Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
статья на тему

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный коллегами, группа воспитателей нашей школы-интерната (в том числе автор данной публикации) создала сквозную внеурочную образовательную программу коррекционно-развивающих занятий по социализации воспитанников. В творческую группу создателей программы входили воспитатели высшей и первой категорий, имеющие большой опыт работы с данной категорией детей. 

Программа настолько оправдала себя, что и сегодня содержание программы актуально и активно используется в педагогической деятельности школы-интерната. Проходит время, меняются методы и формы работы с детьми, способы организации деятельности детей, а основное содержание программы практически остаётся неизменным.

Сквозная программа включает в себя следующие образовательные модули (внеурочные образовательные программы): Безопасность жизни, Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Охрана здоровья, Питание, Природа.

 

Каждый модуль сквозной программы включает учебный материал с 1 по 10 классы, предусматривает последовательное изучение программного материала с постоянным усложнением, учитывает возрастную динамику воспитанников.

В современной школе-интернате во внеурочной образовательной деятельности для реализации данной программы нашими педагогами активно используются различные элементы современных образовательных технологий и методик, адаптированные для работы с воспитанниками данной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и воспитывающиеся в школе-интернате): Технология дифференцированного обучения, Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход в обучении), Технология проблемного обучения, Технология проектирования (мини-проекты, проекты), Технология педагогических мастерских (творческая мастерская), Шоу-технологии, Технология коллективных творческих дел (КТД),  Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Здоровьесберегающие технологии

 

Содержание деятельности программного материала, методика проведения занятий на современном этапе показана на примере образовательного модуля (образовательной программы) «Отдых и досуг».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната.

Реализация образовательной программы «Отдых и досуг»

(статья)

Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и проживающие в школе-интернате, вследствие как состояния здоровья, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудость представлений об окружающем мире, неразвитость адаптационных способностей.

Однако ученик, выйдя из стен школы-интерната, становится полноправным членом общества, поэтому нам необходимо подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.

Большую роль в освоении социального опыта нашими детьми играют занятия, проводимые во внеурочное время. Воспитатель, учитель, классный руководитель, социальный педагог несут особую ответственность за формирование и закрепление у обучающихся жизненно необходимых знаний и умений.

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный коллегами, группа воспитателей нашей школы-интерната (в том числе авторы данной статьи) ещё в 1998 году создала сквозную внеурочную образовательную программу коррекционно-развивающих занятий по социализации воспитанников. В творческую группу создателей программы входили воспитатели высшей и первой категорий, имеющие большой опыт работы с данной категорией детей.

Программа настолько оправдала себя, что до сих пор, спустя более 15 лет, содержание программы актуально и активно используется в педагогической деятельности школы-интерната. Проходит время, меняются методы и формы работы с детьми, способы организации деятельности детей, а основное содержание программы практически остаётся неизменным.

Сквозная программа состоит из 9 взаимосвязанных образовательных модулей (внеурочных образовательных программ), основная цель реализации которых – помочь детям данной категории приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Сквозная программа включает в себя следующие образовательные модули (внеурочные образовательные программы): Безопасность жизни, Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Охрана здоровья, Питание, Природа.

Каждый модуль сквозной программы включает учебный материал с 1 по 10 классы, предусматривает последовательное изучение программного материала с постоянным усложнением, учитывает возрастную динамику воспитанников.

Содержание деятельности программного материала, методику проведения занятий на современном этапе покажем на примере образовательного модуля (образовательной программы) «Отдых и досуг».

Изучение материалов образовательной программы "Отдых и досуг" направлено на воспитание у детей умения занимательно и интересно для себя организовать свободное время.

Основные обучающие задачи программного модуля «Отдых и досуг»: вырабатывать навыки по организации своего отдыха и досуга в школе и вне ее - посещать кружки, театры, кино и т.д., развивать навыки организации подвижных и малоподвижных игр - головоломок, ребусов, фокусов, шуток, прививать навыки прикладного творчества - изготовление поделок, вышивание, вязание, знакомить с коми культурой и традициями, с видами театров и спектаклей, с музеями, выставками, концертами, обогащать знания о коллекционировании, о мире техники и др., закреплять навыки организации своего досуга - увлечения, хобби, планирование своего свободного времени.

Основные воспитательные задачи программы: воспитывать желание правильно организовать свое свободное время в школе и вне ее в течение дня, недели, воспитывать интерес к организации театрализованной деятельности в школе и вне ее, воспитывать интерес к коми культуре и коми традициях, воспитывать чувство эмоционального подъема, радости, доброжелательности во время подвижных игр, во время и после посещения музеев, выставок, концертов.

Программное содержание образовательного модуля «Отдых и досуг».

Материал внеурочной образовательной программы «Отдых и досуг» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (Приложение 1).

