Мастер - класс "Юные медиаторы. Опыт участия детей в разрешении конфликтов между сверстниками"
статья

Рогова Елена Владимировна

А статье представлен опыт участия детей в деятельности школьной службы медиации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_mediatory.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.    Юные медиаторы. Участие детей в разрешении конфликтов между сверстниками.

Заместитель директора по УВР Рогова Е.В.

В современном мире в результате стремительного развития науки, техники, нанотехнологий меняется мировоззрение человека. Кроме того, меняются и жизненные приоритеты: духовные ценности уступают свое место материальным. Темп жизни становится стремительным, а среда, в которой мы живем,  агрессивной. Конечно, при этом велика вероятность развития конфликтных ситуаций. В любой образовательной организации это не редкость. Большинство родителей и детей  пытаются решить конфликты путем наказания своего обидчика, возможно даже через суд и иные органы власти. Кто-то тешит свою самолюбие, кто-то, таким образом самоутверждается, а кто-то просто вынужден это сделать потому что во многих школах просто нет отлаженного механизма решения таких проблем.  Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации.

Безусловно, в состав школьной службы медиации должны входить взрослые люди из числа педагогов (педагог – психолог, социальный педагог, заместители директора по ВР или УВР, рядовые учителя). Но, на мой взгляд, привлечение и подготовка школьных медиаторов из числа обучающихся является одной из приоритетных задач развития службы медиации образовательного учреждения. 

Все дело в том, что медиация  конфликтов между обучающимися, осуществляемая взрослыми (педагогами, психологами), зачастую усложнена разницей в жизненном опыте и статусах конфликтующих сторон и медиатора, закрепленной в традиционной системе отношений между участниками образовательного процесса и затрудняющей полноценную реализацию основных принципов медиации.

Слайд 2. На этом фоне медиация «равный – равному» имеет ряд естественных преимуществ:

  1. школьники имеют возможность лучше понять суть проблем и переживаний своих ровесников в силу принадлежности к одной субкультуре;
  2. между ровесниками нет статусно – обусловленных отношений власти и подчинения;
  3. взаимодействие «равный – равному» позволяет сделать процесс медиации соразмерным возрасту конфликтующих сторон;
  4. медиация «равный – равному» способствует «нормализации» конструктивных способов разрешения возникающих противоречий.

На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает общепризнанными, имеющими широкую апробацию и доказавшими свою несомненную эффективность технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся.

Я поделюсь опытом работы нашей школы в данном направлении.

Не секрет, что практически каждый учитель, работающий в школе,  в качестве внутреннего совмещения выполняет еще и нагрузку классного руководителя. Каждый классный руководитель составляет план своей работы, в котором расписывает тематику классных часов, мероприятий и т. д. В ходе работы этот план корректируется, изменяется, совершенствуется. Я не исключение, сейчас я уже классный руководитель 10 – го класса. Два года назад, когда мои подопечные были в 8 классе, приблизительно к концу второй четверти я поняла, что план, который я составила в начале учебного года, необходимо срочно в корне менять. Связано это было с тем, что мои ребята были поглощены конфликтами. Конфликтные отношения были между ними самими (в том числе и групповые), между моими ребятами и ребятами из других классов, между ребятами и учителями и даже между ребятами и их родителями. На фоне этого было сложно было проводить какие – то классные мероприятия, конкурсы и т. д. Я понимала, что необходима какая – то работа, направленная не только на сплочение коллектива, но и на умение существовать бесконфликтно,  и уж если конфликт случился, конструктивно его разрешить.

Слайд 3. Естественно, я начала с классных часов. Была разработана и проведена целая серия таких классных часов. Их тематика такова:

  1. Что такое конфликт? Причины возникновения конфликтов в школе.
  2. Что такое «конфликтная» личность и как общаться с такими людьми?
  3. Терпимость в общении. Бесконфликтный стиль поведения.
  4. Как правильно слушать собеседника?
  5. Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс.

При проведении я использовала различные мультфильмы, дидактические игры, групповые упражнения и т.д.

Безусловно, это снизило напряженную обстановку в классе. Я видела, как некоторые ребята пытаются разрешить конфликты самостоятельно, без участия меня, выступая в качестве третий стороны. Мне пришла мысль о создании программы для обучающихся, в ходе  которой дети могут приобрести навыки разрешения конфликтов между сверстниками и впоследствии выступать представителями школьной службы медиации. В то время в школе  уже существовала служба, но в примирении участвовали только взрослые педагоги. Это послужило еще одним толчком к разработке  программы.

