хочет со мною поиграть в интересную игру «Приход и расход», я проверю насколько вы внимательны и можете отличить доход от расхода. Ну что готовы: когда я назову ситуацию, которая означает доход  хлопаем в ладоши, если – расход , то  топаем ногами.

 Покупка мороженого и попкорна.

 Папа получил денежное довольствие.

 Мама купила платье.

 Ремонт машины.

 Покупка щенка.

 Поездка в санаторий.

 Ремонт квартиры.

 Бабушка получила пенсию.

 Сестра выиграла лотерею.

 Оплатили коммунальных услуг.

 Мама получила зарплату.

 Поход в кафе всей семьей.

Утенок: Молодцы на отлично справились.

Воспитатель: вы, наверняка, уже устали, предлагаю выполнить динамическую паузу «Будем денежки считать», ребята встаем и выполняем упражнение:

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем рублики считать. (поднимаем и опускаем руки)

Сначала мы оплатим дом, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Дом, в котором мы живём.

А потом одежду купим, про конфеты не забудем (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

А копейка что осталась, у нас без дела не осталась (шевелим большим пальцем).

Мы ее на счет положим и немного приумножим (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).

Воспитатель: Присаживаемся на стульчики.

Утенок: Ребята, а знаете ли вы как можно экономить семейный бюджет?

Дети: Нужно аккуратно относиться к игрушкам, одежде; беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства; выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать; не оставлять включенным свет или открытую воду без надобности, не покупать каждый раз в магазине игрушки, тем более, если они не особо нужны или у родителей мало денег, а лучше потратить на более нужное или отложить деньги в копилку.

Воспитатель: Ребята, а какие нужны качества, чтобы копить?

Дети: Сила воли и терпение.

Утенок: Правильно, при трате денег мы должны прежде всего ориентироваться на доходы семьи. Вам нужно делать разумный выбор по ограничению мелких трат в пользу будущей дорогой покупке. Ведь, если мы хотим что-то купить, особенно дорогое, мы должны научиться сбережению денежных средств, как вы сказали, можно завести дома копилку и постараться насобирать, например: на дорогую игрушку, о которой давно мечтал или мечтала.

Воспитатель: Скрудж Макдак, так как же научиться тратить деньги грамотно, если всего так хочется?

Утенок: Это действительно не легко. В наших супермаркетах в настоящее время огромное количество разнообразных товаров, игрушек в яркой упаковке, и наверняка сразу очень хочется вам все купить. Неправда ли? Но конечно же у нас на все денег никогда не хватит. Наши родители зарабатывают деньги тяжелым трудом, поэтому это нужно ценить. Вы обращали внимание на родителей, что когда они совершают покупки в магазине, то стараются выбрать в первую очередь тот товар, который им очень необходим, а потом могут и вам купить какую-нибудь игрушку, если финансы позволяют. Часто у людей не бывает денег даже на самое необходимое.

Но я вас всех научу и открою тем самым свой секрет финансового успеха. Для этого я предлагаю сыграть в игру «Мы деньги получили и ненужное накупили» и убедимся, если покупки не планировать, а делать их только из-за красивой упаковки, то можно истратить деньги на ненужные товары.

Игра «Ненужные покупки»

Цель: формирование у детей представления о важности планирования, разумного подхода покупок, и тратам денег.

Материал: картинки с изображением разных товаров: с одной стороны изображения красивых упаковок с яркими рисунками, с другой  изображения товаров (всякая ерунда): очки, хлопушки, конфеты, гвозди, соски, клей, ручки, шишки, бантики, шарики, грабли, кубики; шаблоны монет из бумаги (по 1 рублю).

Ход игры:

В игре воспитателю необходимо поделить детей на условные семьи, и каждая получает по 5 монет на покупки и предложить семьям сходить в магазин и купить товар.

На столе раскладываем карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Воспитатель предупреждает, когда мы делаем покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточек кладут их в сумку. Каждая картинка имеет цену – 1 монета. Когда дети сделают покупки (истратив деньги), все семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивая карточки) На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили. И все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Утенок: Ребята, теперь вы поняли, что деньги нужно тратить деньги разумно и нужно учиться их сберегать и экономить. Это и есть секрет моего денежного успеха. Я всегда расходую свои деньги разумно и не трачу на ненужные и бесполезные вещи.

Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, как нужно обращаться с деньгами?