В основных образовательных циклах младшего звена содержится материал, позволяющий познакомить детей с театрализованной деятельностью, с подвижными и малоподвижными играми, с техникой изготовления несложных поделок из подручного материала.

В образовательных циклах среднего звена содержится материал о видах театров, о телевидении и кино, о рукоделии и другой художественной деятельности.

Основные циклы в старшем звене содержат материал о коми национальной культуре и о  видах концертов и коллекционировании, об увлечениях подростков, о видах праздников.

Для реализации программного содержания, как программы «Отдых и досуг», так и для сквозной внеурочной образовательной программы в целом, предлагается определенная методика проведения занятий. Каждый образовательный модуль (образовательная программа) изучается в течение месяца, воспитательские занятия проводятся по циклам: в течение одной недели программа рекомендует проводить сначала экскурсию, затем классный час и только потом практическое занятие.

Изучение нового материала начинается с экскурсии, которая имеет целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектом. Экскурсии могут быть организованы как вне школы, так и внутри нее, а могут быть воображаемыми и проходить в игровых комнатах или других помещениях школы-интерната.

На классных часах сообщаются новые, а также систематизируются и обобщаются уже имеющиеся знания. Занятия проводятся в форме бесед в сочетании с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.

На практических занятиях закрепляются знания, которые уже получены к этому времени, и, что очень важно, вырабатываются необходимые умения. Формы работы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы на занятиях каждый ребенок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями — познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

При завершении трехнедельной работы над образовательным блоком проводится итоговое занятие, на котором выявляется степень усвоения полученных знаний и умений, но вместе с тем происходит и более глубокое их осмысление, обобщение и закрепление материала. Эти занятия требуют серьезной подготовки. Укажем на некоторые их особенности:

- занятие по времени продолжительнее обычного, так как на нем используется материал, изучавшийся в течение целого месяца (содержание 9 занятий);

- для занятия выбирается необычная форма, например, оно проводится как воображаемая экскурсия, круглый стол, устный журнал, путешествие, соревнование, праздник;

- используется больше сюрпризных моментов, чем обычно;

- работа детей стимулируется призами, подарками.

В конспекте занятия указываются: 1) задачи, которыми определяются объем знаний и умений, усваиваемых детьми, а также содержание коррекционной работы, проводимой на занятии; 2) оборудование, необходимое для проведения занятий; 3) содержание занятия и способы организации деятельности детей.

В современной школе-интернате во внеурочной образовательной деятельности нашими педагогами активно используются различные элементы современных образовательных технологий и методик, адаптированные для работы с воспитанниками данной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и воспитывающиеся в школе-интернате): Технология дифференцированного обучения, Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход в обучении), Технология проблемного обучения, Технология проектирования (мини-проекты, проекты), Технология педагогических мастерских (творческая мастерская), Шоу-технологии, Технология коллективных творческих дел (КТД),  Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Здоровьесберегающие технологии. В статье представлен конспект занятия с использованием некоторых из перечисленных технологий и методик (Приложение 2).

Программный модуль «Отдых и досуг» предлагает конкретное содержание, формы и способы организации 100 воспитательских занятий. По каждому циклу, а это 30 разнообразных тем, разработаны памятки — алгоритмы выполнения действий, связанных с той или иной задачей социализации воспитанников (Приложение 3). Памятки можно использовать в нескольких целях: при изучении с детьми нового материала, при закреплении знаний и формировании умений у воспитанников; при самостоятельном выполнении детьми повседневных дел. Они помогают педагогам соблюдать единство требований.

Содержание образовательного модуля (внеурочной образовательной программы) «Отдых и досуг» служит ориентиром для педагогической работы, направленной на подготовку детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, на выработку умений и навыков, позволяющих правильно использовать знания об организации не только своего отдыха и досуга, но и окружающих людей.

В целом в систему внеурочных занятий сквозной образовательной программы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида включены знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, проецировать на практику усвоенные знания, умения, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, включены упражнения, в которых ребенок сам находит принятые в обществе выходы из жизненных ситуаций. Все занятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок его изучения даны ориентировочно и могут изменяться в зависимости от особенностей класса-группы, времени года, возможностей, потребностей школы-интерната и творческого потенциала педагога.

Педагогическая деятельность на занятиях по социализации воспитанников продолжение в повседневной жизни, когда осуществляется закрепление полученных знаний и умений, формируются на их основе навыки, положительные привычки. Только комплексная работа позволяет достичь желаемых результатов, помогает сводить к минимуму возможные срывы в будущей самостоятельной жизни подростков и делает наших воспитанников вполне полезными и полноправными членами общества.

Послесловие.

"Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за "старшими" наподобие "неутомимых следопытов".

И.А. Ильин

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". I-X классы

1 класс

1. Театрализованная деятельность. Настольный театр.

