Духовно-нравственное воспитание на уроках, как профилактика аддиктивного поведения детей с умственной отсталостью
статья на тему
В статье представлена методика профилактики аддиктивного поведения учащихся с умственной отсталостью через духовно-нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_-.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках, как профилактика аддиктивного поведения детей с умственной отсталостью
Ребенок с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей наших детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности. И именно эта агрессия может привести к проявлению аддиктивного поведения у детей с умственной отсталостью. Для того, чтобы этого не произошло, нужно направить энергию наших учащихся в нужное русло. Одним из вариантов этого отвлечения внимания от всякого рода зависимостей мы видим духовно - нравственное воспитание. Это особенно актуально, т.к. в последнее время все чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.
С одной стороны, из этого можно сделать вывод, что общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся наши обучающиеся.
Перед нашим Центром стоит непростая задача развития и воспитания детей с УО. Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний , но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка с ОВЗ в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную.
Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Оно помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства.
В процессе духовно-нравственного воспитания на уроках очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира УО учащихся.
В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и беседы, участие в выставках, экскурсии.
На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников я стараюсь затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку.
Во время бесед о картинах бытового или портретного жанра можно раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества.
Натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок с УО мог пропустить через себя полученный материал.
Задача учителя изобразительного искусства высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка с ОВЗ чистых и светлых нравственных идеалов. Уроки изобразительного искусства в школе - это уроки духовности.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.
Помочь вырастить и воспитать в ребенке с УО духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал.
В нашем Центре уже многие годы проводится факультатив «Декоративно-прикладное искусство». Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности ребенка с УО. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей с ОВЗ, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.
Необходимым условием построения современной системы духовно-нравственного воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует духовно-нравственному воспитанию, приобщает к миру прекрасного.
Воспитать любовь к прекрасному - это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей с ОВЗ стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
В нашем Центре большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.
Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству и кружка «Декоративно-прикладное искусство» можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников с УО, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы духовно-нравственного воспитания.
Сегодня в мир наших детей вошли слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры. Компьютерное общение нарушает восприятие мира реального. Одна из причин бездуховности детей – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Профилактика девиантного поведения подростков с нарушением интнллекта...
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».
Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей». 16.12....
Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...
«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать Скажи и я забуду,покажи и я запомню, ...
«Духовно – нравственное воспитание, как основа профилактики наркомании в подростковой сфере»
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовны...