Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр
материал на тему
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения и общения на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_opyta.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения и общения на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных
навыков оказания им помощи, приветливых форм общения), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими.
Концептуальность.
Культурные навыки и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Выдвигаемые принципы:
- Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
- Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- Прививать навыки самоконтроля.
Теоретическая база.
В своей работе я использую методическую литературу:
« Беседы о поведении ребенка за столом»- И. С. Шиловских 2009г.
« Этика для детей»-О.А. Орлова 2009г.
« Праздник – ожидаемое чудо»- Т.М. Кумицкая 2008г
«Праздник начинается»-Т.Н. Липатникова.2007г.
Применяю опыт педагогов – дефектологов со страниц журналов: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Начальная школа», «Психология», «Воспитание школьника» и др.
Ведущая педагогическая идея.
Воспитание культуры навыков поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие культурных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Оптимальность и эффективность средств.
Оптимальность и эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей. Так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия учащимся. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности духовно-нравственного воспитания.
Таким образом, для формирования привычек культуры поведения у детей использую следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки».
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
3. Игра. Известно, что наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
Для себя я поставила следующие задачи:
Цель данного опыта: воспитание культуры поведения воспитанников интерната используя различные методы и приемы в работе.
Задачи:
- Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, напоминать о необходимости здороваться, прощаться, называть работников интерната по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
- Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
- Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Результативность опыта.
Обследование культурных навыков общения в первый год работы над данной темой показал, что навыки культурного поведения и общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас, знакомить их правилами хорошего тона. По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.
Приложение 1. «День зимних именинников»
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2016/01/20/den-zimnih-imeninnikov
Цель:- повторить и закрепить приметы зимы, обогатить словарь по теме «Зима», формировать интеллектуально-творческие, организаторские способности у детей.
-воспитывать чувство доброты, вежливости, аккуратность, формировать отношения любви между детьми.
-развивать творческие способности детей.
-развить речь учащихся во время праздника, контроль за произношением.
Приложение 2. « Сад Добра»
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/11/sad-dobra
Цель:- воспитывать доброжелательность, доброту;
- умение видеть красоту в простом и обыденном;
- умение дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
- Приложение 3. «Малые жанры фольклора»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/09/09/malye-zhanry-folklora
Цели:
- Познакомить детей с русским народным фольклором, используя знания, которые они получают за все это время на тему «Устное народное творчество».Учить детей вежливо и культурно общаться друг с другом на примере тех далеких времен, гостеприимно принимать гостей, воспитывать умение слушать музыку, правильно ее воспринимать, воспитывать любовь к русским народным песням, к любому виду устного народного творчества.
-Рассказать детям, как проводились раньше деревенские посиделки, дать полное представление деревенской избы со всеми ее символами и
Приложение 4. « Праздник осени»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/10/25/proazdnik-oseni
Цель:
-активизация познавательной деятельности учащихся ;
-развитие интереса к участию в школьных мероприятиях;
-развитие речи и повышение двигательной активности у детей
Приложение 5. « Самоподготовка»
Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.
Задачи:
Развивать у воспитанников активности и интереса к выполненной работе.
Расширение кругозора детей.
Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность.
Корректировать внимание, память, операции мышления.
Приложение 6. «Приход весны»
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/11/prikhod-vesny
Приложение 7. « Волшебная лаборатория»
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/20/volshebnaya-laboratoriya
Цель: - Расширять представления детей о свойствах воды.
- Развивать интеллектуальные (интегративные) качества детей: любознательность и активность.
- Развивать личностные качества детей, через совершенствование умения общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и бережное отношение к нему.
Приложение 8. « Я гражданин России»
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/03/16/ya-grazhdanin-rossii
Цели:
- формировать представления воспитанников о государственных символах России, основных документах государства и гражданина;
- способствовать развитию речи, памяти, мышления, творчества воспитанников.
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Приложение 9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/moi-postupki
Приложение10. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/beseda-o-druzhbe-shchedrosti
Приложение 11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/beseda-o-pomoshchi-starshim
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по воспитанию культуры поведения дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с воспитанием культурой поведения.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.
Приложение 12. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/doklad-na-temu-rol-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury
Приложение 13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/sistema-raboty-po-razvitiyu-tvorcheskih
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа
Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...