Прежде, чем приступить к разработке и реализации программы, я прошла курсы повышения квалификации по теме «Управление конфликтами в образовательной организации».

Слайд 4. В разработке программы обучения принимали участие все члены нашей школьной службы медиации. В начале нашего пути встали четыре ключевых вопроса, связанных с программами подготовки медиаторов школьной службы медиации из числа детей: «Чему учить?», «Как учить?», «Кого учить?» и «Кому учить?».

Ответ на вопрос «Чему учить?»:

  • элементарным знаниям из области психологии общения, возрастной психологии, психологии конфликта;
  • освоение технологии осуществления процесса медиации в конфликте;
  • самопрезентации;
  • активному слушанию;
  • анализу и прогнозу развития коммуникативной ситуации;
  • сформированности конструктивной мотивации медиаторской деятельности;
  • готовности к реализации на практике ее основных принципов: беспристрастности, конфиденциальности, добровольности и др.

Ответ на вопрос «Как учить?»: 

опираясь на методы активного обучения (игровое проектирование, ролевое разыгрывание, дискуссии и др.) в рамках тренингового формата организации обучающей деятельности.

Ответ на вопрос  «Кого учить?», на мой взгляд, является наиболее трудным. Оптимально привлекать в службу медиации подростков, достигнувших определенного уровня психологической зрелости и располагающих некоторым объемом жизненного опыта, которые являются необходимым условием понимания сути медиации и освоения ее технологических сторон.

Ответ на вопрос «Кому учить?»

куратор школьной службы медиации, то есть  психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов.

Организация занятий.  Программа рассчитана на 1 год (34 занятия по 1 академическому часу) и предназначена для группы подростков в количестве 8 – 15 человек.

Слайд 5. Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи:

  1. Сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  2. Создать условия для освоения обучающимися позиции медиатора;
  3. Сформировать команду  школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы;
  4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
  5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;
  6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
  7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;
  8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

Привожу пример календарно – тематического плана.

Слайды 6 - 7. Учебно-тематический план программы «Медиатор в школе»

Название темы

Количество

часов

Вводное занятие. «Наши занятия: что и как?»

1

Наши ценности.

1

Понятие конфликта.

1

Виды конфликта.

1

Неуверенный – уверенный  - самоуверенный.

1

Лидер и его качества. Защита от манипуляций.

1

Эффективное разрешение конфликта. Управление конфликтом.

1

Терпимость в общении. Правила бесконфликтного общения.

1

Я и другой (принятие своего мнения и мнения других)

1

Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается?

1

Эффективная коммуникация. Как ее достичь?

1

Эффективная позиция слушателя.

1

Бесконфликтный стиль общения. Удаляем барьеры.

1

Подготовительный этап медиации. Как его организовать?

1

Основной этап медиации: от замысла до завершения.

1

Как закончить медиацию?

1

Возникли проблемы: что делать? Риски и трудности.

1

«Настоящий медиатор» - какой он?

1

Зачем люди становятся медиаторами?

1

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

1

Чему мы научились?

1

Какие мы медиаторы?  Самомедиация.

1

Ролевая игра «Неведомые миры» (Проигрывание поведения в стрессовой ситуации).

1

Самопознание и саморазвитие. Многообразие личностных качеств.

1

Ролевая игра «Суд присяжных»

1

Две стороны человека. Вербальные и невербальные средства общения.

1

Ролевая игра «Кто виноват?»

1

Ролевая игра «Разные, но равные»

1

Ролевая игра «Компромисс»

1

Ролевая игра «Прокуроры и адвокаты»

1

Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс.

1

Позиция медиатора

1

Коммуникативные навыки медиатора

1

Взгляд в будущее.

1

Итого

34

В прошлом году эта программа прошла апробацию на базе нашей школы. Обучение происходило на общественных началах. В качестве преподавателей этого курса выступали представители нашей школьной службы медиации.  Следует сказать, что первоначально в этой группе состояло 15 человек. В течение процесса обучения состав группы менялся, некоторые дети ушли, приходили новые ребята, но 8 детей прошли обучение от начала до конца. Следует сказать, что преимущественно в программе принимали участие девочки.

Из этих 8 детей только три девочки согласились применить полученные знания на практике и войти в состав школьной службы медиации. Об опыте их работы в качестве медиаторов я расскажу чуть позже.

Следует добавить, что на этом существование программы не прекратилось. Она существует второй год, к обучающимся присоединились и педагоги нашей школы. На сегодняшний день обучение проходят еще 6 детей в возрасте 15 – 16 лет и три педагога.  

