Участие социального педагога в разрешении конфликтов
материал на тему
Материалы для выступления на районном методическом объеодинении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_sotsialnogo_pedagoga_v_razreshenii_konfliktov.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный педагог
МБОУ Прудковской СОШ
Митрофанова С.А.
Конфликты – неотъемлимая часть школьной жизни. Они преодолеваются ребенком на протяжении всего периода взросления. По тому, на сколько легко или тяжело он выходит из конфликта, можно говорить об успешности социализации в целом.
Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.
Конфликты бывают:
- между личностями (ученик - ученик, ребенок - родитель, родитель - учитель, учитель - ученик, учитель - учитель);
- внутри группы (воспитанников, воспитателей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).
Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;
- установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);
- определить состав участников конфликта;
- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
- кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);
- недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);
- инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);
- напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);
- дискомфорт (интуитивное волнение, страхи, которые трудно выразить словами).
В практике социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.
При возникновении напряжения в общении необходимо:
1. проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;
2. держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
3. установить контакт глазами и стараться не терять его;
4. дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
5. дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние
6. признать свою вину, если объективно таковая есть;
7. постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;
8. показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;
9. разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:
- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;
- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.
При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:
1. поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;
2. сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
3. челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
4. давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов, участник идет на уступки;
5. директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.
Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:
- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
- постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;
- при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;
- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.
Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.
В нашей школе принято и действует Положение о комиссии по регулированию споров между участниками образовательных отношений. В состав этой комиссии входит социальный педагог.
Регулярно проводятся анкетирования среди обучающихся «Учитель- ученик». Совместно с заместителем по воспитательной работе проводится внутришкольный контроль «Позитивный стиль взаимодействия педагога с подростками», ШМО для классных руководителей «Совместная деятельность социального педагога и классных руководителей по изучению развития личности в классном коллективе», организуются лектории для родителей «Конфликты в семье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"
Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...
Практическое занятие для учителей начальных классов и воспитателей ГПД: «Единая модель поведения педагогов в разрешении детских конфликтов. Развитие коммуникативных навыков».
Теоретическое представление о технике посредничества в конфликтных ситуациях, ознакомление педагогов с некоторыми приемами, упражнениями, которые можно использовать для формирования и развития к...
Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков
Система профориентации школьников - это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а такжесемьи, направленная на сов...
Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде....
Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"
Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"...
Мастер - класс "Юные медиаторы. Опыт участия детей в разрешении конфликтов между сверстниками"
А статье представлен опыт участия детей в деятельности школьной службы медиации....
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...