Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»
статья на тему

Беспалова Екатерина Николаевна

Выступление на региональной конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obl._konf._doklad_bespalova_e.n.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 

Доклад

        Формирование социальной активности подростков

 в условиях деятельности ДОО ОУ штаба  «Здоровей»

Автор: методист

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Беспалова Екатерина Николаевна

Саратов 2013

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.

В работах последнего десятилетия изучению подвергаются такие аспекты формирования социальной активности, как: развитие структурных компонентов личности учащихся, представляющих уровень социальной деятельности, поведения и общения; стимулирование социальной активности в учреждениях дополнительного образования; педагогическое влияние детских объединений на развитие социальных ориентаций школьников и др.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.

Критериями активности подростка (по Т.Ю. Музыченко) выступают:

  • включенность подростка в общественную деятельность;
  • интерес подростка к активной деятельности;
  • способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
  • уровень ответственности, самодеятельности подростка.

Детская общественная организация – важный институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути, механизмы, открывается реальная возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков.

В соответствии с планом реализации Концепции молодежного и детского общественного движения в городе Саратове в сентябре 2008 года на базе МОУ ДОД «Центра детского творчества» создан штаб детских общественных организаций образовательных учреждений Ленинского района «Здоровей».

спектр

Примерная численность активистов шаба «Здоровей» в организации около 35 человек. Занятия проходят 2 раза в месяц. Деятельность организации направлена на становление и развитие детского общественного движения, обеспечение выполнения социальных функций, в том числе, вовлечение подрастающего поколения в общественно полезную деятельность.

В рамках экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка учащихся в условиях модели развивающего образовательного пространства цдт» работа штаба выстраивалась с учетом результатов  диагностик «Социализированность личности учащихся» М. И. Рожкова ,  «Методика изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой и других. Цель руководителя штаба – вооружить ребят навыками и умениями организаторов школьных дел, руководителей школьных организаций. Важным моментом в деятельности городской детской организации является учеба актива.  В работе штаба «Здвей»  отвергается скучная назидательность, горячо поощряется фантазия, творчество.

Формы работы, направленные на формирование активности подростков, можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

Прежде всего, реальные социально значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть разработки социальных проектов, цель которых стимулирование более активных действий по вовлечению подростков в общественно полезную деятельность. Так,  штабисты разработали социальный проект «Подари сердечко другу» по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В рамках этого проекта для воспитанников приюта «Доверие» было проведено театрализованное представление «По морям, по волнам» с вручением мягких игрушек,  сшитых членами актива штаба «Здоровей». Этот проект послужил  импульсом  для дальнейшего планирования самостоятельных социально значимых дел участниками штаба.

В конце ноября 2012 активисты штаба «Здоровей» года разработали и провели акцию «Новогоднее чудо». В рамках данной  акции представители школ, которые входят в штаб актива  «Здоровей» Ленинского района, собрали в своих школах инициативные группы, разработали мастер-класс «Мастерская Деда Мороза» по изготовлению новогодних открыток. Ребята  посетили Детский дом № 1, Детский дом № 2, филиал Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Возвращение" (ранее Социальный приют для детей и подростков «Доверие), Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 1 V. После проведения мастер-классов в период новогодних праздников инициативные группы вновь отправились к детям-сиротам с  подарками и  новогодними игровыми программами.

Вторая группа – имитационные игры, т.е. игры, которые в большой степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра «Менеджер», «Аукцион знаний», политическая игра «Выборы» и др.). Одной из форм имитационных игр мы в своей деятельности используем ролевую игру, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов подростка и естественное стимулирование их к взаимодействию. В этих играх проявляются и реально существующие в обществе социальные противоречия. Необходимость нравственного выбора поступка и вовлечение в разнообразные взаимоотношения участников игр, побуждение, стимулирование их к активному проявлению своих позиций – так же играет не последнюю роль в содержании ролевых игр. Ведь в результате активных взаимоотношений и взаимодействий всех игроков идет формирования сознания и мышления подростков. Проведение ролевых игр   позволяет приобрести детям и подросткам определенный опыт в решении проблем в жизненных ситуациях, развивать творческие, познавательные и организаторские способности.

И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности детей, которые способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

 Наиболее традиционными формами деятельности являются:

  • учеба актива,
  • школа лидеров,
  • организация семинаров,
  • тематические встречи,
  • брейн-ринги по различным видам деятельности и др.

Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел.  Перечислим некоторые из них:

Занятия-практикумы:

- «В зеркале отношений»

- «Мы выбираем жизнь» ( по профилактике ВИЧ\ СПИДА и наркомании среди подростков)

- «Лидерами не рождаются»

- «Взгляд со стороны» ( по профилактике алкоголизма среди подростков)

- «Преступление и наказание»

Игры:

- « Азбука права»

- День отказа от курения»

- «Формула успеха»

Тренинги:

- «Планета людей»

- «Лидер и его команда»

Круглые столы»:

- «Береги здоровье смолоду»

- «В поисках истины»

 Мастер-классы:

-  «Игры на сплочение коллектива»

- «Организуй себя сам» и многие другие.

Мониторинг социальной активности участников ДОО актива штаба «Здоровей» показал, что повысилась мотивация детей к социально-ориентированной деятельности. На протяжении 5 лет существования ДОО ОУ штаб «Здоровей» стал не  только школой навыков, но и школой активности и адаптации учащихся в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская общественная организация  является одной из эффективных моделей социализации детей и подростков в современном мире.  

Литература

  1. Федеральный Закон «Об общественных объединениях», 1995.
  2. Программа «Лидер». – М., 1992.
  3. Алиева Л.В. Детское общественное объединение, как пространство развития субъектности ребенка./ Воспитательная работа в школе. № 5, 2003.
  4. Музыченко Т.Ю Самооценка активности. // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века.  – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Проектная деятельность как способ формирования социально активной личности

Использование проектной деятельности как способа формирования социально активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе ....

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Доклад "Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»"

Выступление на региональной научно-практической конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве" (Саратов, 2013)...

Доклад "Формирование социальной активности подростков в условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»"

Выступление на региональной научно-практической конференции "Социализация детей и подростков в образовательном пространстве" (Саратов, 2013)...