Программа развивающих занятий для подростков "Сотвори себя"
рабочая программа

Полякова Ирина Васильевна

Для работы с учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotvori_sebya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 14

«Рекомендовано шПМПк»

  Ф.И.О. _____________ /___________/

Протокол №_______

От «___»________________2014 года

«Утверждаю»

 Приказ №_______________

От «_____»__________________20 ____ года

Директор

Макарова Н.Н. /__________________/

Программа развивающих занятий для подростков

«Сотвори себя»

Педагог-психолог  Полякова И.В.

Составлено на основе программы

Развивающих занятий для обучающихся 7-11 классов «Сотвори себя»

Усачева Н.А. Москва 2012

Кызыл 2015

Пояснительная записка

Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

Процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте.

Цель программы:  Развитие уникальной личности (его когнитивной, произвольно-волевой, мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер) и творческого отношения к миру у каждого участника.

Задачи:

  1. Снятие страхов и развитие творческих способностей, умение создавать.
  2. Развитие ценностной сферы.
  3. Открытие личностных ресурсов и перспектив дальнейшей жизни каждым участником.
  4. Развитие ответственности, самостоятельности, умения делать выбор и принимать решения.
  5. Развитие умение влиться в команду и взаимодействовать в любой командной позиции (способности создавать свои команды).

Программа рассчитана на подростков 13-17 лет. Включает 27 занятий по 1 разу в неделю.  Оптимальная численность группы 12-16 человек.

Программа рассчитана  на детей с тревожностью, страхами, проблемами в коммуникации, трудностями в самоопределении, мотивационной, эмоциональной, волевой, познавательной и других сферах.

Данная программа построена таким образом, чтобы участники постепенно переходили от игр класса «Я проиграю, но и тебя потяну за собой» (проигрыш-проигрыш), а также  «Я выиграю  за счет твоего проигрыша» (выигрыш-проигрыш) к созданию в своей жизни игр класса «Я выиграю, и все выиграют вместе со мной» (выигрыш-выигрыш) – т.е. к сотворческой жизненной позиции.

Занятия проводятся с разновозрастными группами (с 7-го по 11-й класс), причем рассчитаны как на группы одного возраста, так и на группы одного  возрастного этапа.  Каждое занятие посвящено определенной теме

Тематический план занятий

Тема занятия

Содержание

Форма работы

Методическое обеспечение

Занятие № 1 Учимся  общаться

Знакомство

Принятие правил работы в группе

Разминка

Упражнение «Я люблю…»

Упражнение «Скульптура»

Дискуссия

Груп-повая

Занятие № 2 «Что мешает настоящему общению»

Разминка «Цепочка ассоциаций»

Дискуссия

Упражнение «Сплетня»

Подведение итогов

Груп-повая

Занятие № 3 «Наша группа как личность»

Разминка

Дискуссия

Рефлексия

Груп-повая

Занятие № 4 «Развитие способности принимать решения»

Анкетирование

Игра «Черный ящик»

Рефлексия

Груп-повая

Занятие № 5 «Честность и искренность»

Создание смыслового поля

Дискуссия

Итоговая рефлексия

Домашнее задание

Груп-повая

Занятие № 6-7  «Желание и намерение»

Слово ведущего

Обсуждение

Заполнение таблицы

Итоговая рефлексия

Домашнее задание

Груп-повая

Занятие № 8  «Мои права и права других людей»

Групповая дискуссия

Рефлексивная осмысление

Подведение итогов

Домашнее задание

Груп-повая

Занятие № 9

«Добро и зло»

Игра «Тайный друг»

Основная часть

Рефлексия

Упражнение «Доска благодарностей»

Домашнее задание

Груп-повая

Занятие № 10-11 «Ценности моей жизни»

Игра «Чудо – мастер»

Рефлексия стиля взаимодействия во время игры

Груп-повая

Занятие № 12  «Предназначение и выбор»

Создание смыслового поля

Этап проживания

Работа в группе

Груп-повая

Занятие № 13-14 «свобода и ответственность»

Создание смыслового поля

Этап проживания

Итоговая рефлексия

Груп-повая

Занятие № 15 «Выбор»

Введение в смысловое поле

Этап проживания

Рефлексия

Подведение итогов

Груп-повая

Занятие № 16-17 «Лидерство и ответственность»

Создание смыслового поля

Групповая работа

Этап проживания

Рефлексия

Груп-повая

Занятие № 18 «Команда и компания»

Разминка

Этап проживания. Игра «Войди в компанию»

Рефлексивное осмысление

Груп-повая

Занятие №19 «Стратегия жизненных игр»

Упражнение «Комплимент»

Создание поля смыслов

Игра «Волшебники»

Рефлексия

Груп-повая

Занятие №20 «Доверие и предательство»

 Создание смыслового поля

Рефлексивная диагностика «Идеальный друг»

Упражнение «Слепой и поводырь»

Рефлексия

Груп-повая

Занятие № 21 «Доверие и предательство»

Создание смыслового поля

Этап проживания

Упражнение «Падение на руки»

Упражнение «И это хорошо»

Рефлексия

Груп-повая

Занятие №22 «Командность»

Разминка «Атомы и молекулы»

Игра «Подводная лодка»

Обратная связь

Рефлексия

Груп-повая

Занятие № 23 «Командность»

Разминка «Два круга»

Упражнение «Давай договоримся»

Игра «Лабиринт»

Создание смыслового поля

Упражнение «Походка»

Груп-повая

Занятие №24

«Мои ресурсы»

Разминка

Упражнение «Альтернатива»

Итоговая рефлексия

Груп-повая

Занятие №25

«Мои творческие ресурсы»

Упражнение «Я сделаю это»

Этап проживания. Упражнение «Творец»

Груп-повая

Занятие № 26 «Мои творческие ресурсы»

Разминка

Этап проживания. Работа с притчей.

Итоговая песня

Груп-повая

Занятие № 27 «Творческие ресурсы нашей команды»

Упражнение «Четыре пальца»

Игра «Паутина»

Рефлексия

Итоговое упражнение

Груп-повая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса

Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы.  Отдельные упражнения...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Профориентация:найди себя" для 9-х классов

Данная программа рассчитана на школьников 9-х классов. Срок реализации программы 1 год- 34 часа.Общеобразовательная цель программы – ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и специфико...

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Программа развивающих занятий для детей 2 класса с трудностями в обучении.

Программа расчитана на детей, испытывающих трудности усвоения школьного материала. В программу входят занятия на развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), т.к. формирование б...

Программа развивающих занятий по курсу "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Реализация идей новой педагогики, личностное развитие ребенка - дошкольника , готовящегося к обучению к школе, немыслимы без привлечения  новейших психолого- педагогических знаний, новых психолог...