Концепция программы спецкурса «Сотвори себя сам»
элективный курс на тему

Ширямова Татьяна Николаевна

Концепция программы спецкурса «Сотвори себя сам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_programmy_spetskursa_sotvori_sebya_sam.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция программы

спецкурса «Сотвори себя сам»

Будущее любого общества всецело зависит от нравственного облика молодежи – тех, кому вскоре предстоит стать рабочими и руководителями, создавать семьи и растить детей.

        Характер человека отражает представление о мире, в котором он живет, и о том, каким должно быть поведение людей в этом мире. Ни одно общество не могло бы осуществить  планов без общепринятых моральных  норм. Но на каких же нормах мы остановим свой выбор?  Какую систему ценностей, какие черты характера общество считает приемлемым для своих членов?

        Любовь, забота, честность, верность слову, доверие, умение прощать, свобода выбора – все эти свойства личности являются более ценными, чем вся сумма знаний, полученных человеком в школе и вузе. Как часто можно встретить человека образованного, но очень  невоспитанного! И маленькому, и взрослому человеку всегда легче, если с пониманием относятся к его заботам, разделяют его радость, помогают в беде. И, ведь самое главное, для этого нужно так мало: просто доброе слово, добрый поступок… этому нужно учить.

        В семье, где царят строгие отношения, ребенок будет расти недолюбленным, замкнутым, и сам будет страдать от этого, а, самое главное, будет считать такие отношения нормой.

        Вот поэтому главной задачей спецкурса «Сотвори себя сам» является более качественное и глубокое эстетическое воспитание и гуманитарное образование, опирающееся на национальную духовную культуру. Целью занятий является знакомство учащихся со складом мышления родного народа, раскрытия значимости СЛОВА в жизни человека Древней Руси, подготовка к осознанному восприятию письменной словесности.  Используется исторический, географический, этнографический и литературный материал.

        Лучше всего начинать занятия со 2 класса, чтобы развить в ребенке интерес к самому себе, к окружающему миру. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, бесед. Письменных работ нет, все держится на слове учителя. На каждом уроке дети рисуют. Сначала  не планировались зарисовки, но детям очень нравится отражать в рисунках знания, полученные на уроке, и мы сделали этот вид работы обязательным.

        На уроках мы обращаемся к литературным текстам малых жанров, но программные произведения не дублируются. Самое главное: учение должно быть увлекательным, без принуждения, учить его (ребенка) понимать жизнь и человека, дать возможность ребенку раскрыться как свободной личности в дальнейшем, помочь ему в этом, разбудив его творчество, прежде всего, через чувственное, образное восприятие мира. Программа может включать в себя целый ряд школьных курсов: историю, природоведение, музыку, ИЗО, во многом – трудовое обучение, занятия фольклорного кружка, прикладного искусства. Таким образом, сильно обособленные гуманитарные предметы начнут «работать» в едином направлении и вести к единой цели, формируя целостное мировоззрение, воспитывая личность.

        Каждый человек, начиная жизнь, верит и надеется, что он будет счастлив. Но, оказывается, чтобы быть счастливым, нужно затратить много сил души, ошибаться самому, ибо чужие ошибки не учат. Человек многолик: дома он один, в школе – другой, с друзьями – третий,  т.е.  у него много ролей. И мы подчас, видя человека в какой-то одной роли, делаем поспешные выводы о его личности. Как часто мы слышим о взрослых людях: «Надо же, на работе такой деловой, вежливый, внимательный, а дома – настоящий тиран!» А дело все в том, что этого человека в детстве не научили любить, быть добрым, уметь сопереживать… Поэтому центральная тема начального курса обучения -  - «ЖИЗНЕННЫЙ КРУГ» (жизнь человека от рождения до смерти), где главный разговор ведется  о семье. Дети проявляют  повышенный интерес к занятиям, т.к. об этом в их возрасте не говорил никто! Первый урок  посвящается тому, что обозначается жизненный круг человека, и первая мысль, которую мы внушили себе, это то, что жизнь человека бесценна, неповторима, и ею нужно дорожить. На этом уроке можно использовать много репродукций картин известных художников, по которым можно  проследить этапы жизни человека. Интересно  послушать мнения детей о возрастных границах: какими они видят нас, учителей, своих родителей, друзей.

        Дейл Карнеги говорит: «Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», «внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне».

        Об этом совете психолога следует помнить всегда в общении с детьми и взрослыми. Уроки по темам «Что в имени тебе моем», «Давайте познакомимся» вызвают большой интерес у детей, побуждают к изучению своей родословной. Мы столько интересного узнали о самих себе, секретничали, гадали, изучали окрестности. Каково было удивление мальчика, когда он сделал открытие: если он – Герасимов, и его отец -  Герасимов, значит, его будущая семья будет носить эту фамилию, так как он – будущий мужчина, глава семьи. Далее мы рассмотрели темы: «Рождение ребенка. Роль крестных», «Детский игровой фольклор», «Календарная обрядовая деятельность», «Свадебное действо», «Общение в семье», «Традиции русского гостеприимства», «Три друга в жизни: мать, отец да верная жена», «Уважение к старшим» и т.д. Все эти темы сопровождаются изучением литературных произведений малых жанров: заговоров, приговоров, шуточных песен, игр.

        Интересно проходят уроки о русской патриархальной семье. Русский человек всегда верил и верит в судьбу, страдания, божью справедливость, поэтому ищет утешения только в семье. Семья была крепка, сильны были семейные нравы. Дети могли оценить роль отца и матери в современной семье, почти все хотели рассказать о своих родителях. Эта тема нашла продолжение и в беседах с родителями, т.к. многие откровения детей по поводу семейных традиций, распределения обязанностей в семье имели определенную направленность. Если раньше отец содержал семью, а мать занималась воспитанием детей, то теперь все изменилось. Гражданская война положила начало новым отношениям мужчины и женщины: муж – солдат, воин, он семьей не занимается, а женщина из матери превратилась в товарища. Семья, как таковая, исчезла. Так как мужа и жены не было дома,  дети стали беспризорны.

        Тема «Семья» хорошо раскрывается и на материале сказок. Обращаясь к известным сказкам «Крошечка Хаврошечка», «Серая Шейка», «Как старик домовничал», «Марья Моревна» и др., можно удачно спланировать уроки о семье, о долге, о Родине. Сатирические сказки «Ленивая жена», «Кому горшок мыть?» могут помочь в разговоре о хозяйке дома. Обращаясь к сказке, можно говорить о материнском праве, о детской судьбе, о детях-сиротах, о сыновьих чувствах, о любви. Кроме сказок можно использовать другие прозаические жанры: предания, легенды, былички, бывальщины. В процессе работы обращаемся к семейно-бытовым обрядам, народным традициям, национальному костюму. Материал для работы очень обширный.

        В 5 классе весь год можно посвятить изучению «Библии для детей». Когда в школьных библиотеках появились эти издания, дети с интересом читали без принуждения эту книгу. В этом возрасте дети уже более восприимчивы к серьезным темам, имеется много литературы, и занятия проходят увлекательно.

        Начиная с 5 класса, можно  вплотную перейти к изучению тем по нравственному воспитанию учащихся. Сначала берем несколько тем, а в 6 классе полностью проводим курс по нравственному воспитанию. Много материала для уроков можно использовать из наследия Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, из литературы по психологии. Детям очень нравится решать нравственные проблемы в процессе игры, что тоже способствует выявлению особых черт характера, помогает определиться в выборе поступков.  

Л.Н.Толстой писал: «Преподавать детям нравственность я пытался вот как: собрав выраженные каждыми мыслителями нравственные истины и изложив их доступным детям  в возрасте около 10 лет языком, я разделил их на отделы, и каждый день читал детям по одной мысли из одного по  очереди отдела, и, прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением».

        Таких отделов у Л.Толстого составилось около 20, а нравственных истин более 700! То, о чем писал он много лет назад, очень актуально в наше время, в эпоху вседозволенности.

        Уроки эти можно сделать увлекательными, приготовив на компьютере для каждого учащегося «Рабочую страничку» с заданиями по теме урока. Задания включают ответ на вопросы письменно и в рисунках, оценку изображенной ситуации, иллюстрацию к произведению по теме урока, короткие занимательные задания по русскому языку. Ребятам это нравится, и многие из них хранят эти странички дома в именных папках.

        Ученица Надя Н. написала: «В своей жизни я никогда не забуду уроки словесности, а знания, которые мы получили, буду применять в будущем. Урок, который я никогда не забуду, это «Любовь и доброта».

        Повзрослеют дети, «повзрослеют»  и наши темы общения. Сегодня же дети сами говорят, что с ними о них никто раньше не разговаривал.

        Учитель оказывается в ситуации творческого поиска, он вынужден расширить свою эрудицию, выходить за рамки своего предмета, формировать собственное целостное видение мира.

        Знания, полученные в рамках этого курса, побуждают ребят к созиданию и преобразованию окружающей действительности, дают ребенку возможность самостоятельно формировать собственное мировоззрение, опираясь на многовековый опыт русской национальной духовной традиции, воспитывают терпимость и уважение к иному образу мышления, чужим убеждениям. Процесс учебы активизирует работу детской психики. Отсюда подъем активности на уроках, пробуждение интереса к работе с книгой и вообще заметное повышение интереса к обучению, обострение у детей восприятия, развития воображения, повышение уровня воспитанности и внутренней культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сотвори себя сам"

Данный урок рекомендован учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования, для использования на уроках этикета, воспитательных мероприятиях ит.д....

Воспитательная система "Сотвори себя"

Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....

Методическая разработка классного часа "Познай и сотвори себя".

Классный час по теме: "Познай и сотвори себя" в 9 классе.Цель: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его памяти, развитию интересов и способностей, самовоспитанию и саморазв...

Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"

Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...

Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам

Творческий отчет на тему "Развитие ученическое самоуправление через комплексно - целевую программу Сотвори себя сам"...