2. Прикладное искусство. Мозаика.

3. Развивающее развлечение. Подвижные и малоподвижные игры.

2 класс

1. Театрализованная деятельность. Кукольный театр.

2. Прикладное искусство. Поделки из подручного материала.

3. Развивающее развлечение. Игры-головоломки.

3 класс

1. Театрализованная деятельность. Теневой театр

2. Прикладное искусство. Поделки из бумаги.

3. Развивающее развлечение. Ребусы.

4 класс

1. Театрализованная деятельность. Пальчиковый театр.

2. Прикладное искусство. Декоративное рисование.

3. Развивающее развлечение. Фокусы.

5 класс

1. Кинотеатры и телевидение.

2. Рукоделие.Вышивка.

3. Подвижные игры на улице.

6 класс

1. Драмтеатр. Пьесы.

2. Рукоделие. Вязание крючком и на спицах.

3. Зимние игры.

7 класс

1. Коми культура и традиции.

2. Изготовление национальных изделий.

3. Национальные игры, развлечения и обычаи.

8 класс

1. Музыкальный театр. Оперетта. Опера. Балет.

2. Мир техники, теле- и радиоаппаратуры, игровых автоматов.

3. Рукоделие. Макраме.

9 класс

1. Виды праздников. Подготовка праздника.

2. Музеи и выставки.

3. Музыкальные увлечения.

10 класс

1. Виды концертов

2. Хобби. Планирование своего свободного времени

3. Коллекционирование

Приложение 2

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". VIII класс

Цикл. Музыкальный театр. Оперетта. Опера. Балет.

ВООБРАЖАЕМАЯ  ЭКСКУРСИЯ  «В музыкальном театре»

(с использованием современной образовательной технологии Технология развивающего обучения: личностно-ориентированный подход в обучении)

Задачи:

- Коррекционно-обучающая – дать знание о музыкальном театре, его местонахождении, о назначении    

помещений  в театре;

- Коррекционно-воспитательная – активизировать интерес к музыкальному театру через необычный вид здания и внутреннего интерьера; воспитывать интерес к музыкальному театру через возможность узнать новое в музыкальном мире;

- Коррекционно-развивающая – развитие способности понимать назначение театра, способности воспринимать музыкальный театр, как место, где человек получает удовольствие, наслаждение от увиденного и услышанного.

Оборудование. Презентация в программе PowerPoint; видеоматериалы: работа карты-навигатора в автобусе или автомобиле у водителя, фойе 1 и 2 этажей музыкального театра, зрительный зал…); карта города в компьютере (можно в программе 2ГИС Сыктывкар); фотоматериалы: автобус № 18, адрес музыкального театра (таблички с названием улицы, номером дома, названием остановки автобуса), здания музыкального театра и других театров и зданий города, внутренний интерьер театра; оформление доски: тема занятия «В музыкальном театре».

Место проведения. Компьютерный класс.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. ДИАГНОСТИКА

Педагог

- Догадайтесь, куда мы с вами поедем сегодня?

- Где находится музыкальный театр?

- На каком автобусе можно доехать до музыкального театра?

- Как выглядит музыкальный театр?

- Для чего существует музыкальный театр?

Ответы детей.

2. ПРОБЛЕМА

Педагог

- Почему для экскурсии мы выбрали музыкальный театр?

Ответы детей.

                                           

3. МОТИВ

Педагог

Действительно, однажды мы ездили в город, проезжали в Сыктывкаре по улице Коммунистической. Вы обратили внимание на большое необычное красивое здание, и вы спросили, что это за здание? Кто там живет? И что там внутри? Можно ли нам туда зайти и посмотреть? Да. Давайте сегодня познакомимся с этим зданием и узнаем, что это за дом.

4. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Педагог

Я открою вам маленький секрет. Это, ребята, не простое здание. Это театр, и не просто театр, а музыкальный театр. Мы с вами сейчас поедем на экскурсию в музыкальный театр. Но экскурсия будет не обычная, а воображаемая.

Имеется несколько способов, чтобы найти адрес театра и узнать, как добраться до театра. Например, у водителя автобуса и автомобиля мы с вами видели современное устройство – карту-навигатор. Карту города можно найти и при помощи компьютера, подключенному к Интернету (например, в программе 2ГИС Сыктывкар).

Работа по группам.

(парная работа, выбор пары по симпатиям)

Задание № 1.

1. Найти по карте компьютера музыкальный театр.

2. Рассказать и показать всем, где находится музыкальный театр, улицы рядом, места ближайших автобусных остановок около музыкального театра.

Задание № 2.

1. Посмотреть видеофильм «Поездка в автобусе № 18 до музыкального театра».

2. Рассказать всем, как добраться до музыкального театра на автобусе (номер автобуса, название начальной остановки, название конечной остановки, время передвижения…).