Слайд 8.   

Что такая программа может дать педагогам школы:

  • возможность управлять школьными конфликтами;
  • возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;
  • приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
  • инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
  • овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде;
  • укрепление роли школьного самоуправления.

Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль.

В планах нашей школы на будущей учебный год стоит введение этой программы в рамки внеурочной деятельности в 8 классе, т.к. обучение позволит школьникам

  • научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • научиться убеждать других словами, а не силой;
  • участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
  • научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
  • научиться конструктивно  выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
  • помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).

Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим.

Вернемся к нашим юным медиаторам. Опыт участия в разрешении конфликтов не очень большой, в этом качестве они выступают с сентября 2020 года. От родителей получено согласие на участие детей в такой деятельности. На сегодняшний момент рассмотрены всего два конфликтные ситуации, которые приведены к примирению. Естественно это конфликты между сверстниками. На мой взгляд, начинать практическую работу юных нужно именно с таких ситуаций. Безусловно, деятельность юных медиаторов не была целиком и полностью самостоятельной. На всех этапах деятельность ребят согласовывалась с куратором, разрабатывался четкий план действий, подготавливались вопросы для конфликтующих сторон и т.д.

Слайд 9. В ходе работы четко соблюдались  следующие принципы:

Добровольность. Все стороны, включая медиатора, должны желать разрешения конфликта таким образом. Медиация - это исключительно добровольный процесс, так как направлен на примирение, а не притеснение двух сторон.

Конфиденциальность. Медиатор не должен разглашать содержание конфликта, а также его решение при условии, что обе стороны не дали согласия на это. Посредник может рассказывать конкретные случаи, но без упоминания имен, фамилий и других данных, которые могут прямо или косвенно указать на конфликтующих лиц.

Взаимоуважение. Только на этой основе компромисс может быть достигнут.

Равноправие сторон. Отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство.

Нейтральность. В случае понимания невозможности сохранения нейтральности из – за личностных взаимоотношений с кем – либо из участников посредник должен отказаться от  проведения встречи или передать ее другому.

Прозрачность процедуры. Несмотря на конфиденциальность, медиация - это процедура, которая не должна иметь подводных камней.

Какие ситуации были рассмотрены?

Слайд 10.

Ситуация 1.

«Социальные сети»

Источник направления информации об участниках конфликта: учащиеся 8 класса Ирина, Алина.

Стороны: учащиеся 8 класса Вероника, Алина, Николай, Матвей, Ирина.

Фабула: 10 ноября 2020 года в рекреации 2 этажа между Николаем и Алиной произошел разговор, в котором юноша рассказал однокласснице о прочитанной информации в интернет сети, которая содержала не лестные отзывы об Алине. Разговор был услышан Матвеем (друг Алины), но не с самого начала. Сделав свои преждевременные выводы, Матвей грозно надвинулся на одноклассника, готовый ударить. Одноклассники остановили юношу. Матвей назначил встречу после уроков Николаю за территорией школы. Обеспокоенные услышанным, Ирина и Алина обратились в ШСМ за помощью предотвратить возможную драку. Первая встреча состоялась сразу после уроков, на которую пришли юноши и Алина. Каждому было дано задание, рассказать конфликтную ситуацию со своей точки зрения и объяснить свой поступок, поведение. Матвей был искренне удивлен, что Николай рассказал Алине о порочащей ее информации с одной целью: предупредить девушку, и сделать все, что бы об этом не узнал Матвей. Алина подтвердила намерения Николая. Матвей принес свои извинения однокласснику.

Ребятам были заданы вопросы:

  1. Что им помешало самостоятельно договориться и выяснить ситуацию, предотвратить тем самым вечерние разборки « стрелку»?

Алина робко предположила, что вспыльчивость друга мешает им порой услышать, понять друг друга. Николай предположил, что из-за своего упрямства он, скорее всего, ничего не стал бы объяснять Матвею и был готов к драке. Матвей молчал.

  1. Можешь ли представить последствия «стрелки» если бы это случилось?

Матвей предположил, что они могли бы разобраться в итоге, даже если бы произошла драка, но вместе с тем заметил, что, скорее всего, за драку их могли привлечь к ответственности, поставить на учет в КДН, что крайне нежелательно для обоих. Алина подытожила: прежде чем что-то сделать, подумай 5 раз. Юноши согласились.

  1. Что характеризует взрослого мужчину: готовность вступить в драку или умение договариваться и сдерживать свои эмоции?