Дети: Да.

Утенок: Ну вот и пора мне домой, очень рад с вами был пообщаться и поделиться своим секретом.

Воспитатель: Теперь скажем нашему гостю спасибо и дружно попрощаемся.

Дети: До свидания Скрудж Макдак и спасибо за ценный совет.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?

Дети: Утенок Скрудж Макдаг.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы нас обучить финансовой грамотности, а именно как правильно распоряжаться деньгами семейного бюджета, как можно их с экономить и сберечь.

Воспитатель: Вы все сегодня хорошо постарались, вы большие молодцы. Спасибо за внимание.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Стахович, Л.В., Методические рекомендации: пособия для воспитатеей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».  2-е изд.М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.  80 с.


 



Предварительный просмотр:

НОД «Открываем супермаркет» (старшая группа)

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Задачи:

1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

2. Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.

 3. Создавать эмоционально-положительный климат в группе.

4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Предварительная работа: просмотр отрывка фильма «Буратино»

Ход занятия

Беседа об увиденном отрывке фильма. Воспитатель делает вывод: Буратино ждет пока вырастет чудо-дерево. Посадил здесь пять золотых монет, которые ему дал Карабас - Барабас, и полил и посолил, а дерево все не растет, а ему так хочется, чтобы у них с папой Карло было много денег.

Воспитатель: дети, могут ли монеты расти? Ответы детей.

Воспитатель: а что с деньгами произойдет в земле? (Ответы детей)

Воспитатель: ребята, а что нужно сделать, чтобы деньги были? А что ваши родители делают чтобы деньги были, откуда они их берут? Ответы детей.

Воспитатель: А если бы у вас было 5 золотых монет, как у Буратино, на что бы вы их потратили? Ответы детей.

Воспитатель: Стоп, стоп! А как же папа и мама. Что же им останется? И можно ли тратить все деньги на сладости, ребята, расскажите? Ответы детей.

Воспитатель: Вот видите, есть вещи более необходимые. А чтобы лучше запомнить, сейчас мы с ребятами поиграем.  

Игра «Хочу и надо»

Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). Научить детей определять значимость и важность предмета.

Материал: модель «Расходы». Предметы, символизирующие основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги). На столах.

Ход игры: воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени важности на другой. Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы потратим их на то, что надо, их не останется? Ответы детей.

Воспитатель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вам открыть магазин, а что такое магазин? Ответы детей.  

Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины? Ответы детей.  

Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться?  Ответы детей.

 Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете? Ответы детей.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в магазине. Материал: картинки с изображением людей разных профессий.

Ход: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете. Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия). Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.  Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет? Ответы детей.

Творческая игра «Сделай рекламу»

Материал: ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям (например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти. Карандаши, пластилин.  Ход: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества  рассортированных категорий товара) и оформите  рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельно оформляют плакаты.  

После работы дети делают презентацию о своем магазине.  

Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами и как их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открыть мне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги» 

Ход: на столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги (солнце, улыбка бабушки, велосипед и т.д.).



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 пгт Серышево

Рабочая программа

по финансовой грамотности

для детей подготовительной группы

(6-7 лет)

 Воспитатель:

Глодова И.А.

Срок реализации: один год

01.09.2020– 31.05.2021

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1 

Пояснительная записка        3

2 Цели и задачи программы        4

3 Этапы реализации программы.        6

4 Целевые ориентиры и планируемые результаты        6

5 Описание форм и методов работы        7

6 Календарно-тематический план работы                                                                         9

7 Работа с семьями воспитанников        8

Библиографический список        15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности для детей подготовительной группы (6-7 лет) направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13»)

- Декларацией прав ребёнка, 1959 г.

- Уставом МАДОУ Детский сад №7

- Годовым планом МАДОУ Детский сад №7

- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад №7, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Данная программа базируется на основе авторских программ: «Банк России, на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет /экономическое воспитание дошкольников» и «Программы образовательного курса "Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей" Г. Н. Бирина».

 Данная программа рассчитана на 1 год обучения (подготовительная группа), с сентября по май и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение развивающих, интегрированных занятий. Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ОУ. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 35 занятий).

