Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"
рабочая программа на тему
1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3.осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
4.в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_addiktivnogo_povedeniya_detey_i_podrostkov.docx | 46.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков «Вместе мы сильнее»
Безъязычная И.Н., социальный педагог
При разработке данного плана действий опиралась на следующие группы населения:
- школа (учащиеся и преподаватели);
- семья (родители и дети);
- место жительства (поселковая администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение);
Целевые группы:
Возрастная категория | Микросреда | Целевая подгруппа |
Учащиеся начального звена (1-4 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования, молодёжные объединения | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций, сверстники и друзья |
Цель: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие веществ ПАВ.
Выделенная система профилактики ПАВ будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Задачи:
- Определить специфику наркомании, алкоголизма, табакокурения как особого социально-психологического феномена;
- Выявить социально-психологические причины распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде;
- Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение ПАВ в рамках работы классного руководителя;
- Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы программы:
- Комплексность или согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, школьный психолог, врачи, нарколог, социальный педагог, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
- органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
- возраста детей;
- степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
М н о г о а с п е к т н ость: сочетание различных направлений профилактической работы:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления ПАВ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики ПАВ (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми “группы риска”;
2) Работа с педагогическим коллективом:
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по проблеме ПАВ;
- работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
- психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять сигареты, алкоголь, наркотические вещества.
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Актуальность данной программы:
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране еще больше населения попробует наркотики и другие психоактивные вещества.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2012-2016 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – октябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций вредных привычек
Задачи:
- Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
- Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к вредным привычкам.
- Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
- Выявление детей “группы риска”.
Методы:
- Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы вредных привычек.
- Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
- подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
- подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению психоактивных веществ;
- подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь
Цель: реализация работы ПАВ в образовательном учреждении.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
- Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
- Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
- Информационный;
- Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
- Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- мини-спектакль;
- психотерапевтические занятия;
- тренинг;
- ролевая и деловая игра;
- мозговой штурм;
- круглый стол;
- дискуссия;
- конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
- социологический опрос;
- показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа:
развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный.
Время проведения: апрель – май
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
- Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
- Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы .
- Определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.
Методы:
- Анализ отчетной документации.
- Опрос, беседа.
- Анонимное анкетирование.
Значение этапа:
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ;
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
- Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
- Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
- Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
- Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся "группы риска".
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Техническое оснащение программы:
- Проектор и экран;
- DVD, телевизор;
- Музыкальный центр;
- Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
- Цифровой фотоаппарат;
- Расходные материалы.
План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Класс | Ответственные | |
1. | Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками ЧПОМ | В течение учебного года | 1-11 | Социальный педагог, школьный инспектор | |
2. | Рейды по борьбе с курением | В течение учебного года | 1-11 | Социальный педагог, школьный инспектор Классные руководители | |
3. | Посещение учащихся на дому | В течение учебного года | 1-11 | Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор | |
4. | Организация и проведение тренинговых упражнений | Ноябрь | 5-9 | Психолог | |
5. | Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” | В течение учебного года | 1-11 | Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор | |
