Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
статья на тему
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный коллегами, группа воспитателей нашей школы-интерната (в том числе автор данной публикации) создала сквозную внеурочную образовательную программу коррекционно-развивающих занятий по социализации воспитанников. В творческую группу создателей программы входили воспитатели высшей и первой категорий, имеющие большой опыт работы с данной категорией детей.
Программа настолько оправдала себя, что и сегодня содержание программы актуально и активно используется в педагогической деятельности школы-интерната. Проходит время, меняются методы и формы работы с детьми, способы организации деятельности детей, а основное содержание программы практически остаётся неизменным.
Сквозная программа включает в себя следующие образовательные модули (внеурочные образовательные программы): Безопасность жизни, Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Охрана здоровья, Питание, Природа.
Каждый модуль сквозной программы включает учебный материал с 1 по 10 классы, предусматривает последовательное изучение программного материала с постоянным усложнением, учитывает возрастную динамику воспитанников.
В современной школе-интернате во внеурочной образовательной деятельности для реализации данной программы нашими педагогами активно используются различные элементы современных образовательных технологий и методик, адаптированные для работы с воспитанниками данной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и воспитывающиеся в школе-интернате): Технология дифференцированного обучения, Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход в обучении), Технология проблемного обучения, Технология проектирования (мини-проекты, проекты), Технология педагогических мастерских (творческая мастерская), Шоу-технологии, Технология коллективных творческих дел (КТД), Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Здоровьесберегающие технологии.
Содержание деятельности программного материала, методика проведения занятий на современном этапе показана на примере образовательного модуля (образовательной программы) «Отдых и досуг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация детей-сирот: образовательная программа | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната.
Реализация образовательной программы «Отдых и досуг»
(статья)
Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и проживающие в школе-интернате, вследствие как состояния здоровья, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудость представлений об окружающем мире, неразвитость адаптационных способностей.
Однако ученик, выйдя из стен школы-интерната, становится полноправным членом общества, поэтому нам необходимо подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.
Большую роль в освоении социального опыта нашими детьми играют занятия, проводимые во внеурочное время. Воспитатель, учитель, классный руководитель, социальный педагог несут особую ответственность за формирование и закрепление у обучающихся жизненно необходимых знаний и умений.
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный коллегами, группа воспитателей нашей школы-интерната (в том числе авторы данной статьи) ещё в 1998 году создала сквозную внеурочную образовательную программу коррекционно-развивающих занятий по социализации воспитанников. В творческую группу создателей программы входили воспитатели высшей и первой категорий, имеющие большой опыт работы с данной категорией детей.
Программа настолько оправдала себя, что до сих пор, спустя более 15 лет, содержание программы актуально и активно используется в педагогической деятельности школы-интерната. Проходит время, меняются методы и формы работы с детьми, способы организации деятельности детей, а основное содержание программы практически остаётся неизменным.
Сквозная программа состоит из 9 взаимосвязанных образовательных модулей (внеурочных образовательных программ), основная цель реализации которых – помочь детям данной категории приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Сквозная программа включает в себя следующие образовательные модули (внеурочные образовательные программы): Безопасность жизни, Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Охрана здоровья, Питание, Природа.
Каждый модуль сквозной программы включает учебный материал с 1 по 10 классы, предусматривает последовательное изучение программного материала с постоянным усложнением, учитывает возрастную динамику воспитанников.
Содержание деятельности программного материала, методику проведения занятий на современном этапе покажем на примере образовательного модуля (образовательной программы) «Отдых и досуг».
Изучение материалов образовательной программы "Отдых и досуг" направлено на воспитание у детей умения занимательно и интересно для себя организовать свободное время.
Основные обучающие задачи программного модуля «Отдых и досуг»: вырабатывать навыки по организации своего отдыха и досуга в школе и вне ее - посещать кружки, театры, кино и т.д., развивать навыки организации подвижных и малоподвижных игр - головоломок, ребусов, фокусов, шуток, прививать навыки прикладного творчества - изготовление поделок, вышивание, вязание, знакомить с коми культурой и традициями, с видами театров и спектаклей, с музеями, выставками, концертами, обогащать знания о коллекционировании, о мире техники и др., закреплять навыки организации своего досуга - увлечения, хобби, планирование своего свободного времени.
Основные воспитательные задачи программы: воспитывать желание правильно организовать свое свободное время в школе и вне ее в течение дня, недели, воспитывать интерес к организации театрализованной деятельности в школе и вне ее, воспитывать интерес к коми культуре и коми традициях, воспитывать чувство эмоционального подъема, радости, доброжелательности во время подвижных игр, во время и после посещения музеев, выставок, концертов.
Программное содержание образовательного модуля «Отдых и досуг».
Материал внеурочной образовательной программы «Отдых и досуг» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (Приложение 1).
В основных образовательных циклах младшего звена содержится материал, позволяющий познакомить детей с театрализованной деятельностью, с подвижными и малоподвижными играми, с техникой изготовления несложных поделок из подручного материала.
В образовательных циклах среднего звена содержится материал о видах театров, о телевидении и кино, о рукоделии и другой художественной деятельности.
Основные циклы в старшем звене содержат материал о коми национальной культуре и о видах концертов и коллекционировании, об увлечениях подростков, о видах праздников.
Для реализации программного содержания, как программы «Отдых и досуг», так и для сквозной внеурочной образовательной программы в целом, предлагается определенная методика проведения занятий. Каждый образовательный модуль (образовательная программа) изучается в течение месяца, воспитательские занятия проводятся по циклам: в течение одной недели программа рекомендует проводить сначала экскурсию, затем классный час и только потом практическое занятие.
Изучение нового материала начинается с экскурсии, которая имеет целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектом. Экскурсии могут быть организованы как вне школы, так и внутри нее, а могут быть воображаемыми и проходить в игровых комнатах или других помещениях школы-интерната.
На классных часах сообщаются новые, а также систематизируются и обобщаются уже имеющиеся знания. Занятия проводятся в форме бесед в сочетании с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.
На практических занятиях закрепляются знания, которые уже получены к этому времени, и, что очень важно, вырабатываются необходимые умения. Формы работы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы на занятиях каждый ребенок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями — познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
При завершении трехнедельной работы над образовательным блоком проводится итоговое занятие, на котором выявляется степень усвоения полученных знаний и умений, но вместе с тем происходит и более глубокое их осмысление, обобщение и закрепление материала. Эти занятия требуют серьезной подготовки. Укажем на некоторые их особенности:
- занятие по времени продолжительнее обычного, так как на нем используется материал, изучавшийся в течение целого месяца (содержание 9 занятий);
- для занятия выбирается необычная форма, например, оно проводится как воображаемая экскурсия, круглый стол, устный журнал, путешествие, соревнование, праздник;
- используется больше сюрпризных моментов, чем обычно;
- работа детей стимулируется призами, подарками.
В конспекте занятия указываются: 1) задачи, которыми определяются объем знаний и умений, усваиваемых детьми, а также содержание коррекционной работы, проводимой на занятии; 2) оборудование, необходимое для проведения занятий; 3) содержание занятия и способы организации деятельности детей.
В современной школе-интернате во внеурочной образовательной деятельности нашими педагогами активно используются различные элементы современных образовательных технологий и методик, адаптированные для работы с воспитанниками данной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и воспитывающиеся в школе-интернате): Технология дифференцированного обучения, Технология развивающего обучения (личностно-ориентированный подход в обучении), Технология проблемного обучения, Технология проектирования (мини-проекты, проекты), Технология педагогических мастерских (творческая мастерская), Шоу-технологии, Технология коллективных творческих дел (КТД), Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Здоровьесберегающие технологии. В статье представлен конспект занятия с использованием некоторых из перечисленных технологий и методик (Приложение 2).