Цели и задачи программы

Цели программы:

 продолжать формирование первичных экономических представлений и компетенций;

 развитие экономического мышления дошкольников;

 воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

 закрепить первичные экономические понятия понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.);

 продолжать учить детей правильно относиться к деньгам, способам их зарабатывания и как разумно их можно потратить;

 объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

― формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

 научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

― воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

― воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

― воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере; • знакомить с экономической категорией «потребность»;

― расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

― развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

― развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

― объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.

― расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

― ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

― ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».

― обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.

Этапы реализации программы

Программа состоит из четырех связанных между собой блоков: 

 «Труд и продукт труда (товар)»

 «Деньги и цена (стоимость)»

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

 «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Целевые ориентиры и планируемые результаты

В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:

 Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

 Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

 Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

 Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

 Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

 Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

 Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Описание форм и методов работы

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: (с 01.09.2020 по 31.05.2021).

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: дети подготовительной группы.

Структура занятия:

1. Мотивационный этап: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Содержательный этап: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Рефлексивный этап: 4 мин.

Занятия по экономике проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

• Ознакомление детей с денежными единицами России.

• Решение проблемных ситуаций.

• Проведение сюжетно-ролевых игр.

• Организация развивающих игр («Шестой лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

• Решение элементарных арифметических задач, кроссвордов.

• Чтение художественной литературы.

• Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

• Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

― анализ, классификация предметов; обобщение по заданному признаку; сравнение и выделение главного; простые умозаключения;

• Игровые упражнения для развития математических способностей: овладение счетными операциями; формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; сравнение количества предметов;

― освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

― решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей.

Работа с семьями воспитанников

Формы работы с родителями:

-буклеты (презентация лэпбука по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании группы); консультация для родителей детей подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»; индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь , январь); итоговое открытое занятие (май).

Календарно-тематический план работы на 2020-2021 учебный год

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

сентябрь

блок: «Труд и продукт труда (товар)»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

1

Беседа «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

• развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода;

• закрепить понятие «Труд»;

• учить видеть и раскрывать смысл пословицы.

2

Просмотр мультфильма «Мешок яблок» и беседа по содержанию

• формировать у детей понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

• воспитывать в детях щедрость, самоотверженность; учить делиться с другими

буклеты (презентация лэпбука по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании группы)

3

Просмотр мультфильма

«Уроки тетушки Совы» «Работа и зарплата» (6-я серия).

Загадывание загадок «Профессии»

• закрепить знания о том, для чего нужно трудиться.

• закрепить знания детей о различных профессиях;

• расширить знания детей о новых профессиях;

• пополнять словарный запас.

4

Просмотр презентации «Блага, их значение в жизни человека»

• познакомить детей с понятием «благо»;

•дать детям представления о том, что все «благо» может быть материальным и не материальным.

Октябрь

«Продукт труда – товары и услуги»

1

Беседа «Когда продукт труда превращается в товар», «Обмен»

• продолжать знакомить детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи, обмен, торговля, прибыль;

• воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав.

2

«Экскурсия с детьми в банк»

• на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение;

• рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк — надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.

Организовать совместную экскурсию в «сбербанк»

3

Разучивание игры «Экономическая игра кота Белобока»

• познакомить детей с правилами новой настольной игры;

• учить играть вместе, соблюдая правила игры

консультация для родителей детей подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

4

Беседа «Рынок»;

 игра «Удачная покупка» (стр.29)

•закрепить понятия: рынок, труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;

 • содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

ноябрь

Блок: «Деньги и цена (стоимость)»

«Вся сущность о деньгах»

1

НОД «Путешествие в страну Рублика» (стр.18)

• закрепить экономические понятия: (историей денег, расходованием и экономией денег, о том, что деньги бывают бумажные и металлические);

• дать представления об обязательных и необязательных расходах;

• воспитывать бережное отношение к деньгам.

• пополнить словарный запас: деньги (железные, бумажные), монеты, купюры, банковская карта, обязательные и необязательные расходы.

2

НОД «Приключение девочки Настеньки» (стр.14)

• раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

• закрепить знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой.

• закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево»;

• учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

• Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; 6. Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность;

3

Беседа «Путешествие в страну денег» (стр.41)

• дать детям представление о денежной единице;

• научить понимать назначение денег, развить воображение.

4

НОД «Приключение монетки»

 • сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны;

• познакомить детей с деньгами Российской Федерации;

• научить различать монеты разного достоинства;

декабрь

«Деньги любят счет»

1

Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

• продолжать формировать представления у детей о том, что можно и нельзя купить за деньги

2

Беседа «Сколько заработал – столько купил»

• учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

3

Деньги любят счет. Чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят»

• расширить представление о деньгах, их ценности

• развивать способность разумно расходовать деньги

• экономические категории: затраты, прибыль

4

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

• научить детей умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых;

• познакомить с понятиями: денежная единица, номинал;

• содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности в результате игрового обучения.

Январь

Блок: Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания  и возможности

«Реклама-товар похвалы»

1

НОД «Что такое реклама», «Спрос и предложения»

• закрепить знания детей о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи.

• воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности.

• расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей. экономические категории: реклама, привлекательность

Консультация «Что должен знать дошкольник о рекламе?»

2

Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др.

 «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

• уточнить представление о назначении рекламы,

• развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой,

• развивать способность критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода,  

• формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости

3

Беседа «Кто же делает рекламу?»

• закрепление понятия «реклама», знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

• воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности.

февраль

«Рекламный агент»

1

Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

Предложить детям придумать свою рекламу.

• продолжать знакомить детей с понятием реклама как расхваливание товара.

• учить детей придумывать рекламу, используя любимую игрушку в группе.

2

Беседа «Распространители рекламы»

• воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу;

• осознание смысла соблюдения чистоты и порядка.

3

Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

• формировать представление о профессии рекламного агента

• пополнять словарный запас: реклама, рекламный агент, расчет

• формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости

4

Командная игра «Рекламный бизнес» (стр.21)

• закрепить представление, для чего нужна реклама, о ее назначении;  

• научить детей правильно воспринимать рекламу.

 •содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

март

«Доход и расход»

1

Командная игра «Доходы» (стр.28)

• познакомить с понятиями: доходы, виды доходов, заработная плата, пенсия, стипендия.  

• научить различать виды доходов и сформировать установку: чтобы получить доход – необходимо потрудиться.

2

НОД «На что я трачу деньги»

• познакомить с понятиями: расходы, виды расходов, потребности;  

• научить различать виды доходов от видов расходов.

Папка-раскладка «Играем дома в монополию»

3

Дидактическая игра «Доход-расход»

• учить отличать расходы от доходов, развивать у детей слуховое внимание и мышление.

4

Чтение сказки в стихах «Сказ про то, как Иван царство спас» (Антонова Юлия)

• познакомить с творчеством писательницы Антоновой Юлии

• познакомить детей с понятиями: банки, банковские карты, налоги, кредиты, доходы, пенсии, бюджет и страхование.

апрель

Блок: «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

«Как стать экономным»

1

Просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы серия «Как стать экономным» и беседа по содержанию

• продолжать знакомить с понятием «экономный»;

• учить вести диалог, уметь слушать собеседника, неперебивая.

2

В гостях у сказки. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво.

• расширить представление о деньгах, их ценности

• развивать способность разумно расходовать деньги

• экономические категории: деньги, расход

• воспитание экономности, бережливости

3

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту» (стр.68)

• научить детей бережному отношению к вещам;

• подсказать ребенку, какими вещами он может распоряжаться самостоятельно, а какими — только с ведома взрослых;

• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье; • помочь выработать основные полезные привычки.

Индивидуальная беседа «Как привить ребенку полезные экономические навыки»

4

Беседа «Чем лучше качество, тем дороже вещь»

• закрепить понятий «дорогой», «дешевый»;

• помочь понять связь цены и качества товара; экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак;

• воспитать уважения к труду людей

Май

«Экономим наш семейный бюджет»

1

Беседа «Семейный бюджет»

• закрепить знания детей о семейном бюджете, экономии семейного бюджета 

• расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников.

2

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» (стр.25)

•сформировать у детей представление о расходах семьи;

• познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях;

• научить тратить собственные деньги с пользой;

• развивать бережное отношение к деньгам;

• развивать   способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета.

3

Игра «Кошелек» (приключения кота белобока, или экономика для малышей)

• учить детей, как распределить бюджет семьи разумно;

• дать базовые знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег;

• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

• формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости.

4

Игра-викторина «Мы ребята деловые» (стр. 35)

• воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности;

• расширить представление детей о труде взрослых;

• формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности

итоговое открытое занятие «Экономим семейный бюджет с утенком Скруджом Макдаком»


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 О.А. Блохина, О.В. Терешева / Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.

2 Банк России, СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет /ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности/ 2019г. – 76 стр.

3 Антонова, Юлия А22 Сказ про то, как Иван царство спас: для младших школьников/ Юлия Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 96 с.: ил.

4  Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016 год.

5 Программа образовательного курса "Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей" / [Г. Н. Бирина и др. ; под общ. ред. С. В. Герасименко, И. В. Назаровой] ; Ком. финансов Волгоградской обл., Ком. образования и науки Волгоградской обл., Гос. авт. образовательное учреждение среднего проф. образования "Волгоградский социально-пед. колледж". - Волгоград : Колледж, 2015. - 43 с. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 пгт Серышево

План-конспект

квест-игры

для детей подготовительной группы

(6-7 лет)

 «Основы финансовой грамотности»

на тему: «В поисках клада»

Подготовила:

Воспитатель Глодова Ирина Александровна

Юридический адрес:

676355, Амурская область, Серышевский район,

поселок городского типа Серышево, Комсомольская улица, 3

2021 год


Форма: квест-игра

Тема: «В поисках клада»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

 продолжать формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре;

 закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар;

 продолжать учить детей правильно относиться к деньгам, способам их зарабатывания и как разумно их можно потратить;

  научить дошкольников считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность; выработать у детей желание покупать  полезные для здоровья продукты.

Развивающие:

 развивать интерес в получении экономических знаний в игре;

 развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание;

 закреплять умение участвовать в совместной игре, вести экономические диалоги;

 развивать двигательную активность детей, воспитывать физические качества – координацию, гибкость.

Воспитательные:

 воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

 воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Методы и приемы: сюрпризный момент, использование художественного образа кота Белобока, сюжетно-ролевая игра «Магазин»,  решение экономических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра «Экономический калейдоскоп», беседы, литературная викторина, разгадывание загадок.

Техническое обеспечение: Презентация к занятию, карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, образцы бумажных денег, мяч, банкомат, банковская карта, магазин, аудиозапись «Песня кота Белобока», звон монет, волшебная музыка.

Предполагаемый результат: закрепят представления экономических понятий; научатся считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность; закрепят умение участвовать в совместной игре, научатся вести экономические диалоги; разовьется интерес в получении экономических знаний в игре.

Ход игры

Дети с воспитателем становятся в кружок.

В: Здравствуйте, девчонки, здравствуйте, мальчишки,

Я сегодня очень видеть рада вас.

Предлагаю улыбнуться, дружно за руки всем взяться (сделать из рук солнышко)

И солнечная дружба, пусть согреет нас.

В: Теперь ребята присаживайтесь на стульчики, не забывайте, не забываем, что спина прямая.

Раздается стук в дверь и воспитатель обнаруживает, что кто-то подбросил в группу свернутую карту сокровищ.  

Ой, а что же это может быть? (ответы детей), и правда карта сокровищ. Любопытно, кто мог нам подбросить ее, а еще интереснее, какие драгоценности там спрятаны. Здесь карта и письмо, сейчас я его прочту:

«К вам обращаются пираты 21 век, мы узнали, что далеко за океаном есть волшебный необитаемый остров кота Белобока., где когда-то наш старый капитан путешествуя по просторам вод, наткнулся на этот остров и решил там спрятать свой клад, чтобы не забыть он   нарисовал эту карту, и настроил ловушки, чтобы никто другой не добрался до его драгоценностей, спустя много лет, мы нашли карту и отыскали этот остров, но у нас так и получилось пройти все испытания, поэтому мы не смогли добраться до клада, я надеюсь, нашедших эту карту, повезет больше, и вы сумеете справиться со всеми трудностями. Если вы будите осторожными, сообразительными и ловкими, но есть вероятность, что найдете клад. Желаем удачи!»

А вы как думаете? (ответы детей). А чтобы это узнать, нам нужно отправиться в путешествие на необитаемый остров в поисках этих загадочных сокровищ. Вы согласны отправится в это загадочное путешествие? (ответы детей). На пути нас могут подстерегать трудные испытания, нам понадобится смекалка, выдержка, взаимопомощь, но мы отважные, дружные и смелые, нам все по плечу. Ребята, а эта карта нам покажет путь. Тогда не будем задерживаться и прямо сейчас, с помощью заклинания мы перенесемся на необитаемый остров, встаем, закрываем глазки и повторяем за мной волшебные слова…

(звучит сказочная музыка)

Магический ветер, подуй посильней

На поиск сокровищ отправь нас быстрей.