6. | Месячник по профилактике правонарушений | Декабрь | 1-11 | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор | |
7. | Анкетирование детей “Группы риска” | Январь | 5-9 | Социальный педагог, психолог | |
8. | Операция “Неблагополучная семья” | Февраль | 1-11 | Социальный педагог, школьный инспектор, классные руководители | |
9. | Участие в профилактической акции “Безнадзорник” | Апрель | 1-11 | Зам. директора по ВР, социальный педагог, школьный инспектор | |
10. | Профилактическая операция “Неформал” | В течение учебного года | 1-11 | Социальны педагог, школьный инспектор, сотрудники ЧПОМ | |
11. | Семинар для классных руководителей по теме: “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” | декабрь | 5-11 | Руководитель МО классных руководителей, социальный педагог | |
12. | Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта | В течение учебного года | 1-11 | Социальный педагог, психолог | |
15. | Работа инспектора ПДН в школе | 1 раз в месяц | 1-11 | Инспектор ПДН, социальный педагог, школьный инспектор | |
Профилактическая работа с учащимися по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением | |||||
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Класс | Ответственные | |
1. | Знакомство учащихся с правилами поведения в школе, общественных местах | Сентябрь | 1- 5 | Классные руководители | |
2. | Анкетирование “Вредные привычки” | Сентябрь | 5-6 | Психолог | |
3. | Классный час на тему: “Опасные удовольствия” | Сентябрь | 5-10 | Классные руководители | |
4. | Классный час “Человек. Личность. Гражданин” | Декабрь | 7-11 | Классные руководители, социальный педагог | |
5. | Проведение классных часов на тему: “Что такое алкоголь?” | Октябрь | 5-7 | Классные руководители | |
6 | Ток-шоу “Давайте задумаемся” (по проблеме алкоголизма) | Октябрь | 9-11 | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог организатор | |
7. | Кинолекторий: “Всего одна рюмка” | Октябрь | 5-6 | Педагог организатор, Совет «ЗОЖ» | |
8. | Час коммуникативного общения: “Как сказать наркотикам “Нет!” | Ноябрь | 8-10 | Социальный педагог | |
9. | Акция: “21 век – век без наркотиков” | Ноябрь | 5-11 | Классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог | |
10 | Выпуск школьной информационной газеты на тему: “Нет наркотикам!” | Декабрь | 9-11 | Педагог-организатор, Совет «Пресс-центр» | |
12. | Лекция “Причина одна, последствий - множество” | Декабрь | 9-10 | Савина С.В., педиатр
| |
13. | Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением | Январь | 5-8 | Преподаватель ИЗО | |
14. | Театрализованная игра “Суд над наркоманией” | Январь | 8-9 | Педагог-организатор, Совет «Затейник» | |
15. | Викторина “Что? Где? Когда?” тема: « Безвредных сигарет не бывает» | Февраль | 10-11 | Педагог-организатор, классные руководители, Совет «ЗОЖ» | |
16. | Школьная научно-практическая конференция: «Влияние табака на здоровье человека» | Март | 5-11 | Зам. директора по ВР классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор, психолог, Совет «ЗОЖ» | |
17 | Выпуск школьной информационной газеты “Сигаретам нет!” | Март | 9-11 | Педагог-организатор, Совет «Пресс-центр» | |
18 | Ситуативный практикум «Как бросить курить» | Март | 8-9 | Социальный педагог, психолог | |
19. | Цикл бесед “Курить – здоровью вредить!” | Апрель | 5-9 | Социальный педагог, школьный инспектор | |
20. | Театрализованная игра “Суд над сигаретой” | Апрель | 6 -8 | Социальный педагог, педагог-организатор, Совет «ЗОЖ» | |
21. | Круглый стол - “Не сломай судьбу свою” | Май | 7-9 | Зам. директора по ВР библиотекарь, социальный педагог, школьный инспектор, психолог | |
22. | Экскурсии в ЧПОМ | Май | 6-8 | Социальный педагог, школьный инспектор |
Обучающие семинары для педагогов
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Ответственные |
1. | Агрессивные дети: учимся работать и понимать | Сентябрь | Руководитель МО классных руководитель, психолог |
2. | Как оградить подростка от влияния вредных привычек» | Декабрь | Руководитель МО классных руководитель, социальный педагог |
3. | Работа с проблемными детьми | Февраль | Социальный педагог, психолог |
4. | Общение педагога с родителями | Апрель | Руководитель МО классных руководитель, социальный педагог |
Профилактическая работа с родителями
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Ответственные |
1 | Общешкольное родительское собрание «Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия» | сентябрь | Социальный педагог |
2. | Общешкольное родительское собрание «Проблемы ответственности родителей за воспитание детей в современных условиях» | ноябрь | Социальный педагог |
3. | Общешкольное родительское собрание «Единые требования семьи и школы – залог успешной мотивации учащихся» | январь | Социальный педагог |
4. | Общешкольное родительское собрание «Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье» | март | Социальный педагог |
5. | Общешкольное родительское собрание «Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор?» | май | Социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Разработанная программа по физической культуре во внеурочное время с учащимися 11-12 лет направлена на профилактику аддиктивного поведения подростков, подверженных влиянию различных неблагоприятных фа...
Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»
Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков
«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"
Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Илева - саць сава сер!"
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате....
Духовно-нравственное воспитание на уроках, как профилактика аддиктивного поведения детей с умственной отсталостью
В статье представлена методика профилактики аддиктивного поведения учащихся с умственной отсталостью через духовно-нравственное воспитание...