Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)
Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)
Цель: повышать уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с причинами и последствиями употребления наркотиков
- Учить сопротивляться негативному давлению со стороны сверстников
- Формировать навыки, предотвращающие употребление наркотиков
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки
- формировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление наркотических средств
Коррекционно-развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки
- Способствовать развитию навыков самоконтроля
Оборудование: непрозрачная коробка, жевательная резинка, листы бумаги, письмо, вода, два пластиковых прозрачных стакана, зелёнка, йод, хлорка, шприц, палочка.
Ход занятия
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
-Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить одну из важнейших проблем современности. Сейчас я прочитаю вам некоторые факты об этой проблеме, а вы определите, о чем и дет речь.
- Это явление получило широкое распространение в XX веке.
- Это мешает росту, стимуляции творческого процесса.
- Спустя много лет это находится в организме человека.
- После окончания действия его хочется еще.
- Это основная причина появления серьезных заболеваний.
- Это толкает человека на совершение преступлений.
-Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на занятии?(Наркомания, наркотики)
3.Основной этап.
-Правильно, сегодня мы с вами обсудим проблему наркомании. Не секрет, что в мире растет число людей, которые пытаясь убежать от реальности, используют различные наркотики. Люди продолжают употреблять их, не смотря на то, что с давних пор отмечаются негативные последствия употребления наркотиков: адская зависимость, умственная деградация, риск заболеть СПИДом, ранняя смерть и т.д. Они делают это по разным причинам. Проблема наркомании не может не волновать».
-За последние годы существенно изменилась наркоситуация в стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последние десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.
В последние десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и др. психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере, правопорядку, экономике страны.
Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого 5 жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкоголя и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Игра-активатор “Пирамида”.
-Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.
Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте. Ребята выстраиваются в “пирамиду”.
-Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему, же наркоманов становится всё больше и больше?»
Упражнение «Сюрприз»
В непрозрачной коробке лежит; жевательная резинка.
-То, что лежит в этой коробке - «нельзя», «плохо», «запрещено». Но каждый из вас может проявить себя по отношению к этой коробочке, так как захочет.
Обычно ребята проявляют любопытство и заглядывают внутрь.
-Вопрос к заглянувшим: почему зная что это «нельзя», «плохо» и «запрещено» вы всё-таки заглянули в коробочку? Почему не заглянули?
-Всё что для нас запретно является любопытным. И это упражнение поможет нам ответить на вопрос «Почему люди начинают употреблять наркотики?».
Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?».
-Перед вами на доске 3 листа бумаги. Вы должны выйти к доске и написать на этих листах:
- Причины, по которым люди начинают употреблять наркотики
- Последствия, т.е. к чему приводит употребление наркотиков
- Альтернатива, т.е. чем можно заменить употребление наркотиков.
ПРИЧИНЫ | ПОСЛЕДСТВИЯ | АЛЬТЕРНАТИВА | ||
Результат может быть таким:
ПРИЧИНЫ | ПОСЛЕДСТВИЯ | АЛЬТЕРНАТИВА | ||
- от нечего делать; - из любопытства; - за компанию; - назло родителям; - это модно; - чтобы снять боль; - не смог сказать нет и пр. | - смерть от передозировки; - потеря уважения окружающих; - гепатиты и СПИД; - конфликты с родителями и пр. | - занятие спортом; - хобби; - независимость; - накопление капитала и пр. |
Мифология современности
-Представим себе, что миф и факт спорят. Я буду читать утверждение, а вы должны определить, миф это или факт.
- От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.(миф)
-Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости. - Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.(миф)
- Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день. - Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.(миф)
-Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
- Миф 5. Наркоманами становятся как безвольные так и сильные люди.(факт)
- Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
- Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.(миф)
- Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключения.
- Проще отказаться от употребления наркотиков один раз. (факт)
- Проще отказаться от употребления наркотиков один раз чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
РАБОТА В ГРУППЕ. Письмо наркоманки ( НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков то или иное слово.
-Каждое слово повторяется только один раз.
доставать, ужас, выход, красота, боль, мрак, любопытство, чудо, бросать, выходить.
Самое страшное, что не удаётся …, – смертельно боишься физических болей дикой силы. … и стремление к удовольствию гонят на поиски – куда угодно. Бежишь, придумываешь что угодно, умоляешь. Если сегодня не …, не знаешь, как жить, и думаешь, постоянно думаешь об одном и том же. Это похоже на жестокую сказку. Идёт человек по прекрасному саду и видит красивый дом, … толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет … И внутри нет никакой … Только пустота, …, боль. Можно …, разбив стену. Но для этого проходишь через нечеловеческую… Надеешься на … Их не бывает!!!
4.Заключение.
-В Конце нашего занятия, хочется сказать, что практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.
-Сейчас, на примере одного «опыта», мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.
Для «опыта» понадобится:
• Два пластиковых прозрачных стакана
• Зелёнка
• Йод
• Немного хлорки
• Шприц или пипетка
• Вода
• Палочка, чтобы всё перемешать
К началу занятия должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.
-Представим, что это (стаканчики с водой) – два человека, например два парня назовём их Саша и Лёша, им по 16 лет. Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. Но между ними есть одно различие: этот (обратить внимание на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (стаканчик с окрашенной водой) – не имеет твёрдых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.
-Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показать на стакан с зеленоватой водой, а в другой руке шприц с йодом) «толпа» с района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы. Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыснуть из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем». (Размешать помутневшую воду палочкой).
-Видите? Что с ним происходит?
-Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. –
-Всё те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку. Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавить ещё йода в стакан).
-Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, он ещё больше портится.
Поставить на стол первый стакан и взять стакан с хлоркой:
-Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. (при каждом поводе впрыскивать йод в стакан, но он каждый раз йод уничтожается раствором)
-Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.
-Каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.
-И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показать на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается»). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"
1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастны...
Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»
Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...
Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»
Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...
Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних
Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...
Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2021-2026 учебный год
В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...
План мероприятий по профилактике аддиктивного, суицидального поведения несовершеннолетних
План мероприятий по профилактике аддиктивного, суицидального поведения несовершеннолетних...
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что...