Доклад "Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»"
статья на тему
Выступление на региональной научно-практической конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве" (Саратов, 2013)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obl._konf._doklad_bespalova_e.n.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научно-практическая конференция
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Доклад
Формирование социальной активности подростков
в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»
Автор: методист
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
Беспалова Екатерина Николаевна
Саратов 2013
Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.
Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.
В работах последнего десятилетия изучению подвергаются такие аспекты формирования социальной активности, как: развитие структурных компонентов личности учащихся, представляющих уровень социальной деятельности, поведения и общения; стимулирование социальной активности в учреждениях дополнительного образования; педагогическое влияние детских объединений на развитие социальных ориентаций школьников и др.
И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.
Критериями активности подростка (по Т.Ю. Музыченко) выступают:
- включенность подростка в общественную деятельность;
- интерес подростка к активной деятельности;
- способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
- уровень ответственности, самодеятельности подростка.
Детская общественная организация – важный институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути, механизмы, открывается реальная возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков.
В соответствии с планом реализации Концепции молодежного и детского общественного движения в городе Саратове в сентябре 2008 года на базе МОУ ДОД «Центра детского творчества» создан штаб детских общественных организаций образовательных учреждений Ленинского района «Здоровей».
спектр
Примерная численность активистов шаба «Здоровей» в организации около 35 человек. Занятия проходят 2 раза в месяц. Деятельность организации направлена на становление и развитие детского общественного движения, обеспечение выполнения социальных функций, в том числе, вовлечение подрастающего поколения в общественно полезную деятельность.
В рамках экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка учащихся в условиях модели развивающего образовательного пространства цдт» работа штаба выстраивалась с учетом результатов диагностик «Социализированность личности учащихся» М. И. Рожкова , «Методика изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой и других. Цель руководителя штаба – вооружить ребят навыками и умениями организаторов школьных дел, руководителей школьных организаций. Важным моментом в деятельности городской детской организации является учеба актива. В работе штаба «Здвей» отвергается скучная назидательность, горячо поощряется фантазия, творчество.
Формы работы, направленные на формирование активности подростков, можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.
Прежде всего, реальные социально значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть разработки социальных проектов, цель которых стимулирование более активных действий по вовлечению подростков в общественно полезную деятельность. Так, штабисты разработали социальный проект «Подари сердечко другу» по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В рамках этого проекта для воспитанников приюта «Доверие» было проведено театрализованное представление «По морям, по волнам» с вручением мягких игрушек, сшитых членами актива штаба «Здоровей». Этот проект послужил импульсом для дальнейшего планирования самостоятельных социально значимых дел участниками штаба.
В конце ноября 2012 активисты штаба «Здоровей» года разработали и провели акцию «Новогоднее чудо». В рамках данной акции представители школ, которые входят в штаб актива «Здоровей» Ленинского района, собрали в своих школах инициативные группы, разработали мастер-класс «Мастерская Деда Мороза» по изготовлению новогодних открыток. Ребята посетили Детский дом № 1, Детский дом № 2, филиал Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Возвращение" (ранее Социальный приют для детей и подростков «Доверие), Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 1 V. После проведения мастер-классов в период новогодних праздников инициативные группы вновь отправились к детям-сиротам с подарками и новогодними игровыми программами.
Вторая группа – имитационные игры, т.е. игры, которые в большой степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра «Менеджер», «Аукцион знаний», политическая игра «Выборы» и др.). Одной из форм имитационных игр мы в своей деятельности используем ролевую игру, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов подростка и естественное стимулирование их к взаимодействию. В этих играх проявляются и реально существующие в обществе социальные противоречия. Необходимость нравственного выбора поступка и вовлечение в разнообразные взаимоотношения участников игр, побуждение, стимулирование их к активному проявлению своих позиций – так же играет не последнюю роль в содержании ролевых игр. Ведь в результате активных взаимоотношений и взаимодействий всех игроков идет формирования сознания и мышления подростков. Проведение ролевых игр позволяет приобрести детям и подросткам определенный опыт в решении проблем в жизненных ситуациях, развивать творческие, познавательные и организаторские способности.
И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности детей, которые способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.
Наиболее традиционными формами деятельности являются:
- учеба актива,
- школа лидеров,
- организация семинаров,
- тематические встречи,
- брейн-ринги по различным видам деятельности и др.
Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел. Перечислим некоторые из них:
Занятия-практикумы:
- «В зеркале отношений»
- «Мы выбираем жизнь» ( по профилактике ВИЧ\ СПИДА и наркомании среди подростков)
- «Лидерами не рождаются»
- «Взгляд со стороны» ( по профилактике алкоголизма среди подростков)
- «Преступление и наказание»
Игры:
- « Азбука права»
- День отказа от курения»
- «Формула успеха»
Тренинги:
- «Планета людей»
- «Лидер и его команда»
Круглые столы»:
- «Береги здоровье смолоду»
- «В поисках истины»
Мастер-классы:
- «Игры на сплочение коллектива»
- «Организуй себя сам» и многие другие.
Мониторинг социальной активности участников ДОО актива штаба «Здоровей» показал, что повысилась мотивация детей к социально-ориентированной деятельности. На протяжении 5 лет существования ДОО ОУ штаб «Здоровей» стал не только школой навыков, но и школой активности и адаптации учащихся в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что детская общественная организация является одной из эффективных моделей социализации детей и подростков в современном мире.
Литература
- Федеральный Закон «Об общественных объединениях», 1995.
- Программа «Лидер». – М., 1992.
- Алиева Л.В. Детское общественное объединение, как пространство развития субъектности ребенка./ Воспитательная работа в школе. № 5, 2003.
- Музыченко Т.Ю Самооценка активности. // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"
В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...
Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.
Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...
«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »
Тезисы:Анализ опыта работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...
Доклад "Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»"
Выступление на региональной научно-практической конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве" (Саратов, 2013)...
Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»
Выступление на региональной конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве"...
Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»
С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...
Доклад на тему: «Военно- патриотический отряд- как ресурс формирования социально –активной личности».
В МБОУ " СОШ 7" 23.08.2018 г. прошел семинар с участием педагогов школы7 и13....