Программа развивающих занятий для подростков "Сотвори себя"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
«Рекомендовано шПМПк» Ф.И.О. _____________ /___________/ Протокол №_______ От «___»________________2014 года | «Утверждаю» Приказ №_______________ От «_____»__________________20 ____ года Директор Макарова Н.Н. /__________________/ |
Программа развивающих занятий для подростков
«Сотвори себя»
Педагог-психолог Полякова И.В.
Составлено на основе программы
Развивающих занятий для обучающихся 7-11 классов «Сотвори себя»
Усачева Н.А. Москва 2012
Кызыл 2015
Пояснительная записка
Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.
Процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте.
Цель программы: Развитие уникальной личности (его когнитивной, произвольно-волевой, мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер) и творческого отношения к миру у каждого участника.
Задачи:
- Снятие страхов и развитие творческих способностей, умение создавать.
- Развитие ценностной сферы.
- Открытие личностных ресурсов и перспектив дальнейшей жизни каждым участником.
- Развитие ответственности, самостоятельности, умения делать выбор и принимать решения.
- Развитие умение влиться в команду и взаимодействовать в любой командной позиции (способности создавать свои команды).
Программа рассчитана на подростков 13-17 лет. Включает 27 занятий по 1 разу в неделю. Оптимальная численность группы 12-16 человек.
Программа рассчитана на детей с тревожностью, страхами, проблемами в коммуникации, трудностями в самоопределении, мотивационной, эмоциональной, волевой, познавательной и других сферах.
Данная программа построена таким образом, чтобы участники постепенно переходили от игр класса «Я проиграю, но и тебя потяну за собой» (проигрыш-проигрыш), а также «Я выиграю за счет твоего проигрыша» (выигрыш-проигрыш) к созданию в своей жизни игр класса «Я выиграю, и все выиграют вместе со мной» (выигрыш-выигрыш) – т.е. к сотворческой жизненной позиции.
Занятия проводятся с разновозрастными группами (с 7-го по 11-й класс), причем рассчитаны как на группы одного возраста, так и на группы одного возрастного этапа. Каждое занятие посвящено определенной теме
Тематический план занятий
Тема занятия | Содержание | Форма работы | Методическое обеспечение |
Занятие № 1 Учимся общаться | Знакомство Принятие правил работы в группе Разминка Упражнение «Я люблю…» Упражнение «Скульптура» Дискуссия | Груп-повая | |
Занятие № 2 «Что мешает настоящему общению» | Разминка «Цепочка ассоциаций» Дискуссия Упражнение «Сплетня» Подведение итогов | Груп-повая | |
Занятие № 3 «Наша группа как личность» | Разминка Дискуссия Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 4 «Развитие способности принимать решения» | Анкетирование Игра «Черный ящик» Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 5 «Честность и искренность» | Создание смыслового поля Дискуссия Итоговая рефлексия Домашнее задание | Груп-повая | |
Занятие № 6-7 «Желание и намерение» | Слово ведущего Обсуждение Заполнение таблицы Итоговая рефлексия Домашнее задание | Груп-повая | |
Занятие № 8 «Мои права и права других людей» | Групповая дискуссия Рефлексивная осмысление Подведение итогов Домашнее задание | Груп-повая | |
Занятие № 9 «Добро и зло» | Игра «Тайный друг» Основная часть Рефлексия Упражнение «Доска благодарностей» Домашнее задание | Груп-повая | |
Занятие № 10-11 «Ценности моей жизни» | Игра «Чудо – мастер» Рефлексия стиля взаимодействия во время игры | Груп-повая | |
Занятие № 12 «Предназначение и выбор» | Создание смыслового поля Этап проживания Работа в группе | Груп-повая | |
Занятие № 13-14 «свобода и ответственность» | Создание смыслового поля Этап проживания Итоговая рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 15 «Выбор» | Введение в смысловое поле Этап проживания Рефлексия Подведение итогов | Груп-повая | |
Занятие № 16-17 «Лидерство и ответственность» | Создание смыслового поля Групповая работа Этап проживания Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 18 «Команда и компания» | Разминка Этап проживания. Игра «Войди в компанию» Рефлексивное осмысление | Груп-повая | |
Занятие №19 «Стратегия жизненных игр» | Упражнение «Комплимент» Создание поля смыслов Игра «Волшебники» Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие №20 «Доверие и предательство» | Создание смыслового поля Рефлексивная диагностика «Идеальный друг» Упражнение «Слепой и поводырь» Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 21 «Доверие и предательство» | Создание смыслового поля Этап проживания Упражнение «Падение на руки» Упражнение «И это хорошо» Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие №22 «Командность» | Разминка «Атомы и молекулы» Игра «Подводная лодка» Обратная связь Рефлексия | Груп-повая | |
Занятие № 23 «Командность» | Разминка «Два круга» Упражнение «Давай договоримся» Игра «Лабиринт» Создание смыслового поля Упражнение «Походка» | Груп-повая | |
Занятие №24 «Мои ресурсы» | Разминка Упражнение «Альтернатива» Итоговая рефлексия | Груп-повая | |
Занятие №25 «Мои творческие ресурсы» | Упражнение «Я сделаю это» Этап проживания. Упражнение «Творец» | Груп-повая | |
Занятие № 26 «Мои творческие ресурсы» | Разминка Этап проживания. Работа с притчей. Итоговая песня | Груп-повая | |
Занятие № 27 «Творческие ресурсы нашей команды» | Упражнение «Четыре пальца» Игра «Паутина» Рефлексия Итоговое упражнение | Груп-повая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...
Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...
Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса
Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы. Отдельные упражнения...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Профориентация:найди себя" для 9-х классов
Данная программа рассчитана на школьников 9-х классов. Срок реализации программы 1 год- 34 часа.Общеобразовательная цель программы – ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и специфико...
Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...
Программа развивающих занятий для детей 2 класса с трудностями в обучении.
Программа расчитана на детей, испытывающих трудности усвоения школьного материала. В программу входят занятия на развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), т.к. формирование б...
Программа развивающих занятий по курсу "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Реализация идей новой педагогики, личностное развитие ребенка - дошкольника , готовящегося к обучению к школе, немыслимы без привлечения новейших психолого- педагогических знаний, новых психолог...