Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога.
статья
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_pedagogicheskogo_razresheniya_konflikta_v_rabote_sotsialnogo_pedagoga.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога.
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Конфликт в школе явление многоплановое. Существую различные виды школьных конфликтов. Это конфликт «Учитель-ученик», «Родители ученика-учитель» и т.д.
Мы рассмотрим конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причиной конфликтов между учениками много, например это:
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на безделье, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры обучающихся начальной школы даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.
Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют шутливые фразы. Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.
В старших класса конфликты выглядят несколько иначе.
Вот пример. В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут
лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со
стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и
останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе
человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют
право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь
сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в этой ситуации, учителю необходимо
поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности.
Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание,
знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет
мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности.
А может, он вовсе не слаб? Наша задача помочь найти общий язык с одноклассниками.
.
Как разрешить конфликт?
Важно уяснить себе, чего необходимо достичь в результате разбора конфликта. Перед беседой целесообразно выяснить для себя самого его цель и только после на основе этого понимания попытаться ответить для себя на несколько вопросов.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы. Такой конфликт станет полезным».
Для успешного разбора конфликта очень важно, кто в нем принимает участие. Кроме участников конфликта могут присутствовать свидетели или целый класс, коллеги, представители школьного руководства или родители. Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из сторон понадобится поддержка. Это играет особую роль в тех случаях, когда одна из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими полномочиями.
В чем же заключается моя роль в разборе конфликта?
Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, я могу и даже должна стать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу (например, классного руководителя), который бы с нейтральной позиции выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь. В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы.
Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и попросить окружающих оставить вас наедине с участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце разговора выясните, надо ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.
Моя задача структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.
В начале беседы лучше установить определенные правила, обязательные для всех, например:
- не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь;
- говорить только правду;
- не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
Если участники конфликта способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.
По ходу обсуждения необходимо выяснить и сформулировать суть конфликта
Чтобы начать разговор, вы можете, например, спросить: «Что произошло? В чем проблема?» Дайте обоим участникам нарисовать картину происшествия с их точки зрения. В случае, если вам ясна ситуация, дайте возможность первым высказаться более слабой стороне. Затем обобщите выступление, спросите у одного из конфликтующих, правильно ли вы его поняли, и проделайте то же самое с другим. Попробуйте найти общую для обоих формулировку.
Чрезвычайно важно Определить чувства, особенно, если вы разбираете конфликт между детьми, так как чувства у них играют решающую роль. Спросите поочередно обоих участников конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта и чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное и предложить конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем, чтобы участники конфликта действительно услышали друг друга.
Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь им придется реализовать их, им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.
Необходимо следить за тем, чтобы решение было реалистично и сбалансировано. Если кто-то из участников конфликта пострадал (физически, морально или материально), решение должно предусматривать некую компенсацию в той или иной форме и устраивать обе стороны.
В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или письменного договора с четкими сроками реализации.
Рекомендации социального педагога по решения конфликтных ситуаций
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.
Например:
«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.
«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.
Правило 2.
Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.
Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом, является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.
Правило 3.
Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:
— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;
— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;
— решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»
— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».
Правило 4.
Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку
Правило 5.
Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет решение перенести разговор на другое время, например после окончания уроков.
Правило 6.
Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему и найти нужное слово, рассмотреть личность, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
доклад на тему: "Понятие социально-педагогической технологии в работе социального педагога"
Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии....
Доклад на педсовете: "Разрешение конфликтов в работе педагога"
В докладе дана краткая типология конфликтов знание которых в значительной степени поможет их решению. Естественная трудность заключается в том, что все конфликтные ситуации, часто по-своему ...
Технология педагогического разрешения конфликта в условиях детского дома
Управление конфликтами более эффективно, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем...