Социально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации 2010-2011
статья на тему
Анохина Ольга Ивановна – социальный педагог
Социально-педагогическая технология решения проблем школьной дезадаптации.
В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных проблем современной школы.
Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие в процессе обучения.
Обычно рассматривают три основных типа проявлений школьной дезадаптации(ШД):
1) Не успешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, (когнитивный компонент ШД);
2) Нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
3) Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.
Не успешность в обучении последнее время стала основной проблемой, которую приходиться решать в школе. Количество не успешных учащихся может доходить 4-5% от всего контингента учащихся, в среднем это примерно 1-2 учащихся в каждом классе с пятого одиннадцатый . Для того что бы определить каково количество потенциально не успешных учащихся с признаками школьной дезадаптации в нашей школе было проведено анкетирование на определение причин которые лежат в основе учебной мотивации.
Анкетирование проводилось в январе 2012 года. Всего в нем приняли участие 371 учащийся с 5 по 11 класс. Анкета состояла из 10 вопросов связанных с отношением к учебе, учителям и одноклассникам.
Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)
1. | Тебе нравится в школе? | да; |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
В результате все ответы учащихся можно было разделить на 5 групп:
I – 25-30 баллов – Сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активное
II - 20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
III – 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами. (внешняя мотивация).
IV – 10-14 баллов - отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
V- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе (школьная дезадаптация)
Если рассматривать результаты в целом по школе то 54% учащихся положительно относятся к школе, из них сформировано отношение к себе как школьнику у 7 (2%), практически сформировано у 72 учащихся (20%), положительно относятся к школе в основном за счет вне учебной деятельности 117 учащихся (32%) учащихся.
При анализе данных по параллелям , наиболее высокий уровень школьной мотивации отмечен в 11 классах, что вероятнее всего связано с большей осознанностью, возрастом учащихся и практически сформированным выбором профессии, всего 34% процента всех опрошенных. На втором месте по результатам 7 параллель, в которой 29% опрошенных имеют практически сформированную учебную мотивацию. В 10-х классах 27% опрошенных, в 9-х 22% учащихся. У остальных учащихся (5-6-8 классы) уровень учебной мотивации колеблется, и достигает нижней границы в 9 % . Нужно отметить, что в некоторых параллелях ярко выражено положительное отношение к школе за счет вне учебной деятельности(Приложение 4) . 9-е классы 57% учащихся, 11-е классы – 47% учащихся, 10-е классы – 45% учащихся, 7-е классы 36% учащихся, 8-е классы – 28%, 6-е классы – 26%, 5-е классы 21% учащихся. Это может происходить за счет различных факторов, сюда можно отнести :
1) возрастные особенности учащихся разных параллелей
2) трудности адаптации в средней школе (5-е классы)
3) работу классных руководителей по организации вне учебной деятельности
4) здоровый психологический климат в коллективе.
Негативное отношение к школе
Всего негативно относятся к школе около 15% опрошенных, в количественном выражении это составляет 53 учащихся. Если сравнить эти данные с постановкой на внутренний школьный контроль - 25 человек, то получается, что как минимум 28 учащихся не охвачены школьным контролем. Такой же процент учащихся 15% негативно относятся к своим одноклассникам (приложение 6), несколько больше учащихся хотели бы менее строгих учителей 23% из всех опрошенных (приложение 5), что подтверждает факт комплексной школьной дезадаптации не менее чем у 15% процентов учащихся средней школы.
Вывод: в целом учащиеся школы относятся к ней положительно 54% учащихся , негативное отношение около 15%, у остальных 32% отношение к себе как школьнику не сформировано, потенциально эти 32% являются группой риска с пониженным уровнем учебной мотивации, на которую должны быть направлены мероприятия по повышению заинтересованности к учебе и положительному отношению к школе в целом. Что касается учащихся у которых выявлена школьная дезадаптация, то по отношению к ним необходимо разработать комплекс мер включающих в себя взаимодействие специалистов различных ведомств – психологов ППМС центров, медицинских работников ОУ, социального педагога школы, специалистов по социальной работе центров помощи семье и детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий закрытия школьных олимпиад 2010-2011 учебный год
В копилку вожатого...
Анализ социально-педагогической службы МОУ "Краснооктябрьская СОШ"2010-2011 учебный год
Цель - проанализировать работу, выявить проблемы, наметить задачи на новый уч.год....
Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Инновационный подход в решении социально-педагогических проблем
Дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежд...
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»
Методический материал -Социально педагогические технологии по решению жизненных проблем ребенка: требования «ФГОС»...