Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 1.1 Тема: "Ответственность за происходящее: Я или они?"
Задачи:
1. коррекционная: профилактика аддиктивного поведения детей и подростков;
2. развивающая: формирование чувства ответственности за свою жизнь и безопасность, осознание собственных возможностей;
3. воспитательная: воспитание культуры поведения.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Упражнение "Какое последнее хорошее событие с тобой произошло?"
Релаксационный сеанс. Участникам предлагается принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза и вспомнить, какое хорошее событие с ними недавно произошло. Поощряется воспоминание деталей этого события. (Вспомните детали этого события. Кто принимал в нем участие? Где оно происходило? В какое время? Какие чувства вы испытывали? Что было самым приятным в этом событии?)
После того, как участники заново переживут свои впечатления, им предлагается открыть глаза и рассказать о своих чувствах. (Как вы сейчас себя чувствуете? Что вы сейчас чувствуете? Как изменялись ваши чувства в ходе упражнения? Повлияло ли воспоминание на ваше настроение?)
Вывод: даже воспоминание о хорошем событии способно повысить настроение.
2. Беседа: "От кого зависит, хорошие или плохие события случаются с человеком?"
Сказка "Осел и Бобр".
Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо.
Бежал через полянку Осел, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались.
Обозлился Осел. Пошел к реке, позвал Бобра.
- Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растет?
- Как не знать!
- Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые...
- Это еще зачем?
- Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил!
- Куда ж ты смотрел?
- "Куда, куда"... Зазевался - и все тут... Свали деревцо!
- Жалко валить. Оно полянку украшает.
- А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо!
- Не хочу.
- Что тебе, трудно, что ли?
- Не трудно, но не стану.
- Почему?
- А потому, что, если я его свалю, ты на пенек налетишь!
- А ты пенек выкорчуй!
- Пенек выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь!
- Почему?
- Потому, что ты Осел! - сказал Бобр.
Обсуждение.
Что ответил Бобр?
От кого зависит, много ли бед и несчастий случается с человеком?
Неприятности могут быть у каждого, но с одним постоянно случается что-то плохое, а другим "везет".
Только ли в везении дело?
О чем эта сказка? О том, что от тебя самого зависит, как часто ты попадаешь в неприятные истории.
3. Упражнение "Осознание собственного негативного опыта".
Вспомнить и рассказать историю, где участник был сам виноват в своих неприятностях и как он с этим справился. Обсуждение.
* Классификация неприятных ситуаций.
*Какие действия провоцируют беду?
*Какие действия можно предпринять, чтобы избежать беды?
4. Упражнение "Дерево решений".
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Русская народная поговорка.
Объяснение.
То, как ты поступишь в определенной ситуации, зависит от твоего выбора, решения и может иметь далеко идущие последствия.
Какими ориентирами ты руководствуешься, когда делаешь выбор, принимаешь решение.
Чем ты руководствуешься?
Как ты оправдываешь свое решение, объясняешь свое решение?
Принимаешь ли ты во внимание его последствия?
Думаешь ли ты о последствиях?
А как это делать?
Все вы в детстве любили кататься с горки. Представьте, вот ваша горка. С нее есть два спуска. Один заканчивается большой, грязной лужей, а второй -песком.
Как вы думаете, какую горку лучше выбрать, почему?
Вывод: нужно думать о последствиях, прежде чем сделать выбор.
5. Ролевые игры "Как вести себя в сложной ситуации?"
У каждого решения есть свой результат, который можно предусмотреть заранее.
Придумать и разыграть ситуацию давления, когда человека против воли заставляют изменить своему решению. Задача группы уговорить героя, а задача героя - устоять.
1.Ролевая игра "Уговорить на субботник".
Задача: уговорить, убедить участника прийти на субботник (благоустройство детской площадки).
Участник отказывает, что бы ему ни предложили.
Анализ аргументации, позиции партнеров, трудности отказов.
2.Ролевая игра "Трудное решение".
Ситуация. На тебя напали хулиганы. Из критической ситуации тебя спас прохожий - подросток, который пришел к тебе на помощь. Через несколько дней он предложил тебе забраться на оптовый склад.
Задание: как ты поведешь себя в этой ситуации. Разыграть диалог, проанализировать позиции, тактики общения.
3.Ролевая игра "Магазин".
Ситуация. Кассир обвиняет покупателя, что тот взял из магазина перчатки. Покупатель должен доказать, что перчатки куплены в другом магазине.
