Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"
методическая разработка на тему

Волкова Наталья Владимировна

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Чтобы приступить к созданию ШСП, куратору необходимо изучить нормативно-правовую документацию, т.е. на основании чего будет создаваться данная школьная структура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Нормативно-правовая база школьной службе медиации»

 Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Зачастую, те способы решение конфликтов, которые обычно практикуются в школе, нередко решают только последствия ссоры, а не ее причину.

 «Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Чтобы приступить к созданию ШСП, куратору необходимо изучить нормативно-правовую документацию, т.е. на основании чего будет создаваться данная школьная структура.

  1. Нормативно-правовая база включает в себя следующие документы:

1.Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (июнь 2012г.)

2.«План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений «Национальной стратегии…» разработанный Правительством Российской Федерации в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (раздел V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»).

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

4.Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30.12.2012г. № 2620-р

5.ФГОС

6.Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 г. № 1121-р).

7.Приказ министерства образования Саратовской области от 27.02.2014 г. № 654 «Об организации работы служб школьной медиации для профилактики и разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних».

8.Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от20.11.1989г.)

9.Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (один из основных документов для работы школьной службы примирения в России).

Помимо нормативно-правовой базы, которой  в своей работе должен руководствоваться куратор службы медиации, есть ряд документов необходимых для  работы и отчетности.

1.Книга Антона Коновалова «Школьная служба примирения и  восстановления культуры взаимоотношений.

  1. Положение о службе примирения в школе.
  2. Приказ по школе о создании службы примирения.
  3. Договор о сотрудничестве между юристом или службой, которая будет учить и контролировать правильность решения конфликтов.
  4. Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения (совместно с городским куратором)
  5. Примерный план работы ШСМ.
  6. Методические рекомендации о выборе школьного куратора и набора школьников в службу медиации.
  7. Порядок работы медиатора (по этапно).
  8. Журнал регистрации конфликтных ситуаций.
  9. Регистрационная карточка.
  10. Примирительный договор. Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной  процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.

Восстановительная медиация осуществляется с помощью примирительных программ, которые выбираются медиаторами, исходя из причины конфликта

Например:

  1. Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность  за случившееся и хочет исправить ситуацию.

Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.

  1. Программа примирения в семье

При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.

  1. Приказ министерства образования Саратовской области от 27.02.2014 г. № 654 «Об организации работы служб школьной медиации для профилактики и разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних».
  2. Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (один из основных документов для работы школьной службы примирения в России).

Помимо нормативно-правовой базы, которой  в своей работе должен руководствоваться куратор службы медиации, есть ряд документов необходимых для  работы и отчетности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея 5-7кл.

Система знаний и система деятельности.№ уро каТема урокаВид урокаСистема знанийСистема деятельности5 класс1.Язык – важнейшее средство общения.Урок – беседа.1.Изучение высказываний известных людей о ру...

Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

Презентация к классному часу на базе школьного музея "Добрая память"

Презентация к классному часу о земляках-героях  из цикла классных часов, посвященных ВОв. Учащиеся сами составляют комментарий к слайдам. Информацию можно получить как из библиотечных источ...

Презентация " ФГОС в школьном иноязычном пространстве" на базе урока в 10 классе по учебнику М.Вербицкой.

Урок интересен своей новизной. Разработок по учебнику " Forward"  в 10 классе нигде пока  не встретишь. Разработка урока по английскому языку в 10 классе по учебнику М.Вербицкой "Forward" в ...