Методическая разработка классного часа "Познай и сотвори себя".
методическая разработка (9 класс) по теме

Классный час по теме: "Познай и сотвори себя" в 9 классе.Цель: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его памяти, развитию интересов и способностей, самовоспитанию и саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_i_sotvori_sebya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»

Классный час на тему:

Учитель биологии:

                                                                                                     Кондакова И.А.

Мичуринск, 2010

Цель: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития.

Оборудование:

  1. Памятки «Как улучшить память?», «Как стать внимательным?», «Как научиться быстро читать?».
  2. Высказывания: «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела» Д. Аддисон; «Всякий человек есть творец своей судьбы» Саллюстий.
  3. Компьютер, медиапроектор.
  4. Часы, листы бумаги с подготовленными текстами из 25 слов.

Подготовка к классному часу: начинается за 1-2 недели до проведения. Учитель определяет круг вопросов необходимых для рассмотрения обучающимися, а также перечень литературы. Заранее проводит тестирование «Типы памяти», анкетирование «Твоё свободное время».

Учащиеся разбиваются на 3 группы, каждая получает своё задание.  

 

Задание для группы №1 – «Память»

  1. Привести примеры феноменальной памяти.
  2. Что такое память? Виды памяти.
  3. Результаты теста «Типы памяти» (учитель).
  4. Исследовательская работа «Определение объёма памяти».
  5. Составление рекомендаций «Как улучшить свою память».

Задание для группы №2 – «Внимание»

  1. Что такое внимание? Его свойства.
  2. Исследовательская работа «Определение объёма внимания».
  3. Тест «Определение сосредоточенности, переключаемости и

концентрации внимания».

  1. Что такое рассеянность?
  2. Составление рекомендаций «Как стать внимательным».

Задание для группы №3 – «Роль книги и чтения в духовной жизни человека»

  1. Какова роль книги и чтения в духовной жизни человека?
  2. Составление рекомендаций «Как овладеть скорочтением».
  3. Результаты анкетирования «Твоё свободное время» (учитель).

Учитель.

        Твои возможности, человек? Если этот вопрос будет обращён к кому-то

из вас, то вы вряд ли сможете на него ответить. Не все знают в полной мере

свои возможности. Что человек может? Оказывается, ресурсы нашего

организма огромны. Приведу несколько примеров.

          В 1963 году один горец провёл четверо суток на голой вершине скалы

при температуре -15, не имея пищи, босиком, в плохой одежде - и даже не простудился. Индус К. Раммути удерживал на своей груди слона. Есть люди,  

способные ходить по разбитому стеклу, гвоздям. Вы знаете, что существует книга рекордов Гинесса, в которой указаны удивительные возможности человеческого организма.

         Как же можно достичь таких результатов? Оказывается, сделать это

можно, только изучив свои возможности и постоянно работая над собой, т.е. развивая их.

         Самой наукой доказано, что человек обладает колоссальными резервами. Но они приходят в действие только тогда, если мы научимся их реализовывать.

         Конечно, вам не надо сейчас ложиться на гвозди, удерживать на груди

слона или ещё что-нибудь. Вы - учитесь. Многие из вас столкнулись с большим объёмом изучаемого материала, с трудностью запоминания. Как облегчить себе учёбу? Для успешной учёбы в школе, а затем и в другом учебном заведении вам необходимо работать над развитием памяти, внимания, возможности которых огромны, работать с большим объёмом информации и отбирать нужное. Вот этому мы сегодня с вами и попробуем научиться.

Ученик:

Память

Примеры феноменальной памяти

         В своей повседневной жизни мы наблюдаем, что одни люди хорошо

запоминают события, номера телефонов, цифры, формулы и т. д., другие

хуже или не запоминают совсем. Про первых говорят, что у них хорошая память, про других – плохая. Но так ли это? Как оценить, хороша ли память человека? Какая бывает память у людей, и каковы возможности человеческой памяти? Эти вопросы интересуют не только учёных, но и каждого из нас. Обратимся к фактам.

