Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
методическая разработка по теме

Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для социального педагога

в профилактике и разрешении конфликтов.

Для предупреждения конфликта необходимо:

  1. Необходимо разобраться, а есть ли вообще проблема в случаях, когда имеет место простое противоречие.
  2. Необходимо установить направление конфликтной ситуации. Определить имеет место обострение или угасание конфликтной ситуации.
  3. Необходимо определить состав участников конфликтной ситуации.
  4. Необходимо выяснить мотивы участников, их особенности и манеру поведения.

Сигналы, предупреждающие о начале развития конфликтной ситуации:

  1. Кризис, т.е. когда обычные нормы поведения человека начинают терять свою силу и он способен на крайности.
  2. Недоразумение, т.е. когда один из участников неправильно или искаженно воспринял полученную информацию.
  3. Инцидент, т.е. временное, но быстро проходящее раздражение от какой то мелочи.
  4. Напряжение, т.е. когда отношения в результате недоразумения становится источником непрерывного беспокойства.
  5. Дискомфорт, т.е. волнение, страх на подсознательном уровне не объясняемое словами.

Причины, провоцирующие возникновения конфликтных ситуаций:

  1. Стремление быть главным в общении и необоснованная критичность в адрес партнера.
  2. Намеренное создание ситуации в нехватке времени при спорной ситуации.
  3. Неуважительное отношение к личности партнера, т.е. это может быть: перебивание, нежелание признавать правоту собеседника, игнорирование и т.д.
  4. Нарушение личного пространства собеседника.
  5. Навязывание своей точки зрения.
  6. Сознательное подчеркивание социального неравенства в свою пользу.
  7. Неискренность, несправедливость, негибкость, несдержанность, резкость, нетактичность.

При возникновении напряжения в конфликте необходимо:

  1. Проявить к собеседнику внимание, терпимость, дружелюбие.
  2. Держаться внешне спокойно, не терять самоконтроля, начать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  3. Установить контакт глазами.
  4. Дать собеседнику высказаться, не перебивая его.
  5. Дать понять, что вы понимаете своего оппонента.
  6. Если есть вина – то признать ее, хотя бы частично.
  7. Постараться тактично разъяснить собеседнику, что он как вам кажется, тоже не прав.
  8. Показать собеседнику, что вы заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.
  9. Определить план будущего сотрудничества и разделить с собеседником ответственность за решение данной проблемы.

Позиции вмешательства социального педагога в конфликты детей:

  1. Авторитарное вмешательство, т.е. подавление конфликта.
  2. Избегание, т.е. убежденность педагога в своей несостоятельности в воспитательной работе с детьми.
  3. Целесообразное вмешательство, т.е. при достаточных знаниях об особенностях противоборствующих сторон, педагог анализирует причины конфликта и принимает решение либо подавить сразу ситуацию, либо дать разрастить ей до определенного момента.

Тактика посреднического поведения социального педагога:

  1. Для уяснения ситуации в период острого напряжение применяется поочередное выслушивание собеседников.
  2. Для принятия компромиссного решения проводится сделка, т.е. социальный педагог стремится вести переговоры с участием обеих сторон.
  3. Для достижения компромисса, посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно между ними курсирует.
  4. Для того, чтобы один из участников конфликта пошел на уступки, социальный педагог оказывает небольшое давление на одного из участника, т.е. большую часть времени работает с одним из них и пытается доказать его ошибочность.
  5. Для склонения сторон к примере6нию необходимо концентрировать внимание на слабых местах в позициях участников конфликта, на ошибочность их действий по отношению друг к другу.

Социальный педагог ГБОУ школы №398

Красносельского района Санкт-Петербурга

Ирина Валерьевна Симонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации для социального педагога

Предложенные  материалы  преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...

Методические рекомендации для социальных педагогов в школе

Методические рекомендации  по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"

Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...

Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении

Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...