Кругом себя ты повернись,

В неизвестном месте очутись.

Ребята, посмотрите на карту, подскажите, пожалуйста, а куда сначала нам нужно идти? А почему вы так решили? (ответы детей), правильно по цифрам, которые указаны по дорожке.

1 Побережье океана итак, под  цифрой 1 , первое испытание под названием «Финансовый поэт». Вам нужно вспомнить стихи про деньги, которые вы знаете, и рассказать их (ответы детей). Молодцы, идем дальше.

2 Река Воспитатель: Ребята перед нами течет бурная река, чтобы перебраться на другую сторону, нам нужно построить деревянный мост, для этого нам потребуется много волшебных дощечек, но перед тем, как дощечку взять, нужно вам загадки разгадать.

  • На заводе прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день (бухгалтер)

  • В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк.)

  •  Из какого аппарата

Выдаётся всем зарплата? (банкомат.)

  • Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (копилка.)

  • Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (весы)

  • На товаре быть должна,

Обязательно … (Цена)

  • Герб и циферки в рядах

Стоят на разных сторонах (монета)

  •  И врачу, и акробату

Выдают за труд. (зарплату)

  • Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я.

Наберёшь меня сто штук —

Вот и рубль, милый друг. (копейка)

  • Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)

  • В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

  • Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это … (Купить)

  • Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в. (Банке)

3 «Поляна» Отправляемся дальше, мы пришли на поляну, предлагаю сыграть в необычный футбол, в экономический. Я буду называть экономические слова, а вы должны разъяснить, что они означают (Например: Реклама - информация о товаре, рынок, банк, зарплата, магазин, товар).

Воспитатель Я думаю, что мы справились с этим заданием. Отправляемся дальше. Чтоб в болото не свалиться, нужно немного потрудиться. (Выбирается один ребенок) Тебе необходимо с кочки на кочку допрыгать  до нужной кочки, где будет написано  следующее задание, но это будет не так просто, я буду называть ориентиры, а ты должен следовать им, как раз и проверим, насколько хорошо ты ориентируешься в пространстве.

Все на полянке собирайтесь и разминку выполняйте «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Мы нашли огромный клад, (имитируют копание лопатой)

Каждый кладу очень рад, (улыбаемся друг другу)

Стали думать, как нам быть? (наклоны туловища)

Как же клад нам разделить? (руки вверх и в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, будем делить мы пополам. (шагаем на месте)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

          Будем туфли покупать! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

4. «Берлога семьи медведей»

Жила-была одна семья медведей. Медведь-отец Иван Потапыч и мать Настасья Петровна каждый день ходили на работу  на лесной зоопарк и за свой труд  получали зарплату. Их сынок Мишутка учился в лесной школе, и мечтал стать космонавтом, за это ему платили стипендию. Старая медведица-бабушка не работала, а получала пенсию. Ребята, скажите, из чего состоял доход семьи медведей?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.

Воспитатель: Ребята, а вы скажите, а откуда берутся деньги в нашей семье?

Дети: Родители ходят на работу и им платят заработную плату, получают бабушки и дедушки пенсии, сестра или брат учатся в институте и получают стипендии, на детей – детские пособии.

Воспитатель: правильно, все это называется семейный бюджет? А что это такое?

Дети: Семейный бюджет  это подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход ‒ это деньги или материальные ценности, получен-ные в результате работы.

Воспитатель: А что тогда такое расход?

Дети: Расход  это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет со мною поиграть в интересную игру «Приход и расход», я проверю насколько вы внимательны и можете отличить доход от расхода. Ну что готовы: когда я назову ситуацию, которая означает доход  хлопаем в ладоши, если – расход , то  топаем ногами.

 Покупка мороженого и попкорна.

 Папа получил денежное довольствие.

 Мама купила платье.

 Ремонт машины.

 Покупка щенка.

 Поездка в санаторий.

 Ремонт квартиры.

 Бабушка получила пенсию.

 Сестра выиграла лотерею.

 Оплатили коммунальных услуг.

 Мама получила зарплату.

 Поход в кафе всей семьей.

Воспитатель:  Как ловко вы справились.