         Историки утверждают, что персидский царь Кир, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек. Примерно такой же памятью на лица обладали Наполеон и Суворов. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Трудно представить, что эти таблицы можно запомнить. Другой замечательный учёный академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз.

А великий русский шахматист Александр Алёхин мог играть по памяти с 30-40 партнёрами, он удерживал в памяти позиции фигур и тактику борьбы.

         Все вы знаете композиторов А.Н. Глазунова и С.В. Рахманинова, Моцарта. Они обладали исключительной музыкальной памятью. Для них достаточно было один раз услышать какое-либо произведение, чтобы потом воспроизвести услышанные мелодии.

       Великий русский художник Левитан рисовал пейзажи по памяти.

Мало кто знает удивительного скульптора Лину По. Она умерла в 1948 году, полностью потеряв зрение. Она лепила замечательные статуэтки, создала более 100 скульптур. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали задуманного произведения и воплощать его на ощупь в натуре.

        Все эти люди имели феноменальную память. Понятно, что не все могут иметь такую память, лишь единицы. Но вот углубить, улучшить, расширить, разбудить скрытые в каждом возможности, достичь необычного для себя - это по плечу каждому.

Ученик:

Память и её виды

       У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может в течение долгих лет хранить какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести, подшутить над нами: вдруг  у доски откажется вспомнить формулу или стихотворение, которое выучили всего день назад.

       Уже не одно столетие наука пытается разгадать секрет памяти. Было установлено, что проявление памяти  у человека возможно лишь благодаря работе головного мозга. Он включает 14 млрд. нервных клеток. Мы же используем 2-3 млрд., т.е. мы никогда, даже близко не подходим к границам наших возможностей и память используем на ничтожную долю своей мощности.

       Под памятью обычно понимают способность головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить и воспроизводить необходимые сведения.

Двигательная

Непроизвольная

Произвольная

Эмоциональная

Память

Образная

А)  зрительная

Б) слуховая

В) осязательная

Г) обонятельная

Д) вкусовая

Кратковременная

Долговременная

Смысловая

     

Учитель: результаты теста «Типы памяти».

Учитель.

         Надо знать свой доминирующий тип памяти и использовать его при подготовке к домашнему заданию, экзамену. У кого зрительный – вам достаточно прочитать материал про себя, слуховой – значит обязательно прочитать вслух, моторный – пересказать материал, используя графики, схемы, таблицы.

         Познакомившись  с тем, что такое память и какая она бывает, попробуем оценить возможности своей памяти.

Исследовательская работа

«Определение объёма памяти»

Цель: определить объём кратковременной памяти.

Оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы; (возможные слова для текста: сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт).

Ход исследования: в течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.

Форма отчётности: подсчитаете число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл.

Оценка результатов: по сумме баллов определите, к какой категории относится объём вашей памяти (см. таблицу «Объём памяти и его характеристика»).

Таблица

Объём памяти и его характеристика

Количество

баллов

                           Характеристика памяти

6 и меньше

Объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.  

7-12

Объём чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться.  

13-17

Объём памяти хороший.

18-21

Объём памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, значит, обладаете достаточной волей.

свыше 22

Ваша память феноменальна.

См.: Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М.: Дрофа, 1998, с. 75-76

Тест для тренировки памяти

Задание: прочтите внимательно, но только один раз и постарайтесь запомнить числа:

64  93  57  68  46  37  39  52  74  49    

       Теперь по памяти воспроизведите их, желательно в том же порядке. Общее число чисел, которое вам удалось запомнить, будет характеризовать объём, а количество чисел, которое вы запомнили в том - же порядке – точность вашей механической зрительной памяти.

Этот приём можно использовать и для тренировки памяти.

        Если вы выяснили, что ваша память не отличается феноменальными характеристиками, не следует отчаиваться, а надо заняться её усовершенствованием. Надо не забывать только главного закона саморазвития: труд, настойчивость, регулярность.