Подумав, мальчики ответили, что то и другое, но первое имеет нехорошие последствия, значит лучше уметь договариваться и держать эмоции под контролем. Ребята пожали в знак примирения друг другу руки.

Результат работы: примирение.

Слайд 11.

Ситуация 2.

«Дай списать»

 Источник информации об участниках конфликта: учитель-предметник Е.П.

 Стороны: учащиеся 6а класса Валерия, Никита, Алексей и Алена.

 Фабула: 12 декабря 2020 года во время урока математики произошел конфликт между Никитой и Алексеем. Никита пытался списать вариант у соседа по парте, но тот грубо отказал ему, оскорбив так громко, что услышал весь класс. Никита встал из-за парты и ударил учебником Алексея, сказав, что разбираться они будут после уроков за школой. В течение всего оставшегося времени урока Никита ничего не делал, а только кидал различные мелкие предметы в Алексея, несмотря на замечания учителя. Конфликт разрастался.

 Цели встречи: создать благоприятные условия для общения подростков; способствовать восстановлению хороших взаимоотношений между ребятами.

 Решено было  незамедлительно встретиться с участниками конфликта и предложить им назначенную ими встречу перенести в комнату школьной службы медиации. Подростки засомневались.

 Были заданы вопросы:

  1. Как они хотели общаться, только друг с другом или в присутствии посторонних свидетелей?

«Между собой», - ответил Алексей. Подростков уверили в том, что самое укромное место это кабинет школьной службы медиации, откуда не уходит информация. Никита предположил, что на улице их могут увидеть, сфотографировать и потом выложить в сеть интернет. Пришли к выводу, что встреча будет в кабинете ШСМ, но подростки взяли слово, что ни один человек не будет знать о том, что будет происходить за дверями комнаты.

Первая встреча конфликтующих сторон произошла в тот же день, 12 декабря после уроков в комнате ШСМ.

  1. Каждой стороне предложили высказать свое отношение к конфликту, постараться не давать оценку действиям обидчика, а наоборот, объяснить свои чувства на услышанное и увиденное, последствия для каждого, предложить свой путь из создавшейся ситуации. Начал разговор Алексей, который объяснил, что списать он не мог разрешить однокласснику, так как его бы за это наказал учитель, поставив единицу. Алексей вспомнил случай, когда произошла аналогичная ситуация и дома его ругали за незаслуженную двойку. «Мне не жалко, но зачем мне двойки, как я их потом закрою, мне три за четверть никак нельзя иметь, родители не купят новый комп, а я давно мечтаю….» Никита ответил, что не знал этих обстоятельств, теперь он понимает, почему Алексей отказал, но слова оскорбления простить ему никогда не сможет, ведь это было публично… Подростки замолчали.
  2. Задали вопрос  Никите: «Как ты думаешь, а удар книгой по голове при всем классе это публичное унижение?» Алексей вступил в разговор: «Может, будем квиты, оба виноваты? А я помогу тебе решить алгебру вечером, спишемся по инету…» Никита согласился, в знак примирения подростки пожали друг другу руки. Алексей заметил: «вот бы сейчас всю школу собрали на «стрелку» и как глупо бы выглядели…», Никита, улыбнувшись, согласился.

Результат встречи: примирение.

Следует заметить, что в обе ситуации не содержат полноценного процесса медиации, а скорее относятся к примирению сторон, однако то, что это было проведено юными медиаторами уже значительный результат.  Мы будем двигаться в этом направлении. 

Заключение.

Необходимость внедрения в программ обучения конструктивному способу решения конфликтов очевидна. Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов не вызывает сомнений. Будет ли медиация в школе пустым звуком и простой  формальностью или займет достойное место, зависит от школы, учителей и родителей.

Наши юные медиаторы только в начале своего нелегкого пути. Им еще многому предстоит научиться, но «семена попали в почву и уже проросли».

Создание служб школьной медиации это не панацея. Но, на мой взгляд, это возможность человека научиться слышать не только себя, но  и  другого человека, это возможность ощутить  удовлетворение от принятого решения – ведь это его личный выбор!

Занятие «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»

Цель: Анализ негативных явлений, связанных с нарушением коммуникации (конфликты, стрелки, изгои и т.д.) в школьном сообществе

Задачи:

  • Формирование представления о конфликтных ситуациях в школе.
  • Осознание способов разрешения конфликтов в школе
  • Поиск оптимальных способов выхода из конфликта
  1. Дискуссия «Что такое конфликтная ситуация?» С какими конфликтными ситуациями в школе вы сталкивались? (выход на стрелки, изгоев и т.д.)
  2. Упражнение «Пишем синквейны» (Продолжительность 15  мин.)

