Программа МОУ гимназии №1 г. Ярославля "Волонтерское движение".
проект (7 класс) по теме
В программе развития МОУ гимназии №1 до 2015 года существует подпрограмма "Волонтерское движение". В ней содержится описание воспитательного пространства гимназии, основных направений волонтерской деятельности, дорожной карты по реализации этих направений, ожидаемых резуьтатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskoe_dvizhenie_v_gimnazii_no1.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волонтерское движение в МОУ гимназии№1
Введение
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств детей и подростков, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет — добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики. Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - безвозмездно помогать людям.
Что такое волонтерство сегодня? Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Программа волонтерского движения призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
В настоящее время необходимо скоординировать усилия гимназии, внешкольных учреждений, детских общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа «Волонтёрское движение» преследует основную идею - воспитание поколения тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Анализ ситуации в гимназии
В Общенационациональной программе развития и воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование новых социальных компетенций, активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.
Особо важными являются социальные и политические компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
В образовании накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты, субботники, шефская помощь, – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы. Когда в Ярославле получило распространение волонтерство, гимназисты принимали участие в акциях и программах добровольческого Центра в организации «Молодой Ярославль». Два года назад в рамках «Молодого Ярославля» появился добровольческий отряд. Гимназисты принимали участие в его социальных проектах, акции «Весенняя неделя добра», проекте «Даешь добро!».
Ежегодно в городе проводится «Фестиваль добрых дел». Его организует департамент мэрии г. Ярославля. В рамках Фестиваля гимназисты проводят благотворительные ярмарки и концерты.
Департамент по делам молодежи реализует проекты, активными участниками которых становятся гимназисты (Всероссийский конкурс «Спорт и волонтеры»).
Лучшие проекты реализуются молодежным информационным центром через программу «Мой выбор».
Таким образом, можно видеть, что волонтерское движение развивается в Ярославле, существуют организации, в деятельности которых гимназисты принимают активное участие. Традиционными стали в гимназии благотворительные концерты, ярмарки, патронирование ветеранов гимназии, помощь приютам животных, экологическая деятельность.
Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство гимназистов считают благотворительную деятельность необходимой (65%). Эти дети могут стать активными участниками волонтерского движения в гимназии. Для организации помощи надо знать, где в гимназии она нужна. Мы собрали такую информацию:
- Для организации образовательного процесса гимназии порой не хватает не только денег, сколько рабочих рук. Поэтому требуется волонтерская помощь учеников при уборке территории и классов, техническая помощь при работе с компьютерами, организация внеклассных мероприятий.
- В гимназии требуется помощь структурным подразделениям библиотеке, архиву, музею. Музей, например, не может обойтись без благотворительности, так как пополняется за счет дарения предметов музейного значения.
- Необходимо пополнение фондов библиотеки учебниками и художественной литературой.
- В рамках реализации Программы воспитания и социализации в гимназии часто проводятся мероприятия, концерты, праздники, при подготовке которых используется помощь учеников-волонтеров для установки оборудования, украшения зала и т.п.
- Необходима модернизация и оснащение предметных кабинетов, буфета, спортивного зала, медицинского кабинета.
Конечно, каждый участвует в благотворительной деятельности индивидуально, а в гимназии необходимо предложить перечень дел, который позволит удовлетворить различные вкусы и темперамент, используя уже имеющийся опыт проектов, поручений, инициатив.
Для успешной реализации программы волонтерского движения в гимназии созданы следующие условия:
- создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- разработана система традиционных общегимназических мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- совершенствуется ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс воспитания.
Почему гимназисты становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные:
- Самое главное - благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
- Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
- Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
- Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
- Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
- Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
- Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
- Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами - то это выход. Есть проблемы с общением - иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
- Досуг. Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтерское движение.
- Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
- Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
- Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером, и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
- Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и т.п.
Основные направления волонтерской деятельности
Основными направлениями волонтерской деятельности в гимназии являются:
- разработка и реализации проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;
- разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность;
- создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в гимназии, районе, городе, области, стране;
- разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;
- взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;
- подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;
- информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов.
Структура волонтерского движения
Волонтерское движение имеет развитую структуру, основанную на соподчинении. Активно действуют международные волонтерские организации, добровольческие союзы в РФ, организации волонтеров в федеральных субъектах, на муниципальном и местном уровнях.
Волонтерские организации объединяют людей разных возрастов и интересов для работы на постоянной основе и проведения разовых акций.
В гимназии №1 создается волонтерский отряд, который в июне 2014г. будет работать на базе оздоровительного лагеря им. А. Матросова.