Ученик:

Как улучшить свою память

Рекомендации

  1. Заучивай с желанием знать и помнить.
  2. Ставь цель – запомнить надолго (осознанная установка).
  3. Необходимо понять материал, прежде чем заучивать.
  4. Повторяй изученное (начинай повторять, когда материал не забыт;     повторяй через 15-20 минут, затем через 8-9 часов; хорошо повторять перед

сном и утром).

  1. Чередуй чтение с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного; помни слова Толстого; «Неторопись заглянуть в книгу, а «загляни в память».
  2. Тренируй зрительную память.
  3. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, сравнивай с тем, что знал раньше.
  4. Чередуй умственную работу и отдых.
  5. Изредка используй мнемотехнику. Это искусственные приёмы, позволяющие лучше запомнить (цвета спектра помогает лучше запомнить фраза - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).  
  6. Лучше учи по одному часу 7 дней, чем семь часов в 1 день.

Ученик:

Внимание

Внимание и его свойства

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным

                                                                                            С. Джонсон.

        Что такое внимание? Каждый знает, как важно при запоминании быть сосредоточенным. Сидя за столом, мы можем следить за содержанием книги, которую читаем или прислушаться к разговору, ведущемуся в соседней комнате. Такая сосредоточенность психической деятельности и есть внимание. Чем больше сосредоточенность, тем больше внимание.

        В истории  известен такой факт: Однажды Сократ решил принять участие в войне и присоединился к колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришёл в себя, выяснилось, что он простоял несколько часов, далеко отстав от войска.

        А какова сосредоточенность и быстрота внимания у вас?

Учитель:

Тест

Определение сосредоточенности и концентрации внимания

Цель: определить сосредоточенность и концентрацию внимания.

Оборудование: листы с изображением девочек с чёрными  и белыми волосами, чёрными  и белыми бантами, улыбающихся и нет.

Задание: посчитайте, сколько изображено девочек с чёрными волосами, чёрными бантами и улыбающихся. Кто быстрее?

Основной показатель – время выполнения.

Ученик:

Свойства внимания

        Есть люди, которые могут вести беседу, одновременно читать книгу и совершать какие-либо математические действия. Это свойство охвата вниманием 2-3 предметов составляет объём внимания. В 1887 году французский психолог Полан показал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в тоже время писать другое. Он мог декламировать стихи и одновременно перемножать многозначные числа. Тот, кто хочет усовершенствовать своё внимание, должен выяснить, а какое оно у него? Какими задатками он обладает?

       Каждый может определить, каков объём внимания у него.

Учитель:

Исследовательская работа

Определение объёма внимания

Цель: определить объём внимания.

Оборудование: таблица, часы с секундной стрелкой, карандаш.

Ход исследования. 

Испытуемые получают инструкцию с заданием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала – 101 и так до 136. Каждое число зачёркивайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.

Форма отчётности: определите объём внимания по формуле: В=648:t, где В-объём внимания; t – время работы в секундах.

Сравните полученные данные с табличными.

Сделайте вывод.

Таблица

Объём внимания и его оценка

Показатель объёма внимания

                 Оценка показателя

Более 6

Высокий показатель

4-6

Средний

Менее 4

Низкий

       Объём внимания ограничен. Как быть, если требуется большой охват вниманием. Тогда в действие вступает другое свойство внимания – переключаемость. Вы также можете проверить свою способность к переключению внимания.

Учитель:

Тест «Красно-чёрная таблица»

Определение переключаемости и устойчивости внимания

Цель: определить переключаемость и устойчивость внимания.

Оборудование: таблица с цифрами, рисунок «путаница», часы с секундной

стрелкой.

Задание: работа проводится в парах или группах. Обучающиеся получают

таблицу, рисунок «путаница».

Найдите и покажите как можно быстрее красные числа от 1 до 25 (т.е. в возрастающем порядке). Теперь поочерёдно, то  красные в прямом порядке, затем чёрные в обратном.  Если ошибётесь, то начните сначала.

