ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Сотвори себя сам» творческого объединения «Надежда»
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskoy_reabilitatsii_detey_s_ovz.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Сотвори себя сам»

творческого объединения «Надежда»

(срок реализации - 3  года,  возраст детей 7-18 лет)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2016 год


  1. Пояснительная записка

Продуктивная  творческая  деятельность  является  одним  из  важнейших  условий разрешения  эмоционально-личностных  проблем,  способствует  самопознанию   и развитию человека.

Дети  и  подростки  с  ограниченными  возможностями здоровья  и «группы риска» наравне  со  всеми одарены  особыми  уникальными  задатками,  необходимыми  для  художественного творчества.  В  деле  воспитания  нужно  акцентировать  внимание  на  раскрытие потенциальных творческих возможностей, создать благоприятную среду для развития внутреннего мира ребенка, что позволит снять внутреннее психическое напряжение и почувствовать  себя  счастливым.

Творческая  деятельность  воспитанников  ДТО «Надежда»  позволяет получить  социально значимый  результат,  способствует  самосознанию  и  самоутверждению  личности ребенка,  формированию  активной  жизненной  позиции,  интеграции  в  общество.

На занятиях по программе «сотвори себя»  целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.

Работа  на  занятиях  в  ДТО «Надежда» осуществляется с применением  различных  методик  и  форм  работы  с  детьми  с  ограниченными возможностями.  У  большинства  детей  отмечается  различный  уровень интеллектуального развития, поэтому работа организовывается таким образом, чтобы активизировать  внимание,  память,  мышление,  расширить  словарный запас.  Большое внимание уделяется формированию представлений о свойствах предметов: их форме, цвете,  величине,  положении  в  пространстве.  Более  сложным  видом  деятельности является  моделирование,  поделки  по  указанному  образцу.  Для  успешного выполнения   работы  используются  устные  и  письменные  инструкции.   Все  дети нуждаются  в  стимулировании,  поэтому  любая  активность,  самостоятельность, малейшие  успехи  поддерживаются  методом  поощрения.  Вся  творческая  работа стимулирует   у  детей  оптимизм  и  уверенность  в  своих силах.

Вид программы и направленность дополнительной образовательной деятельности.

Это общеобразовательная (общеразвивающая) социально-педагогической и декоративно-прикладной направленностей, адаптированная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росси от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края  от 19.03.2015. № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А. (далее Устав).

Принципы построения программы.

Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

-        учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);

-        направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);

-        принцип эмоционально положительного настроя на занятия;

-        принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;

-        принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»).

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать хорошего результата обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и №группы риска», которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению.

Цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей, обучение и воспитание детей с ОВЗ и «группы риска», адаптация в социально-культурных условиях.

Задачи:

- удовлетворение интересов и потребностей ребенка с ОВЗ или «группы риска» в познании, творчестве, самореализации;

- выявление и поддержка детей, способных к творчеству;

- формирование навыков, способствующих социальному самоопределению личности детей с «особыми» потребностями.

развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

-        формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение     передавать их в изображении.

-        формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия.

-        формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).

-        развивать навыки конструирования.

-        воспитывать положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.

-        развивать любознательность, воображение.

-        расширять запас знаний и представлений.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Кому адресована программа.

Программа адресована детям от 6 до 16 лет. С ограниченными возможностями здоровья и детям «группы риска».

Для каждого обучающегося составляется индивидуальный творческий маршрут, который разрабатывается на основе интересов и возможностей ребенка.

Краткие сведения о коллективе.

Это комплексная группа с постоянным составом.

Дети набираются по желанию и по рекомендации психолога и администрации школы, классных руководителей.

Программа предусматривает различные виды занятий: групповые, индивидуальные. Продолжительность одного занятия 40 минут, перемена между занятиями 5-10 минут.

1 год обучения – 1 час в неделю;

2 год обучения – 2 час в неделю;

3 год обучения – 2 часа в неделю.

Формы и методы, используемые педагогом при реализации программы.

Основной формой организации образовательно-воспитательного процесса является учебное занятие.

Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально

   На различных этапах обучения педагогами используются различные методы и формы:

а) новый материал (показ, рассказ, демонстрация);

б) закрепление (выполнение творческих заданий);

в) подведение итогов (выставка).

Формы и методы образования, положенные в основу программы, способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ и детей «группы риска», интеграции их с окружающим миром. Они строятся на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Применительно к каждой категории детей с ОВЗ или «группы риска» дидактические принципы реализуются специфично, что зависит от характера нарушения развития ребенка и характера социальной дезадаптации

Творческая реабилитация детей с ОВЗ

   Творческая реабилитация включает в себя занятия следующими видами декоративно-прикладного искусства:

Выжигание

Лепка

Работа с бумагой и картоном

Работа с природным материалом

Вышивка

Работа с тканью

Работа с бросовым материалом

Подготовка работ к выставкам

   В программу могут вводиться  занятия видами ДПИ заинтересовавшими в данный момент времени ребенка с «особыми» потребностями, посредством внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Задачи:

- формирование умений и навыков работы с выжигателем, ножницами, бумагой, картоном, природным материалом, пластилином и тд.

- развивать желание детей к самостоятельному творчеству;

- прививать детям такие качества, как трудолюбие, внимание, чувство меры, аккуратность;

- развивать мышление, фантазию, настойчивость, терпение, наблюдательность;

- воспитывать культуру труда и художественный вкус.

Ожидаемые результаты и способы проверки

Знания, умения, навыки

Формы контроля

Знать:

- правила работы с ножницами, выжигателем, бумагой и картоном, природным материалом, пластилином и тд.