5. «Дуб» Воспитатель: Наше путешествие продолжается, следующая остановка в викторине по мотивам народных сказок вам нужно угадать героя и название сказки:

1) Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (Муха-цокотуха, К.И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)

2) Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому». (Старик, сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

3) Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет есть его будущая жена? (Крот, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

4) Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева.  (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

5) Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников»)

6) Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

7) Каким образом богатый боярин Полкан обещал жадному царю достать летучий корабль, чтобы жениться на царевне Забаве? (Купить)

8) Из чего были изготовлены орешки, которые грызла музыкальная белка, удивляя всех гостей? (Золото и изумруды, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

6 «Продуктовый магазин крокодила Гены»

Воспитатель:  ребята, мы оказались около магазина крокодила Гены, и видим, что стоит у дверей чебурашка, и он явно чем-то огорчен.

Чебурашка говорит: Как-то в солнечное утро попросил крокодил Гена чебурашку сходить в магазин и купить полезными продуктами а, если останутся деньги, разрешил взять немного сладостей.  Он дал 2 кошелька с монетами: 3 шт. по 1 рублю, 1 шт. ‒ 2 рубля, 1 шт. 5 рублей. В одном 10 рублей, а в другом 8. Один пакет поручил отнести медведю, а другой ‒ обезьяне. Чебурашка боится, что не справится с поручением и попросил нашей помощи. А вот сейчас мы и узнаем, как дружно вы умеете работать в командах. Вам нужно разделиться на две команды, одной я даю кошелек с 10 монетами, а другой ‒ с 8. Ваша задача выбрать и купить нужные продукты.

Дети подходят к столам и выполняют работу под музыку. (на столах лежат материалы – картинки продуктов питания, монеты, кошелек).

По завершению работы, воспитатель задает вопросы:

Какие полезные продукты выбрала 1 команда?

Остались ли деньги на сладости?

Какие сладости купили?

(аналогичные вопросы ко второй команде).

Воспитатель: Молодцы, справились и с этой непростой задачкой, продолжаем свой путь. Отправляемся дальше в путь. Куда нам дальше идти.

7 Правильно к тетушке сове, у нее есть «Экономический калейдоскоп» и она предлагает нам с ним поиграть. Я говорю слово, а вы называете его антоним.

Дорого – дешево                      Расход – доход

Продавец – покупатель           Розница – оптом

Убыток –  прибыль                  Покупка – продажа

Дорого – дешево                      Тратить – копить

Наличные – безналичные         Высокие цены –  низкие цены

Воспитатель Ребята, вот мы прошли последнее испытание, и наконец добрались до клада (открываем шкатулку с конфетами), конфеты это только повод найти клад, настоящее сокровище это знания, которые мы обрели в процессе нашего с вами путешествия.

Воспитатель  (совместно с детьми проговаривает) Ну, вот и пришла пора прощаться!

Магический ветер, подуй сильней,

В детский сад, нас верни скорей.

Воспитатель Ребята, вот наше путешествие и подошло к концу. Мы с вами побывали на необитаемом острове кота Белобока. Потрудились на славу, заработали денег, купили полезные товары. Скажите, а всё ли можно купить за деньги?

Что нельзя купить за деньги?

Что же там за сокровище?

Дети: да это же знания! Мы поняли, знания это настоящие сокровище.

Воспитатель: Да, ребята благодаря вашим знаниям мы прошли все испытания и узнали, что такое настоящее сокровище.

Что вам больше всего запомнилось?

Вы сегодня хорошо потрудились, всем огромное спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Как обучить детей финансовой грамотности".

В рамках проекта "Финансовая грамотность населения" задача классного руководителя помочь родителям заложить основы финансовой грамотности у детей....

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Каким навыкам нужно обучать ребенка с РАС для независимой жизни.

Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки. Жизненные навыки – это те навыки, знания и умения, а...

Презентация по Финансовой грамотности 9 класс "Налоги и их роль в жизни семьи"

Презентация по Финансовой грамотности 9 класс "Налоги и их роль в жизни семьи"...

Успешная социальная адаптация ребенка: опыт приобретения финансовой грамотности

Участие в работе выставки "Обучаем и развиваем вместе: взаимодействие участников образовательных отношений для повышения качества образования"...

Выступление «Пути и способы формирования финансовой грамотности как одной из компетенций обучающихся в современной школе»,2.01.2021

Финансовая грамотность – это инструмент, а наша задача научить школьников пользоваться этим инструментом....


 

Комментарии