Программный модуль «Отдых и досуг» предлагает конкретное содержание, формы и способы организации 100 воспитательских занятий. По каждому циклу, а это 30 разнообразных тем, разработаны памятки — алгоритмы выполнения действий, связанных с той или иной задачей социализации воспитанников (Приложение 3). Памятки можно использовать в нескольких целях: при изучении с детьми нового материала, при закреплении знаний и формировании умений у воспитанников; при самостоятельном выполнении детьми повседневных дел. Они помогают педагогам соблюдать единство требований.
Содержание образовательного модуля (внеурочной образовательной программы) «Отдых и досуг» служит ориентиром для педагогической работы, направленной на подготовку детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, на выработку умений и навыков, позволяющих правильно использовать знания об организации не только своего отдыха и досуга, но и окружающих людей.
В целом в систему внеурочных занятий сквозной образовательной программы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида включены знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, проецировать на практику усвоенные знания, умения, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, включены упражнения, в которых ребенок сам находит принятые в обществе выходы из жизненных ситуаций. Все занятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок его изучения даны ориентировочно и могут изменяться в зависимости от особенностей класса-группы, времени года, возможностей, потребностей школы-интерната и творческого потенциала педагога.
Педагогическая деятельность на занятиях по социализации воспитанников продолжение в повседневной жизни, когда осуществляется закрепление полученных знаний и умений, формируются на их основе навыки, положительные привычки. Только комплексная работа позволяет достичь желаемых результатов, помогает сводить к минимуму возможные срывы в будущей самостоятельной жизни подростков и делает наших воспитанников вполне полезными и полноправными членами общества.
Послесловие.
"Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за "старшими" наподобие "неутомимых следопытов".
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". I-X классы
1 класс
1. Театрализованная деятельность. Настольный театр.
2. Прикладное искусство. Мозаика.
3. Развивающее развлечение. Подвижные и малоподвижные игры.
2 класс
1. Театрализованная деятельность. Кукольный театр.
2. Прикладное искусство. Поделки из подручного материала.
3. Развивающее развлечение. Игры-головоломки.
3 класс
1. Театрализованная деятельность. Теневой театр
2. Прикладное искусство. Поделки из бумаги.
3. Развивающее развлечение. Ребусы.
4 класс
1. Театрализованная деятельность. Пальчиковый театр.
2. Прикладное искусство. Декоративное рисование.
3. Развивающее развлечение. Фокусы.
5 класс
1. Кинотеатры и телевидение.
2. Рукоделие.Вышивка.
3. Подвижные игры на улице.
6 класс
1. Драмтеатр. Пьесы.
2. Рукоделие. Вязание крючком и на спицах.
3. Зимние игры.
7 класс
1. Коми культура и традиции.
2. Изготовление национальных изделий.
3. Национальные игры, развлечения и обычаи.
8 класс
1. Музыкальный театр. Оперетта. Опера. Балет.
2. Мир техники, теле- и радиоаппаратуры, игровых автоматов.
3. Рукоделие. Макраме.
9 класс
1. Виды праздников. Подготовка праздника.
2. Музеи и выставки.
3. Музыкальные увлечения.
10 класс
1. Виды концертов
2. Хобби. Планирование своего свободного времени
3. Коллекционирование
Приложение 2
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". VIII класс
Цикл. Музыкальный театр. Оперетта. Опера. Балет.
ВООБРАЖАЕМАЯ ЭКСКУРСИЯ «В музыкальном театре»
(с использованием современной образовательной технологии Технология развивающего обучения: личностно-ориентированный подход в обучении)
Задачи:
- Коррекционно-обучающая – дать знание о музыкальном театре, его местонахождении, о назначении
помещений в театре;
- Коррекционно-воспитательная – активизировать интерес к музыкальному театру через необычный вид здания и внутреннего интерьера; воспитывать интерес к музыкальному театру через возможность узнать новое в музыкальном мире;
- Коррекционно-развивающая – развитие способности понимать назначение театра, способности воспринимать музыкальный театр, как место, где человек получает удовольствие, наслаждение от увиденного и услышанного.
