Программа МОУ гимназии №1 г. Ярославля "Волонтерское движение".
проект (7 класс) по теме

Прозуменщикова Елена Сергеевна

 В программе развития МОУ гимназии №1 до 2015 года существует подпрограмма "Волонтерское движение". В ней содержится описание воспитательного пространства гимназии, основных направений волонтерской деятельности, дорожной карты по реализации этих направений, ожидаемых резуьтатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volonterskoe_dvizhenie_v_gimnazii_no1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                           Волонтерское движение  в МОУ гимназии№1                                                      

                                                             Введение

     Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств детей и подростков, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.

Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет — добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики. Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - безвозмездно помогать людям.

Что такое волонтерство сегодня? Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерство -  это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Программа волонтерского движения призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

 В настоящее время необходимо скоординировать усилия гимназии, внешкольных учреждений, детских общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Программа «Волонтёрское движение» преследует основную идею -  воспитание поколения тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Анализ ситуации в гимназии

В Общенационациональной программе развития и воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование новых социальных компетенций, активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.  

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.

Особо важными являются  социальные и политические компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

В образовании накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты, субботники, шефская помощь, – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы. Когда в Ярославле получило распространение волонтерство, гимназисты принимали участие в акциях и программах добровольческого Центра в организации «Молодой Ярославль». Два года назад в рамках «Молодого Ярославля» появился добровольческий отряд. Гимназисты принимали участие в его социальных проектах, акции «Весенняя неделя добра», проекте «Даешь добро!».

Ежегодно в городе проводится «Фестиваль добрых дел». Его организует департамент мэрии г. Ярославля. В рамках Фестиваля гимназисты проводят благотворительные ярмарки и концерты.

Департамент по делам молодежи реализует проекты, активными участниками которых становятся гимназисты (Всероссийский конкурс «Спорт и волонтеры»).

Лучшие проекты реализуются молодежным информационным центром через программу «Мой выбор».

Таким образом, можно видеть, что волонтерское движение развивается в Ярославле, существуют организации, в деятельности которых гимназисты принимают активное участие. Традиционными стали в гимназии благотворительные концерты, ярмарки, патронирование ветеранов гимназии, помощь приютам животных, экологическая деятельность.

Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство гимназистов считают  благотворительную деятельность необходимой (65%). Эти дети могут стать активными участниками волонтерского движения в гимназии. Для организации помощи надо знать, где в гимназии она нужна. Мы собрали такую информацию:

  1. Для организации образовательного процесса гимназии порой не хватает не только денег, сколько рабочих рук. Поэтому требуется волонтерская помощь учеников при уборке территории и классов, техническая помощь при работе с компьютерами, организация внеклассных мероприятий.
  2. В гимназии требуется помощь структурным подразделениям библиотеке, архиву, музею. Музей, например, не может обойтись без благотворительности, так как пополняется за счет дарения предметов музейного значения.
  3. Необходимо пополнение фондов библиотеки учебниками и художественной литературой.
  4.  В рамках реализации Программы воспитания и социализации в гимназии  часто проводятся мероприятия, концерты, праздники, при подготовке которых используется помощь учеников-волонтеров  для установки оборудования, украшения зала и т.п.
  5. Необходима модернизация и оснащение предметных кабинетов, буфета, спортивного зала, медицинского кабинета.

     Конечно, каждый участвует в благотворительной деятельности индивидуально, а в гимназии необходимо предложить перечень дел, который позволит удовлетворить различные вкусы и темперамент, используя уже имеющийся опыт проектов, поручений, инициатив.

                   

Для успешной реализации программы волонтерского движения в гимназии созданы следующие условия:

  •  создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система  внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общегимназических мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • совершенствуется ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс воспитания.

Почему гимназисты становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные:

  • Самое главное - благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
  • Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
  • Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами - то это выход. Есть проблемы с общением - иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
  • Досуг. Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтерское движение.
  • Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
  • Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером, и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
  • Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и т.п.

Основные направления волонтерской деятельности

Основными направлениями волонтерской деятельности в гимназии являются:

  • разработка и реализации проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;
  • разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность;
  • создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в гимназии, районе, городе, области, стране;
  •  разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;
  • взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;
  • подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;
  • информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов.

Структура волонтерского движения

         Волонтерское движение имеет развитую структуру, основанную на соподчинении. Активно действуют международные волонтерские организации, добровольческие союзы в РФ, организации волонтеров в федеральных субъектах, на муниципальном и местном уровнях.

Волонтерские организации объединяют людей разных возрастов и интересов для работы на постоянной основе и проведения разовых акций.

В гимназии №1 создается волонтерский отряд, который в июне 2014г. будет работать на базе оздоровительного лагеря им. А. Матросова.