Дорожная карта по реализации программы
Критерий | Показатель | Результат | Мероприятия | Ответственные | |||||
Гуманитарные, гражданские, образовательные акции | |||||||||
Получение социального опыта | Участие в социальных проектах, акциях | Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни | Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, сбор книг, игрушек для детских домов, защита творческого проекта «Подари радость», «Вырасти книгу», акция «Забота», «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за победу», поисковая работа «След войны в твоем доме», «Подарок любимой маме», «Моему Учителю посвящается…» | Заместитель директора по УВР, организатор, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда | |||||
Программа формирования здорового образа жизни | |||||||||
Просветительская работа с учащимися, профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ | Овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими пользоваться технологиями здорового образа жизни | Обеспечение внутренних условий: установок, потребностей, способностей, ответственности; Формирование представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье: - рациональная организация режима дня, учебы и отдыха; - правильное питание, полезные продукты - влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье - навыки релаксации - основные компоненты культуры здоровья | Проведение классных часов, обучающие занятия с волонтерами, интерактивные игры, разработка агитационных фляеров, буклетов, памяток, презентаций, конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде курения», проведение спортивных соревнований «Хорош в строю – силен в бою», участие в Международном дне отказа от курения», подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение игровыми методиками | Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда | |||||
Экологическая программа «Чистый дом» | |||||||||
Мониторинг, получение социального опыта | Участие в социальных проектах, акциях | Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни | Уборка и озеленение территории школы, территории детского дома №2 г. Ярославля, участие в городской акции «Чистый город», в Международном дне птиц, конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город», «Биржа остатков (отходов)», Экологическая карта Фрунзенского района, | Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда | |||||
Программа «Мир своими руками» | |||||||||
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей | Участие в социальных проектах, акциях | Получение навыков эмоционального и творческого самовыражения, реализации своего эмоционального и интеллектуального потенциала через творчество | Театральные, художественно-прикладные мастерские, постановка и демонстрация спектаклей, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества, оформление выставок, участие в фестивалях | Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог - психолог руководитель волонтерского отряда, | |||||
Программа помощи бездомным животным «Добрые руки» | |||||||||
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей | Участие в социальных проектах, акциях | Гуманное отношение к животным | Сбор средств для содержания животных в приюте, выгул собак, социализация животных, помощь в выборе будущих хозяев, помощь в проведении фотосессий животных | Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог-психолог, руководитель волонтерского отряда | |||||
Программа «Здоровые дети - шанс на семью» | |||||||||
Адаптация детей с нестандартным поведением, коррекция поведения | Интеграция детей с психосоматическими отклонениями в современное общество | Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, минимизация отклонений в поведении ребенка | Диагностика детей, выявление причин отклоняющегося поведения, подбор индивидуальных корректирующих мероприятий, проведение тренингов и мастер-классов для родителей детей с нестандартным поведением, выезд в зимние и летние оздоровительные лагеря для укрепления здоровья, оснащение кабинетов психолога и медицинского кабинета современным оборудованием для релаксации и коррекции внимания, памяти, координации движений. | Заместитель директора по УВР, социальный педагог, медицинская служба, классные руководители, педагог-психолог, Управляющий Совет, руководитель волонтерского отряда | |||||
Программа «Помощь семьям в трудной жизненной ситуации» | |||||||||
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей | Кураторство семей, находящихся в состоянии развода, одиноких родителей, малообеспеченных семей, опекаемых детей | Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная, психологическая, методическая помощь семьям | Регулярное посещение семьи, профилактическая работа, помощь по методике «работа со случаем» волонтеров, психологов и юристов | Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, руководитель волонтерского отряда |
Ожидаемые результаты
На уровне общества:
- развитие волонтерского движения и потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества и укрепления общественно государственного партнерства в решении социальных проблем;
- нравственное оздоровление нации, сохранение и укрепление человеческих ценностей, формирование чувства общности;
- повышение доверия общественности к благотворительным организациям;
- активизация участия общества в благотворительных акциях и проектах;
- поддержка имиджа Российской Федерации, как социально ориентированного государства.
На уровне гимназии:
- создание условий для социально-значимой деятельности волонтеров, организация площадки для взаимодействия в системе общественных отношений и объединения единомышленников;
- создание, разработка принципов, механизмов и технологий работы с волонтерами, кураторами и лидерами групп;
- создание развивающих педагогических условий, способствующих эффективной социализации воспитанников;
- содействие формированию общества равных возможностей, в первую очередь, в молодежной среде;
- подготовка кадрового потенциала для социальных служб и госструктур.
На уровне гимназистов:
- формирование высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
- овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- участие в акциях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Игры, танцы, упражнения для красивого движения»
Занятия для детей 3-6 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить в движении!»
Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи ре...
Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов
Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...
Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЮИД" для 4-7 классов...
ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ТЕМА: Программа развития гимназии как инструмент управления качеством образования
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы гимназии с одаренными детьми...
Марина Владимировна Петрова Изменения в Программе развития гимназии в соответствии с требованиями ФГОС
Марина Владимировна Петрова,Заместитель директора по научно-методической работе, победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель», учитель обществознания высшей квалиф...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...