Оборудование. Презентация в программе PowerPoint; видеоматериалы: работа карты-навигатора в автобусе или автомобиле у водителя, фойе 1 и 2 этажей музыкального театра, зрительный зал…); карта города в компьютере (можно в программе 2ГИС Сыктывкар); фотоматериалы: автобус № 18, адрес музыкального театра (таблички с названием улицы, номером дома, названием остановки автобуса), здания музыкального театра и других театров и зданий города, внутренний интерьер театра; оформление доски: тема занятия «В музыкальном театре».
Место проведения. Компьютерный класс.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ДИАГНОСТИКА
Педагог
- Догадайтесь, куда мы с вами поедем сегодня?
- Где находится музыкальный театр?
- На каком автобусе можно доехать до музыкального театра?
- Как выглядит музыкальный театр?
- Для чего существует музыкальный театр?
Ответы детей.
2. ПРОБЛЕМА
Педагог
- Почему для экскурсии мы выбрали музыкальный театр?
Ответы детей.
3. МОТИВ
Педагог
Действительно, однажды мы ездили в город, проезжали в Сыктывкаре по улице Коммунистической. Вы обратили внимание на большое необычное красивое здание, и вы спросили, что это за здание? Кто там живет? И что там внутри? Можно ли нам туда зайти и посмотреть? Да. Давайте сегодня познакомимся с этим зданием и узнаем, что это за дом.
4. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Педагог
Я открою вам маленький секрет. Это, ребята, не простое здание. Это театр, и не просто театр, а музыкальный театр. Мы с вами сейчас поедем на экскурсию в музыкальный театр. Но экскурсия будет не обычная, а воображаемая.
Имеется несколько способов, чтобы найти адрес театра и узнать, как добраться до театра. Например, у водителя автобуса и автомобиля мы с вами видели современное устройство – карту-навигатор. Карту города можно найти и при помощи компьютера, подключенному к Интернету (например, в программе 2ГИС Сыктывкар).
Работа по группам.
(парная работа, выбор пары по симпатиям)
Задание № 1.
1. Найти по карте компьютера музыкальный театр.
2. Рассказать и показать всем, где находится музыкальный театр, улицы рядом, места ближайших автобусных остановок около музыкального театра.
Задание № 2.
1. Посмотреть видеофильм «Поездка в автобусе № 18 до музыкального театра».
2. Рассказать всем, как добраться до музыкального театра на автобусе (номер автобуса, название начальной остановки, название конечной остановки, время передвижения…).
Задание № 3.
1. Посмотреть видеофильм «Здание музыкального театра».
2. Рассказать всем, как по внешним признакам узнать здание театра (что находится рядом с музыкальным театром: 2 фонтана, памятник И. Куратову, сквер, описание внешнего вида театра).
Задание № 4.
1. Посмотреть видеофильм «1-й этаж здания музыкального театра».
2. Рассказать всем о 1-м этаже музыкального театра (вестибюль, гардероб, кафе, туалеты, посетителей встречает билетер и гардеробщицы, лестница на 2-й этаж…).
Задание № 5.
1. Посмотреть видеофильм «2-й этаж здания музыкального театра».
2. Рассказать всем о 2-м этаже музыкального театра (холл; на стенах портреты артистов, фото со сценами из спектаклей, афиши, шторы с красивой драпировкой, большие окна, вход в зрительный зал, лестница на балкон…).
Задание № 6.
1. Посмотреть видеофильм «Помещение зрительного зала музыкального театра».