Наблюдение, опрос

Уметь:

- применять основные приемы выполнения аппликации;

- раскладывать шаблоны на листе бумаги и вырезать детали;

- выполнять разметку, складывание, разрезание, склеивание, последовательность их выполнения;

- соединение деталей из пластилина и природного материала;

- выделять основные части изделия;

- освоить основные приемы лепки изделий простых форм (круглые, квадратные, овальные, колесиком и т.д.), лепка из целого куска;

- разметка деталей по шаблону, трафарету; определение порядка работы;

- нанесение рисунка на деревянную доску;

- этапы выполнения работы выжигателем;

- выполнение и оформление изделий

Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

2. Примерный учебный план

Тема

Количество часов в расчете на одного обучающегося.

теория

практика

всего

1.

Введение

1

-

1

2.

Выжигание

1

3

4

3.

Лепка

1

3

4

4.

Работа с бумагой и картоном

1

3

4

5.

Работа с природным материалом

1

3

4

6.

Вышивка

1

3

4

7.

Работа с тканью

1

3

4

8.

Работа с бросовым материалом

1

3

4

9.

Подготовка работ к выставкам

-

3

3

10

Итоговое занятие

1

-

1

11.

Итого

9

24

33

Итого в расчете на группу

231

Количество часов отведенных на определенный вид деятельности может изменяться для каждого обучающегося в зависимости от составленного индивидуального маршрута.

3. Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с правилами работы. Цели и задачи, содержание программы. Знакомство с образцами декоративного творчества.

  1. Выжигание.

Знакомство с простейшими элементами выжигания. Подбор материалов (сосна, береза и т.д.). Последовательность выполнения изделия (нанесение рисунка простым карандашом, выжигание).Выполнение работы и ее оформление.

  1. Лепка.

Знакомство со свойствами пластилина (мягкий от тепла, изменяет цвет при смешивании, непрозрачный). Выбор изделия. Рассматривание образца. Выделение основных частей изделия. Составление плана работы. Выполнение и оформление работы.

  1. Работа с бумагой и картоном.

Общие сведения, знакомство со свойствами, простейшие приемы (сгибание, складывание, разрезание). Знакомство с техникой оригами. Выбор образца. Требования, предъявляемые к его изготовлению. Подбор бумаги по цвету и качеству, определение лицевой и изнаночной сторон. Раскладка шаблонов и трафаретов. Освоение этапов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивать. Последовательность выполнения. Изготовление поделок и их оформление.

  1. Работа с природным материалом.

     Использование различных материалов при выполнении работ: соломка, кора деревьев, перья птиц, ракушки, ветки, шишки и т.д; дополнительные материалы – картон, бумага, пластилин. Для склеивания частей служат нитки, проволока, клей, пластилин. Последовательность приемов выполнения изделия. Выполнение работы и ее оформление.

  1. Вышивка.

     Виды вышивки, швов, ниток, канвы. Приемы вышивки. Выполнение    

     работы и ее оформление

7. Работа с тканью Знакомство с тканью, виды ткани, значение

    Знакомство с профессией швеи. Лоскутная аппликация. Лоскутные куклы-обереги «Жаворонки», «Покосница».

8. Работа с бросовым материалом

Для склеивания частей служат нитки, проволока, клей, пластилин.  

Последовательность приемов выполнения изделия Поделки из бутылок,

банок. Конструирование игрушек из прямоугольных  

коробок («Автомобиль», «Робот»)

9. Подготовка работ к выставкам

    Оформление работ, изготовление рамок.

  1. Итоговое занятие.

     Подведение итогов, планирование индивидуально маршрута следующего  

      года.

Досуговая реабилитация детей с ОВЗ

Задачи:

- воспитание общей культуры личности;

- формирование представлений о нравственных нормах общения и поведения.

Досуговая реабилитация рассчитана на совместную деятельность детей с ОВЗ и здоровыми сверстниками и родителями.

План работы

  1. Участие в районной выставке творчества детей с ОВЗ «Мы все можем!».
  2. Участие в районном новогоднем празднике для детей с ОВЗ.
  3. Участие в краевом фестивале для детей с ОВЗ «Ростки талантов».
  4. Участие в выставках организованных организациями-партнерами.

5. Методическое  обеспечение программы

Для работы по программе имеется рабочий кабинет, ученические столы, стулья.

При работе с различными материалами используются различные инструменты и способы защиты (фартуки и нарукавники, стеки и доски для лепки, наперстки, пяльцы, ножницы, клеенки и т.д.)

В наличие все необходимые инструкции по технике безопасности.

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. : в 2 сб / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014
  2. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации Учитель, 2008
  3. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. 5-7 класс. Работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток  Учитель, 2010
  4. Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия 5-9 класс. Программа, рекомендации, разработки занятий Учитель, 2009
  5. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы. Традиционные народные куклы. Керамика Учитель, 2009
  6. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала, пустырных трав. Аппликация из мешковины и бересты : Учитель, 2011
  7. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы. Учитель, 2008
  8. Мураева В.А. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме. Программа, разработки занятий. 1-4 классы Учитель, 2015
  9. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами. Образовательная программа и конспекты занятий. Для детей 7-14 лет Учитель, 2011
  10.  Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ.  Илекса, 2004
  11. Литвинчик К., Коваленко О. Забавные зверюшки из носков. Мамочкина мастерская. – СПб.: Питер, 2015
  12. Уолтер Х. популярный квилинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2012
  13. МакДональд Ф. Вязаные куклы. Сказочные феи. – СПб.: Питер, 2013
  14. Столярова А.М. Вязаные игрушки. – М.: ООО ТД «Издательство Мир Книги», 2011
  15. Декупаж: Практическое руководств / Сост. О.М.Климова. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»

Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы» (объединения «Дебют»)

Программа базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий творческой самореализации детей, их социального, культурного, личностного и профессион...