Провести анализ позиций, стратегии, тактики, стиля общения.
4.Ролевая игра "Телефон".
Ситуация. Тебе надо позвонить, чтобы сообщить, где ты находишься. В телефонной будке развлекаются подростки. Задание:- привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения на свой разговор.
Человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, притворяясь, что не замечает, что ты тоже хочешь поговорить.
Проанализировать методы привлечения внимания, позиции и тактики общения.
5.Ролевая игра "В подъезде".
Вечером, возвращаясь домой, ты сталкиваешься в подъезде с компанией соседских ребят. Все они курят, протягивают сигарету и тебе. Обсуждение (обмен впечатлениями после проигрывания каждой ситуации). Вопрос к героям: было ли трудно? Какой аргумент заставил засомневаться в своем решении? наблюдатели добавляют.
Вопрос к группе: Какой довод героя оказался убедительным настолько, что вы отстали?
6. Упражнение "Отработка навыков оптимальной реакции в конфликтной ситуации".
Группа 5-7 участников за 10 минут должна решить, где они совместно могли бы провести свободное время. Они все большие друзья и хотят провести воскресенье вместе - время и место действия должны быть реальными. Но при этом каждый стремится настоять на своем.
Проанализировать: насколько полно принятое решение удовлетворяет каждого участника? Как менялось отношение к проблеме и предложениям по ходу дискуссии? Кого слушали, с кем соглашались? Кто был лидером? Каков способ достижения согласия? Обсуждение. Какие качества, по-вашему, лучше других помогут вам бороться с принуждением к чему бы то ни было ( приему алкоголя или нежелательному времяпрепровождению)? После того, как качества названы, участники выстраивают рейтинг этих качеств, то есть выстраивают по степени их важности.
Целеустремленность.
Уверенность в себе.
Чувство собственного достоинства.
Самоуважение.
Самостоятельность.
Физическая сила.
Знание приемов борьбы.
Упрямство.
Сила воли.
Защита старших.
Подумайте, а есть эти качества у вас? Если их нет, то вы можете развить их, добросовестно выполняя любую работу, занимаясь спортом, проявляя упорство в достижении цели.
1. Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» 20 мин.
Цель: проведение входящего тестирования для диагностики аддиктивного поведения человека.
1.Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:
а) нет, таккак считаю, что это не поможет;
б) да, если для этого есть подходящий собеседник;
в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.
2.Насколько сильно вы переживаете неприятности:
а) всегда и очень тяжело;
б) это зависит от обстоятельств;
в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.
3. Если вы не употребляете спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные напитки, то по какой причине:
а) для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;
б) для того чтобы как-то отвлечься от них;
в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чувствовать себя свободнее.
4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:
а)позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;
б) идете в гости к друзьям;
в)переживаете в одиночестве.
5. Когда близкий человек обижает вас, то вы:
а) уходите в себя и мало общаетесь с другими людьми;
б) требуете от него объяснений;
в)рассказываете об этом другим людям.
6. В минуту счастья вы:
а) не думаете о перенесенном несчастье;
б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;
в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.
7. Что вы думаете о психиатрах:
а) вы бы не хотели стать их пациентом;
б) многим людям они могли бы реально помочь;
в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.
8. Судьба по вашему мнению:
а) вас преследует,
б) несправедлива к вам,
в) благосклонна к вам.
9. О чем вы думаете после ссоры с другом, когда ваш гнев уже проходит:
а) о том приятном, что у вас было в прошлом;
б) мечтаете тайно ему отомстить;
в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели.
Ниже дан ключ для перевода ответов испытуемых в баллы.
Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный
Порядковый номер суждения
ответ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
а 3 4 5 0 3 1 4 5 1
6 1 0 3 2 0 3 2 2 2
в 2 2 1 4 1 5 3 1 3
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.
При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности иобычно реагирует на них психологически неадекватно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"
1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастны...
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Разработанная программа по физической культуре во внеурочное время с учащимися 11-12 лет направлена на профилактику аддиктивного поведения подростков, подверженных влиянию различных неблагоприятных фа...
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"
Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
Духовно-нравственное воспитание на уроках, как профилактика аддиктивного поведения детей с умственной отсталостью
В статье представлена методика профилактики аддиктивного поведения учащихся с умственной отсталостью через духовно-нравственное воспитание...
Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)
Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)...