2. Рассказать всем о помещении зрительного зала музыкального театра (сцена, занавес, оркестровая яма, мягкие кресла для зрителей, ряд, место…).
Задание № 7.
1. Посмотреть видеофильм «Спектакль в музыкальном театре».
2. Рассказать всем о спектакле в музыкальном театре (название спектакля; играют артисты, оркестр; антракт…).
Задание № 8.
1. Посмотреть видеофильм «Приобретение билетов в кассах музыкального театра».
2. Рассказать всем о приобретении билетов в кассах музыкального театра (месторасположение кассы театра, очередь в кассу, процессе приобретения билетов, цены на билеты спектакля, схема зрительного зала, лучшие места в зале и цена билета, внешний вид билета (место, ряд)…).
Ответы детей.
Педагог
ВЫВОД. Это красивое здание является музыкальным театром. Оно отличается от других зданий внешним видом и внутренним оформлением. Там не живут, в музыкальный театр приходят смотреть музыкальные спектакли, концерты и слушать музыку.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Педагог
Сейчас вы поработаете с различными фотографиями нашего музыкального театра. Вы должны определить, какое место изображено на фотографии, где оно расположено, что здесь можно увидеть или услышать.
Работа по группам.
(детей в группы распределяет педагог по принципу, что в группе будет сильный, средний, слабый воспитанник)
Задание 1 группе.
По фотографиям различных театров и зданий города Сыктывкара найти музыкальный театр. Обосновать свой выбор.
Задание 2 группе.
По 3-м фотографиям определить и назвать виды помещений музыкального театра (фойе 1 этажа, фойе 2 этажа, зрительный зал). Обосновать свой выбор.
Задание 3 группе.
По фотографиям с изображением частей зрительного зала определить и назвать эти части (выход из зрительного зала, кресла, сцена, балкон, оркестровая яма).
Задание 4 группе.
По фотографиям с изображением кассы театра, схемы зрительного зала, билетов (на балкон, на дешевое и более дорогое места в зрительном зале) определить и назвать изображенный объект или предмет, вид помещения и рассказать о дешевых и более дорогих местах в зрительном зале. Обосновать свой выбор.
Педагог
ВЫВОД. Ребята, теперь вы знаете, что такое музыкальный театр и не потеряетесь, сможете найти кассы театра, выбрать по своим финансовым возможностям билеты и места в зрительном зале, сможете зайти в театр, найти свои места. А что вы будете делать в музыкальном театре? (смотреть музыкальные спектакли, слушать музыку, общаться с друзьями).
Давайте действительно побываем в музыкальном театре, по-настоящему доедем на автобусе до музыкального театра, купим билеты, посмотрим спектакль или концерт. Сегодня вы хорошо поработали на занятии и теперь вам уже многое знакомо о театре. Молодцы!
6. РЕФЛЕКСИЯ.
Педагог
- Что было интересно сегодня на занятии?
- Что было полезно?
- Что хотелось бы добавить?
- Что хотелось бы изменить?
Ответы детей.
Приложение 3
ПАМЯТКА – СЛОВЕСНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАННИКОВ
Образовательный модуль (внеурочная образовательная программа) "Отдых и досуг". V класс
Цикл. Кинотеатры и телевидение.
Памятка "Как пользоваться программой телепередач"
- По телевизору передачи идут одновременно по нескольким каналам.
- В программе ТВ все передачи одного канала расположены в той последовательности, в которой они показываются.
- Слева от названия передачи указано время ее начала, это время обозначает и конец предыдущей передачи.
- Чтобы найти передачу, которая идет в данный момент, нужно:
а) найти по программе сегодняшний день недели;
б) посмотреть по часам, сколько сейчас времени;
в) в программе ТВ найти время, которое точно или примерно соответствует настоящему;
г) прочитать название передачи, расположенное рядом;
д) таким же образом найти названия передач на других каналах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...
«Подведение работы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2019 год в ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" задачи образовате...