Основной показатель – время выполнения. Кто быстрее и безошибочно сделает задание, тот имеет хорошую переключаемость внимания.

        Попытайтесь глазами (а не карандашом) быстрее проследить каждую из линий рисунка – «путаницы». Закончив движение по очередной линии, запишите в пустую клетку справа номер линии. Затем с помощью карандаша проверьте себя. Ошибки будут характеризовать неустойчивость вашего внимания.

         Тренировка с помощью подобных тестов поможет значительно улучшить эти характеристики внимания.

Учитель: используя какой-либо один тест, невозможно оценить быстроту запоминания, объём внимания. Для более полной и точной характеристики внимания необходимо использовать серию тестов. Мы же с вами знакомимся с приёмами развития памяти,  внимания.

Ученик:

Рассеянность

        Иногда бывает трудно удержать внимание. Это расстройство внимания – рассеянность или отвлекаемость. Она бывает 2-х видов: внешняя и внутренняя. Если кто-то из нас, например, всё время  на уроке вертится, смотрит по сторонам, а не на учителя, то это внешняя рассеянность. А если кто-то задумался , вспомнив заинтересовавшую его книгу, он тоже не слушает учителя – это внутренняя рассеянность.

         Другое расстройство внимания – утомление. Оно бывает при длительном напряжении. Чем сложнее материал, который надо запомнить, тем скорее наступает  утомление. Дело в том, что в процессе концентрации внимания расходуется нервная энергия, происходят изменения в клетках мозга. Для восстановления истощённых нервных клеток требуется отдых.

         Для того чтобы поддержать внимание необходимо сменить занятие.

Учитель: Как стать внимательным? Как развить своё внимание?

Человек – хозяин своего внимания. Каждый человек способен развить своё внимание посредством постоянной работы над собой.

Ученик:

Как стать внимательным

 Рекомендации.

  1. Установка на сосредоточенное восприятие.

Ньютона спросили однажды, благодаря чему ему удалось открыть закон

всемирного тяготения. Великий физик ответил так: «Благодаря тому, что я

непрестанно думал об этом вопросе». Надо не избегать усилий, а заставить

себя сосредоточиться.

       Полезно создать хорошие условия для работы: известно, что Пушкину

хорошо писалось в деревне, в обстановке тишины и покоя.

Чрезвычайно требовательны были к рабочей обстановке Толстой,

Чайковский. Но не всегда, конечно, можно создать себе во время работы

тишину, устранить все причины, отвлекающие внимание. Наш совет:

создавайте себе благоприятные условия для работы, но не избегайте и усилий сосредоточиться  тогда, когда условий нет.

  1. Тренируйте своё внимание.

А.П.Чехов часто писал рассказы, находясь в гостях, во время громких

разговоров, причём он настолько сосредотачивался на своей работе, что

ничто не могло отвлечь его внимания.

  1. Развивайте наблюдательность.

Делать это надо постоянно: идёте по улице постарайтесь запомнить номера

машин, разговариваете с человеком – обратите внимание на детали его

одежды и т. д.

  1. Для мобилизации внимания во время работы важно уметь правильно отдыхать.

         Проводились такие опыты: испытывались свойства внимания после

получасового отдыха от умственной работы, проведённого в помещении, и

проведённого на воздухе. Оказалось, что у второй группы исследуемых

устойчивость внимания была в два раза выше.

Чёткий режим дня, занятия спортом воспитывают волю, тренируют внимание.

         Необходимо помнить, что лучший способ стать внимательным – это

никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.

                       О роли книги и чтения в духовной жизни человека.

 Учитель:

        Важная роль в формировании личности человека, совершенствовании его мышления, памяти, развитии его интересов и способностей принадлежит литературе.

 

Ученик: Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение.

«Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». Книги заставляют работать мозг. Они дают нам колоссальный, обширный и глубокий опыт жизни. Делают человека интеллигентным, развивают в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служат проводником в другие эпохи и к другим народам.