                                                                                                 

Задание № 3.

1. Посмотреть видеофильм «Здание музыкального театра».

2. Рассказать всем, как по внешним признакам узнать здание театра (что находится рядом с музыкальным театром: 2 фонтана, памятник И. Куратову, сквер, описание внешнего вида театра).

Задание № 4.

1. Посмотреть видеофильм «1-й этаж здания музыкального театра».

2. Рассказать всем о 1-м этаже музыкального театра (вестибюль, гардероб, кафе, туалеты, посетителей встречает билетер и гардеробщицы, лестница на 2-й этаж…).

                                           

Задание № 5.

1. Посмотреть видеофильм «2-й этаж здания музыкального театра».

2. Рассказать всем о 2-м этаже музыкального театра (холл; на стенах портреты артистов, фото со сценами из спектаклей, афиши, шторы с красивой драпировкой, большие окна, вход в зрительный зал, лестница на балкон…).

Задание № 6.

1. Посмотреть видеофильм «Помещение зрительного зала музыкального театра».

2. Рассказать всем о помещении зрительного зала музыкального театра (сцена, занавес, оркестровая яма, мягкие кресла для зрителей, ряд, место…).

Задание № 7.

1. Посмотреть видеофильм «Спектакль в музыкальном театре».

2. Рассказать всем о спектакле в музыкальном театре (название спектакля; играют артисты, оркестр; антракт…).

Задание № 8.

1. Посмотреть видеофильм «Приобретение билетов в кассах музыкального театра».

2. Рассказать всем о приобретении билетов в кассах музыкального театра (месторасположение кассы театра, очередь в кассу, процессе приобретения билетов, цены на билеты спектакля, схема зрительного зала, лучшие места в зале и цена билета, внешний вид билета (место, ряд)…).

Ответы детей.

Педагог

ВЫВОД. Это красивое здание является музыкальным театром. Оно отличается от других зданий внешним видом и внутренним оформлением. Там не живут, в музыкальный театр приходят смотреть музыкальные спектакли, концерты и слушать музыку.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Педагог

Сейчас вы поработаете с различными фотографиями нашего музыкального театра. Вы должны определить, какое место изображено на фотографии, где оно расположено, что здесь можно увидеть или услышать.

Работа по группам.

(детей в группы распределяет педагог по принципу, что в группе будет сильный, средний, слабый воспитанник)

Задание 1 группе.

По фотографиям различных театров и зданий города Сыктывкара найти музыкальный театр. Обосновать свой выбор.  

Задание 2 группе.

По 3-м фотографиям определить и назвать виды помещений музыкального театра (фойе 1 этажа, фойе 2 этажа, зрительный зал). Обосновать свой выбор.

Задание 3 группе.

По фотографиям с изображением частей зрительного зала определить и назвать эти части (выход из зрительного зала, кресла, сцена, балкон, оркестровая яма).

Задание 4 группе.

По фотографиям с изображением кассы театра, схемы зрительного зала, билетов (на балкон, на дешевое и более дорогое места в зрительном зале) определить и назвать изображенный объект или предмет, вид помещения и рассказать о дешевых и более дорогих местах в зрительном зале. Обосновать свой выбор.

Педагог

ВЫВОД. Ребята, теперь вы знаете, что такое музыкальный театр и не потеряетесь, сможете найти кассы театра, выбрать по своим финансовым возможностям билеты и места в зрительном зале, сможете зайти в театр, найти свои места. А что вы будете делать в музыкальном театре? (смотреть музыкальные спектакли, слушать музыку, общаться с друзьями).

Давайте действительно побываем в музыкальном театре, по-настоящему доедем на автобусе до музыкального театра, купим билеты, посмотрим спектакль или концерт. Сегодня вы хорошо поработали на занятии и теперь вам уже многое знакомо о театре. Молодцы!

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Педагог

- Что было интересно сегодня на занятии?

- Что было полезно?

- Что хотелось бы добавить?

- Что хотелось бы изменить?

Ответы детей.

Приложение 3

ПАМЯТКА – СЛОВЕСНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАННИКОВ

Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". V класс

Цикл. Кинотеатры и телевидение.

Памятка "Как пользоваться программой телепередач"

  1. По телевизору передачи идут одновременно по нескольким каналам.
  2. В программе ТВ все передачи одного канала расположены в той последовательности, в которой они показываются.
  3. Слева от названия передачи указано время ее начала, это время обозначает и конец предыдущей передачи.
  4. Чтобы найти передачу, которая идет в данный момент, нужно:

а)        найти по программе сегодняшний день недели;

б)        посмотреть по часам, сколько сейчас времени;

в)        в программе ТВ найти время, которое точно или примерно соответствует настоящему;

г)        прочитать название передачи, расположенное рядом;

д)        таким же образом найти названия передач на других каналах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

   Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...