Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
методическая разработка по теме
Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для социального педагога
в профилактике и разрешении конфликтов.
Для предупреждения конфликта необходимо:
- Необходимо разобраться, а есть ли вообще проблема в случаях, когда имеет место простое противоречие.
- Необходимо установить направление конфликтной ситуации. Определить имеет место обострение или угасание конфликтной ситуации.
- Необходимо определить состав участников конфликтной ситуации.
- Необходимо выяснить мотивы участников, их особенности и манеру поведения.
Сигналы, предупреждающие о начале развития конфликтной ситуации:
- Кризис, т.е. когда обычные нормы поведения человека начинают терять свою силу и он способен на крайности.
- Недоразумение, т.е. когда один из участников неправильно или искаженно воспринял полученную информацию.
- Инцидент, т.е. временное, но быстро проходящее раздражение от какой то мелочи.
- Напряжение, т.е. когда отношения в результате недоразумения становится источником непрерывного беспокойства.
- Дискомфорт, т.е. волнение, страх на подсознательном уровне не объясняемое словами.
Причины, провоцирующие возникновения конфликтных ситуаций:
- Стремление быть главным в общении и необоснованная критичность в адрес партнера.
- Намеренное создание ситуации в нехватке времени при спорной ситуации.
- Неуважительное отношение к личности партнера, т.е. это может быть: перебивание, нежелание признавать правоту собеседника, игнорирование и т.д.
- Нарушение личного пространства собеседника.
- Навязывание своей точки зрения.
- Сознательное подчеркивание социального неравенства в свою пользу.
- Неискренность, несправедливость, негибкость, несдержанность, резкость, нетактичность.
При возникновении напряжения в конфликте необходимо:
- Проявить к собеседнику внимание, терпимость, дружелюбие.
- Держаться внешне спокойно, не терять самоконтроля, начать говорить чуть медленнее, чем обычно.
- Установить контакт глазами.
- Дать собеседнику высказаться, не перебивая его.
- Дать понять, что вы понимаете своего оппонента.
- Если есть вина – то признать ее, хотя бы частично.
- Постараться тактично разъяснить собеседнику, что он как вам кажется, тоже не прав.
- Показать собеседнику, что вы заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.
- Определить план будущего сотрудничества и разделить с собеседником ответственность за решение данной проблемы.
Позиции вмешательства социального педагога в конфликты детей:
- Авторитарное вмешательство, т.е. подавление конфликта.
- Избегание, т.е. убежденность педагога в своей несостоятельности в воспитательной работе с детьми.
- Целесообразное вмешательство, т.е. при достаточных знаниях об особенностях противоборствующих сторон, педагог анализирует причины конфликта и принимает решение либо подавить сразу ситуацию, либо дать разрастить ей до определенного момента.
Тактика посреднического поведения социального педагога:
- Для уяснения ситуации в период острого напряжение применяется поочередное выслушивание собеседников.
- Для принятия компромиссного решения проводится сделка, т.е. социальный педагог стремится вести переговоры с участием обеих сторон.
- Для достижения компромисса, посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно между ними курсирует.
- Для того, чтобы один из участников конфликта пошел на уступки, социальный педагог оказывает небольшое давление на одного из участника, т.е. большую часть времени работает с одним из них и пытается доказать его ошибочность.
- Для склонения сторон к примере6нию необходимо концентрировать внимание на слабых местах в позициях участников конфликта, на ошибочность их действий по отношению друг к другу.
Социальный педагог ГБОУ школы №398
Красносельского района Санкт-Петербурга
Ирина Валерьевна Симонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"
Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...
Методические рекомендации для социального педагога
Предложенные материалы преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...
Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей "группы риска"
Для социальных педагогов...
Методические рекомендации для социальных педагогов в школе
Методические рекомендации по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....
Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"
Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...
Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении
Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...