Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков
методическая разработка на тему
«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_suitsidalnogo_povedeniya_u_detey_i_podrostkov.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова» | |
ОП-06-01 | Система менеджмента качества образовательного учреждения |
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Е.Ю. Кузнецова
«____»_____________2015г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Должность | Фамилия И.О. / Подпись | Дата | |
Разработал | Социальный педагог | Иванова С.В./ | |
Согласовал | Зам. директора по УВР Педагог-психолог | Цалый Н.В./ Тарина Ю.А./ |
ПРОГРАММА
«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении.
Паспорт программы.
1.Наименование программы: программа «ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам семьям, находящимся в социально опасном положении.
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кстовского нефтяного техникума имени Бориса Ивановича Корнилова»
2. Нормативная база:
Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
Пояснительная записка.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб. КАРО, 2006.
Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе техникума так и в период трудной жизненной ситуации.
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка;
- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого студента.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково-родительской среде.
Психологическое раскрепощение подростка, формирование навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого студента.
Оказание помощи классному руководителю, преподавателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации техникума и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
Работа с обучающимися | |||
1 | Выявление и учет склонных к суициду подростков, | в течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
2 | Тренинг «В мире с собой и с другими» для " | в течение года | Педагог-психолог |
3 | Акция "Я люблю тебя, Жизнь!": - конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется мечтой!", - конкурс сочинений "Как прекрасен этот мир!", -конкурс видеороликов на темы: «Победа над конфликтом», «Выбор в пользу жизни» | В течение года | Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги организаторы. |
4 | Организация внеурочной деятельности студентов в период каникул | Январь, июль, август | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, руководитель отдела профориентации студентов |
5 | Вовлечение подростков в кружки, секции в целях предупреждения суицидальных проявлений. | в течение года | Классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный- педагог, педагог- психолог |
6 | Классный час "Телефон | сентябрь | Классные руководители |
7 | Тренинг «Мир в моей семье» | в течение года | Педагог-психолог |
8 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение | Заместитель директора по ВВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
9 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | Классные руководители, социальный педагог. |
10 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями «группы риска» | в течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог |
11 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время прохождения сессии | Апрель - май | Педагог-психолог, классные руководители |
12 | Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися «группы риска». | в течение года | Педагог-психолог |
Работа с педагогами и общественными организациями | |||
1 | Своевременное информирование органов опеки и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток. | в однодневный | Администрация техникума |
2 | Семинар для классных руководителей «Что такое суицид и как предотвратить» | сентябрь-март | Педагог-психолог |
3 | Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | сентябрь | Педагог-психолог Социальный педагог |
Работа с родителями | |||
1 | Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги) | в течение | Педагог-психолог |
2 | Информационно- пропагандистская акция "Родители! Будьте внимательны к детям!" | в течение | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог |
3 | Консультации родителей «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» | сентябрь | Педагог-психолог |
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб. КАРО, 2006.
- Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 18.08.2010г. № 513).
- Неверова Л.В., Поляшова Н.А., Сироткина Е.С. Нормативно-правовые и методические основы деятельности социального педагога в современных условиях-Н.Новгород: Нижегоролский институт развития образования, 2014.
- Морозов А.В. Социальная психология-М.: Академический Проект,2003
- Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: «Новая школа», 1994.
- Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
- Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
- Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.
- Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
- Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....
Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков
Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....
профилактика суицидального поведения детей и подростков
К сожалению, сегодня суициды становятся наиболее актуальной и трагической проблемой нашего общества...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"
Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Илева - саць сава сер!"
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате....
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...