Синквейн - поэтическая форма, которая не требует от участников развитых способностей к стихосложению. Синквейн состоит из 5 строк и выстраивается следующим образом:

  • Первая строка - определяемое понятие
  • Вторая строка - два прилагательных к нему
  • Третья строка - три глагола к нему
  • Четвертая строка - фраза из 4-5 слов
  • Пятая строка - вывод (обобщающее понятие, синоним и т.д.)

Участникам предлагается в тройках создать синквейны на тему: конфликты в школе. Далее участники зачитывают полученные варианты синквейнов. Ведущий обобщает, делая акцент на ключевых, повторяющихся понятиях, расходящихся мнениях и т.д. Подводит итог, что такое конфликт, комментируя фразу в теме занятия: «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс».

Для пояснения конфликта как процесса может быть использована метафора «Костер конфликта».

Ведущий представляет конфликт в виде метафоры:

  • Собранные дрова - предпосылки для загорания уже есть, но пламя пока не видно (в спец. литературе - латентный конфликт).
  • Загоревшиеся дрова - возникновение повода для перевода конфликта из скрытого в явный.
  • Полыхающее пламя - как огонь пожирает на своем пути, уничтожая и то, что является источником пламени, так и конфликт в большинстве случаев поражает вовлеченные в него стороны, нанося им ущерб, морально и физически разрушая их.
  • Угли пожарища, которые, в зависимости от ситуации, могут как окончательно затухнуть, так и разгореться с новой силой при обеспечении их новым топливом.
  • Полностью потухший костер: огонь погас, угли остыли - конфликт исчерпан, разрешен, его возобновление без дополнительных провокаций невозможно.

Для освоения этой метафорической модели необходимо соотнести ее с реальным опытом учащихся (разобрать конфликт из школьной жизни).

  1. Упражнение «Как разрешаются конфликты в школе?» (15 мин.)
  • Ведущий собирает информацию, какие конфликты бывают в школах, чем они заканчиваются (результаты фиксируется на флип-чарте).
  • Участникам по группам предлагается разыграть, как разрешаются эти конфликтные ситуации в школе.

Ведущий делает вывод о существующих способах разрешения конфликтов в школе и об их результатах, кто получает удовлетворение от таких способов, как себя чувствуют стороны конфликта, как складываются отношения после конфликта у сторон, как реагирует сообщество.

  1. Упражнение «Лиса и журавль» (10 мин.)

Для работы используется басня И.Крылова «Лиса и журавль». Как известно, Лиса и Журавль приглашали друг друга в гости, чтобы наладить отношения, но каждый другого подчевал таким угощением, который тот не мог съесть: подала Журавлю размазанную по тарелке кашу, и он не смог ее склевать, а Журавль предложил Лисе откушать из кувшины с узким горлышком, в который она не смогла просунуть свой нос.

Участникам предлагается разделиться на две группы. Одна подгруппа вживается в роль Лисы, другая - в роль Журавля. Группы отвечают на вопрос: «При каких условиях вы сможете пообедать?»

После представления своих вариантов ответов тренер подводит общий итог: что необходимо для конструктивного разрешения конфликта (фиксируется на флип-чарте). Важно подвести к осознанию основных принципов восстановительного подхода, включению в процесс разрешения конфликтов третей стороны.

  1. Метафора. «Небеса и ад» (5 мин.)

Я хочу рассказать вам историю:

«Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?»

Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик».

  • Почему пожилой мудрец сказал. Что насилие - это ад?
  • Что ты чувствуешь и делаешь, когда видишь, что двое других детей вот-вот подерутся? Как можно помочь этим ребятам избежать драки?

В подведении итогов тренеру необходимо выйти на важность создания команды, которая смогла бы разрешать возникающие сложные ситуации между ребятами в школе.

  1. Итоговая рефлексия. Чем для каждого из вас запомнится это занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса на тему: "Эффективное разрешение конфликта ученик-родитель-ученик"

Данная разработка является участником Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2009" (регистрационный номер №138)...

Участие социального педагога в разрешении конфликтов

Материалы для выступления на районном методическом объеодинении...

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Материал содержит информацию о причинах конфликтов с позиции учителя и родителей. В работе даны рекомендации учителям и  родителям, как избежать конфликтов....

Дети в ситуациях конфликта между родителями

Семья – сложная система из разных людей, если возникают конфликты ( а они неизбежны, в силу того, что все мы очень разные люди) между родителями, то конечно страдают и дети....

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"...

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...