ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
презентация к уроку по теме
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам феминности/женственности или маскулинности/мужетсвенности, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики. Всегда ли этот процесс протекает гладко и беспроблемно? Как гендерное развитие индивида соотносится с процессом его индивидуализированного, психологического развития?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vys_gendernye_khar-ki_na_raznykh_vozrastnykh_etapakh.doc | 43 КБ |
genderar-ki_pedsovet.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.)
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам феминности/женственности или маскулинности/мужетсвенности, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики. Всегда ли этот процесс протекает гладко и беспроблемно? Как гендерное развитие индивида соотносится с процессом его индивидуализированного, психологического развития?
Итак, первый период - это период раннего детства. В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, хотя некоторые специфические для своего пола модели поведения многие дети усваивают уже к трем годам. В детских садах, например, девочек чаще всего можно видеть играющими с куклами, помогающими накрывать на стол; они проявляют больший интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста играют машинками, строят что-то из конструктора, шалят.
Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.
Несколько десятилетий назад психологи советовали родителям и учителям прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу, поскольку не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие, как мужчин, так и женщин. Полотипизированные дети (ставшие заложниками гендерной схемы), склонные к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении, в дальнейшей своей жизни испытывают больше трудностей в системе гендерных отношений, чем их неполотипизированные сверстники. Таким образом, понятно, что раннее детство является ключевым периодом для формирования гендерных характеристик личности.
Второй возрастной период, когда актуализируются гендерные проблемы - это подростковый возраст. Изменение тела подростка, появление у него вторичных половых признаков и эротических переживаний способствуют формированию половой идентичности взрослого человека, в которой соответствие общепринятым образцам маскулинности-феминности играет ведущую роль. Полотипизированные подростки в большей мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/феминности, выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации. У девушек страстное желание соответствовать современному образцу феминности - "совершенной стройности" может приобрести гипертрофированные формы и вылиться в такое заболевание, как нервная анорексия. Юноши, стремясь идентифицироваться с утрированно маскулинными кумиром, часто демонстрируют неприемлемые с социальной точки зрения формы поведения: агрессивные действия, употребление алкоголя и наркотиков, необоснованно рискованные поступки.
В старшем юношеском возрасте гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности. В обществе все еще довольно устойчивы стереотипы о том, для женщин главными социальными ролями являются не профессиональные, а семейные роли (мать, хозяйка). Инструментальная сфера – это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.
Стремление соответствовать социальным ожиданиям, связанным с различной степенью значимости профессиональной деятельности и карьеры для мужчин и женщин, побуждает девушек в профессиональном выборе пренебрегать своими склонностями, способностями, интересами и а выбирать типично женские профессии, связанные с выполнением обслуживающих функций. Многие взрослые, особенно учителя, пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета, тем самым, ориентируя их на активное и творческое использование этих знаний в будущей профессиональной деятельности.
Гендерные характеристики представителей среднего возраста в основном связаны с переживаем конфликтов. Это зачастую ситуации конфликтного столкновения гендерного стереотипа и жизненных ситуаций.
На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбираетдля себя манеру поведения, котрая наиболее полно соответсвует его запросам и в тоже врмя не противоречит общественным нормам. У мальчиков, и у девочек уже в дошкольном возрасте четко прослеживается четыре типа полоролевого поведения, а именно маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный. В исследованиях Л.Э. Семеновой приведены психологические характеристики данных гендерных полов.
Маскулинные дети ценят авторитет и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, часто не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами. Им присущ авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
Феминные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. В совместной деятельности они являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют ; себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая социальная активность. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и феминные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь).
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов - таковы основные характеристики таких школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятия ПОЛ анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины . Как основа социальных различий
гендер конструируемая обществом социальная модель поведения как женщин так и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.)
Социализация нормы правила Модели поведения Формирование представления о мужественности и женственности, стремление соответствовать социальным ожиданиям
Гендерное развитие индивида период раннего детства (специфические для своего пола модели поведения) подростковый возраст (формирование половой идентичности взрослого человека ) Старший юношеский возраст (Стремление соответствовать социальным ожиданиям, связанным с различной степенью значимости профессиональной деятельности и карьеры для мужчин и женщин )
Характеристики гендерных полов (по Л.Э. Семеновой ) Маскулинные дети ценят авторитет и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, часто не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами. Им присущ авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками. Феминные дети принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. В совместной деятельности они являются ведомыми, их инициатива минимальна. Поведение характеризуется социальной ограниченностью.
Характеристики гендерных полов (по Л.Э. Семеновой ) Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...
Доклад на тему "Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. Проблема воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах"
Доклад для выступления на родительском собрании....
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...
Памятка для родителей и педагогов по безопасности работы детей в интернет-пространстве на разных возрастных этапах
Рекомендации по безопасности использования сети Интернет детьми...
Образовательный проект на тему: «Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями».
Методический материал адресован, в первую очередь, педагогам, занимающимся обучением и воспитанием детей и подростков с ОВЗ, а также может быть полезен широкому кругу читателей, заинтересованном...