Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жить в движении!»
рабочая программа на тему
Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-9.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Рассмотрено на заседании МС Протокол №_______ От «___»_____2014 г. Председатель МС _________________ | Принято педагогическим советом Протокол № ______ от «___»_______2014 г. | Утверждаю Директор МБУ школы № 91 Антонова Т.М. ___________________ «____»________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Жить в движении!»
Направление: общекультурное
Тип программы: модифицированная
Срок реализации программы: 5 лет
Класс: 5-9
Составитель: Салтаева Мария Сергеевна
2014 год
1.Пояснительная записка
Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено художественно-эстетическое направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жить в движении!» рассчитана на 5 лет,с нагрузкой по 1 часу в неделю.
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей
по художественноэстетическому направлению
внеурочной деятельности
Данная программа предназначена для занятий в хореографией со школьниками, имеющими склонность к танцевальной деятельности. На хореографические занятия принимаются все физически здоровые дети.
Программа позволяет последовательно решить задачи по музыкальному и физическому, эстетическому и нравственному воспитанию школьников. Формирует представление о культуре танца, влияет на улучшение состояния здоровья, воспитание личности, способной к самостоятельной, творческой деятельности. А также программа дает возможность осваивать сюжетно-тематические произведения.
Целью данной программы является способствование гармонизации развития и творческому самовыражению детей постредством хореографии.
Основными задачами преподавания этого предмета являются:
- развитие танцевальных способностей, художественного воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного;
- формирование у учащихся двигательных навыков;
- формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
- обучение учащихся знаниям основ музыкального и хореографического искусства;
- осуществление эстетического, нравственного и трудового воспитания учащихся;
- улучшения состояния здоровья у школьников;
- воспитание интереса и любви к искусству.
Для реализации этих задач программой предусмотрены основные виды занятий:
- прослушивание музыкального материала.
- теоретические занятия;
- практические занятия;
Все виды занятий в процессе обучения должны быть тесно взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Занятия по хореографии помогают учащимся почувствовать через музыку и мышечные ощущения окружающий мир. Для развития зрительной и мышечной памяти следует каждый раз на занятиях повторять основные упражнения.
Главным помощником на занятиях хореографии является музыка. Эмоционально активное воспитание помогает детям найти движения и исполнять их правильно. Для того чтобы приобщить школьников к музыке, активизировать их внутренний духовный мир, необходимо постоянное звучание музыки на занятиях.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
3.Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами программы «Жить в движении!». К числу планируемых результатов освоения курса программы отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- метапредметные результаты- обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видения красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
- предметные результаты- выполнение хореографических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умение характеризовать музыкальное произведение, согласовать музыку и движение.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням.
Первый уровень результатов достигается относительно простыми формами, второй уровень более сложным, третий уровень- самыми сложными формами внеурочной деятельности.
- Первый уровень результатов- приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
- Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
4. Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Жить в движении!» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в специальном зале, который представляет собой просторное помещение с деревянным полом и оборудован специальными станками и зеркалами. В зале необходимо иметь музыкальное сопровождение (музыкальный центр).
5. Содержание программы и методические рекомендации
Программа внеурочной деятельности по художественное-эстетическому направлению «Жить в движении!» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы опирается на возрастные особенности детей, улучшение состояния здоровья, развитие музыкального слуха и движенческих навыков учащихся.
В программе усиливается познавательная деятельность за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, посещение концертов, фестивалей.
Отчеты хореографического занятия планируются в виде открытых занятий или на праздниках в школе, но в любом случае с приглашением родителей учащихся, педагогов, художественных руководителей.
В первый год обучения учащиеся осваивают основные элементы упражнений. Проводится формирование и обучение элементов движений. При этом формируется музыкальная грамотность, отрабатываются основные понятия (темп, ритм и т.д.). Первый год обучения особое внимание уделяется формированию и отработке основных позиций рук и ног. В течение года осуществляется коррекция движений, и вводятся элементы танцев.
Второй год обучения проводится наработка навыков и умений, создаются танцевальные композиции, в которые включаются все ранее изученные элементы. Происходит соединение музыки и движения. В конце года формируются танцевальные коллективы, которые имеют завершенную программную композицию. В это время учащиеся уже самостоятельно могут создавать танцевальные комбинации на имеющемся наработанном материале.
В третий и более годы обучения в содержание преподавания влияют элементы художественной гимнастики. Глубже осуществляется обучение музыкальной грамотности. Учащимся предоставляется возможность творческой импровизации, что позволяет осуществлять творческий рост ученика и видеть его достижения.