Дорожная карта по реализации программы

Критерий

Показатель

Результат

Мероприятия

Ответственные

                                Гуманитарные, гражданские, образовательные акции

Получение социального опыта

Участие в социальных проектах, акциях

Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, сбор книг, игрушек для детских домов, защита творческого проекта «Подари радость», «Вырасти книгу», акция «Забота», «Георгиевская ленточка»,  «Спасибо деду за победу», поисковая работа «След войны в твоем доме», «Подарок любимой маме», «Моему Учителю посвящается…»

Заместитель директора по УВР, организатор, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда

                               Программа формирования здорового образа жизни

Просветительская работа с учащимися, профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ

Овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими пользоваться технологиями здорового образа жизни

Обеспечение внутренних условий: установок, потребностей, способностей, ответственности;

Формирование представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:

- рациональная организация режима дня, учебы и отдыха;

- правильное питание, полезные продукты

- влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье

- навыки релаксации

- основные компоненты культуры здоровья

Проведение классных часов, обучающие занятия с волонтерами, интерактивные игры, разработка агитационных фляеров, буклетов, памяток, презентаций, конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде курения», проведение спортивных соревнований «Хорош в строю – силен в бою», участие в Международном дне  отказа от курения», подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение игровыми методиками

Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда

                                Экологическая программа «Чистый дом»

Мониторинг, получение социального опыта

Участие в социальных проектах, акциях

Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни

Уборка и озеленение территории школы, территории детского дома №2 г. Ярославля, участие в городской акции «Чистый город», в Международном дне птиц, конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город», «Биржа остатков (отходов)», Экологическая карта Фрунзенского района,

Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда

                                Программа «Мир своими руками»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Участие в социальных проектах, акциях

 Получение навыков эмоционального и творческого самовыражения, реализации своего эмоционального и интеллектуального потенциала через творчество

Театральные, художественно-прикладные мастерские, постановка и демонстрация спектаклей, изготовление предметов  декоративно-прикладного творчества, оформление выставок, участие в фестивалях

Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог - психолог руководитель волонтерского отряда,  

                                Программа помощи бездомным животным «Добрые руки»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Участие в социальных проектах, акциях

 Гуманное отношение к животным

Сбор средств для содержания животных в приюте, выгул собак, социализация животных, помощь в выборе будущих хозяев, помощь в проведении фотосессий животных

Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог-психолог, руководитель волонтерского отряда

                             Программа «Здоровые дети - шанс на семью»

Адаптация детей с нестандартным поведением, коррекция поведения

 Интеграция детей с психосоматическими отклонениями в современное общество

Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, минимизация отклонений в поведении ребенка

Диагностика детей, выявление причин отклоняющегося поведения, подбор индивидуальных корректирующих мероприятий, проведение тренингов и мастер-классов для родителей детей с нестандартным поведением, выезд в зимние и летние оздоровительные лагеря для укрепления здоровья, оснащение кабинетов психолога и медицинского кабинета современным оборудованием для релаксации и коррекции внимания, памяти, координации движений.

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, медицинская служба, классные руководители, педагог-психолог, Управляющий Совет, руководитель волонтерского отряда

          Программа «Помощь семьям в трудной жизненной ситуации»

Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей

Кураторство семей, находящихся в состоянии развода, одиноких родителей, малообеспеченных семей, опекаемых детей

Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная, психологическая, методическая помощь семьям

Регулярное посещение семьи, профилактическая работа, помощь по методике «работа со случаем» волонтеров, психологов и юристов

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, руководитель волонтерского отряда

Ожидаемые результаты

На уровне общества:

  • развитие волонтерского движения и потенциала добровольчества как ресурса развития гражданского общества и укрепления общественно государственного партнерства в решении социальных проблем;

  •  нравственное оздоровление нации, сохранение и укрепление человеческих ценностей, формирование чувства общности;
  • повышение доверия общественности к благотворительным организациям;
  • активизация участия общества в благотворительных акциях и проектах;
  • поддержка имиджа Российской Федерации, как социально ориентированного государства.

        

На уровне гимназии:

        

  • создание условий для социально-значимой деятельности волонтеров, организация площадки для взаимодействия в системе общественных отношений и объединения единомышленников;
  • создание, разработка принципов, механизмов и технологий работы с волонтерами, кураторами и лидерами групп;
  • создание развивающих педагогических условий, способствующих эффективной социализации воспитанников;
  • содействие формированию общества равных возможностей, в первую очередь, в молодежной среде;
  • подготовка кадрового потенциала для социальных служб и госструктур.

На уровне гимназистов:

  • формирование высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
  • овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
  • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
  • участие в акциях;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
  • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить в движении!»

Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи ре...

Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов

 Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...

Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЮИД" для 4-7 классов...

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ТЕМА: Программа развития гимназии как инструмент управления качеством образования

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы гимназии с одаренными детьми...

Марина Владимировна Петрова Изменения в Программе развития гимназии в соответствии с требованиями ФГОС

Марина Владимировна Петрова,Заместитель директора по научно-методической работе, победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель», учитель обществознания высшей квалиф...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...