        А.И. Герцен назвал книгу «Духовным завещанием одного поколения другому».

       «Любите книгу … - советовал Алексей Горький, - она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру и к человеку».

       Народ сложил много пословиц и поговорок о влиянии книги, о её роли в жизни человека.

       «Испокон века книга растит человека», «С книгой жить – век не тужить», «Вслед за книгой – умом двигай», «Будешь книги читать – будешь всё знать».

       Каждому человеку книги нужны по-разному, одному больше, другому меньше. Но всему человечеству книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно, но может. А человечеству нет, потому, что нельзя без памяти.

        Книги – это память.

Сегодня, в век информатизации мы забыли о книге.

       Широко известны слова М Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Но великий писатель скромно умалчивает, что в своём идейном и нравственном росте не меньше он обязан и самому себе, своему таланту читателя: жадному и пытливому отношению к книге, умение брать от книг всё ценное. Читать надо умеючи. Вы знаете, что разная литература читается по-разному. Художественная литература требует глубокого и осмысленного чтения. Совсем  по-другому надо читать газетные и журнальные статьи. К ним применим метод скорочтения (или быстрочтения). Скорость чтения человека 130 слов в минуту. А вот в к/ф «Щит и меч» есть такой эпизод, в котором советский разведчик в считанные секунды пробегает  глазами две страницы машинописного текста и запоминает его. Зрителям всё это кажется недуманным, но это результат работы. Умением быстро читать обладали Пушкин, Чернышевский, Горький, Ленин. Многие из вас после соответствующих тренировок могут делать то же самое.

       Методика обучения основана на развитии при чтении памяти и внимания.

Ученик:

Как овладеть скорочтением?

Рекомендации.

  1. Сосредоточиться на том, что вы намерены читать.
  2. Водить глазами по странице сверху вниз, а не слева направо.
  3. Не проговаривать слова (чтобы чтение проходило только в основе зрительного восприятия).
  4. Охватывать группы слов за один взгляд, а не одно или два слова (т.е. читать сначала целыми фразами, а затем целыми строчками) старайтесь как

можно реже останавливаться, чтобы повторно прочитать слово, фразу.

  1. Начинать надо с чтения небольших отрывков, постепенно увеличивая их объём. Обязательно записывайте, за какое время прочитали 2-3 страницы. Результаты, конечно же, будут. Но помните, что нельзя смешивать скорочтение и культуру чтения. Есть чтение – проникновение в прекрасное и есть  скорочтение – овладение растущим потоком информации.

Учитель: 

         Вы заполняли анкету «Твоё свободное время». Большинство из вас указало, что в это время вы читаете, играете в компьютерные игры, помогаете по дому родителям, смотрите телевизор, гуляете и т.д. Всё это хорошо. Но вы ещё должны находить время и для самовоспитания, саморазвития. Эрнст Тельман писал из фашистских застенков своей дочери Ирме «Каждый человек получает два воспитания – «одно ему дают родители (школа) другое, он получает, формируя себя сам». Самое благоприятное время для этого юность.

         Поэтому, я надеюсь, что для каждого из вас этот классный час будет отправной точкой для начала работы над собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ И МАТЕРИАЛ О СЕБЕ.

Здесь вы узнаете о бо мне, о моём жизненном кредо, о моей работе, познакомитесь с моими разработками уроков и презентаций....

Методическая разработка классного час "Уверенность в себе".

Цеью   этого классногго часа является актуализировать знания о признаках уверенного, неуверенного, поведения; формировать представление о способах приобретения уверенности в себе снизить уровень ...

Методическая разработка классного часа "Познай себя"

Основным воспитательным моментом первого года  обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы,  познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих....

Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»

Материал может быть использован для формирования классного коллектива в любом классе...

Разработка классного часа "Путь к себе" для 9 класса.

Сценарий классного часа в 9-х клссах с элементами тренинга....