6. Тематический план
5 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия | ||
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | 2 | 0 | 2 | |
2 | Музыкальная грамота | 2 | 0 | 2 | 2 | |
3 | Развивающие элементы классического танца | 4 | 0 | 4 | 4 | |
4 | Развивающие Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | 0 | 6 | 6 | |
5 | Упражнения «Формирование правильной осанки» | 4 | 0 | 4 | 4 | |
6 | Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов | 4 | 0 | 4 | 4 | |
7 | Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага | 4 | 0 | 4 | 4 | |
8 | Упражнения для формирования стопы | 4 | 0 | 4 | 4 | |
9 | Упражнения у станка для растяжки и формирования танцевального шага | 4 | 0 | 4 | 4 | |
Итого: | 34 |
6 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия | ||
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | 2 | 0 | 2 | |
2 | Музыкальная грамота | 2 | 0 | 2 | 2 | |
3 | Развивающие элементы классического танца | 6 | 0 | 6 | 6 | |
4 | Развивающие Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | 0 | 6 | 6 | |
5 | Упражнения «Формирование правильной осанки» | 6 | 0 | 6 | 6 | |
6 | Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов | 6 | 0 | 6 | 6 | |
7 | Упражнения у станка для растяжки и формирования танцевального шага | 6 | 0 | 6 | 6 | |
8 | Партерная хореография | 2 | 0 | 2 | 2 | |
Итого: | 34 |
7 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия | ||
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | 2 | 0 | 2 | |
2 | Развивающие элементы классического танца | 4 | 0 | 4 | 4 | |
3 | Развивающие Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | 0 | 6 | 6 | |
4 | Упражнения у станка для растяжки и формирования танцевального шага | 6 | 0 | 6 | 6 | |
5 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | 0 | 8 | 8 | |
6 | Партерная хореография | 8 | 0 | 8 | 8 | |
Итого: | 34 |
8 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия | ||
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | 2 | 0 | 2 | |
2 | Развивающие элементы классического танца | 4 | 0 | 4 | 4 | |
3 | Развивающие Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | 0 | 6 | 6 | |
4 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | 0 | 8 | 8 | |
5 | Партерная хореография | 8 | 0 | 8 | 8 | |
6 | Постановка танца | 8 | 0 | 8 | 8 | |
Итого: | 34 |
9 класс
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия | ||
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | 2 | 0 | 2 | |
2 | Развивающие элементы классического танца | 2 | 0 | 2 | 2 | |
3 | Развивающие Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | 0 | 6 | 6 | |
4 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | 0 | 8 | 8 | |
5 | Партерная хореография | 8 | 0 | 8 | 8 | |
6 | Постановка танца | 10 | 0 | 10 | 10 | |
Итого: | 34 |
7. Учебно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | П Проведение инструктажа при проведении занятий по хореографии |
2 | Музыкальная грамота | 2 | -слушание музыки; -понятие темп и ритм; -определение сильной и слабой доли такта в музыке |
3 | Элементы классического танца | 4 | - Позиции рук и ног; |
4 | Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | -Равновесия, -способы выполнения шпагатов, -мосты, -кувырки, -перевороты колесом, -стойки, -группы элементов -художественной гимнастики |
5 | Упражнения «Формирование правильной осанки» | 4 | Ряд упражнений на совершенствование правильной осанки |
6 | Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов | 4 | Ряд упражнений: стоя на коленях, сгибая спину назад и вытянутыми руками, взяться за колени; лежа на животе, согнув руки назад, дотянуться до согнутых ног и взять за пальцы, при этом нужно раскачиваться; сидя на полу, колени и стопы вытянуты. С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед к ногам, чтобы спина не сгибалась. Данные упражнения дают развить гибкость спины. |
7 | Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага | 4 | Растяжка на продольные, поперечные шпагаты. |
8 | Упражнения для формирования стопы | 4 | Ряд упражнений: сидя на полу, ногу согнуть и выворотно положить на другую. Одной рукой взять снизу пятку, а другой голеностоп сверху и начинать давить на него; исходное положение: сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, немного прогнута. Выпрямлять колени так, чтобы коснуться ими пола. Данные упражнения дают, чтобы стопы были хорошо сформированы подъемом. |
9 | Упражнения у станка для растяжки и формирования танцевального шага | 4 | Умения выполнять упражнения у хореографического станка: наклоны, приседы, шпагаты. |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | П Проведение инструктажа при проведении занятий по хореографии |
2 | Музыкальная грамота | 2 | -слушание музыки; -понятие темп и ритм; -определение сильной и слабой доли такта в музыке |
3 | Элементы классического танца | 6 | - Позиции рук и ног; |
4 | Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | -Равновесия, -способы выполнения шпагатов, -мосты, -кувырки, -перевороты колесом, -стойки, -группы элементов -художественной гимнастики |
5 | Упражнения «Формирование правильной осанки» | 6 | Ряд упражнений на совершенствование правильной осанки |
6 | Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов | 6 | Ряд упражнений: стоя на коленях, сгибая спину назад и вытянутыми руками, взяться за колени; лежа на животе, согнув руки назад, дотянуться до согнутых ног и взять за пальцы, при этом нужно раскачиваться; сидя на полу, колени и стопы вытянуты. С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед к ногам, чтобы спина не сгибалась. Данные упражнения дают развить гибкость спины. |
7 | Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага | 6 | Растяжка на продольные, поперечные шпагаты. |
8 | Партерная хореография | 2 | Ряд упражнений для гибкости спины, растяжка ног |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | П Проведение инструктажа при проведении занятий по хореографии |
2 | Элементы классического танца | 4 | - Позиции рук и ног; |
3 | Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | -Равновесия, -способы выполнения шпагатов, -мосты, -кувырки, -перевороты колесом, -стойки, -группы элементов -художественной гимнастики |
4 | Упражнения у станка для растяжки и формирования танцевального шага | 6 | Умения выполнять упражнения у хореографического станка: наклоны, приседы, шпагаты. |
5 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | Ряд упражнений у станка приседы,полуприседы: -релеве, -деми плие, -батман тандю, -батман тандю жете, -деми ронд, -пассе |
6 | Партерная хореография | 8 | Ряд упражнений для гибкости спины, растяжка ног |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | П Проведение инструктажа при проведении занятий по хореографии |
2 | Элементы классического танца | 4 | - Позиции рук и ног; |
3 | Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | -Равновесия, -способы выполнения шпагатов, -мосты, -кувырки, -перевороты колесом, -стойки, -группы элементов -художественной гимнастики |
4 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | Ряд упражнений у станка приседы,полуприседы: -релеве, -деми плие, -батман тандю, -батман тандю жете, -деми ронд, -пассе |
5 | Партерная хореография | 8 | Ряд упражнений для гибкости спины, растяжка ног |
6 | Танцевальное направление и постановка танца | 8 | Различные танцевальные соединения на осонове танцев, общеразвивающих упражнений |
9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Техника безопасности на уроке хореографии | 2 | П Проведение инструктажа при проведении занятий по хореографии |
2 | Элементы классического танца | 2 | - Позиции рук и ног; |
3 | Элементы акробатики и художественной гимнастики | 6 | -Равновесия, -способы выполнения шпагатов, -мосты, -кувырки, -перевороты колесом, -стойки, -группы элементов -художественной гимнастики |
4 | Упражнения лицом, спиной к опоре | 8 | Ряд упражнений у станка приседы,полуприседы: -релеве, -деми плие, -батман тандю, -батман тандю жете, -деми ронд, -пассе |
5 | Партерная хореография | 8 | Ряд упражнений для гибкости спины, растяжка ног |
6 | Танцевальное направление и постановка танца | 10 | Различные танцевальные соединения на осонове танцев, общеразвивающих упражнений |
Список используемой литературы
1. И. А. Шипилина «Хореография в спорте - Хореография в спорте: учебник для студентов
- 2. И.И.Блинов, Е.А.Веселкова «Балетная школа» С.-П.,2002
- 3. А.Я.Ваганова «Основы классического танца» М.:Просвещение,2001
4. В. Пасютинкая «Волшебный мир танца»- М.: Просвещение, 1986
- 5.Н.И.Эльянш «Образы танца. Танцевальные направления» М.:Просвещение,1999
- 6. Е.В.Конорова «Роль танца в эстетическом воспитании школьников» М.:Просвещение,1999
- 7. С.В.Ярмолович «Принципы оформления урока классического танца» М.:Просвещение,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе. Программа составлена по трё...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» социальное направление 6 класс На 35 часов 10.07.19
Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе приме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы Безопасного Движения"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыка и движение"
Программа по внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " Музыка и движение" ....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения"
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержа...